Джон Локк (1632-1705) был выдающимся философом и одним из первых идеологов Просвещения. Его жизнь прошла в основном в веке ХVII, но его идеи по праву принадлежат - ХVIII, веку Просвещения. Просветители были оптимистами, поскольку продолжили отмеченную выше традицию развития западной культуры Нового времени, состоящую в стремлении построить Царство Божие на Земле. В качестве главного средства переустройства общественной жизни они полагали основанное на научном знании просвещение представителей всех сословий, которое призвано было установить разумное социальное устройство, предполагающее осуществление принципов естественного права человека на жизнь, свободу и собственность. Правовое равенство индивидов мыслилось в качестве необходимого условия осуществления названных прав.
Научному обоснованию просветительской идеологии способствовала разработанная Локком концепция сознания и познания, позволившая объяснить существующее умственное неравенство между людьми различием в воспитании.
Локк, прежде всего, пытался опровергнуть учение Декарта о “врожденных идеях”, которое могло быть использовано в обосновании социального неравенства, ибо отсутствие врожденных идей или их смутность у определенного слоя людей создают естественную основу утверждения неравенства. По мнению Локка, врожденных идей и истин нет, что доказывается разногласием мнений, различием верований разных народов, возможностью заблуждений и прочим. Наш разум при рождении есть “белый лист бумаги”, “гладкая доска” (tabula rasa), на которой опыт впервые пишет свои письмена. Опыт же, поскольку это есть внешний опыт или опытное знание о внешнем мире, слагается из ощущений.
С гносеологической точки зрения, последними элементами нашего знания являются “простые идеи”, то есть элементарные данные ощущений, вроде цвета, запаха и проч. Они, полагает Локк, возникают как результат воздействия предмета внешнего мира, через посредство нашего тела, то есть через периферию нашей нервной системы, на наше сознание. Качества вещей (плотность, цвет, звук) суть причина наших идей. Точнее говоря, мы должны различать два рода идей или качеств. Качества тел, неотличаемые от самих тел, то есть без которых невозможно бытие тела, присущие самим телам, их Локк называет “первичными качествами”. Таковы пространственные свойства тел (форма, величина, покой и движение) и непроницаемость, плотность их. Идеи, которые мы имеем об этих качествах, вполне соответствуют реальности. Другие же качества, о которых нам дают знать чувственные ощущения - цвета, запахи, вкусы, звуки, тепло - холод и т.п., называемые Локком вторичными, не присущи самим телам; они суть только “субъективные идеи” и есть лишь результат действия на наше тело, и через него на наше сознание первичных (пространственных) качеств тела.
Разрабатывая методологию знания в духе эмпиризма, Локк настаивает, что все наши идеи, в том числе и высшие понятия, которые рационализм называет “врожденными идеями”, есть обобщение из опыта. У нас есть опыт “внешний” - чувственное ощущение - и “внутренний” - психологическое самонаблюдение. Тот и другой опыт дает нам “простые идеи”, из комбинаций которых образуются все сложные идеи. Однако, в оценке познавательного значения опыта Локк уклоняется от чистого эмпиризма. Он признает значение некоторых идей, которых опытом проверить нельзя (например, идею субстанции), хотя и считает их “смутными”. Затем он доказывает, что единственно точным является знание чисто логических отношений между идеями (сходство, различие и математические отношения), которые мы усматриваем путем непосредственного созерцания общей природы идей. Знание же, достигаемое путем опытного наблюдения единичных явлений - знание реальных отношений существования и последовательности - имеют строгое основание только для единичного случая. В качестве же материалов для обобщений или общих суждений, выражающих законы природы, оно имеет вероятностное значение, поэтому Локк не особенно высоко ценил опытное естествознание.