К наиболее значительным философам-славянофилам относят И.В. Киреевского, А.С. Хомякова, К.С. Аксакова, Ю.В. Самарина. Наиболее ярко философские идеи славянофилов были выражены в творчестве основателей движения Ивана Васильевича Киреевского (1806 – 1856) и Алексея Степановича Хомякова (1804-1860).
Приступая к осмыслению философии Киреевского и Хомякова, отметим, что они оба были поэтами, причем не только в стихах, но и в жизни. Изложение же философского учения поэта - трудная, ответственная и неблагодарная задача. Поэт постигает истину интуитивно и даже в философском трактате выражает ее как художник - часто с помощью метафор, рассчитывая на интуицию, сотворчество, да и догадливость читателя. Подобная манера философствования хороша именно для зачинателя традиции, поскольку по сути своей предполагает дальнейшую интеллектуальную работу над развитием определенного круга идей.
Как ясно уже из сказанного, литературная деятельность Киреевского и Хомякова была многообразной. Философские идеи обнаруживаются в различных жанрах их словесного творчества. Но они писали и собственно философские статьи. К последним следует отнести очерки Киреевского «О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России», «О необходимости и возможности новых начал для философии», а также статьи Хомякова «О современных явлениях в области философии (письмо к Ю.Ф. Самарину)», «По поводу статьи И.В. Киреевского «О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России».
Уже название работ позволяет указать на одну из важнейших характеристик славянофильской философии, – их критика современной западной философии была сопряжена с осмыслением и критикой истории развития западной культуры как таковой. Ибо философию они мыслили в качестве существеннейшего и неотъемлемого элемента этой культуры. Преодоление трудностей, возникших в западной философии, о которых упоминалось в предыдущих главах учебника, по мысли славянофилов, возможно лишь в русле создания нового просвещения, опирающегося на иные чем на Западе основания. Обнаружение этих оснований в истории отечественной культуры и исследование их является несомненной заслугой родоначальников славянофильства.
Основные идеи теоретической философии славянофилов выдвинул Киреевский. Он попытался в русле традиции философии отцов православной церкви решить труднейшие теоретические вопросы, возникшие в западной философии XIX века. Но каковы причины, обусловившие кризис западного просвещения? На этот вопрос славянофилы дают вполне обоснованный ответ – рассудочность, рационализм. Рассудок стал главным элементом западной культуры, высшим критерием ценности, что сделало западную философию и западное просвещение односторонним. Киреевский и Хомяков убедительно показали, что цельность является мерой оптимума культуры, оптимумом духовной жизни и, наконец, оптимумом развития философии.
Весьма существенно, что цельность у Киреевского становится основной идеей гносеологии, ведь гносеология имеет жизненно важное значение для решения всех других философских вопросов, так как она рассматривает их характер и пути их исследования. Характерной чертой его гносеологии является доверие к различным формам опыта - чувственному, рациональному, эстетическому, нравственному, мистическому. В цельном знании рассудочная деятельность разума является только одним из необходимых элементов, наряду с другими – эстетическим чувством, нравственным опытом и даже мистической интуицией. Но и мистический опыт устанавливает связь человека с Богом, ни в коем случае не является судьей над другими формами опыта. Его данные «металогичны», но этот сверхрациональный элемент не делает его высшим способом познания, идеальным для всех других форм, определяющим как чувственное, так и рациональное познание.
Историософская проблематика получила глубокую разработку в творчестве Хомякова. Он посвятил ей многотомный труд под названием “Семирамида”. Изучая всемирную историю, Хомяков пытается понять «русскую идею», осмыслить роль нашего отечества в мировом историческом прогрессе.
Мировая история мыслится им как драма, а народы - как действующие лица этой драмы. Они свободны, то есть не являются винтиками общественно исторического процесса или актерами, разыгрывающими написанную Богом пьесу, а творят историческую реальность. Лицо народа, то есть специфическое сочетание его духовных качеств, формируется в историческом процессе. Благодаря свободе, народы находятся в процессе внутреннего брожения и во внешних столкновениях друг с другом. Названные процессы способствуют историческому творчеству: рождению новых народов-личностей с новыми духовными качествами. Но история не есть царство свободы и произвола. В ней философ допускает действие Провидения, что ясно из знаменитого стихотворения, написанного Хомяковым перед Крымской войной и обращенного к России:
Тебя призвал на брань святую,
Тебя Господь наш полюбил,
Тебе дал силу роковую,
Да сокрушишь ты волю злую
Слепых бездумных, буйных сил (...)
Но помни: быть орудьем Бога
Земным созданьям тяжело.
Своих рабов он судит строго,
А на тебе, увы! как много
Грехов ужасных налегло!,
Сочетание свободы, творчества и провиденциальности, которое полагает Хомяков в историческом процессе, указывают на христианскую традицию, которой он следует, формулируя основные идеи историософии. И не случайно, что смысл исторического творчества он связывает с адекватным принятием истины, данной человечеству христианством. В результате исторического творчества появляется народы, духовные качества которого в разной степени способствуют принятию христианской истины, на основе которой народ создает культуру. По мысли Хомякова, духовные свойства русского народа наиболее благоприятны для правильного понимания христианства, а русская культура, русская жизнь в своих, конечно, лучших чертах, отразила христианский идеал. Но идеал этот слишком высок, поэтому и дальнейшая история России будет трудным путем самостоятельного духовного просветления истиной, трудным путем ее познания. Однако творчество новых христианских форм жизни, создание собственно христианской культуры, по мнению Хомякова, возможно только в условиях соборности, то есть свободного подчинения многих высшим ценностям, где происходит общая, согреваемая и освещаемая любовью познавательная работа. И эта соборная работа должна осуществляться в содружестве с другими народами, используя опыт других народов, но ни в коем случае не на путях простого подражания, убивающего творческие силы страны.
Ни Киреевский, ни Хомяков не создали развитой философской системы, но их идеи не остались незамеченными. Цельное знание, сочетающее в себе чувственный, рациональный и сверхрациональный элементы, а также соборность, лежащая в основе общественной жизни, были идеалами для славянофилов, и эти идеалы вдохновили многих русских философов, предопределив в известной мере направленность развития отечественной философии.