Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) является, пожалуй, самым знаменитым русским философом. Он был религиозным философом по преимуществу и по призванию, даже мистиком. Недаром сущность философии он усматривает в Богопознании (теософии). Но в отличие от многих мистиков, Соловьев высоко ценил научное познание и стремился к синтезу, в котором нашли бы свое место наука, искусство и философия. Сам он следующим образом определяет основную задачу своей научной деятельности: “Оправдать веру отцов наших, возвести ее на новую степень разумного сознания, показать как эта вера, будучи освобождена от оков местного обособления и народного самолюбия, совпадает с вечной и вселенской истиной, - вот общая задача моего труда”.
Основой философии Соловьева является понятие Абсолютного, как абсолютного единства или “всеединства”. Он развивает эту идею в полемике с позитивистами, утверждающими, что реально существуют лишь явления, сущность же вещей полностью сокрыта и никоим образом не познаваема. Но, возражает Соловьев, если признать лишь явления без того, что является, то это убивает смысл понятия явления, - тогда прав окажется Беркли, утверждающий, что ”мир есть мое представление”. Выражая эту же мысль в ином варианте, Соловьев говорит: “Смысл понятия относительного заключается в том, что оно относится к чему-то. Но к чему же может относиться относительное, как не к Абсолютному?” Иначе говоря, наш разум тогда лишь получает твердую опору для своих построений, когда он исходит из сверх рациональной идеи Абсолютного.
Абсолютное как начало всякого тварного бытия, само по себе есть более, чем бытие. Оно есть то, что обладает бытием, - субъект бытия, “сущее”. Оно есть и Все, и Ничто. Ничто, поскольку оно не есть что-нибудь, а все, поскольку оно не может быть лишено чего-нибудь.
Всеединство совпадает с Абсолютным, но в известном смысле является его качеством. В нем, во-первых, “частные элементы не исключают друг друга, а, напротив, взаимно полагают себя один в другом, солидарны между собою”; во-вторых, “они не исключают целого, а утверждают свое частное бытие на единой всеобщей основе”; наконец, в-третьих, “такая всеединая основа или абсолютное начало не подавляет и не поглощает частных элементов, а, раскрывая себя в них, дает им полный простор в себе”. Абсолютное, будучи бытием идеальным, порождает и реальное бытие, в разной степени и постоянно воплощаясь в явлениях реального мира. В отношении к человеческим желаниям всеединство есть добро, в отношении к человеческому мышлению - истина, в отношении же к чувственному созерцанию - прекрасное.
В Абсолютном следует различать: положительную потенцию бытия - Бога-Творца - и отрицательную потенцию бытия - возможность всего, первоматерию или Хаос. Бог сознательно допускает хаос, ибо хочет, чтобы хаос - Его Другое - принял Его подобие и воссоединился с ним. Бог-Творец допустил отпадение хаоса от себя, что и явилось началом миротворения. Мировое бытие с его множественностью существ возникает из взаимодействия сверхсущего и первоматерии. Поэтому процесс эволюции природы Соловьев называет “богоматериальным процессом”.
Так, метафизика Соловьева переходит непосредственно в богословие. Абсолютное для него не всепоглощающая субстанция, но живой Бог в трех лицах-ипостасях. “Бог - Отец, - пишет он, - не может быть без Слова, его выражающего, и без Духа, его утверждающего. Бог - Сын есть вечная Идея, вечная Мысль Божия, и Бог - Дух Святой есть благодатная сила Божия, проявляющая его волю и мысль”.
Вернемся к мысли философа о том, что божественная сила преобразует хаос в Космос. Говоря языком поэзии Соловьева:
Свет из тьмы. - Из темной глыбы
Вознестися не могли бы
Лики роз Твоих,
Если б в сумрачное лоно
Не впивался погруженный
Темный корень их.
Но, поскольку же самому хаосу свойственно ответное стремление к единству, Соловьеве развивает учение о мировой душе, продолжая традицию Плотина. В своем идеальном аспекте “Душа мира” есть не что иное, как Церковь - святая София, Премудрость Божия.
В своих богословских сочинениях Соловьев определяет Софию “как единую субстанцию божественной Троицы, или как “богоматерию”. София есть Душа мира в ее единстве с Богом. Она есть замысел Бога о мире и человечестве. Она есть образ преображенного мира, образ обоженного человечества. Выражаясь мистически, она есть Невеста Христова, Церковь.
Говоря о почитании св. Софии в Новгороде и ссылаясь на икону, где София изображена между Богоматерью и Иоанном Крестителем, Соловьев восклицает: “Это великое, царственное женственное существо, которое не будучи Богом, ни вечным Сыном Божиим, ни ангелом, ни святым человеком, но принимающее почитание и от завершится Старого и от родоначальницы Нового Завета - кто же оно, как не само истинное, чистое и полное человечество, высшая и всеобщая форма и живая душа природы и Вселенной, вечно соединенное и во временном процессе вечно соединяющееся с Богом... София есть Богоматерия или Богочеловечество”.
В поэзии Соловьева София является ему как Вечная Женственность:
Знайте же, Вечная Женственность ныне
В теле нетленном на землю идет.
В храме немеркнущем новой богини
Небо слилося с пучиною вод.
Однако, желая устранить поводы к недоумениям и обвинениям в обоготворении женского начала, Соловьев пишет: “Внесение женственного начала, пассивного и одинаково восприимчивого как к добру, так и к злу, в недра Божества было бы или величайшей глупостью, или величайшим кощунством. Ничего общего ни с этой глупостью, ни с тем кощунством не имеет истинное почитание святой Софии как Премудрости Божией, как Богочеловечества”.
[Использован материал: 15. С.198-202].
К философии В. Соловьева мы еще вернемся во второй части пособия при осмыслении проблемы взаимовлияния культур.