Теорию объективного идеализма, как всеобъемлющее учение, разрабатывали последователи Канта - Фихте, Шеллинг и Гегель. В качестве примера рассмотрим в общих чертах точку зрения последнего.
Философия Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831) представляет собой грандиозную попытку понять все мироздание и особенно историю человечества как процесс раскрытия Абсолютного, которое философ часто называл также Идеей или Мировым Духом. Только в философии Гегеля объективный идеализм продуман до последнего конца, приведен во всеобъемлющую систему и, главное, приложен к историческому процессу.
Новизна гегелевской философии заключается в том, что он впервые стремился понять сам Дух не только как неизменную субстанцию, но и как процесс. Диалектика, философское учение им созданное, есть не что иное, как система законов этого процесса, развивающегося согласно знаменитой триаде: тезис, антитезис, синтез. Диалектика есть, конечно, метод познания, но для Гегеля она была не только метод, а укоренение в самом бытии.
В начале Абсолютное существует только “в себе”, как единый, вечный и неподвижный мир платоновских идей (первотезис). Как таковой он изучается, по Гегелю, логикой. Второе диалектическое звено есть антитезис, представляющий собой отрицание тезиса, точнее - его противоположность. Если Дух изначально есть сплошное единство, то антитезисом этого единства является множественность и раздробленность, которую Гегель назвал “вне-себя-бытием”. Этот первичный антитезис есть природа, где каждая вещь находится вне иной вещи (то есть они разделены в пространстве), каждое бытие следует за предшествующим бытием (то есть, существует разделенность во времени), и, наконец, где причина порождает следствие, также находящееся вне причины. Третьей ступенью должен быть синтез, в котором тезис и антитезис даны в единстве. Этот первичный синтез есть история человечества, в процессе которой Абсолютное (то есть Божество) реализует себя в самосознании человека. Здесь бытие существует не только в себе, или как своя иноприродность, но как бытие “в себе” и “для себя”.
Так понятая, история человечества изучается рядом наук - самой историей, психологией, этикой, эстетикой, историей религии, но прежде всего царицей наук - философией.
Отметим, что гегелевская концепция позволяет преодолеть указанные выше трудности философской гносеологии и онтологии. Гносеология Нового времени исходила из понятия сознания, как внутренней душевной жизни. Загадка же сознания сводится к вопросу: как сознание достигает знания, содержание которого имеет силу независимо от сознанности или познанности? В этом смысле “истина” или “предмет знания”, будучи трансцендентны сознанию (находящиеся вне его), вместе с тем должны быть имманентны ему, то есть улавливаться или усваиваться им. Гегель, как и объективный идеализм вообще, достигает разрешения этой проблемы строгим различением сознания в гносеологическом смысле (или знания) от сознания в психологическом смысле. Для гегелевской гносеологии нет мышления без бытия, а бытия без мышления. Столь же плодотворно решает Гегель и онтологическую проблему систематического единства бытия (его органического единства). Как было показано выше, у него бытие есть единство Абсолютного Духа, раскрывающееся в развитии этого духа через многообразные формы и стадии его.
Наилучшим примером диалектического решения названных проблем теоретической философии может служить следующий ход мысли, с которого Гегель начинает свою “Науку логики”. Философия, с его точки зрения, должна начинаться с самого общего понятия, переходя затем к понятиям более конкретным. Наиболее общее понятие есть понятие бытия. В нем, по замыслу, должно содержаться все, что есть. Но при попытке конкретно помыслить это понятие мы видим, что оно настолько обще и широко, что мы не можем здесь представить себе что-нибудь определенное. Понятие бытия оказывается на поверку пустым и бессодержательным. По меткому замечанию философа, так понятое бытие есть “ночь Абсолютного, в которой все кошки (явления) серы”. Иначе говоря, бытие превратилось у нас под руками в свою противоположность и свое отрицание - в небытие (антитезис). Но философская мысль не может на этом остановиться; она идет далее - к синтезу.
Синтез понятий бытия и небытия есть становление, ибо понятие становления предполагает, что нечто есть (то, что становиться), с другой стороны, в нем чего-то еще нет (иначе оно было бы самодостаточным и завершенным - ему незачем было бы “становиться”). Эту идею становления Гегель справедливо считал одним из главных своих открытий. Но этого мало. Становление тоже имеет два аспекта - тезисный и антитезисный. Тезисный его аспект есть возникновение. Антитезисный - исчезновение. Синтезом тут будет понятие “явления”, которое Гегель описывает как “пребывание того, что исчезает и возникает”. И так далее.
