Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

В. Подражание мазхабам



Вместе с тем, что всякому позволительно осуществлять свою деятельность, связывая ее с одним из оп­ределенных и известных мазхабов, необходимо еще постоянно помнить о следующем:

1. Имамы мазхабов извлекали нормы из текстов в соответствии со своим пониманием.

2. Один мазхаб не в состоянии представлять Ислам в полном виде. Вследствие этого, человек не может смотреть на мазхаб, к которому он принадлежит, как на религию.

3. Если мукаллид поймет ошибочность своего мазхаба в каком-либо вопросе, он может поступать в соответствии с мнением другого мазхаба.

4. Мукаллид не должен позволить увлечь себя сектантскому фанатизму. В подобной ситуации следует говорить: «Мой мазхаб прав с вероятностью ошибиться. Другие мазхабы ошибаются с вероятностью быть правыми»[186]

То, что мазхабы являются носителями различных понятий и различных идей является вполне естест­венным. Это положение не должно вызывать отчуждения. Различие мнений у здравомыслящих людей - дело обычное. Не следует забывать, что различные иджтихâды являются средством развития исламского права. Поэтому имамы всех мазхабов и все муджтахиды пользуются всеобщим уважением.

IV. ат-Талфик (التلفيق)

А. Значение:

ат-Талфик в языке означает «подшивать один кусок материи к другому, соединять вместе две вещи».

Терминологически ат-талфик – это "соединение противоположных и противоречивых норм, отно­сящихся к двум или более мазхабам в каком-то определенном деле, событии".

Б. Разновидности и норма ат-Талфик:

При выполнении ат-талфика есть вероятность появления ситуации, противоречащей аль-иджмâ’, но иногда ее может и не быть. Поэтому ат-талфик можно разделить на:


- противоречащий аль-иджмâ’,

- не противоречащий аль-иджмâ’.

ат-Талфик, противоречащий аль-иджмâ’: недопустим, он несостоятелен. Например, в ханафитском мазхабе правильность брачного договора женщины, достигшей зрелости, не связана с разрешением ее опе­куна. В других мазхабах условием является наличие разрешения опекуна. В мâликитском мазхабе присутст­вие свидетелей при бракосочетании не является условием, в других мазхабах - это непременное условие. У шафиитов и ханафитов упоминание о выкупе за невесту не является условием, у мâликитов это является условием. Следовательно, если брачующиеся мужчина и женщина, выбрав из трех мазхабов подходящие, по их мнению, нормы, совершат брачный договор без разрешения опекуна, без свидетелей, без выкупа (махр), они соединят в своем браке противоречивые нормы этих трех мазхабов. Подобный ат-талфик в силу того, что он появился в противоречии с аль-иджмâ’, будет несостоятельным.

ат-Талфик, не противоречащий аль-иджмâ’: становится предметом дискуссии относительно его допус­тимости. Например, у мâликитов омовение считается правильным, если оно заканчивается поглаживанием омытых частей тела, а у шафиитов же это не является условием. У шафиитов прикосновение к женщине, даже без вожделения нарушает ритуальную чистоту (тахâрат), а у мâликитов - не нарушает. В таком случае, если некто, следуя предписаниям этих двух мазхабов, то есть соединив вместе две противоречивых нормы этих мазхабов, совершит омовение без последующего поглаживания частей тела и, прикоснувшись к жен­щине без вожделения, совершит молитву, то, согласно обоим мазхабам, эта молитва будет неправильной, так как она совершена с нарушением ритуальной чистоты.

Вместе с тем, эта молитва согласно мазхабу ханафитов является правильной. Поскольку, у ханафитов омовение не обусловлено поглаживанием частей тела и прикосновение к женщине не нарушает ритуальной чистоты. В таком случае ат-талфик, появившийся в такой форме, не входит в противоречие с аль-иджмâ’, так как молитва, не признаваемая правильной в двух мазхабах, согласно третьему мазхабу является пра­вильной.


V. аль-Ифтâ (الافتاء)

А. Определение фетвы

Ответ на вопрос, поставленный с целью распознать религиозную норму какой-либо темы, данный пу­тем иджтихâда, тахриджа и таклида, называется фетвой (فتوى - فتاوى). Издающего фетвы называют аль-муфти (муфтий), издание фетвы называется аль-ифтâ, испрашивающий фетвуаль-мустафти, испраши­вание фетвы – аль-истифтâ.

Б. Право на фетву

Обязанностью муфтия является доводить до сведения людей религиозные нормы, отвечать на их во­просы из области религии. Муфтий извлекает нормы заданных ему вопросов из текстов Книги и Сунны или путем иджтихâда, осуществляемого в свете этих текстов. Этой своей стороной аль-ифтâ является делом научного умения и опирается на иджтихâд.

Согласно законоведам, слова муджтахид, факих, муфтий являются синонимами[187]. Поэтому аль-ифтâ напрямую связана с аль-иджтихâдом. По мнению законоведов, называть человека, не способного к иджтихâду, муфтием можно только в переносном смысле, так как они издают фетвы, передавая мнение другого муджтахида. Поэтому их называют не муфтий, а нâкил (передающий).

Все мазхабы связывают возможность издания фетвы со способностью к иджтихâду, но, учитывая, что в каждое время и в каждом месте нет возможности найти достаточное количество муджтахидов, предла­галось с некоторыми обоснованиями наделить этим правом âлимов, практикующих аль-Фикх и достигших определенной ступени. С этой точки зрения, соответственно способности издающего фетвы, они подразде­ляются на три вида:

1. Фетва, полученная путем иджтихâда;

2. Фетва, полученная путем тахриджа;

3. Фетва, полученная в результате передачи (накл) мнения какого-либо муджтахида.





Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.