Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ



РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ

В ОТРАСЛЕВОМ И МЕЖОТРАСЛЕВОМ

ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ,

АДМИНИСТРАТИВНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ

И СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ

Глава 16. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ

Искусство быть мудрым состоит в том, чтобы знать, на что не следует обращать внимание.

Чевист

Система и структура органов

Исполнительной власти, их компетенция и административно-правовые основы регулирования отношений в сфере экономики

Разработку и создание эффективной организационной сис­темы управления серьезно затрудняет отсутствие стабильной, внутренне непротиворечивой системы законодательства, отсут­ствие конституционного регулирования государственного уп­равления, необходимого для четкого определения самой систе­мы и структуры организации управления, функций, целей, задач и полномочий субъектов управления как одного из прин­ципиально важных условий в организации их деятельности.

Качество управления в сфере экономики зависит, прежде всего, от соответствия системы и структуры методам и формам деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, созданных для реализации объективных функций и задач управления. При этом до создания управленческих структур, определяется или выявляется перечень объективных функций управления в сфере экономики. А так как функции

имеют объективный характер, то и разработка организацион­ных структур для их реализации должна отличаться объек­тивностью в плане адекватного отражения потребностей прак­тики и стабильностью отношений в этой сфере с учетом преем­ственности положительного опыта и возможных изменений условий функционирования системы исполнительной власти. Зарубежный опыт показывает, что самое дорогостоящее ме­роприятие — это организационные и структурные изменения в системе учреждений государственного управления, так как это связано со значительными штатными перестановками, пере­подготовкой и повышением квалификации кадров, поэтому эти мероприятия вначале научно обосновывают, эксперименталь но проверяют, а потом осуществляют эти меры, но главное — это делается очень редко. В нашей же стране избрали и реали­зуют прямо противоположную концепцию, что приносит боль­ше вреда, нежели пользы, так как частая реорганизация струк­туры ФОИВ не способствует повышению эффективно государ­ственного управления, а наоборот дезорганизует управленчес­кие отношения.

В организации деятельности федеральной системы органов исполнительной власти большая роль отводится Правитель­ству РФ и его Президиуму, образованному 26 августа 1999 г.1

В соответствии со ст. 1 Федерального конституционного за­кона, принятым 17.12. 1997 г. в ред. 31.12. 1997 г. «О Прави­тельстве Российской Федерации», Правительство Российской Федерации — высший исполнительный орган государствен­ной власти России.Правительство РФ является коллегиаль­ным органом, возглавляющим единую, исполнительную власть.

Это коллегиальный орган общей компетенции на всей тер­ритории России.

Основные принципы его деятельности:верховенство Кон­ституции РФ, федеральных конституционных законов и феде­ральных законов, народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности to обеспечение прав и сво­бод человека и гражданина.

Полномочия Правительства РФ в сфере экономики —осу­ществляет регулирование экономических процессов; обеспечи­вает единство экономического пространства и свободу эконо­мической деятельности, свободное перемещение товаров, ус­луг и финансовых средств; прогнозирует социально-экономи­ческое развитие страны, разрабатывает и осуществляет про-

СЗ РФ. 1999. № 37. Ст. 4484.

ю*

' I "Административное право

граммы развития приоритетных отраслей экономики; выраба­тывает государственную, структурную и инвестиционную по­литику и принимает меры по ее реализации; управляет феде­ральной собственностью; разрабатывает и реализует государ­ственную политику в сфере международного, экономического, финансового и инвестиционного сотрудничества; осуществля­ет общее руководство таможенным делом; принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, ис­полнителей работ и услуг; формирует мобилизационный план экономики России; обеспечивает функционирование оборонного производства России.

В сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает и представляет Государственной Думе РФ федеральный бюд­жет и обеспечивает его исполнение; предоставляет Государ­ственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; разрабатывает и реализует налоговую политику; обеспечивает совершенствование бюджетной системы; принимает согласо­ванные с Центральным банком РФ меры по регулированию рынка ценных бумаг; осуществляет управление государствен­ным внутренним и внешним долгом России; осуществляет ва­лютное регулирование и валютный контроль; руководит ва-лютно-финансовой деятельностью в отношениях с иностран­ными государствами; разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен.

