На региональном уровне ИКТ занимают сегодня центральное место в обновлении и реструктуризации ключевых сфер деятельности: государственного и муниципального управления, бизнеса, образования, здравоохранения, культуры, обеспечения безопасности, общественной жизни. Сложившаяся ситуация развития информатизации и построения «электронного правительства» на уровне региона характеризуется целым рядом противоречивых особенностей:
§ усиление активности в реализации проектов по формированию ИТ-инфраструктуры и создания региональных ИКТ-систем в разных сферах деятельности региона (как следствие осознания того, что информатизация деятельности региональных органов исполнительной власти и подведомственных им организаций может способствовать достижению поставленных целей для территориального развития);
§ создание организационных структур в региональных администрациях, отвечающих за информатизацию, и координационных советов по реализации ИТ-проектов (как следствие увеличения сложности реализуемых проектов и необходимости интеграции в рамках проекта организационных, нормативно-правовых, технологических компонентов в рамках целостной конструкции информатизации региона);
§ расчет на «собственные силы»: реализация проектов в ориентации исключительно на существующие возможности на уровне региона, являющиеся следствием «пробуксовки» федеральных проектов по «типовым решениям для региона» и расхождением ряда приоритетов, фиксируемым на федеральном уровне в отношении ИТ-систем, с актуальными потребностями, существующими в субъектах Российской Федерации; отсутствия внятных предложений со стороны ИТ-интеграторов для региональных администраций (часто незнание специфики государственного управления и отсутствие компетенции у сотрудников ИТ-интеграторов в постановке задачи и попытки «продать не то в чем есть потребность, а то, что есть в наличии у ИТ-компаний»);
§ региональная информационная раздробленность — характеризуется тем, что в рамках региона каждое ведомство внедряет программное обеспечение и организуют свою ИКТ инфраструктуру самостоятельно. В рамках большинства регионов отсутствуют консолидированные системы планирования ИТ и единая система бюджетирования — большая часть внедрений идет в рамках бюджетов отдельных региональных министерств и департаментов. Одно из ближайших следствий такого положения дел — сложность при интеграции и технологическая несовместимость разнородных систем даже в рамках региона;
§ нечеткость и неясность при планировании работ — значительный процент неудачных и малоэффективных решений в регионах России создает ситуацию, когда в рамках принятия решения о расходовании ресурсов ИТ-проекты рассматриваются по остаточному принципу, т.к. если в рамках «стандартных мероприятий» результат понятен и может быть посчитан, то при запуске комплексного ИТ-проекта результат неочевиден (это во многом является следствием отсутствия адекватных методик расчета эффективности внедрения ИТ в органах власти субъектов Российской Федерации — при продвижении проекта обосновать объективные параметры эффективности/полезности ИТ-проекта для региона сложно);
§ неадекватность стратегий информатизации региона — ИТ-отделы региональных администраций в большинстве своем формировались как отделы, обслуживающие технический парк: компьютеры, принтеры, сети и т.п., а в настоящий момент вынуждены заниматься стратегическим планированием и проектированием ИТ-систем уровня региона, их подходы к информатизации мало эффективны. Для этого у сотрудников органов государственной власти просто не хватает знаний и квалификации;
§ отсутствие общей картины информатизации органов государственной власти федерального и регионального уровня и, как следствие, невозможность эффективного согласованного развития государственных информационных систем федерального и регионального уровней;
§ отсутствие нормативно-правовых оснований для координации работ при внедрении информационных систем в регионах между территориальными отделениями федеральных органов исполнительной власти, региональными органами власти и органами местного самоуправления. Отсутствие общей методологии и стандартов на применяемые информационные технологии в органах государственной власти;
§ отсутствие системы передачи опыта и технологий при внедрении информационных решений в регионах, использования «лучших практик», отсутствие квалифицированных специалистов и методических руководств.
Одним из ограничителей развития «электронного правительства» на региональном уровне является также отсутствие профессиональных знаний и компетенции у сотрудников органов государственной власти. Как показывает практика информатизации органов государственной власти, для эффективного создания «электронного правительства» критически необходимы квалифицированные специалисты, а на данный момент у сотрудников органов государственной власти часто не хватает общих знаний про технологии «электронного правительства» и механизмы их внедрения. До сих пор в обыденном понимании термин «электронное правительство» часто ассоциируется исключительно с внедрением компьютерной техники, программного обеспечения, средств связи. Однако суть «электронного правительства» заключается прежде всего в новом организационном устройстве и новых технологиях функционирования государства, отдельных его институтов, которые возникают или становятся возможными в связи с использованием ИКТ и должны быть закреплены не только в нормативно-правовой базе, но и в методологии государственного управления.
Для повышения информированности государственных и муниципальных служащих о целях, задачах и подходах при формировании «электронного правительства», для овладения основными навыками работы с основными технологиями, процедурами и механизмами создан данный курс дистанционного обучения «Электронное правительство».