Ч. П. Вагнер и его ученики выдвинули гипотезу, что внутри сатанинской иерархии распределены области действий злых духов. Поэтому говорят о "территориальных бесах".
"Сатана наделяет высших членов иерархии злых духов функциями контроля над народами, правительствами, городами, племенами, этническими группами, жилыми кварталами и важнейшими социальными институтами во всем мире".
Эта гипотеза привела многих харизматиков к убеждению, что каждый дом, каждое церковное здание, каждая улица, каждый город, район или народ находятся под контролем бесов различных рангов. Также они убеждены, что другие бесы поставлены над идеологиями, лжеучениями и т. п.
Так, Вагнер упоминает, к примеру, бывшего министра внутренних дел США Джеймса Уатта, который полагал, что "к Белому Дому приставлены определенные темные ангелы. Ясно, какое влияние это может оказывать на социальную справедливость, мир и принимаемые там решения, а также на евангелизацию". (ebd., S. 82).
Как библейское основание для этой гипотезы цитируют Даниила 10, где речь идет о князе царства Персидского и о князе Греции (Дан.10:13,20), которые находились в состоянии борьбы с Ангелами Божьими.
Все другие места Библии, на которые обычно ссылаются (Втор.32:8; Пс.17:29-43; Лк.11:21-22 и др.), ничего не говорят о "территориальных бесах".
Идентификация духов
Для того чтобы успешно бороться против сатанинских сил, рекомендуется посредством молитвы и поста прежде всего узнать задачи и имена соответствующих бесов.
Вагнер поясняет: "Многие из тех, кто совершает служение освобождения, прежде всего узнают имена бесов, а затем именем Иисуса изгоняют их. Когда Иисус пришел на помощь бесноватому в стране Гадаринской, Он спросил имя беса и выяснил, что имя ему легион (Мк.5:9). Если этот метод был применен к бесам, которые мучили отдельного человека, то есть все основания действовать так же в отношении территориальных духов".( ebd., S. 85).
В другом месте Вагнер пишет: "Я видел, как совершают служение освобождения некоторые из моих друзей, что послужило мне образцом того, как надо совершать это служение. Вначале они вызывают бесов на разговор, так как хотят узнать их имена и образ их действий. Они полагают, что в процессе диалога смогут с уверенностью сказать, одержали ли они победу в этой борьбе и когда бес действительно вышел". (C. Peter Wagner: "Das offensive Gebet", a.a.O., S. 116).
Рита Кабезас заявляет, что на основании "слова знания" ей было открыто следующее: "под предводительством сатаны находятся шесть всемирных властителей, имена которых: Дамиан, Асмодей, Менгулеш, Арос, Веельзевул и Носфераст". (C. Peter Wagner: "Der Kampf mit satanischen Engeln", a.a.O., S. 86). Этим властителям, в свою очередь, подчиняются другие властители, каждому из которых дана власть над определенным народом. Каждый из них ответственен за определенную область действий. Так, например, поставленный над США властитель Анорито ответственен за прелюбодеяния, пьянство, распутство, объедение, жадность, гомосексуализм, лесбиянство, проституцию, соблазны, секс.
Дон Шерман из "Молодежи с одной миссией" говорит: "Бог показывает нам отдельного духа, чтобы наши молитвы могли быть конкретными. После этого мы можем именем Иисуса сломить власть этого духа и молиться о том, чтобы Дух Святой пришел и исцелил ситуацию". (C. P. Wagner: "Das offensive Gebet", a.a.O., S. 116).
Эд Мёрфи, вице-президент и директор "Международной команды служения заграничных крестовых походов", убежден, что опытные душепопечители способны вынудить бесов сказать правду:
"Тот, кто имеет опыт в служении освобождения, может принудить злых духов сказать правду. Я всегда делаю это. Тем самым я не хочу сказать, что нужно вести с ними длительную беседу. Мы лишь требуем от них информацию, нужную нам, чтобы успешно совершать служение освобождения. После этого мы изгоняем их в то место, куда их посылает Иисус". (C. Peter Wagner: "Der Kampf mit satanischen Engeln", a.a.O., S. 52).
Швед Kуилл Шуберг, который в продолжение десяти лет был руководителем "Ходатайства за шведов", а с 1983 г. разъезжает по многим странам, уча молитве и ведению духовной брани, убежден, что в настоящее время есть люди, имеющие дар "духовного шпионажа", своего рода "охотничий инстинкт", который дает им возможность чувствовать козни врага и локализовать зло. "В Брюсселе мы всю конференцию посвятили этому процессе идентификации. В тишине перед Господом мы пытались выяснить, какие власти господствуют над Брюсселем. Присутствующие записывали стихи из Библии, видения, образы и пророческие слова. Собрав всю полученную информацию, мы получили ясную картину двух вражеских сил, против которых нам нужно бороться: маммона и блуд, материализм и безнравственность. "Случайно" произошло так, что о каждой области, на которую мы молитвенно наступали, мы имели семь свидетельств и подтверждений, и все они согласовывались между собой". (Kjell Sjoberg: "Berufen zum Sieg", WDL, Remscheid 1993, S. 67).