Большое значение имело бы принятие федеральных зако­нов «О государственном управлении в Российской Федерации» и «О системе органов исполнительной власти Российской Фе­дерации», так как конституционные положение (п. 2, ст. 77) о единстве системы исполнительной власти в Российской Феде­рации пока остается в большей мере политико-правовой дек­ларацией. Это особенно важно на нынешнем этапе, когда сфе­ра государственного управления резко сужается и параллель­но этому идет сокращение структуры и штатов федеральных органов исполнительной власти, что само по себе очень необ­ходимо, но не должно идти в ущерб государственному регули­рованию в негосударственной сфере.

Подобные правовые акты регламентировали бы управлен­ческие отношения в сфере разрешения особо актуальных об­щих, отраслевых, межотраслевых и региональных проблем. Особенно это важно при реализации многочисленных федераль­ных программ, финансируемых из госбюджета.

Организация управления в сферах и отраслях обеспечена федеральными законами в разной степени. Организация уп­равления экономикой обеспечена законами в меньшей мере, чем в социально-культурной и административно-политической сфере. Управление экономикой во многих случаях регламен­тируется указами Президента РФ, постановлениями Правитель­ства РФ и другими подзаконными актами. Основные причи­ны, объясняющие, но не оправдывающие неблагоприятное по­ложение в экономике, — это недостаточно научная обоснован­ность организации ее структур, противоречивость непрерыв­ного процесса правовых реформ и их незавершенность, в ре­зультате чего создается нестабильность управленческих отно­шений в сфере государственного управления и другие призна­ки, что отмечают многие специалисты (2, с. 43-45). В этих условиях нормальное правовое регулирование отношений орга­низации управления экономикой является событием малове­роятным. Органы исполнительной власти в нарушение зако­нодательства больше оказывают платные административные услуги физическим и юридическим лицам, нежели осуществ­ляют функции и задачи государственного управления. При таком ненаучном подходе мы имеем на практике преобладаю­щую часть криминальной экономики, в особенно ее рентабель­ных отраслей и сфер.

Федеральными законами определяются принципы органи­зации деятельности в отраслях материального производства, а также сферы разграничения их компетенции и характер взаи­моотношений между ними. На основе федеральных законов принимаются подзаконные акты, детализирующие эти управ­ленческие отношения. Правительства РФ От 9 сентября 1999 г. приняло постановление «О Концепции управления государ­ственным имуществом и приватизации в РФ» на основе ФЗ «О Концепции об управлении государственным имуществом и при­ватизации в РФ»1. Указом Президента РФ от 06.12. 2002 г. № 1382 «О специализированном государственном учреждении по продаже приватизируемого федерального имущества» Пра­вительству РФ в месячный срок поручено издать правовой акт, определяющий статус специализированного государственного учреждения по продаже приватизируемого федерального иму­щества.

В систему органов управления в сфере экономического ре­гулирования можно включить следующие основные министер-

1 СЗ РФ. 1999. № 39. Ст. 4626.

11-2

ства:1) экономического развития и торговли; 2) финансов; 3) антимонопольной политики и поддержки предприниматель­ства, 4) имущественных отношений; 5) по налогам и сборам; 6) промышленности, науки и технологий; 7) по атомной энер­гии; 8) путей сообщения; 9)транспорта; 10) сельского хозяй­ства; 11) природных ресурсов; 12) энергетики; 13) связи и ин­форматизации.

Организация структурных подразделений органов исполни­тельной власти, государственного управления, как правило, реализуется руководством в процессе административной прак­тики и закрепляется подзаконными правовыми актами. Ста­тус структурных подразделений органов исполнительной вла­сти, государственного управления обычно определяется поло­жениями о них, утверждаемыми полномочным органом (дол­жностным лицом). К сожалению, в настоящее время практи­чески нет правового разграничения правового статуса органа и должностного лица, а правовой объем их разный, и эта неяс­ность тоже не способствует повышению эффективности осуще­ствления функций и задач государственного управления. По­ложения о ФОИВ, в соответствии с Конституцией РФ, отне­сенных к его компетенции, утверждается указом Президента РФ, в остальных случаях — постановлением Правительства РФ. Положения представляют собой правовые акты управления, комплексно регламентирующий внутреннюю организацию си­стемы и структуру конкретного органа исполнительной влас­ти, его цели, функции, задачи, формы и методы деятельности. Государственное управление в сфере экономической дея­тельности осуществляется соответствующими органами исполнительной власти и их должностными лицами. Их ком­петенция и принципы деятельности определяются законами и другими подзаконными актами.

