1. "Пророки приходят!" 2. "Ведение духовной брани" 3. Движение "Иисус-марши" 4. "Евангелизация 2000" 5. "2000 от Р.Х. и далее" 6. "Реформация - трагическая ошибка?" 7. "Благословение Торонто" Перспектива Приложение I Приложение II
Предисловие
Рик Джоунер: "...Те, кто верен (Иисусу), вскоре будут действовать с небывалой силой и властью. Очень скоро мы уже не будем с завистью смотреть на первоапостольскую церковь, совершавшую в то далекое время великие дела. Все согласятся с тем, что Свое лучшее вино Господь сохранил на конец. Мы живем в самое замечательное время из всего периода истории человечества. Мы, мечтавшие о том, чтобы некогда иметь возможность разговаривать с Петром, Иоанном и Павлом, удивимся, увидев, как все они ждали, что гда наконец-то получат возможность говорить с нами! Мы избраны, чтобы увидеть жатву - плод тех семян, которые апостолы посеяли в то время. Из всех прошедших времен это самое лучшее время, чтобы жить с Богом". (Rick Joyner: "Die Engel, die Ernte und das Ende der Welt", Projektion J, Wiesbaden 1993, S. 22-23.)
Пол Кейн: "Бог хочет, чтобы мы вполне приготовились к величайшему пробуждению всех времен". (Kongre?material Bern '91, S. 5.) "Нельзя судить о дереве по упавшим с него плодам",- писал Вольфрам Копферманн в 1990 г. в своей книге "Изменение цвета". (W. Kopfermann: "Farbwechsel", C&P, Mainz 1990, S. 198.)
Год спустя Клауз Айкхоф, в то время председатель "AGGA", на заключительном заседании Первого церковного конгресса в Нюрнберге использовал это же выражение, говоря о критиках харизматического движения.
С того времени этот образ получил широкое распространение, и я не знаю, сколько раз за последние месяцы звучал упрек в том, что мы лишь собираем падалицу и отсюда делаем неверные выводы.
Но именно противоположное этому я пытаюсь делать в данной книге. Я исследовал труды и доклады известных представителей и руководителей харизматического движения и "третьей волны", предоставив "падалицу" светской прессе, которая в последние месяцы и годы имела достаточно поводов предложить ее жадной на сенсации публике.
Не выходя за пределы образа, скажем, что в этой книге речь пойдет об "отборных плодах" харизматического движения, а не о каких-то догадках сомнительных личностей.
Приведенные выше цитаты также принадлежат выдающимся пророкам этого нового движения.
Однако наряду с тем, что озадачивает и внушает тревогу, есть и обнадеживающие моменты: многие харизматы и представители "третьей волны" стали более самокритичны и открыты для диалога. Определенные события, неисполнившиеся пророчества, а также критические голоса из собственных рядов способствовали тому, что люди уже не глотают легковерно все, что предлагается на харизматическом рынке возможностей.
Дай Бог, чтобы эта фаза размышлений и самоисследования продлилась и привела к интенсивному изучению Слова Божьего и проверке всякого нового познания и практики в свете этого безошибочного стандарта.
С одной стороны, эта книга ставит перед рядом вопросов всех тех, кто находится внутри пятидесятнического движения, харизматического движения и "третьей волны". С другой стороны, она является пособием для тех, которые хотя и не считают себя харизматиками, но, читая книги, присутствуя на конференциях, докладах и лично соприкасаясь с новыми учениями, откровениями и практикой вышеназванных движений, находятся в колеблющемся состоянии.
Я убежден в реальности Тела Христова на этой земле и в том, что это Тело, вопреки различного рода видениям и пророческим высказываниям, не разделено. Согласно учению Библии, мы являемся членами единого Тела Христова, если в нас есть Божественная жизнь, и потому органически связаны друг с другом, хотим мы этого или нет. Поэтому мы не можем оставаться равнодушными, когда члены Тела Христова следуют ложным учениям и ложным вождям, оказывая тем самым негативное влияние на других членов Тела Христова. "...Страдает ли один член - страдают с ним все члены..." (1Кор.12:26).
Таким образом, если среди детей Божьих кто-то уклоняется в ложном направлении, это действует во вред всей семье Божьей, тогда как всякий здоровый процесс положительно влияет на состояние всего народа Божьего.
