Внедрение «Электронного правительства» началось во второй половине 1990-х, когда государственные структуры по всему миру осознали потенциал ИКТ и возможности Интернета. «Электронное правительство» не является дополнением и не подменяет органы власти, а определяет новый способ взаимодействия на основе активного использования ИКТ в целях повышения эффективности предоставления государственных услуг.
В мировой практике в рамках проектов «Электронного правительства» обычно выделяют следующие виды взаимодействия:
§ между государством и гражданами (Government-to-Citizen) — G2C;
§ между государством и бизнесом (Government-to-Business) — G2B;
§ между различными ветвями государственной власти (Government-to-Government) — G2G;
§ между государством и государственными служащими (Government-to-Employees) — G2E.
Помимо новых форм взаимодействия, «Электронное правительство» рассматривается и как новая модель государственного управления, появившаяся в результате преобразования традиционных отношений граждан и власти. При таком понимании «electronic government» включает в себя как технологические, так и социальные, экономические и политические аспекты и представляет собой инфраструктуру, которую создают государственные органы власти, чтобы изменить способы выполнения стоящих перед ними задач и реализации установленных функций.
Формирование программ по созданию электронного правительства основывается на таких принципах, как направленность на потребности граждан, экономическая эффективность и открытость для общественного контроля и инициативы. Приведем несколько подходов к реализации электронного правительства.
Технократический, или архитектурный подход требует ревизии существующих в государственных организациях процессов, процедур, регламентов с последующей их формализацией и фиксацией с помощью информационных систем. Несмотря на то, что этот подход является способом переосмысления существующих в государственном секторе управленческих механизмов, такие социальные факторы, как структура неформальных связей, основанные на определенных культурных особенностях, поведенческие модели индивидов в организации и т.п. не рассматриваются.
Альтернативным является подход институционализации ИКТ, в котором применению ИКТ предшествует изучение сложившейся в государственной организации, как социальной системе культурно-ценностных установок, структуры вертикальных и горизонтальных коммуникаций, управленческой методологии. Сторонники данного подхода рассматривают в первую очередь социальные детерминанты, определяющие процесс развития электронного правительства. Акцент в этом понимании делается на то, какие ИКТ и как будут применены в контексте государственной организации как социальной системы, в которой обязательно присутствуют система личности и система культуры.
Еще одним практическим подходом является так называемый «государственный информационный менеджмент». В отличие от архитектурного, для данного подхода актуальны проблемы трансформации внутренних и внешних отношений государственной организации, анализа системы ценностей организации и ее структуры, увеличение роли информации и знаний в повседневной работе государственных служащих, пересмотр внутренних процедур и функций как результата появления дополнительных электронных каналов коммуникации внутри организации. Этот подход предполагает разработку и применение комплекса мер, направленных на максимально эффективное практическое внедрение информационных систем и продуктов в государственной организации на основе активного заимствования опыта внедрения ИКТ коммерческими компаниями.
Вне зависимости от использования того или иного базового подхода при реализации проектов электронного правительства, практические цели внедрения электронного правительства совпадают. Это, прежде всего:
§ повышение качества предоставляемых государственных услуг, ориентация на пользователей;
§ сокращение времени обслуживания заявителей;
§ ликвидация административных барьеров в работе субъектов хозяйственной деятельности;
§ расширение перечня предоставляемых государственных услуг в электронном виде;
§ повышение степени вовлеченности граждан и органов власти в развитие информационного общества;
§ рост вовлеченности граждан в демократические процессы;
§ повышение конкурентоспособности экономики;
§ повышение открытости и прозрачности деятельности органов власти.
Главной задачей при внедрении технологий электронного правительства является смещение приоритетов в деятельности органов власти от ведомственных интересов к удовлетворению потребностей общества. Сегодня информационные технологии, создающие ценности нового электронного века и функционирующие по принципу «быстрее, лучше, дешевле, доступнее», должны работать на интересы всех российских граждан в форме предоставления качественных государственных услуг.