Особую актуальность приобретает проблема совершенство­вания правоохранительной деятельности. Как отметил Прези­дент РФ на расширенном заседании в Прокуратуре РФ 11 фев­раля 2002 г., без разрешения проблем совершенствования пра­воохранительной деятельности в стране не будут решены ос­новные социально-экономические задачи.

Президент РФ представляет Россию fl международных от­ношениях, ведет переговоры и подписывает международные договоры и, естественно, при этом может оказывать влияние на содержание договоров, в том числе касающихся различных аспектов экономической политики.

Большие полномочия Президента РФв реализации функ­ций подбора и расстановки руководящих кадров федеральных органов исполнительной власти. Президент РФ с согласия Го­сударственной Думы назначает Председателя Правительства России; по предложению Председателя Правительства РФ, он назначает на должность и освобождает от должности его заме­стителей и федеральных министров, в том числе осуществля­ющих руководство хозяйственными отраслями и сферами уп­равления; формирует совещательный орган - Совет безопасно­сти, который рассматривает многие вопросы, касающиеся хо­зяйственной сферы, и осуществляет руководство им. Президент РФ реформировал институт своих полномочных представителей в субъектах Российской Федерации, которые за последние два года достаточно эффективно провели работу по приведению пра­вового поля России в соответствии с Конституцией РФ; фор­мирует Администрацию Президента РФ; представляет Госу­дарственной Думе кандидата для назначения на должность Председателя Центрального банка России и ставит вопрос об освобождении его от должности и осуществляет другие адми­нистративные полномочия.

Президент РФ осуществляет также оперативный контроль за экономической деятельностьюПравительства России и других ФОИВ, отменяет постановления и распоряжения Пра­вительства РФ, имеет право председательствовать на заседа­ниях Правительства РФ, Президент РФ вместе с Правитель­ством РФ обеспечивает осуществление полномочий федераль­ной государственной власти на всей территории России (ч. 4. ст. 78 Конституции РФ), то есть де-факто он реализует функ­ции высшего должностного лица органов исполнительной власти страны; он принимает решение об отставке Пра­вительства, вправе отменятьего постановления и распоря­жения и приостанавливатьдействие актов органов исполни­тельной власти субъектов РФ вслучаях противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международ­ным обязательствам России или нарушения прав и свобод че­ловека и гражданина (часть 2. ст. 77 Конституции РФ).

Обеспечивая согласованное функционирование и взаимодей­ствие органов государственной власти, Президент РФ может использовать определенные согласительные процедуры для разрешения разногласий между федеральными органами госу­дарственной власти и органами государственной власти субъек­тов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ. При недостижении согласованного решения он

I

11-4

может передать дело для разрешения спора в Конституцион­ный Суд РФ.

Правительство России в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» принятым 17 декабря 1997 г. (в ред. 31.12.1997 г.) осуществляет исполнительную власть в стране. Правительство РФ реализуют основную экономическую поли­тику страны. Особое значение имеет принятое постановление Правительства от 17.02.2003 г. № 108 «Об установлении пере­ходного периода для введения общероссийского классифика­тора видов деятельности». В течение 2003—2004 гг. будет про­ведена подготовка официальной статистической информации, проектов государственных прогнозов и мониторинг социаль­но-экономического развития страны.

Согласно ст. 114 Конституции и ст. 14 Федерального кон­ституционного закона «О Правительстве РФ»:

• правительство разрабатывает и представляет Государ­ственной Думе России бюджет и обеспечивает его испол­нение; представляет Государственной Думе России от­чет об исполнении федерального бюджета;

• осуществляет регулирование экономических процессов;

• обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное переме­щение товаров, услуг и финансовых средств;

• прогнозирует социально-экономическое развитие, разра­батывает и осуществляет программы приоритетных от­раслей экономики;

• вырабатывает государственную структурную и инвести­ционную политику и принимает меры по ее реализации;

• осуществляет управление федеральной собственностью;

• разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового и инвестиционного сотрудничества;

Ш осуществляет общее руководство таможенным делом;

• принимает меры по защите интересов отечественных про­изводителей товаров, исполнителей работ и услуг;

• формирует мобилизационный план экономики России, обеспечивает функционирование оборонного производ­ства.

Ш обеспечивает проведение в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики;

• осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, законами и указами Президента РФ.

