Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

А. Правила вынесения решений на основе текстов



В предыдущих частях речь шла о доводах (далиль) и нормах (хукм). В этой части будут затронуты правила, которым должен следовать муджтахид при извлечении (истинбâт) норм из доводов.

В исламском правоведении шариатские доводы, исходя из наличия или отсутствия текстов, делятся на две части.

1. Текстовые доводы (ан-нусус): Коран и Сунна.

2. Нетекстовые доводы: кыйас, истихсâн, масâлих, зарâйи’.В основе своей эти доводы восходят к тек­стам и подтверждаются ими.

В исламском правоведении истинбâт опирается на текстыКорана и Сунны . Усуль-аль-Фикх является наукой (‘ильм), показывающей пути извлечения (истинбâт) и дающей широкое толкование их. Благодаря этой науке, факих может извлекать из текстов точные решения.

Иджтихâд (самостоятельное решение юридическо-богословских вопросов) ведется в двух различных областях двумя методами:

1. Смысловой (ма’нави) метод,

2. Словесный (лафзи) метод.

Муджтахид, в отсутствие четкой нормы и конкретного текста в отношении какого-либо вопроса, осу­ществляет иджтихâд и истинбâт путем кыйаса, истихсâна, масâлих, зарâйи’ и других средств. Что каса­ется вопросов, на которые имеются тексты Корана и Сунны, то иджтихâд и истинбâт опирается на их слова и на указываемые ими общие и частные понятия. То есть, делается ли указание изложенными словами текста или же понятием, взятым из фетвы калâма? Наконец, понятие, содержащееся в словах, выражается фразой или знаком? Такие и подобные вопросы составляют основу словесной методики. Законоведы иссле­довали эти вопросы под рубрикой "Речевые исследования".

Исламские тексты написаны на арабском языке. Конечно, для того чтобы понимать эти тексты и иметь возможность выносить на их основании решения требуется хорошо усвоить правила арабской грамматики, риторики и стилистики, использовать литературные тонкости слов и выражений в


метафорических и истин­ных значениях и достичь границ доказательности разными выразительными средствами. Так как такое зна­ние и широта охвата имеют большое значение для понимания текстов и толкования выражаемых ими норм.

В связи с этим, ученые-законоведы пошли на установление целого ряда правил, касающихся арабского языка и литературы, для более точного толкования текстов и вынесения на их основе решений. Здесь сле­дует отметить, что, несмотря на необходимость знания правил арабского языка и литературы для вынесения решений на основе текстов, этого не достаточно. Наряду с этим, условием является так же знание общих целей и замыслов (макâсид аш-шари’а) Всевышнего Законодателя при установлении норм. Точно так же нужно знать представленный Пророком, (мир ему и благословение Аллаха), метод толкования Корана и ус­тановления новых норм, не предписанных в Коране. Мухаммад, (мир ему и благословение Аллаха), дал тол­кование Корана в прекрасной форме, наиболее соответствующей воле Аллаха. По этой причине необходи­мым является собирание хадисов и изучение методики, заложенной в них Мухаммадом, (мир ему и благо­словение Аллаха). Итак, при вынесении решений важное значение придается и знанию правил их вынесения (кава’ид аль-истинбâт), извлекаемых из хадисов и подтверждаемых ими.

Следует также добавить, что при извлечении норм из текстов нужно знать правила, используемые при устранении противоречий, которые могут обнаруживаться в текстах и нормах, пути устранения этих проти­воречий, а также правила предпочтения между отменяющим и отменяемым (нâсих ва мансух), доводами и нормами (далиль ва хукм).

В этом случае правила и пути извлечения норм из доводов опираются на знание языковой методики, общих целей и намерений законотворчества, способов устранения противоречий в доводах, правил предпоч­тения одних другим и распознавания отменяющего и отменяемого.

Таким образом, в целях извлечения норм из текстов Корана и Сунны законоведы установили правила, относящиеся к указанным выше вопросам, и внесли их в книги по Усуль аль-Фикх (основам теории и мето­дологии фикха). Благодаря этим правилам, факих узнает пути извлечения (истинбâт) норм, объединения текстов внешне противоречащих друг другу и методику толкования текстов, входящих в противоречие с совокупностью религиозных норм, известных как обязательные. Словом, если факих будет придерживаться этих правил извлечения (кава’ид аль-истинбâт), он


обезопасит себя от ошибочных решений при извлечении норм и вникнет в сущность целей Ислама, изложенных в текстах и образующих первоисточник.

Рассмотрим тему извлечения норм (истинбâт) из текстов по трем разделам:

1. Правила словесного метода,

2. Противоречие доводов,

3. Цели шариата.




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.