Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Д. Разновидности ан-насх



ан-Насх можно разделить на два вида: сарих, димни и кулли, джуз’и

а) Ясная и скрытая отмена (ан-Насх ас-сарих ва ад-димни)

(النسخ الصريح و الضمني)[140]


1. ан-Насх ас-сарих: ан-насх Законодателя является ясным. Например, отмена запрета на посещение могил и хранение жертвенного мяса была провозглашена самим Пророком, (мир ему и благословение Ал­лаха).

2. ан-Насх ад-димни: Законодатель, в норме, установленной впоследствии, открыто не упоминает об отмене предшествующей. Однако эта норма, устанавливаемая в качестве противодействующей предыдущей норме, не может быть совместима с ней и должна быть отменена. В этой ситуации более поздний довод при­нимается в качестве отменяющего (нâсих). Например, в аяте: “Предписано вам, когда смерть приближа­ется к одному из вас, если оставляет он после себя добро для родителей и близких родственников, чтобы оставил он завещание по доброму обычаю, и это обязанность для исполняющих долг свой”[141] - предписано оставлять завещание. И в аяте: “Аллах призывает вас относительно детей ваших: мужчина имеет долю, равную доле двух женщин...”[142] - указаны доли наследников. Второй аят, находящийся в противоречии с предыдущим, согласно большинству âлимов, является отменяющим (нâсих). Пророк, (мир ему и благословение Аллаха), после ниспослания аята о наследовании, объясняя эту ситуацию, установил: “Аллах предоставил каждому правопреемнику его право, впредь для наследника нет завещания”[143].

б) Полная и частичная отмена (ан-Насх аль-кулли ва аль-джуз’и)

(النسخ الكليِّ و الجزئي)[144]

1. ан-Насх аль-кулли: Снятие полностью отдельных положений установленной ранее Законодателем нормы. Например, аятом: “А те из вас, кто умирают и оставляют позади жен своих, должны сделать завещание в пользу жен о содержании на протяжении года без изгнания (их)”[145] установлена норма ожидания сроком в один год для женщины, у которой умер муж. Эта норма отменена аятом: “А (что же до) тех из вас, кто умирают и оставляют после себя жен, эти женщины должны блюсти себя в ожидании в течение четырех месяцев и десяти дней”[146], и для подобных ситуаций установлена норма для ’иддата четыре месяца и десять дней.

2. ан-Насх аль-джуз’и: Снятие некоторых отдельных положений нормы, установленной ранее Законо­дателем для всех обязанных исполнять


предписания, ниспосланным позже доводом. Например, в аяте: “Те же, кто обвиняют свободную женщину, но не представляют четырех свидетелей, покарайте их во­семьюдесятью ударами...”[147] сообщается о мере наказания за клевету. Аят же: “А те, кто обвиняют жен своих, но не имеют свидетелей кроме самих себя, пусть свидетельствует такой четыре раза, призывая в свидетели Аллаха, что говорит он правду”[148] устанавливает норму клятвенного заверения для супругов. Второй аят отменяет меру наказания за клевету только в отношении мужа.

II. Предпочтение (ат-Тарджих) (الترجيح)

А. Значение ат-тарджих

В арабском языке слово ат-тарджих имеет такие значения, как «заставлять склониться», «приводить к превосходству», а терминологически "выявление и принятие какого-либо преимущества, свойства, имею­щегося в одном (рâджих) из доводов, находящихся в противоречии, и способствующего его верховенству над другим (марджух) и отказу от него".

Б. Условия ат-тарджих

а) Равенство в достоверности: Коран с точки зрения достоверности непререкаем, что же до единичного сообщения, то оно является предположительным (занни). Вследствие этого, между Кораном и единичным сообщением не может быть противоречия (та’âруд). Однако в отношении доводов противоречие может воз­никнуть.

б) Равенство в силе: Противоречие не может возникнуть между достоверным (мутавâтир) преданием (сунна) и единичным преданием. Так как достоверное предание по силе предпочтительнее единичного.

в) Единство времени, места и направления: Противоречивые доводы с точки зрения нормы могут на­ходиться во взаимном противоречии. А противоречие доводов с точки зрения нормы возможны в том же месте, в то же время, в том же направлении. Вследствие этого, в нормах текстов, посланных для разного места, времени, направления, не может быть противоречия. Например, не существует противоречия между текстами, запрещающими приближаться к женщине во время регулы, и текстами, дающими свободу дейст­вий в другое время, так как отсутствует единство во времени. Нет противоречия между текстами, запре­щающими брать в жены


мать, и текстами, дающими свободу действий в женитьбе с теми, с кем брак возмо­жен, так как отсутствует единство места. Нет противоречия между текстами, обязывающими совершать мо­литву лицом к Каабе и текстами, запрещающими обращаться лицом к другим сторонам при совершении молитвы, так как отсутствует единство направления.

III. Объединение и согласование (аль-Джам’ ва ат-тауфик) (الجمع و التوفيق)

А. Значение аль-Джам’:

В арабском языке слово аль-джам’, означающий объединение разрозненных вещей в одном месте, терминологически используется в смысле устранения противоречия между двумя противоречивыми дово­дами, предоставляя им возможность получить значение путем интерпретации (та'вил), ограничения (такйид), побуждения (хамл). Если при устранении противоречия между двумя доводами посредством аль-джам’ дей­ствие происходит с обоими доводами, ханафиты называют это "’амал би шибхайн (действие с двумя подо­биями)"[149].

Б. Условия аль-Джам’:

1. Противоречие (та’âруд) возникает между двумя равносильными доводами. Значит, аль-джам’ ва ат-тауфик становится темой для разговора в случае противодействия двух одинаковых по силе доводов. Поскольку противоречие не может возникнуть между различными по силе доводами, то идти путем объеди­нения и согласования становится невозможным из-за отсутствия между ними общих точек соприкосновения.

2. При устранении противоречия между двумя противоречивыми доводами методом аль-джам’ ва ат-тауфик будет неверным выносить решение, противное духу Ислама. То есть, интерпретация (та'вил), вы­полняемая при устранении противоречия, должна соответствовать духу Ислама. Например, в аяте: “О вы, которые уверовали! Когда вы встаете на молитву, то мойте ваши лица и руки до локтей, обтирайте голову и ноги до щиколоток”[150] (فاغسلوا وجوهَكم... و امسحوا برؤوسِكم و ارجلـَكم...) возникает противоречие при разночте­нии. Слово " ارجلـَِكم" (ваши ноги) могло читаться в винительном (насб) и родительном (джер) паде­жах. Сунниты, устраняя противоречие, приняли за основу винительный падеж, установив при этом обяза­тельность (фард) омовения ног. Чтение же в родительном падеже


(джер) получило следующую интерпрета­цию (та'вил): после совершения омовения человек, носящий сафьяновые носки (маст), для возобновления ритуальной чистоты (тахâрат) может провести мокрой рукой (масх) по кожаным носкам. К тому же подоб­ное возобновление ритуальной чистоты закреплено хадисами. Что касается шиитов, то предпочтение роди­тельного падежа (джер) в этом слове привело их к решению о дозволенности совершения масх. Подобная интерпретация шиитов привела к противоречию с текстами, указывающими на обязательность (фард) омо­вения ног для приобретения ритуальной чистоты. Сунниты считают подобную интерпретацию недопусти­мой, так как она не соответствует духу Ислама[151].

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.