Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Д. Норма (хукм) кыйаса



Нормой кыйаса является переходность (та’дийа), то есть переход суждения (хукм аль-асл) в извод (аль-фар’). Каким бы ни было суждение, подобие его будет проявляться в изводе (аль-фар’), эта норма появ­ляется путем проведения аналогии (кыйас).

Е. Категории кыйаса

С одной стороны, кыйас делится на явную и скрытую аналогии в зависимости от немедленного пони­мания или непонимания причины.

Если причина кыйаса понятна сразу, тоон относится к явной аналогии (аль-кыйас аль-джали), если требует рассмотрения и поиска - к скрытой аналогии (аль-кыйас аль-хафи). Скрытая аналогия называется также "аль-истихсан" (предпочтение, предпочтительное решение).

С другой стороны, кыйас делится на три категории в зависимости от того, насколько причины в аль-фар’ являются более сильными в сравнении с причинами в аль-асл.[68]

1) Предпочтительный (аулâ) кыйас:

Это аналогия, при которой причины в аль-фар’ являются более сильными, чем причины в аль-асл. На­пример, аят запрещает проявление малейшего непочтения в отношении родителей: «...не говори им (роди­телям) даже “уф!”»[69]. Причиной этой нормы является причинение страданий. Страдание возрастает с приме­нением насилия к родителям. Поэтому применение насилия к родителям запрещается еще более силь­ной аналогией, чем проявление непочтения междометием “уф!”.


2) Равный (мусâви) кыйас:

Это аналогия, при которой причины в аль-фар’ одинаковы с причинами в аль-асл. Например, аят за­прещает незаконно отнимать имущество детей-сирот: «Те, кто неправедно поглощают достояние сирот, глотают лишь огонь в чрева свои»[70]. Причина нормы здесь в растрате достояния детей. Незаконная же растрата достояния сироты в своей причине одинакова с неправедным поглощением его. Следовательно, незаконная растрата имущества ребенка также является запретным (харам).

3) Приближенный (аднâ) кыйас:

Это аналогия, при которой свойство причины в аль-фар’ проявляется в меньшей степени, чем свойство причины в аль-асл. Например, опьяняющее свойство некоторых напитков проявляется в меньшей степени, чем в вине. Запрещение такого вещества путем сравнения его с вином является приближенной аналогией.

ГЛАВА ВТОРАЯ.
ПРОИЗВОДНЫЕ ДОВОДЫ
АЛЬ-АДИЛЛАТ АЛЬ-ФАР’ИЙЯ

(الادلة الفرعية)

В этой главе будут рассмотрены следующие производные доводы: истихсâн, истисхâб, истислâх (аль-масалих аль-мурсала), ’урф - ’адат, каул ас-сахаба, садд аз-зарâйи’, шар’ мин каблина.

I. Аль-Истихсâн (الاستحسان)

А. Определение

В языке истихсâн означает «одобрение». Терминологически это слово определено двояко: в узком и широком значенииях.

а) аль-Истихсâн в узком значении – это “отступление от одной аналогии к другой, более сильной”.

(الاستحسان: هو العدول عن قياس الى فياس اقوى منه)

б) аль-Истихсâн в широком значении - включает в себя также и скрытые аналогии. Достаточно при­вести два определения.


1. Истихсâн - это “довод, оспаривающий явную аналогию (аль-кыйас аль-джали) или противостоя­щий ей”.[71]

(و هو دليل يقابل اي يعارض القياس الجلي)

2. Истихсâн - это направление, взятое муджтахидом, в силу какой-либо причины, от необходимости явной аналогии к необходимости скрытой аналогии или к исключению, в силу какой-либо причины, из об­щего правила какого-либо частного вопроса.

Б. Аль-Истихсâн как аргумент (худжжат)

Более всего использовали истихсâн в качестве аргумента ханафиты. Имеется высказывание имама Мâлика по этому поводу: "Аль-Истихсâн - это девять десятых науки".

II. Аль-Истиcхсâб (الاستصحاب)

А. Определение

В языке истисхâб означает «привлечение с собой», «сопровождение», «сопутствие» (мусâхабат) и, как продолжение этого значения, – общение (сухбат). Терминологически это слово определено следующим об­разом: “Понятие, бесспорное в прошлом, в последствии не претерпевшее изменения и к настоящему времени оставшееся таким же”[72]

(الاستصحاب: هو ابقاْْء ما كان على ما كان).

Например, истисхâб указывает на принятие факта существования пропавшего без вести человека при отсутствии сведений о его смерти. Точно так же брак супругов считается действительным до поступления опровергающего сведения.

Б. Аль-Истисхâб как аргумент (худжжат)

Истисхâб используется в качестве аргумента (худжжат) там, где не находится довода (далиль). Все мазхабы пользовались извлечением норм (истинбâт), опираясь на привлекаемые доводы (истисхâб). Даже мазхабы Зâхирийа и Имâмийа, не признававшие аналогию (кыйас) в качестве аргумента, использовали ис­тисхâб при извлечении правовой нормы в очень многих вопросах.


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.