Ответ на первый вопрос является положительным, и допустимость ан-насх с точки зрения разума признана всеми мусульманами. Второй вопрос также имеет положительный ответ, и это подтверждается следующими аятами:
1. “Если Мы отменяем послание или делаем так, чтобы забылось оно, мы присылаем взамен лучшее или такое же”[135]
2. “Аллах стирает то, что Он пожелает, и упрочивает (то, что Он пожелает)”[136]
3. “А когда заменяем Мы одно послание на другое – и Аллаху лучше ведомо, что ниспосылает Он, - они говорят: "Ты просто измышляющий". О нет, не знает большинство из них”[137]
На третий вопрос также ответ положительный. Подобно тому, как во времена прежних пророков происходили отмены законов, так и шариат Пророка нашего, (мир ему и благословение Аллаха), отменил прежние шариаты[138]. ан-Насх имел место и в производных нормах, установленных Пророком, (мир ему и благословение Аллаха). Доказательством тому является изменение кыблы[139].
Есть два мнения относительно наличия ан-насх в Священном Коране.
1. Положительное мнение. Большинством исламских ученых признано наличие ан-насх в Священном Коране. В добавление к тому, что Коран сам по себе является ан-насх по отношению к прежним книгам, ими признано вполне естественным наличие свойства ан-насх в развитии и совершенствовании зарождающейся исламской системы.
2. Отрицательное мнение. Некоторые ученые, среди них известен Абу Муслим Мухаммад бин Бахр аль-Исфагани (ум.322 г.х.), утверждали, что ан-насх допустим с рациональной точки зрения. Он имел место в прежних законах, Коран сам отменил прежние религии, однако в структуре самого Корана ан-насх не присутствует. Это мнение не имело большого числа сторонников.
В. Смыслы ан-насх
1. Защита интересов и благ людей: Основной целью шариатских норм является осуществление интересов людей. Если какая-либо норма через определенное время теряет силу и вместо нее устанавливается другая норма, значит, в этом был интерес людей, поскольку интересы людей могут время от времени подвергаться изменениям.
2. Постепенное приобщение людей к религии: Главное в религиозном воспитании - вызывать в людях любовь, а не антипатию к религии. Общество, живущее хорошими или плохими обычаями и привычками, психологически невозможно в короткий срок избавить от этих предрасположенностей. Священный Коран, в течение более двадцати двух
лет передаваемый Пророком, (мир ему и благословение Аллаха), постепенно и в мягкой форме приобщал людей и народы к религии Ислама. Например, метод постепенного внедрения можно наблюдать в процессе установления культовой практики (’ибâдат), запрещения опьяняющих напитков.
3. Испытание людей: Люди пришли в этот мир для испытаний. Успешно выдержавшие испытание будут награждены, не прошедших испытания ждет наказание. Всевышний Аллах ниспослал свои установления соответствующими силам каждого человека. Производные (фар’и) нормы человеческого общества до Пророка Мухаммада, (мир ему и благословение Аллаха), и нормы его уммы отличны друг от друга. Каждое общество несет ответственность за исполнение переданных ему норм. Испытание будет проводиться согласно им. Установления являются прерогативой Аллаха, на долю же человека приходится следование этим установлениям.
Г. Условия ан-насх
1. Нâсих (отменяющий), подобно мансух (отменяемому), должен иметь производные-законные доводы.
2. Нâсих должен по силе соответствовать доводу мансух или быть еще более сильным. Другими словами, в качестве законного (шариатского) довода должен выступать текст Корана и Сунны. Иджмâ’ и Кыйâс по силе уступают Корану и Сунне, поэтому не могут быть нâсих (отменяющим).
3. Отменяющий (нâсих) довод должен предшествовать отменяемой (мансух) норме. Тахсис, истиснâ’, шарт, сифат, гâйа, бадаль аль-ба’д, будучи смежными с нормой шариата и соответствующими по времени появления, не могут считаться нâсих.
4. Если отмена (ан-насх) не является ясной (сарих), совместимость двух текстов должна быть невозможной. В местах возможной совместимости противоречивых текстов нельзя идти по пути отмены (ан-насх), предпочтителен путь согласования и разъяснения.