Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Б. Допустимость отмены (ан-насх)



В отношении ан-насх возникает четыре вопроса:

а) допустим ли ан-насх с точки зрения разума?

б) допустим ли ан-насх согласно традиции?

в) если допустим, то имело ли это место?

г) имеет ли место ан-насх в Священном Коране?

Ответ на первый вопрос является положительным, и допустимость ан-насх с точки зрения разума при­знана всеми мусульманами. Второй вопрос также имеет положительный ответ, и это подтверждается сле­дующими аятами:

1. “Если Мы отменяем послание или делаем так, чтобы забылось оно, мы присылаем взамен лучшее или такое же”[135]

2. “Аллах стирает то, что Он пожелает, и упрочивает (то, что Он пожелает)”[136]


3. “А когда заменяем Мы одно послание на другое – и Аллаху лучше ведомо, что ниспосылает Он, - они говорят: "Ты просто измышляющий". О нет, не знает большинство из них”[137]

На третий вопрос также ответ положительный. Подобно тому, как во времена прежних пророков про­исходили отмены законов, так и шариат Пророка нашего, (мир ему и благословение Аллаха), отменил преж­ние шариаты[138]. ан-Насх имел место и в производных нормах, установленных Пророком, (мир ему и благосло­вение Аллаха). Доказательством тому является изменение кыблы[139].

Есть два мнения относительно наличия ан-насх в Священном Коране.

1. Положительное мнение. Большинством исламских ученых признано наличие ан-насх в Священном Коране. В добавление к тому, что Коран сам по себе является ан-насх по отношению к прежним книгам, ими признано вполне естественным наличие свойства ан-насх в развитии и совершенствовании зарождающейся исламской системы.

2. Отрицательное мнение. Некоторые ученые, среди них известен Абу Муслим Мухаммад бин Бахр аль-Исфагани (ум.322 г.х.), утверждали, что ан-насх допустим с рациональной точки зрения. Он имел место в прежних законах, Коран сам отменил прежние религии, однако в структуре самого Корана ан-насх не при­сутствует. Это мнение не имело большого числа сторонников.

В. Смыслы ан-насх

1. Защита интересов и благ людей: Основной целью шариатских норм является осуществление интере­сов людей. Если какая-либо норма через определенное время теряет силу и вместо нее устанавливается дру­гая норма, значит, в этом был интерес людей, поскольку интересы людей могут время от времени подвер­гаться изменениям.

2. Постепенное приобщение людей к религии: Главное в религиозном воспитании - вызывать в людях любовь, а не антипатию к религии. Общество, живущее хорошими или плохими обычаями и привычками, психологически невозможно в короткий срок избавить от этих предрасположенностей. Священный Коран, в течение более двадцати двух


лет передаваемый Пророком, (мир ему и благословение Аллаха), постепенно и в мягкой форме приобщал людей и народы к религии Ислама. Например, метод постепенного внедрения можно наблюдать в процессе установления культовой практики (’ибâдат), запрещения опьяняющих напит­ков.

3. Испытание людей: Люди пришли в этот мир для испытаний. Успешно выдержавшие испытание бу­дут награждены, не прошедших испытания ждет наказание. Всевышний Аллах ниспослал свои установления соответствующими силам каждого человека. Производные (фар’и) нормы человеческого общества до Про­рока Мухаммада, (мир ему и благословение Аллаха), и нормы его уммы отличны друг от друга. Каждое об­щество несет ответственность за исполнение переданных ему норм. Испытание будет проводиться согласно им. Установления являются прерогативой Аллаха, на долю же человека приходится следование этим уста­новлениям.

Г. Условия ан-насх

1. Нâсих (отменяющий), подобно мансух (отменяемому), должен иметь производные-законные до­воды.

2. Нâсих должен по силе соответствовать доводу мансух или быть еще более сильным. Другими сло­вами, в качестве законного (шариатского) довода должен выступать текст Корана и Сунны. Иджмâ’ и Кыйâс по силе уступают Корану и Сунне, поэтому не могут быть нâсих (отменяющим).

3. Отменяющий (нâсих) довод должен предшествовать отменяемой (мансух) норме. Тахсис, истиснâ’, шарт, сифат, гâйа, бадаль аль-ба’д, будучи смежными с нормой шариата и соответствующими по времени появления, не могут считаться нâсих.

4. Если отмена (ан-насх) не является ясной (сарих), совместимость двух текстов должна быть невоз­можной. В местах возможной совместимости противоречивых текстов нельзя идти по пути отмены (ан-насх), предпочтителен путь согласования и разъяснения.




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.