ФКЗ «О Правительстве РФ» определено, что оно:

• осуществляет управление экономическими и социально-культурными процессами, создает условия для свобод­ного предпринимательства на основе рационального со­четания всех форм собственности, демонополизации эко­номики, реализации правового механизма рыночной эко­номики;

• способствует осуществлению мер по укреплению денеж­ной и кредитной систем, разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен, обеспечению гарантий законодательно установленных размера опла­ты труда и уровня социального обеспечения;

• организует разработку и исполнение федерального бюдже­та, а также прогнозов экономического и социального развития России и важнейших федеральных программ;

• обеспечивает в соответствии с законами и указами Прези­дента РФ нормативное регулирование и руководство орга­нами исполнительной власти по защите прав собствен­ности на всей территории России;

• осуществляет меры по развитию науки и техники, рацио­нальному использованию и охране природных ресурсов;

• координирует работу органов государственного управле­ния по проведению природоохранных мероприятий и реализации крупных экологических программ межрес­публиканского (федерального) и международного значе­ния, принимает меры по ликвидации последствий круп­ных аварий и катастроф, а также стихийных бедствий; осуществляет руководство в области внешней торговли и других видов внешнеэкономической деятельности.

Структура федеральных органов исполнительной властиутверждена указом Президента РФ от 17 мая 2000 г. № 867 в текущей ред. указа Президента РФ от 25.11.2003 г. № 1389.

Структура ФОИВ детально рассмотрена в главе 1, парагра­фе 3 и составляет 23 федеральных министерства, из которых 5 непосредственно подчинены Президенту РФ, 7 Государствен­ных комитетов РФ, 2 федеральные комиссии России, 10 феде­ральных служб, 5 из которых подчинены непосредственно Президенту РФ (более подробно было рассмотрено выше).

Создание, реорганизация и ликвидация территориальных органовФОИВ осуществляется после консультаций с органа­ми исполнительной власти субъектов РФ, финансирование этих органов, в основном, осуществляется из средств федерального бюджета. Например, постановлением Правительства РФ от

16 сентября 1999 г. № 1044 «О территориальных органах Ми­нистерства природных ресурсов РФ» создан территориальный орган ФОИВ, который по существу реализации своих полно­мочий является уже органом государственного управления, т.к. не имеет права принимать нормативные правовые акты от имени министерства1. Они не наделены только правом прини­мать нормативные акты. Поэтому их в полной мере нельзя называть органами исполнительной власти, т.к. им эти функ­ции делегированы частично.

Компетенция исполнительной власти по предметам веде­ния субъектов РФ включает в себя:

• собственные предметы ведения и полномочия;

• предметы ведения и полномочия, отнесенные к их со­вместному ведению с федеральными органами;

• полномочия по взаимодействию с федеральными органа­ми;

• отдельные полномочия, делегированные ФОИВ;

• полномочия по взаимодействию с органами местного са­моуправления; так, последние согласно ст. 12 Конститу­ции РФ не входят в систему органов государственной власти. На практике же органы исполнительной власти субъектов РФ свои взаимоотношения с местными орга­нами самоуправления строят как со своими территори­альными органами с учетом ст. 132 Конституции РФ.

Особо от субъектов РФ и местного самоуправления на прак­тике рассматривается проблема регионального управления. Часто оно отождествляется с управлением в границах террито­рий субъектов РФ и местного самоуправления. Например, по­становлением Правительства города Москвы от 3.12. 2002 г. № 981-ПП «Об образовании территориальных органов испол­нительной власти города Москвы — Управ районов» закрепле­на трехзвенная система органов исполнительной власти горо­да по осуществлении функций и задач государственного уп­равления. Кроме того, представление о регионах и организа­ции государственного управления в них часто увязывается с экономическими и климатическими условиями, национальным составом населения, экономическими зонами другими. В Ос­новных положениях региональной политики в РФ, утверж­денной указом Президента РФ от 3 июня 1996 г. № 803 под регионом понимается часть территории РФ, обладающая общ-

1 СЗ РФ. 1999. № 39. Ст. 4628.

ностью природных, социально-экономических, национальных, культурных и иных условий. Регион может совпасть с грани­цами территории конкретного субъекта РФ либо объединять территории нескольких субъектов РФ.

Организационное обеспечение связей Федеральных органов исполнительной власти с территориальными органами испол­нительной власти возможно в различных вариантах:

• создание органов государственного управления специа­лизирующихся по конкретным связям;

• образование для этих целей подразделений в составе за­интересованных органов;

• возложение этих функций на другой государственный орган;

• создание в регионах вышестоящими государственными органами своих органов, взаимодействующих с родствен­ными органами других регионов.

