Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Рационалистические доводы



То, что иджмâ’ является аргументом (худжжат), подтверждается рационалистическими доводами. За­думаемся: Посланник Аллаха Мухаммад, (мир ему и благословение Аллаха), - последний пророк. Религия, которую он проповедовал, останется до Судного Дня. Теперь представим себе некое событие, на которое нет определенной ссылки ни в Книге, ни в Сунне. Следовательно, если фикх не в состоянии объяснить этот слу­чай, не останется ли он без решения до Судного Дня? Подобная ситуация не возникнет с признанием иджмâ’ в качестве аргумента.

4. Отмена иджмâ’

Согласно некоторым факихам, собравшиеся в одном веке муджтахиды имеют право отменить при по­мощи нового иджмâ’ свои прежние иджмâ’.

Согласно же большинству ученых законоведов, если после века, в котором было достигнуто иджмâ’, повторно будет иметь место другое иджмâ’ по аналогичному вопросу, это другое не будет иметь признания. Потому что второе иджмâ’ в этом случае отменит первоначальное, тогда как после ухода Пророка Мухам­мада, (мир ему и благословение Аллаха), отмены (насх) прежних решений нет.

Степени иджмâ’

Степени иджмâ’, с учетом их влияния, расположены в следующем порядке:

1) Словесное (каули) иджмâ’ сподвижников.

2) Молчаливое (сукути) иджмâ’ сподвижников.

3) Иджмâ’, достигнутое без разногласий в период после сподвижников.

4) Иджмâ’, достигнутое путем урегулирования первоначального разногласия в период после спод­вижников.


IV. ЧЕТВЕРТЫЙ ДОВОД: КЫЙАС (القياس)

А. Определение кыйаса и его свойство

В языке слово кыйас (мукайаса) имеет такие значения, как оценка, аналогия, измерение. Терминологи­чески слово кыйас определяется как “выявление подобной нормы из двух фактов, один из которых под­твержден текстом, а второй, вследствие наличия у них общей причины, - иджтихâдом”. По-арабски это определение имеет следующий вид:

القياس: "هو اظهار مثل حكم معلوم في معلوم آخر لاشتراكهما في علة الحكم عند المثبت."

Приведем несколько примеров:

1. Один из аятов запрещает вести торговлю в пятницу, во время произнесения призыва к молитве (азан). Интересно, а каково решение относительно заключения договора об аренде в пятницу во время азана? Какого-либо текста по этому поводу перед нами нет. Тогда мы проводим сравнение между арендой и прода­жей. Продажа во время пятничной молитвы запрещена. Она занимает человека, и как следствие, отвлекает его от совершения ритуального действия. Также и аренда занимает человека и отвлекает его от совершения ритуального действия. В таком случае, во время пятничной молитвы заключение договора об аренде также запрещается.

2. Положение о запрете вина закреплено в аяте: “...вино, азартные игры, гадания является одним из противных дел сатаны. Остерегайтесь его”. Причина запрета вина в его опьяняющем действии (искâр). Опьяняющее действие присуще и вспененному взвару сока фиников. В таком случае потребление такого взвара также запрещается.

Б. Кыйас как аргумент (худжжат)

По мнению большинства муджтахидов, кыйас является шариатским аргументом, что подтверждается Кораном, Сунной и рациональной практикой.

Аяты

В Коране содержится много аятов, указывающих на соответствие кыйаса шариату. Достаточно пояс­нить значение двух из них.“О вы, кто веруете, повинуйтесь Аллаху, и Посланнику, и властям предер­жащим из


среды вашей; если же вы ссоритесь о чем-то, скажите об этом Аллаху и Посланнику...”[64]

“Наущайтесь же, о, имеющие глаза (т.е. сделайте сравнение)”[65]

Хадисы

1. При назначении Му’âза бин Джабаля на должность кадия в Йемене на вопрос Пророка, (мир ему и благословение Аллаха): «Каковы будут твои действия в случае, если не найдешь решения по какому-либо вопросу в Книге и Сунне?», его ответ: «Буду принимать решение в соответствии со своим мнением на пути иджтихâда» - вызвал одобрение, что является указанием на законность кыйаса.

2. Одна женщина из числа сподвижников задала вопрос: «О Посланник Аллаха, мой отец умер, не со­вершивши хаджа, если я вместо него совершу хадж, будет ли для него польза?». Посланник Аллаха, (мир ему и благословение Аллаха), сказал: «Предположим, что за твоим отцом есть долг и если ты его опла­тишь, разве твоему отцу этого не будет достаточно?». Женщина ответила утвердительно. На что Послан­ник Аллаха, (мир ему и благословение Аллаха), сказал: «Если так, то долг перед Аллахом еще более вправе быть выполненным», что является указанием на законность кыйаса.

3. Хазрат-и Омар спросил Пророка, (мир ему и благословение Аллаха), о том, какое суждение можно вынести о поцелуе без вожделения, случившемся во время поста. На это Пророк, (мир ему и благословение Аллаха), сказал: «Что ты думаешь по поводу полоскания рта водой во время поста?». На ответ Омара, что это не повлияет на пост, Пророк, (мир ему и благословение Аллаха), сказал: «Довольствуйся этим».

Практика сподвижников

Сподвижники так же использовали кыйас в качестве аргумента. Так сподвижники, присягая на вер­ность Хазрат-и Абу Бакру, приняли во внимание тот факт, что Пророк, (мир ему и благословение Аллаха), выбрал его предстоятелем (имамом) во время молитвы. И сравнивая (кыйас) звание халифа со званием имама, они говорили: «Пророк, (мир ему и благословение Аллаха), назначил его имамом в наших религиоз­ных делах. В таком случае, почему бы нам не признать его имамом и в наших мирских делах?».


Хазрат-и Али сравнивал наказание за питье вина с наказанием за клевету. Так как в конечном резуль­тате питье вина становится средством, способствующим клевете.

Рациональная практика

Человек своим разумом воспринимает аналогию, как аргумент. Тексты Корана и Сунны ограничены, а случаев неисчислимое множество. Дать ответ на неисчислимое множество случаев считанным количеством текстов - затруднительное дело. Поэтому путем аналогии (кыйас) находится решение для случаев, которые не отражены в текстах.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.