- совокупность прав и обязанностей предоставляемых гражданам и юр. лицам на основании международного договора и национального законодательства.
Существует три вида правового режима:
1. Наибольшего благоприятствования
2. Национальный
3. Специальный
1. Режим наибольшего благоприятствования – предоставляется на основании договоров о торговле и мореплавании, а также договоров о торгово-экономическом сотрудничестве. Он представляет собой оговорку в договоре, которая звучит следующим образом: “Государство предоставляет гражданам и юр. лицам другого государства те же права, что и гражданам и юр. лицам третьего государства рассматриваемого как наиболее благоприятная нация”. Данный режим уравнивает в правах всех иностранцев с государствами которых заключены договоры о торгово-экономическом сотрудничестве.
В заключительном акте СБСЕ 1975г подчеркивалось огромное значение этой оговорки для установления торгово-экономических связей. Примером оговорки о наибольшем благоприятствовании может быть соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Европейскими сообществами и государствами – членами с одной стороны и РФ с другой стороны, заключенные на острове Корфу в 1994г. В этом соглашении режим наибольшего благоприятствования предоставляется в отношении доступа товаров на рынке, а также в таможенной сфере, сфере иностранных инвестиций, режиме представительств обществ одного государства на территории другого государства. Следовательно эта оговорка всегда конкретна. Она не касается общего правового режима и охватывает отдельные сферы ее действия. (Пример: Соглашение “О торговле и экономическом сотрудничестве между РФ и Польшей” 1993г. указывает, что стороны предоставляют друг другу режим наибольшего благоприятствования в следующих сферах при торговле товарами:
1) Таможенного регулирования включая взимание таможенных пошлин, таможенную очистку, транзит, перегрузку и хранение.
2) Налогов и сборов взимаемых в отношении импортируемых товаров.
3) Методов платежей по внешне экономическим сделкам (ВЭС) и переводов этих платежей.
4) Продажи и закупки, а также транспортировки и хранения товаров на внутреннем рынке.
Договоры всегда предусматривают изъятие из режима наибольшего благоприятствования, что не является нарушением этого режима.
Изъятия из под режима наибольшего благоприятствования:
- Не распространяется на таможенные союзы и зоны свободной торговли.
- Не распространяется на приграничную торговлю
- Не касается отношений с развивающимися государствами.
Режим наибольшего благоприятствования отличается от режима не дискриминации:
- Не дискриминация существует без международного договора в силу равенства государств.
- Не дискриминация уравнивает всех, а наибольшее благоприятствование – только иностранцев.
- В договорах о торговле не дискриминация касается только количественных ограничений и лицензий.
2. Национальный режим – обычно не имеет договорной основы; исключение составляют договры о правовой помощи в которых национальный режим закреплен в виде доступа в суды и другие государственные органы. Кроме того, договоры в области авторского и патентного права предоставляют национальный режим.
В Конституциях почти всех государств закреплен национальный режим для иностранцев. В РФ ст. 62 предоставляет иностранцам такой же правовой режим, как и собственным гражданам. Однако, во всех государствах существуют изъятия из под национального режима: - не представляются избирательные права. Национальный режим нельзя рассматривать как общий режим для иностранцев. Он существует только в отдельных сферах: - в отношении собственности, брачно – семейных отношениях, наследственных отношениях, авторском и патентном праве.
3. Специальный режим – во всех государствах существуют ограничения прав иностранцев (В РФ иностранные инвесторы ограниченно допускаются в банковскую и страховую сферы; они могут пользоваться недрами только на основании концессионных соглашений). Специальный режим является общим режимом для иностранных граждан и юр. лиц. В доктрине было высказано мнение, что существует только специальный режим, т.к. режим наибольшего благоприятствования представляет собой оговорку в договоре, а национальный режим распространяется только на отдельные сферы.
Унификация – представляет собой процесс создания единообразных норм и рекомендаций действующих на территориях двух и более государств.
Унификация осуществляется:
- на универсальном уровне
- на региональном уровне
- на национальном уровне
На универсальном уровне привела к созданию международных договоров универсального характера.
- Венская Конвенция “О договорах международной купли продажи товаров” 1980г
На региональном уровне заключаются договоры, в которых участвует ограниченное количество государств. Унификация осуществляется только на их территориях:
- Кодекс Бустоманте – принят в качестве единообразного акта по МЧП в странах латинской Америки.
На национальном уровне осуществляется имплементация норм международного права в национальные акты ( т.е. включение норм):
- нормы Женевской Конвенции о единообразном законе “О переводном и простом векселях” 1930г. включены в национальные законы.
- В РФ действует основанное на единообразном законе Положение “О переводном и простом векселях” 1937г.
По своему содержанию Унификация бывает трех видов:
1) Унификация материально –правовых норм – когда унифицируются права и обязанности субъектов (Венская Конвенция о договорах международной купли продажи товаров” 1980г. унифицировала порядок заключения договора, права и обязанности сторон, а также их ответственность).
2) Унификация процессуальных норм – унифицирует процедурные правила (Киевское соглашение “О порядке разрешения споров связанных с осуществлением хозяйственной деятельности” 1992г. унифицировало правила о подсудности исполнения судебных поручений, вручения документов, исполнения судебных решений.).
3) Унификация коллизионных норм – в результате создаются единообразные коллизионные нормы. Обычно достигается в договорах о правовой помощи. Кроме того, примером является Женевская Конвенция “О разрешении некоторых коллизий в отношении векселей” 1930г. и Женевская Конвенция “О разрешении некоторых коллизий в отношении чеков” 1931г. В результате унификации создаются не только правовые нормы, но и рекомендательные акты:
- Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ может использоваться сторонами внешне экономических контрактов (ВЭК) для разрешения споров.
- Типовой закон ЮНСИТРАЛ “О международном коммерческом арбитраже” может служить основой для включения в национальное законодательство. В РФ закон “О международном коммерческом арбитраже” 1993г основан на типовом законе.