Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

В/. Душа как субстанция



Присматриваясь к течению душевных процессов, легко заметить, что в основе их лежит носитель, остающийся тождественным при смене переживаний. Например, встречаясь с приятелем, Я испытываю радость, через пять минут она сменяется горем, когда Я узнаю от него о смерти близкого мне человека, еще через четверть часа Я весь поглощен желанием помочь другу. И радость, и горе, и желание существуют не самостоятельно, а принадлежат моему "Я", которое остается неизменным. "Я" - субстанция, которая служит носителем душевных явлений. Такую субстанцию называют душой.

Субстанция суть идеальное бытие, то есть сверхвременное и сверхпространственное. События, в которых проявляется мое "Я" меняются, между тем, как само "Я" остается тем же самым "Я", следовательно, находится вне потока времени. Подобно материальной субстанции, душа вечна. Слово вечность в применении к субстанции не означает бесконечной длительности, которая была бы течением во времени, а предполагает полную свободу от временных определений (краткость, длительность и проч.).

Субстанция не только находится вне времени, но и господствует над ним. Это обнаруживается в таком свойстве души, как память: душа находится не близко и не далеко от своих переживаний, поэтому она способна охватывать единым взором целый более иди менее длинный отрезок событий, содержащий в себе не только настоящее, но и прошлое, а также нарождающееся будущее; например, слушание музыки и наслаждение ею было бы невозможно без этого господства над временем, потому что каждая отдельная нота мелодии имеет "значение" для нас лишь как элемент целого, следовательно, целое должно быть в нашем сознании как предпосылка восприятия мелодии; не случайно, одаренным способностям к музыке людям часто кажется, что музыку, которую они слышат первый раз, они уже знают, уже когда-то слышали. Мало того, "Я" способно направлять свое внимание вновь и вновь на события в область прошлого. Они опять приобретают актуальное значение и стоят перед нашим умственным взором как живые.

Точно так же душа не обладает и пространственными определениями: "мое я" - не кубическое, не шарообразное и т. п. Само оно не находится в пространстве ни внутри моего тела, ни рядом с телом. Будучи сверхпространственным, то есть, не занимая никакого места и положения в пространстве, следовательно, не будучи также и точкой, душа именно поэтому может быть в связи и с сердцем, и с мозгом, и с глазами, и с проч. Как учил Николай Кузанский, душа целиком находится в целом теле и в каждой части тела.

Трудность усвоения идеи субстанции связана с тем, что человек привык иметь дело только с бытием реальным, существующим только в чувственно наглядных, пространственно-временных формах. Великий мыслитель, блаженный Августин рассказывает в своей "Исповеди", что лишь после тридцати лет он научился мыслить о духовном бытии. Размышляя о бесконечности и вездесущности Бога, он "приходил к чудовищным нелепостям", потому что, "огрубевши сердцем от погружения в чувственность", принужден был представить себе Бога "если не в форме тела человеческого, то по крайней мере чем-то телесным, проникающим все части всего мира и простирающимся в бесконечные пространства". Дело в том, что Августин, по его признанию, ничего не мог представить вне пространства; всякий предмет, не наполняющий собой определенного места, исчезал в его понятии, представляясь ничем, даже не пустотою, а совершенно ничем.

Отсюда следовало, что "все твари будут тогда наполнены Тобою так, что в теле, положим слона, больше будет Тебя, нежели в теле воробья, поскольку первый больше последнего; субстанция твоя будет тогда представляться как бы раздробленною на различные части всего мира, и Ты будешь присущ всем им соразмерно их величине" [22, С. 11-12].

Философское мировоззрение, допускающее только один вид идеального бытия - субстанцию, называется «субстанциализмом» и характеризуется следующими чертами: оно признает чрезвычайно тесную объединенность всего того, что присуще каждой отдельной субстанции, и в то же время чрезвычайную обособленность и самостоятельность субстанций в отношении друг к другу. В одном направлении оно усматривает в мире высокую степень цельности, а в другом - чрезмерную раздробленность (см., например, теорию Демокрита и Декарта). Только если философ, подобно Спинозе, полагает одну субстанцию, он избавляет свою онтологию от указанной трудности, но в этом случае, его ожидают другие проблемы (см. параграф, посвященный разбору концепции Спинозы).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.