Вместе с тем, что всякому позволительно осуществлять свою деятельность, связывая ее с одним из определенных и известных мазхабов, необходимо еще постоянно помнить о следующем:
1. Имамы мазхабов извлекали нормы из текстов в соответствии со своим пониманием.
2. Один мазхаб не в состоянии представлять Ислам в полном виде. Вследствие этого, человек не может смотреть на мазхаб, к которому он принадлежит, как на религию.
3. Если мукаллид поймет ошибочность своего мазхаба в каком-либо вопросе, он может поступать в соответствии с мнением другого мазхаба.
4. Мукаллид не должен позволить увлечь себя сектантскому фанатизму. В подобной ситуации следует говорить: «Мой мазхаб прав с вероятностью ошибиться. Другие мазхабы ошибаются с вероятностью быть правыми»[186]
То, что мазхабы являются носителями различных понятий и различных идей является вполне естественным. Это положение не должно вызывать отчуждения. Различие мнений у здравомыслящих людей - дело обычное. Не следует забывать, что различные иджтихâды являются средством развития исламского права. Поэтому имамы всех мазхабов и все муджтахиды пользуются всеобщим уважением.
IV. ат-Талфик (التلفيق)
А. Значение:
ат-Талфик в языке означает «подшивать один кусок материи к другому, соединять вместе две вещи».
Терминологически ат-талфик – это "соединение противоположных и противоречивых норм, относящихся к двум или более мазхабам в каком-то определенном деле, событии".
Б. Разновидности и норма ат-Талфик:
При выполнении ат-талфика есть вероятность появления ситуации, противоречащей аль-иджмâ’, но иногда ее может и не быть. Поэтому ат-талфик можно разделить на:
- противоречащий аль-иджмâ’,
- не противоречащий аль-иджмâ’.
ат-Талфик, противоречащий аль-иджмâ’: недопустим, он несостоятелен. Например, в ханафитском мазхабе правильность брачного договора женщины, достигшей зрелости, не связана с разрешением ее опекуна. В других мазхабах условием является наличие разрешения опекуна. В мâликитском мазхабе присутствие свидетелей при бракосочетании не является условием, в других мазхабах - это непременное условие. У шафиитов и ханафитов упоминание о выкупе за невесту не является условием, у мâликитов это является условием. Следовательно, если брачующиеся мужчина и женщина, выбрав из трех мазхабов подходящие, по их мнению, нормы, совершат брачный договор без разрешения опекуна, без свидетелей, без выкупа (махр), они соединят в своем браке противоречивые нормы этих трех мазхабов. Подобный ат-талфик в силу того, что он появился в противоречии с аль-иджмâ’, будет несостоятельным.
ат-Талфик, не противоречащий аль-иджмâ’: становится предметом дискуссии относительно его допустимости. Например, у мâликитов омовение считается правильным, если оно заканчивается поглаживанием омытых частей тела, а у шафиитов же это не является условием. У шафиитов прикосновение к женщине, даже без вожделения нарушает ритуальную чистоту (тахâрат), а у мâликитов - не нарушает. В таком случае, если некто, следуя предписаниям этих двух мазхабов, то есть соединив вместе две противоречивых нормы этих мазхабов, совершит омовение без последующего поглаживания частей тела и, прикоснувшись к женщине без вожделения, совершит молитву, то, согласно обоим мазхабам, эта молитва будет неправильной, так как она совершена с нарушением ритуальной чистоты.
Вместе с тем, эта молитва согласно мазхабу ханафитов является правильной. Поскольку, у ханафитов омовение не обусловлено поглаживанием частей тела и прикосновение к женщине не нарушает ритуальной чистоты. В таком случае ат-талфик, появившийся в такой форме, не входит в противоречие с аль-иджмâ’, так как молитва, не признаваемая правильной в двух мазхабах, согласно третьему мазхабу является правильной.
V. аль-Ифтâ (الافتاء)
А. Определение фетвы
Ответ на вопрос, поставленный с целью распознать религиозную норму какой-либо темы, данный путем иджтихâда, тахриджа и таклида, называется фетвой (فتوى - فتاوى). Издающего фетвы называют аль-муфти (муфтий), издание фетвы называется аль-ифтâ, испрашивающий фетву – аль-мустафти, испрашивание фетвы – аль-истифтâ.
Б. Право на фетву
Обязанностью муфтия является доводить до сведения людей религиозные нормы, отвечать на их вопросы из области религии. Муфтий извлекает нормы заданных ему вопросов из текстов Книги и Сунны или путем иджтихâда, осуществляемого в свете этих текстов. Этой своей стороной аль-ифтâ является делом научного умения и опирается на иджтихâд.
Согласно законоведам, слова муджтахид, факих, муфтий являются синонимами[187]. Поэтому аль-ифтâ напрямую связана с аль-иджтихâдом. По мнению законоведов, называть человека, не способного к иджтихâду, муфтием можно только в переносном смысле, так как они издают фетвы, передавая мнение другого муджтахида. Поэтому их называют не муфтий, а нâкил (передающий).
Все мазхабы связывают возможность издания фетвы со способностью к иджтихâду, но, учитывая, что в каждое время и в каждом месте нет возможности найти достаточное количество муджтахидов, предлагалось с некоторыми обоснованиями наделить этим правом âлимов, практикующих аль-Фикх и достигших определенной ступени. С этой точки зрения, соответственно способности издающего фетвы, они подразделяются на три вида:
1. Фетва, полученная путем иджтихâда;
2. Фетва, полученная путем тахриджа;
3. Фетва, полученная в результате передачи (накл) мнения какого-либо муджтахида.