Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

А/. Пространственно-временное бытие



Как было замечено еще мыслителями древности, в непосредственном опыте нам дан только мир видимый, только внешний пласт бытия. На вопрос, что существует в мире, нам приходит в голову простой ответ: в мире есть солнце, звезды, наша Земля, а на Земле - люди, растения, животные, моря, реки и проч. Все эти предметы постоянно изменяются, движутся - солнце всходит, облака сгущаются, на растениях появляются весной листья и т.д. Внутренний опыт свидетельствует о существовании психических явлений - чувств, мыслей и проч. Они тоже изменчивы - радость сменяет печаль, которая может усиливаться, либо затихать и т.д.

Всякое состояние вещей, возникающее во времени и после большего или меньшего промежутка времени исчезающее, отходящее в область прошлого, в философии называют реальным событием, реальностью. Еще для обозначения изменяющейся реальности используют слово процесс, особенно тогда, когда имеется ввиду связный ряд событий, например, процесс постройки дороги, процесс созревания яблока и проч. В событиях и процессах следует различать содержание и форму. Все они имеют форму времени, т.е. большую или меньшую продолжительность. Содержание их - то, чем наполнена форма, например, в событии сверкания молнии, форма есть секунда, а содержание - свет.

В философии различают психические и материальные события. Словами материя, материальный обозначают все то, что имеет относительно непроницаемый объем и подвижно в пространстве. Психические (душевные) события существенно отличаются от материальных. Психические события имеют временную форму, но не имеют пространственной. Сумма психических и материальных процессов составляет мир реального бытия.

Итак, мир, данный нам в непосредственном опыте, существует в пространственно-временной форме. Если изучение бытия не углублять дальше его пространственно-временных характеристик, то оно предстанет как нечто раздробленное, состоящее из частей, которые лишь внешним, формальным образом связаны друг с другом. Наиболее очевидная внешняя форма, в которой выражается раздробленность мира, есть внешний пространственный порядок вещей, то есть внеположенность вещей в отношении друг к другу: дерево и парящий над ним ястреб занимают два разных места в пространстве и, по-видимому, все содержание бытия одного из этих существ обособлено от содержания бытия другого. То объединение их, которое получается благодаря тому, что оба они находятся в одном пространстве, вследствие чего ястреб, например, может приблизиться к дереву и сесть на него, имеет лишь внешний характер, поскольку содержание того и другого существа остается внеположным друг другу, занимающим разные объемы пространства.

Другая, еще более глубокая пропасть между содержаниями элементов (частей) бытия открывается во временном порядке мировых процессов. Два события, совершающиеся в разное время, например, вчерашняя радость свидания с давним другом и сегодняшнее наслаждение музыкой, наполняют два разных отрезка времени, отделенные друг от друга двадцатью часами. Внеположность двух названных содержаний реальных процессов во времени более глубока, чем пространственная внеположность, поскольку в пространстве вещи могут быть все же внешним образом приближаемы друг к другу, а во времени, хотя оно и объединяет все события как единое время, ни одно событие, отошедшее в область прошедшего, не может быть перемещено и приближено к настоящему. Они как бы проваливаются в бездну, из которой нет возврата. Понятно поэтому, что философы, не допускающие никакого другого бытия, кроме пространственного и временного, строят онтологические системы, утверждающие глубокую раздробленность мира, разобщенность разных частей его, непреодолимую внеположность их в пространстве и во времени. Мировоззрение, опирающееся на данную онтологию, называется «актуализмом». Яркий пример такого мировоззрения дает философское учение Гераклита. Для того чтобы лучше понять те трудности, которые испытывает современный приверженец актуализма, подробнее рассмотрим понятия пространства и времени.

Время есть форма событий. Во времени мы различаем прошлое, настоящее и будущее. Происходящие в нем события находятся друг к другу в отношениях "прежде", "после", "одновременности", а также - "смежности" или удаленности друг от друга. Длительность времени измеряют такие единицы, как год, сутки, час, минута, секунда.

