Нормой кыйаса является переходность (та’дийа), то есть переход суждения (хукм аль-асл) в извод (аль-фар’). Каким бы ни было суждение, подобие его будет проявляться в изводе (аль-фар’), эта норма появляется путем проведения аналогии (кыйас).
Е. Категории кыйаса
С одной стороны, кыйас делится на явную и скрытую аналогии в зависимости от немедленного понимания или непонимания причины.
Если причина кыйаса понятна сразу, тоон относится к явной аналогии (аль-кыйас аль-джали), если требует рассмотрения и поиска - к скрытой аналогии (аль-кыйас аль-хафи). Скрытая аналогия называется также "аль-истихсан" (предпочтение, предпочтительное решение).
С другой стороны, кыйас делится на три категории в зависимости от того, насколько причины в аль-фар’ являются более сильными в сравнении с причинами в аль-асл.[68]
1) Предпочтительный (аулâ) кыйас:
Это аналогия, при которой причины в аль-фар’ являются более сильными, чем причины в аль-асл. Например, аят запрещает проявление малейшего непочтения в отношении родителей: «...не говори им (родителям) даже “уф!”»[69]. Причиной этой нормы является причинение страданий. Страдание возрастает с применением насилия к родителям. Поэтому применение насилия к родителям запрещается еще более сильной аналогией, чем проявление непочтения междометием “уф!”.
2) Равный (мусâви) кыйас:
Это аналогия, при которой причины в аль-фар’ одинаковы с причинами в аль-асл. Например, аят запрещает незаконно отнимать имущество детей-сирот: «Те, кто неправедно поглощают достояние сирот, глотают лишь огонь в чрева свои»[70]. Причина нормы здесь в растрате достояния детей. Незаконная же растрата достояния сироты в своей причине одинакова с неправедным поглощением его. Следовательно, незаконная растрата имущества ребенка также является запретным (харам).
3) Приближенный (аднâ) кыйас:
Это аналогия, при которой свойство причины в аль-фар’ проявляется в меньшей степени, чем свойство причины в аль-асл. Например, опьяняющее свойство некоторых напитков проявляется в меньшей степени, чем в вине. Запрещение такого вещества путем сравнения его с вином является приближенной аналогией.
ГЛАВА ВТОРАЯ. ПРОИЗВОДНЫЕ ДОВОДЫ АЛЬ-АДИЛЛАТ АЛЬ-ФАР’ИЙЯ
(الادلة الفرعية)
В этой главе будут рассмотрены следующие производные доводы: истихсâн, истисхâб, истислâх (аль-масалих аль-мурсала), ’урф - ’адат, каул ас-сахаба, садд аз-зарâйи’, шар’ мин каблина.
I. Аль-Истихсâн (الاستحسان)
А. Определение
В языке истихсâн означает «одобрение». Терминологически это слово определено двояко: в узком и широком значенииях.
а) аль-Истихсâн в узком значении – это “отступление от одной аналогии к другой, более сильной”.
(الاستحسان: هو العدول عن قياس الى فياس اقوى منه)
б) аль-Истихсâн в широком значении - включает в себя также и скрытые аналогии. Достаточно привести два определения.
1. Истихсâн - это “довод, оспаривающий явную аналогию (аль-кыйас аль-джали) или противостоящий ей”.[71]
(و هو دليل يقابل اي يعارض القياس الجلي)
2. Истихсâн - это направление, взятое муджтахидом, в силу какой-либо причины, от необходимости явной аналогии к необходимости скрытой аналогии или к исключению, в силу какой-либо причины, из общего правила какого-либо частного вопроса.
Б. Аль-Истихсâн как аргумент (худжжат)
Более всего использовали истихсâн в качестве аргумента ханафиты. Имеется высказывание имама Мâлика по этому поводу: "Аль-Истихсâн - это девять десятых науки".
II. Аль-Истиcхсâб (الاستصحاب)
А. Определение
В языке истисхâб означает «привлечение с собой», «сопровождение», «сопутствие» (мусâхабат) и, как продолжение этого значения, – общение (сухбат). Терминологически это слово определено следующим образом: “Понятие, бесспорное в прошлом, в последствии не претерпевшее изменения и к настоящему времени оставшееся таким же”[72]
(الاستصحاب: هو ابقاْْء ما كان على ما كان).
Например, истисхâб указывает на принятие факта существования пропавшего без вести человека при отсутствии сведений о его смерти. Точно так же брак супругов считается действительным до поступления опровергающего сведения.
Б. Аль-Истисхâб как аргумент (худжжат)
Истисхâб используется в качестве аргумента (худжжат) там, где не находится довода (далиль). Все мазхабы пользовались извлечением норм (истинбâт), опираясь на привлекаемые доводы (истисхâб). Даже мазхабы Зâхирийа и Имâмийа, не признававшие аналогию (кыйас) в качестве аргумента, использовали истисхâб при извлечении правовой нормы в очень многих вопросах.