Регионы нашей страны существенно отличаются друг от друга объективными особенностями, и в рамках единого госу­дарства нельзя не учитывать этих обстоятельств в политике и практической деятельности.

Многие национальные конфликты нашего времени часто порождаются региональными проблемами. Как показывает опыт истории, принцип смешанного федеративного устройства России (национального и административно-территориального) будет и впредь порождать напряженность и конфликты. В го­сударственном устройстве России, на наш взгляд, целесооб­разно было бы поэтапно вернуться к административно-терри­ториальному принципу устройства Российской Федерации. Подобные положительные примеры имеются в зарубежном опыте (США, Германии, Испании, Англии и др.). Этим будет существенно ослаблена почва национализма, при условии стро­гого обеспечения равных прав, не только конституционных, но и административных, свобод и законных интересов граж­дан, проживающих в разных губерниях независимо от нацио­нальности, тем более, что в паспорте теперь нет графы «наци­ональность».

Административно-территориальное деление должно быть ориентировано на крупные экономические регионы, их осно­вой преобразования должны стать федеральные округа.

Краевая, областная администрация как исполнительная власть субъектов РФв своей экономической деятельности руководствуется Конституцией РФ по вопросам совместного ведения РФ и субъектов РФ (ст. 72) и вне пределов ведения

РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государ­ственной власти (ст. 72). То есть все вопросы, не указанные в ст. 71 и ст. 72 Конституции РФ находятся в полном государ­ственном ведении субъектов РФ в лице их представительных и исполнительных органов. Большое значение в правовом регу­лировании деятельности исполнительной власти субъектов РФ имеют, указанные выше, Федеральные законы от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ и от 24.06.1999 г. № 119-ФЗ. Администрации обес­печивают осуществление общих для края, области задач соци­ально-экономического развития, исполнение на местах россий­ских законов и актов, принятых Президентом и Правитель­ством страны, а также обеспечивает связь между органами го­сударственного управления и органами местного самоуправле­ния. Закон определяет полномочия краевой, областной адми­нистрации в областей планирования, бюджета, финансов и уче­та, управления собственностью, сельским хозяйством, исполь­зования земли и других природных ресурсов, охраны приро­ды, строительства, транспорта, дорожного хозяйства и связи, коммунального и торгового обслуживания.

Компетенцию поселений, районной, окружной городской и внутригородских муниципальных образованийв сфере хо­зяйственной деятельности по предметам местного значения определяет Закон от 06.10 2003 г. «Об общих принципах орга­низации местного самоуправления в Российской Федерации», который за исключением некоторых норм и положений всту­пит в силу с 1.01.2006 г.

Основное участие в экономических преобразованиях при­нимают предприятия. Их администрация (руководитель и его заместители), хотя и не является в полной мере органом госу­дарственного управления, но выполняет важные экономичес­кие и иные функции, направленные на удовлетворение мате­риальных и других потребностей граждан, общества и госу­дарства.

В новых экономических условиях предприятие является основным экономическим субъектом, созданным для производ­ства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения при­были. Оно самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибы­лью. Организационно-правовой формой предприятия может быть акционерное общество.

Акционерное общество- это коммерческая организация открытого или закрытого типа. Учредительным документом

общества является его устав, принятый на учредительном со­брании.

Акционерное общество подлежит государственной регист­рации. Однако в законе нечетко определены формы влияния или воздействия государства на деятельность этих обществ. Органы исполнительной власти регламентируют те вопросы, по которым установлены нормативно правила (финансовые, экологические, санитарно-эпидемиологические и другие). Не определена и ответственность акционерных обществ перед го­сударством. В этом отношении более значимы ст. 49, 51, 56, 57 ГК РФ.

Классификация предприятий проводится в законодатель­стве прежде всего исходя из форм собственности (согласно ст. 8 Конституции в стране «признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные фор­мы собственности»), а также по организационно-правовым фор­мам, в которых они образованы.

В гл. 4 ГК РФ выделяются следующие организационно-пра­вовые формы предприятий: хозяйственные товарищества и общества; производственные кооперативы; государственные и муниципальные унитарные предприятия; некоммерческие орга­низации.

Федеральным законом от 8.05. 1996 г. № 41-ФЗ «О произ­водственных кооперативах» регламентированы отношения этих коммерческих организаций в производственной и иной хозяй­ственной деятельности, порядок их образования и прекраще­ния деятельности. Особенности создания и деятельности сель­скохозяйственных производственных кооперативов определя­ются законом о сельскохозяйственной кооперации.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.