Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Система федеральных органов исполнительной власти



(ФОИВ)

Система ФОИВ— это совокупность государственных орга­нов, взаимосвязанных и взаимозависимых, образующих цело­стное единство в процессе реализации исполнительной власти на всей территории Российской Федерации. Система ФОИВ ос­нована на принципе федерализма и административно-террито­риального деления, и в пределах ведения и полномочий Рос­сийской Федерации и по предметам их совместного ведения с субъектами Российской Федерации представляет собой единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (п. 2 ст. 77 Конституции РФ).

Государство как социальная система реализует множество функций по обеспечению динамической устойчивости и суве­ренитета своего существования как по отношению к внешней среде (другим государствам), так и к регуляции отношений между гражданами (организациями) и государственными струк­турами. При реализации своих функций государство как цело­стная система может выступать в различных формах. Напри-

мер, как субъект международного сообщества; как форма объе­динения людей на определенной территории посредством юри­дической связи (гражданства); как выразитель и гарант об­щих интересов и целей; как средство или механизм легитим­ного принуждения в интересах общей воли граждан; как спе­цифическая форма самоуправления в обществе и др.

Исполнительная власть как одна из ветвей государствен­ной власти оперативно и повседневно реализует по предметам ведения и в объеме своих полномочий наибольший объем фун­кций и задач государственного управления.

В систему федеральных органов исполнительной власти,утвержденную указом Президента РФ от 14.08.1996 г. № 1176 входят: министерства Российской Федерации, Государственные комитеты РФ, Федеральные комиссии России, Федеральные службы России, Российские агентства, Федеральные надзоры России, Федеральные комиссии, а также иные Федеральные органы исполнительной власти при Президенте РФ.

Министерство РФ— федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществля-• ющий управление в установленной сфере деятельности, а так­же координирующий в случаях, установленных федеральны­ми законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, деятельность в этой сфере иных федераль­ных органов исполнительной власти. Министерство возглав­ляет входящий в состав Правительства РФ министр России (федеральный министр).

Государственный комитет РФ, Федеральная комиссия России— федеральные органы исполнительной власти, осуще­ствляющие на коллегиальной основе межотраслевую коорди­нацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функ­циональное регулирование в определенной сфере деятельнос­ти. Государственный комитет РФ, Федеральную комиссию Рос­сии возглавляют соответственно председатель Государственно­го комитета РФ, председатель Федеральной комиссии России.

Федеральная служба России, Российское агентство, Фе­деральный надзор России— федеральные органы исполни­тельной власти, осуществляющие специальные (исполнитель­ные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие) функции в установленных сферах ведения. Федеральную служ­бу России возглавляет руководитель (директор) Федеральной службы России, Российское агентство — генеральный дирек­тор Российского агентства, Федеральный надзор России — на­чальник Федерального надзора России.

Создание ФОИВ, их реорганизация и ликвидация осуще­ствляются Президентом России по предложению Председате­ля Правительства России.

Положения о ФОИВ, подведомственных Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией РФ, ФКЗ и ФЗ, утверждаются указом Президента РФ, а положение о других федеральных органах исполнительной власти утверждается постановлением Правительства России.

Предельная численность и фонд оплаты труда работников центрального аппарата и территориальных органов федераль­ных органов исполнительной власти утверждаются Правитель­ством РФ.

Федеральные министры назначаются на должность и осво­бождаются от должности указом Президента РФ по предложе­нию Председателя Правительства РФ.

Заместители федеральных министров назначаются на дол­жность и освобождаются от должности Правительством РФ, если иное не установлено федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Руководители федеральных органов исполнительной влас­ти, подведомственных Президенту РФ по вопросам, закреп­ленным за ним Конституцией РФ, федеральными конституци­онными законами и федеральными законами, назначаются на должность и освобождаются от должности в особо устанавли­ваемом порядке.

Система органов исполнительной власти основана на принципе федерализмаи административно-территориально­го деления, что нашло отражение в Конституции РФ, консти­туциях республик в составе России, уставах субъектов РФ, федеральных законах и законах субъектов РФ.

В соответствии с принципом система органов исполнитель­ной власти включает два уровня:

• федеральные органы исполнительной власти РФ;

• органы исполнительной власти субъектов РФ (респуб­лик в составе России, краев, областей, городов федераль­ного значения, автономной области и автономных окру­гов).

Являясь единой системой исполнительной власти в РФ, эти органы призваны, в пределах своих полномочий, решать ос­новные социально-экономические задачи, защищать основные права и свободы граждан, обеспечивать общественный поря­док и безопасность граждан.

Особое положение у нас занимает институт президентуры, что, в конечном счете, существенно отражается на разреше­нии многих экономических и организационно-правовых про­блем не только на теоретическом, но и на практическом уров­не. Некоторые авторы, например, Коренев А.П. относит Пре­зидента РФ к федеральным органам исполнительной власти. Алехин А.П. по удельному весу полномочий и их характеру считает его «особым субъектом исполнительной власти» (2,11).

Правовой статус Президента России как главы государства, согласующего действия трех самостоятельных ветвей власти и как де-факто высшее должностное лицо исполнительной влас­ти (отменяет постановление Правительства РФ и отправляет его в отставку, имеет право председательствовать на заседании Правительства РФ), требует конституционного разрешения его взаимоотношений с Правительством России, что не нашло чет­кого правового закрепления в ФКЗ «О Правительстве РФ», принятом 17.12. 1997 г., в ред. 31.12.1997 г.




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.