Важно учитывать, что время делимо до бесконечности - можно получить миллионную долю секунды, которую также можно делить. Неделимо только то, что называют "момент" времени, ибо он не имеет длительности. Моментом времени называется граница между двумя частями времени.

Важнейшее свойство времени - внеположность его частей в отношении друг к другу: например, первая, вторая, третья и т.д. секунды каждой минуты находятся вне друг друга. Отсюда следует, что также и содержание всякого события и процесса, имея временную форму, раздроблено как и само время до бесконечности: содержание события в каждый следующий момент есть нечто новое в сравнении с предыдущими моментами, находящееся вне предыдущих моментов, содержание которых стало уже безвозвратно прошлым. В этом смысле русский философ Л. Лопатин говорил, что события разворачивающиеся во времени обладают свойством "непрерывной исчезаемости".

Пространство есть форма материальных процессов. У времени только одно измерение, одно направление течения его - от прошлого к будущему. У пространства - три: вниз, в длину, в ширину. Отсюда ясно, что отношения между вещами в пространстве более разнообразны, чем отношения между событиями во времени, например, это такие отношения, как "вверх", "вниз", "спереди", "сзади", "далеко", "близко", "смежно".

Пространство, так же как и время, делимо до бесконечности. Возьмем математическую линию, т. е. линию, имеющую только одно измерение, только длину, но не имеющую трехмерного объема и не имеющую двумерной плоскости. Положим, длина какой-либо прямой линии равна одному метру. Ее можно разделить на сто частей - это будут сантиметры. Каждый сантиметр разделим на десять частей. Длина каждой из этих частей будет один миллиметр. Как ни мала эта линия, все же у нее есть длина и потому ее можно опять разделить и так далее до бесконечности.

Неделимы на части только "точки", потому что точка не имеет измерений: она не имеет ни длины, ни ширины, ни высоты. Свойства точек пространства подобны свойствам моментов времени. Пространство, как и время, делимо до бесконечности, следовательно, на линии длиною в один сантиметр существует бесконечное множество точек. Между каждыми двумя точками находится еще точка и т.д. до бесконечности. В этом смысле ряд точек на линии есть непрерывный ряд. Однако это не значит, что линия есть сумма точек. Точка не имеет длины, следовательно, сколько бы точек мы не взяли, из них нельзя получить длину линии. Между каждыми двумя точками есть хотя бы ничтожно короткая линия, протягивающаяся между ними. Следовательно, линия более чем непрерывна: она, как и вообще пространство, есть нечто сплошное.

Части пространства, например, первый, второй и т.д. сантиметры всякого метра, находятся вне друг друга; они внеположны в отношении друг друга. Отсюда следует, что и содержание протяженного, т.е. имеющего пространственную форму, предмета раздроблено, как и само пространство, до бесконечности: оно состоит из частей, находящихся сполна вне друг друга.

Итак, время есть форма всех процессов - и психических, и материальных. Пустого времени, которое текло бы без психического или материального содержания, нет. Пространство есть форма материальных процессов. Пустого пространства нет; оно всегда наполнено содержанием какого-либо материального процесса.

Если пространство есть форма материальных процессов, то ежемгновенное отпадение содержания процессов в прошлое есть вместе с тем отпадение в прошлое их пространства и рождение нового пространства. Таким образом пространство материальных процессов неразрывно связано с временем. Пространство есть всегда пространство-время. Это учение высказывают не только философы, но и современные физики (концепция пространственно-временного континуума).

Строение времени и пространства рассмотрено здесь подробно потому, что, мысля о составе мира, необходимо представлять себе точно "непрерывную исчезаемость" событий во времени. Продумав до конца данную особенность реального бытия, мы, подобно Гераклиту, сталкиваемся с трудностью решения вопросов о смысле жизни и познаваемости мира. Обладая знанием о "непрерывной исчезаемости" событий, поставим вопрос, состоит ли мир только из событий и процессов или в нем есть бытие, не имеющее временную форму и потому неизменное?

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.