То, что иджмâ’ является аргументом (худжжат), подтверждается рационалистическими доводами. Задумаемся: Посланник Аллаха Мухаммад, (мир ему и благословение Аллаха), - последний пророк. Религия, которую он проповедовал, останется до Судного Дня. Теперь представим себе некое событие, на которое нет определенной ссылки ни в Книге, ни в Сунне. Следовательно, если фикх не в состоянии объяснить этот случай, не останется ли он без решения до Судного Дня? Подобная ситуация не возникнет с признанием иджмâ’ в качестве аргумента.
4. Отмена иджмâ’
Согласно некоторым факихам, собравшиеся в одном веке муджтахиды имеют право отменить при помощи нового иджмâ’ свои прежние иджмâ’.
Согласно же большинству ученых законоведов, если после века, в котором было достигнуто иджмâ’, повторно будет иметь место другое иджмâ’ по аналогичному вопросу, это другое не будет иметь признания. Потому что второе иджмâ’ в этом случае отменит первоначальное, тогда как после ухода Пророка Мухаммада, (мир ему и благословение Аллаха), отмены (насх) прежних решений нет.
Степени иджмâ’
Степени иджмâ’, с учетом их влияния, расположены в следующем порядке:
1) Словесное (каули) иджмâ’ сподвижников.
2) Молчаливое (сукути) иджмâ’ сподвижников.
3) Иджмâ’, достигнутое без разногласий в период после сподвижников.
4) Иджмâ’, достигнутое путем урегулирования первоначального разногласия в период после сподвижников.
IV. ЧЕТВЕРТЫЙ ДОВОД: КЫЙАС (القياس)
А. Определение кыйаса и его свойство
В языке слово кыйас (мукайаса) имеет такие значения, как оценка, аналогия, измерение. Терминологически слово кыйас определяется как “выявление подобной нормы из двух фактов, один из которых подтвержден текстом, а второй, вследствие наличия у них общей причины, - иджтихâдом”. По-арабски это определение имеет следующий вид:
القياس: "هو اظهار مثل حكم معلوم في معلوم آخر لاشتراكهما في علة الحكم عند المثبت."
Приведем несколько примеров:
1. Один из аятов запрещает вести торговлю в пятницу, во время произнесения призыва к молитве (азан). Интересно, а каково решение относительно заключения договора об аренде в пятницу во время азана? Какого-либо текста по этому поводу перед нами нет. Тогда мы проводим сравнение между арендой и продажей. Продажа во время пятничной молитвы запрещена. Она занимает человека, и как следствие, отвлекает его от совершения ритуального действия. Также и аренда занимает человека и отвлекает его от совершения ритуального действия. В таком случае, во время пятничной молитвы заключение договора об аренде также запрещается.
2. Положение о запрете вина закреплено в аяте: “...вино, азартные игры, гадания является одним из противных дел сатаны. Остерегайтесь его”. Причина запрета вина в его опьяняющем действии (искâр). Опьяняющее действие присуще и вспененному взвару сока фиников. В таком случае потребление такого взвара также запрещается.
Б. Кыйас как аргумент (худжжат)
По мнению большинства муджтахидов, кыйас является шариатским аргументом, что подтверждается Кораном, Сунной и рациональной практикой.
Аяты
В Коране содержится много аятов, указывающих на соответствие кыйаса шариату. Достаточно пояснить значение двух из них.“О вы, кто веруете, повинуйтесь Аллаху, и Посланнику, и властям предержащим из
среды вашей; если же вы ссоритесь о чем-то, скажите об этом Аллаху и Посланнику...”[64]
“Наущайтесь же, о, имеющие глаза (т.е. сделайте сравнение)”[65]
Хадисы
1. При назначении Му’âза бин Джабаля на должность кадия в Йемене на вопрос Пророка, (мир ему и благословение Аллаха): «Каковы будут твои действия в случае, если не найдешь решения по какому-либо вопросу в Книге и Сунне?», его ответ: «Буду принимать решение в соответствии со своим мнением на пути иджтихâда» - вызвал одобрение, что является указанием на законность кыйаса.
2. Одна женщина из числа сподвижников задала вопрос: «О Посланник Аллаха, мой отец умер, не совершивши хаджа, если я вместо него совершу хадж, будет ли для него польза?». Посланник Аллаха, (мир ему и благословение Аллаха), сказал: «Предположим, что за твоим отцом есть долг и если ты его оплатишь, разве твоему отцу этого не будет достаточно?». Женщина ответила утвердительно. На что Посланник Аллаха, (мир ему и благословение Аллаха), сказал: «Если так, то долг перед Аллахом еще более вправе быть выполненным», что является указанием на законность кыйаса.
3. Хазрат-и Омар спросил Пророка, (мир ему и благословение Аллаха), о том, какое суждение можно вынести о поцелуе без вожделения, случившемся во время поста. На это Пророк, (мир ему и благословение Аллаха), сказал: «Что ты думаешь по поводу полоскания рта водой во время поста?». На ответ Омара, что это не повлияет на пост, Пророк, (мир ему и благословение Аллаха), сказал: «Довольствуйся этим».
Практика сподвижников
Сподвижники так же использовали кыйас в качестве аргумента. Так сподвижники, присягая на верность Хазрат-и Абу Бакру, приняли во внимание тот факт, что Пророк, (мир ему и благословение Аллаха), выбрал его предстоятелем (имамом) во время молитвы. И сравнивая (кыйас) звание халифа со званием имама, они говорили: «Пророк, (мир ему и благословение Аллаха), назначил его имамом в наших религиозных делах. В таком случае, почему бы нам не признать его имамом и в наших мирских делах?».
Хазрат-и Али сравнивал наказание за питье вина с наказанием за клевету. Так как в конечном результате питье вина становится средством, способствующим клевете.
Рациональная практика
Человек своим разумом воспринимает аналогию, как аргумент. Тексты Корана и Сунны ограничены, а случаев неисчислимое множество. Дать ответ на неисчислимое множество случаев считанным количеством текстов - затруднительное дело. Поэтому путем аналогии (кыйас) находится решение для случаев, которые не отражены в текстах.