Подобно философскому пауку, Гегель ткет из своего разума диалектическую паутину умозрительных понятий, которые, в отличие от формальной логики, внутренне противоречивы, хотя и имеют тенденцию гармонически синтезироваться.
В отличие от Аристотеля и школьной логики, Гегель стремится не избегать противоречий, а находить и культивировать их. Правда, он отличает противоречия, в котором одно понятие противостоит другому, от бессмыслицы, которая есть механический набор понятий. Именно противоречия и сообщают реальности ее динамичность. Говоря словами мыслителя, - “противоречие ведет нас вперед”.
На основании того, что история суть первичный синтез тезиса (Абсолютного) и антитезиса (природы), не следует думать, что она есть стройный, гармоничный процесс развития, ибо этот процесс носит также тезисно-антитезисный характер, а антитезис есть отрицание, то есть временное разрушение тезиса, пусть потом восстановляемого в новом, синтетическом единстве. Хотя Гегель, в конечном счете, скорее оптимист, чем пессимист (недаром он понимает историю как “прогресс в создании свободы”), все же периоды антитезиса - трагические периоды истории. Мало того, по Гегелю, мир и благоденствие - мещанские идеалы, и в условиях покоя человеческий дух засыпает. Потому он называет такие спокойные периоды “пустыми страницами истории”. Всеобщая гармония наступит лишь в самом финале мирового процесса. При этом все ценное в прошлом, даже если оно временно разрушается, рано или поздно восстановится в новом, лучшем виде. Память Мирового Духа, говорит он, ничего не забывает и содержит в себе “все”. Одновременно он подчеркивает, что философия не творит историю, а осознает ее и что философская мудрость завершает диалектику. Философия - поздний плод духа. Говоря словами Гегеля: “Сова Миневра только в сумерках начинает свой полет”.
Философия Гегеля одушевлена мессианским духом, хотя изложена автором в строгой форме законченной логической системы. Уже при жизни Гегеля упрекали в рационализме, называя его систему «панлогизмом». Сам он считал данные обвинения несправедливыми, указывая на то, что разум, согласно его учению, в последнем своем виде выводит свое знание по законам умственной необходимости не из отвлеченного понятия, но из самого корня самосознания, где бытие и мышление соединяются в одно безусловное тождество. Для уяснения данного интеллектуального построения обратимся к учению, разъясняющему смысл понятия тождества.
Впервые данное учение вполне ясно изложено современником Гегеля Шеллингом в диалоге «Бруно», написанном в 1802 году. В Абсолютном, т.е. в Боге содержатся идеи вещей, как их первообразы. Идея есть всегда единство противоположностей – единство идеального и реального, единство мышления и наглядного представления, единство общего и частного, бесконечного и конечного. «Природа такого единства есть красота и истина, потому что прекрасно то, в чем общее и частное, род и индивидуум абсолютно едины, как в образах богов; только такое единство есть также истина». Все вещи, поскольку они суть первообразы в Боге, т.е. идеи, обладают вечной жизнью, вне всякого времени. Но они (идеи) могут для себя, не для Бога отказаться от этого состояния и перейти к существованию во времени. В этом состоянии они являются не первообразами, а только отображениями. Но даже и в этом состоянии «чем совершеннее вещь, тем более она стремится уже в том, что в ней конечно, выразить бесконечное».
Упреки Гегеля в рационализме обусловлены, прежде всего, недостаточно ясным пониманием того, что следует разуметь под словом «идея». У Гегеля, как и у Шеллинга, понятие «идея» означает конкретно-идеальное начало. Термин идея в логике Гегеля обозначает живое существо, субстанцию на той ступени ее развития, когда она должна быть мыслима в философии природы как дух, как субъект, «как субъект-объект, как единство идеального и реального, конечного и бесконечного, души и тела». Следовательно, идея в специфически гегелевском значении этого термина есть начало не отвлеченное, а конкретно-идеальное. Понятие может в процессе самодвижения преобразоваться в идею, потому что и понятие и идея суть ступени развития одного и того же живого существа, переходящего от душевности к духовности.
Исходя из сказанного, система Гегеля есть не отвлеченный панлогизм, а конкретный идеал-реализм.
[Использован материал: 15, с. 418-422;]
* * *
Ограниченный объем пособия не позволил рассмотреть развитие Западной философии в послегегелевский период. Изучающему предмет могут быть рекомендованы следующие пособия по философии названного периода: Введение в философию. Ч.1. М., 1989; Хюбшер А. Мыслители нашего времени. М., 1994.