Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

А. Значение красоты и безобразия



Сколько бы ни было слов, выражающих добродетель, позор, привлекательность и уродство в рамках противопоставлений хорошо-плохо, добро-зло, истина-ложь, – все они охватываются терминами аль-хусн и аль-кубх (красота и безобразие).

В широком смысле аль-хусн и аль-кубх выражают красоту и безобразие, включая в себя человека, его действия, предметы и все вещи, а в узком смысле выражают хорошее или плохое, заключенное в красивых или


безобразных поступках людей. Ввиду того, что темой исследования здесь по большей части являются деяния и поступки людей, термины аль-хусн и аль-кубх будут использоваться в своем узком значении.

В основном, аль-хусн (красота)и аль-кубх (безобразие, отвратительность) используются в четырех зна­чениях.

а) аль-хусн – совершенные качества и свойства, возвышающие человека, аль-кубх – ущербные качества и свойства, принижающие человека. Например, знание (‘ильм) – хорошее качество, возвышающее человека, а невежество (джахл) – плохое качество, противоположное первому.

б) все, что соответствует целям и устремлениям человека – хорошо (аль-хусн), а все, что противоречит и не соответствует - плохо (аль-кубх). Например, справедливость (’адâлат) – хорошо, а угнетение (зульм) – плохо.

в) все, что соответствует природе человека и по нраву ему – хорошо (аль-хусн), а что не соответствует природе и не по нраву ему – плохо (аль-кубх). Например, сладкое – хорошо, а горькое – плохо. Каждому нравится сладкое, а ядовито-горькое не по вкусу.

г) все, что является средством для похвалы в этом мире и воздаяния в мире ином – хорошо (аль-хусн), а что является причиной для порицания в этом мире и наказания в мире ином – плохо (аль-кубх). С учетом этого, вера в Аллаха, справедливость, поклонение - хорошо (аль-хусн). Неверие, вражда, греховное действие - плохо (аль-кубх).

 

ГЛАВА ВТОРАЯ
НОРМА АЛЬ-ХУКМ (الحكم)

I. Общее понятие

А. Анализ и определение нормы

а) Определение:

В языке аль-Хукм означает «удерживать», «препятствовать» и «приписывать» одно другому. В фило­софии и логике установление утвердительной или отрицательной связи (иснâд) между двумя идеями, ве­щами в форме “это так” или “это не так” называется аль-хукм, существующая связь и, кроме того, пони­мание этой связи называется также аль-хукм.

В ‘ильм аль-Фикх норма (хукм), используемая в значении аль-кадâ (предустановленность), также ис­пользуется и в значении “след или результат лежащий на чем-либо”.

Определение шâфиитов: “аль-Хукм – это обращение Всевышнего Законодателя, касающееся деяний верующих с точки зрения поиска, выбора или положения”.[87]

الحكم: "هو خطاب الشارع المتعلق بافعال المكلفين طلباَ او تخيرا او وضعا".

Например, аят “выполняйте обязательства”[88] является шариатской нормой (хукм). То есть этот аят яв­ляется обращением Аллаха с требованием к верующим выполнять соглашения. Это обращение касается необходимости (иджâб) выполнения соглашений (религиозных и светских).

Определение ханафитов: "аль-Хукм – это результат обращения Аллаха, касающийся деяний верую­щих, связанных с необходимостью, выбором или положением".

الحكم: "هو اثر خطاب الله المتعلق بافعال المكلفين بالاقتضاء او التخيير او الوضع". [89]

Например, из аята "выполняйте обязательства" извлекается норма (хукм) необходимости (иджâб) выполнения соглашений.

Б. Разновидности норм

Нормы подразделяются на два вида: вмененная норма (الحكم التكليفي) и установленная норма (الحكم الوضعي). Ниже приводится схема, на основе которой будут даны некоторые разъяснения касательно этих норм.

В. Аль-‘Азимат и ар-Рухсат (العزيمة و الرحصة)

Религиозные нормы делятся на два вида под названием аль-‘азимат и ар-рухсат.

а) аль-‘Азимат

В языке аль-‘азимат имеет значения «намерение», «решимость». В ‘ильм аль-фикх определяется сле­дующим образом: “Основные нормы, установленные с самого начала вне зависимости от таких распро­страненных уважительных причин, как трудность (машаккат) или необходимость (дарурат)”. В соответ­ствии с этим определением


аль-’азимат включает в себя все вмененные нормы, такие как фард, вâджиб, харâм, макрух, мандуб, мубах. Вне всякого сомнения, нормы аль-’азимат являются основными нормами, установленными в самом начале без связи с такими распространенными обстоятельствами, как необходи­мость и трудность, и в обычных условиях верующие должны их придерживаться.

В противоположность этому, более легкие нормы, установленные вторично и предоставляющие ве­рующим возможность отказа от нормы аль-’азимат в связи с широко распространенными причинами за­труднительности и необходимости называются ар-рухсат. Например, соблюдение поста вâджиб (фард) для всех верующих. Эта норма является основной, то есть аль-’азимат. Однако облегчение в соблюдении поста предоставляемое больным и людям, находящимся в поездке, по причине противостоящих им трудностей является разрешающей нормой (ар-рухсат). С этой точки зрения, нормы аль-’азимат и ар-рухсат считаются вмененными (الحكم التكليفي).

б) ар-Рухсат

1. Определение

В языке ар-рухсат означает «облегчение», «позволение». В ‘ильм аль-фикх эта норма определяется следующим образом: “более легкие нормы, установленные впоследствии (вторично) и предоставляющие верующим возможность отказа от нормы аль-’азимат в связи с уважительными причинами, такими как, затруднительность или необходимость, называются ар-рухсат”.

2. Категории

Согласно исламскому праву, совершение какого-либо запретного действия или отказ от выполнения необходимого (вâджиб) действия несет в себе вину и грех. Однако, в случае с ар-рухсат это правило не практикуется. По этой причине в случаях, когда предоставлено разрешение ар-рухсат, совершивший за­претное действие (харâм) не будет наказуем или отказавшийся от выполнения необходимого (вâджиб) дей­ствия не будет порицаем. Потому что в ар-рухсат запретное (харâм) действие переходит иногда в категорию разрешенного (мубâх), а иногда отказ от совершения необходимого действия приобретает статус дозволен­ного. Согласно этому ар-рухсат делится на две категории:

1) Разрешение выполнения (رخصة الفعل) - ар-рухсат, позволяющий совершать запретное (харâм) дейст­вие: когда аль-’азимат запрещает


выполнение какого-то действия, а ар-рухсат приводит к дозволению его (мубâх) или необходимости исполнения (вâджиб). В случае необходимости, затруднения или нужды вещи, являющиеся запретными (харâм, мамну’), переходят в категорию дозволенного (мубâх).

2) Разрешение отказа (رخصة الترك).




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.