Использование власти
Далее представители "ведения духовной брани" учат, что именно от инициативы христиан зависит, произойдет ли освобождение. Некоторые, например Хертвиг Хенкель и Вольфхард Маргис, заходят даже столь далеко, что утверждают, будто бы небо зависит от инициативы земли и Бог ограничен в Своем всемогуществе. "Как нам сообщается в Даниила 10, сатанинские князья, поставленные над определенной страной, имеют силу противостоять запланированному Божественному служению на земле и задерживать его. Молитва и пост Даниила послужили решающим фактором! Небо зависит от инициативы земли! Небо признает и исполняет решения людей (Мф.18:18)! Таким образом, сила Божья хотя и всемогуща, но не имеет автоматической свободы действовать на земле, как хочет. Сколько ущерба на протяжении столетий понесло Тело Христово из-за учения о Божественном суверенитете! Например, дух коммунизма, несмотря на его иррациональность и непоследовательность, мог какое-то время одерживать победы и порабощать миллионы людей, поскольку Тело Христово не поняло свою власть и не использовало ее... Понадобилось лишь немного лет молитвенной борьбы - и сверхъестественным образом произошло крушение коммунизма на территории, выходящей за пределы Европы". (H. Henkel/W. Margies, a.a.O., S. 30-31).
Лэрри Леэ, которого Вагнер называет своим лучшим другом и считает "самым опытным борцом в Америке" (C. Peter Wagner: "Das offensive Gebet", a.a.O., S. 141), благодаря своим докладам и книгам стал известен и кругам, говорящим по-немецки. Леэ дает уже приводимый ранее совет: "Не удовлетворяйся тем, чтобы связать сильного и затем удалиться. Возьми власть над ним... Речь здесь идет не о людях, а о ведении духовной брани, о борьбе против нашего духовного врага - дьявола и его ангелов. Речь идет о том, чтобы взять власть над злыми духами, над мироправителями тьмы века сего, которые пытаются лишить тебя всего того доброго, что Бог намерен дать тебе". (Larry Lea, a.a.O., S. 203).
Основание нашей власти над дьяволом Лэрри Леэ излагает в своем совершенно небиблейском учении об "обмене кровью". Он рекомендует своим читателям следующую молитву: "Я хочу, чтобы Твоя Кровь струилась сквозь мою жизнь, очищая всю мою старую генетическую структуру, все мои прежние грехи, мои болезни и всю старую природу. Я хочу стопроцентной замены крови. Я хочу, чтобы Твоя Кровь текла по моим жилам. Я хочу, чтобы мое сердце стало таким, как Твое, и Твоя исполненная жизни Кровь пульсировала через меня". (ebd., S. 64). "После того, как ты актом воли и веры заменишь свою адамову кровь на Кровь Иисуса, право собственности на твою жизнь передается Иисусу". (ebd., S. 66). "Кровь дает тебе духовный "генетический код", который делает тебя Божьим воином и дарует силу побеждать врага и получать мир и свободу!" (ebd., S. 65).
Хертвиг Хенкель, как и В. Маргис и другие представители "слова веры", учит, что наша власть над сатаной основана на "духовной смерти" Иисуса.
Это основанное Э. У. Кенйоном и К. Хейгеном "учение об идентификации" утверждает, что смерть Иисуса якобы была не только телесной, но и духовной и что дух Иисуса после Его телесной смерти три дня был мучим бесами в аду и наконец принес сатане жертву, или уплатил цену нашего искупления. "Эта могучая сила Божья была необходима, когда потребовалось возвратить Иисуса из смерти, так как после крестной смерти Иисус в духе находился во власти сатаны, как наш заместитель". (H. Henkel/W. Margies: "Der Aufstand der Beter", a.a.O., S. 17). "Только на кресте Иисус добровольно отдал Себя в руки дьявола... после физической смерти Иисус в духе был отдан во власть тьмы". (ebd., S. 18).
Хенкель говорит о "духовном обновлении", которое Иисус испытал при воскресении из мертвых (ebd., S. 20); другие авторы утверждают, что Иисус "в адских глубинах возродился" (Siehe D.R. MacConnell, a.a.O., S. 165), а Э. У. Кенйон не боится заявить: "Он (Иисус) сошел в ад как одержимый бесами смертный человек и восстал оттуда как возрожденный и воскресший". (ebd., S. 152).
Также и В. Маргис видит в такой "духовной смерти" Иисуса основание нашей власти над врагом: "Он (Иисус) был... три дня во власти дьявола, которую вынужден был переносить во всей ее жестокости, злобе и уничижении. Благодаря тому, что Он претерпел эту власть, Он приобрел для нас право господствовать над дьяволом". (W. Margies: "Eine vollkommene Erlosung", Aufbruch, Berlin 1990, S. 158).
Истолковывая Лук.10:19, Маргис приходит к следующему заключению: "Мы поставлены над сатаной и его царством. Дело не только в том, что мы защищены от его нападок; более того - мы имеем активную власть над ним". (W. Margies: "Uber den Umgang mit einem besiegten Feind", Aufbruch, Berlin 1987, S. 6-7).
Эта предполагаемая власть проявляется в "связывании" сатаны и его ангелов. "Борьба против духовно-сатанинских формаций в сфере культуры и мировоззрений полностью лежит на Церкви Иисуса и не может быть переложена на Бога или какие-либо другие духовные инстанции. Если мы не боремся, то позиции, которые принадлежат нам, остаются за врагом. Небо делает то, что мы делаем, повелеваем или совершаем посредством ведения Божественной брани, а не наоборот... Решения прежде формулируются и осуществляются нами на земле, а небо подтверждает их!" (W. Margies: "Erkennen, Glauben, Bekennen", a.a.O., S. 117).