Итак, я прошу рассматривать эту книгу как исходящий из любви ко всем детям Божьим призыв остановиться и переоценить свои взгляды. Этот призыв не следует понимать так, будто мы, так называемые "нехаризматики", не нуждаемся в покаянии. По моему убеждению, показанные в этой книге неверные процессы в основном являются результатом нашего равнодушия и пренебрежения важными библейскими принципами и задачами.
Как обычно, покаяние должно начинаться с нас самих - с меня.
Я благодарен многим братьям и сестрам, которые помогали мне в моей работе.
Особую благодарность выражаю моей жене Улле, которая в продолжение многих дней и ночей критически прочитывала рукопись, исправляя допущенные в ней ошибки.
Введение
Эта книга - продолжение книг "Игра с огнем" и "Третья волна... здоровый прорыв?". Речь в ней идет о новейших учениях и практике, которые прежде всего исходят от представителей "третьей волны" и оказывают все большее влияние на группы и общины, ранее относившиеся к числу нехаризматических евангельских общин.
Харизматики свою собственную историю делят на три периода, которые они называют "три волны Святого Духа".
"Первая волна" характеризует пятидесятническое движение, которое возникло на рубеже прошлого столетия и привело к образованию во всем мире пятидесятнических общин - наиболее быстро растущих общин на всех континентах.
Харизматическое движение, начавшееся примерно в 1960 году, характеризуется как "вторая волна". Цель этого движения - не основание новых общин, а распространение харизматического опыта, такого как "крещение Духом", говорение на языках, видения, исцеления и т. п., в уже существующих народных (традиционных) и свободных церквах.
Это движение, которое расценивает себя как "закваску Церкви", за несколько десятилетий оказало влияние на значительную часть христианства и имеет сегодня много приверженцев в римско-католической церкви, где оно в качестве "устроителя мостов между конфессиями" пользуется особой благосклонностью и благословением Ватикана.
"Третья волна" относительно молода, она возникла примерно в 1980 г. и имеет особую цель: проникнуть в христианские церкви, ранее неохваченные первыми двумя волнами, и познакомить их с "духовными опытами", причем "нехаризматическими" и "непятидесятническими" методами. (J. Wimber/K. Springer: "Die Dritte Welle des Heiligen Geistes", Projektion J, Hochheim 1988, S. 56).
Два самых известных деятеля "третьей волны" - Петер Вагнер и Джон Уимбер, которые на всех континентах организовывали большие конференции и занимались обучением многочисленных сотрудников. Это движение носит также название "пауэр-ивэнжелизм"; оно учит, что в наше время Святой Дух будет сопровождать проповедь Евангелия с еще большей силой, чем это было во времена Иисуса и апостолов. Лидеры этого движения говорят о том, что началось самое великое пробуждение во всей истории Церкви, причем с гораздо большим количеством спасенных душ, чем до этого переживала Церковь.
В то время как в 80-е годы на первом плане стояла практика таких явлений, как "покой в Духе", "внутреннее исцеление", "служение освобождения" и "служение исцеления", в 1990 г. Ч. П. Вагнер заявил, что "программой Святого Духа на 90-е годы" является "ведение духовной брани". С этим тесно связано движение "Иисус-марши" и "Евангелизация 2000".
Посещения Германии "пророками Канзас-Сити" в сочетании с именем Джона Уимбера сделали тему "пророческое служение" широко известной. В то время как "ведение духовной брани" все более наталкивается на вопросы и критику даже со стороны харизматического движения, "пророчество", как кажется, стало в настоящее время самой актуальной волной нового "пробуждения".
Таким образом, в данной книге речь пойдет о новых проявлениях, которые необходимо кратко осветить и рассмотреть в свете Библии.
1. "Пророки приходят!"
Рик Джоунер: "Ближайшие духовные родовые схватки принесут восстановление и признание служения пророчества. Пророческое служение в ближайшие годы будет в центре внимания. Его будет сопровождать такое помазание, какого не было с библейских времен". (Rick Joyner, a.a.O., S. 37-38). "Посылаемое пророческое слово будет таким точным, как никогда прежде в истории церкви". (ebd., S. 44).
Джон Уимбер: "В настоящее время Бог хочет возобновить служение пророков. В грядущие годы пророки станут играть ведущую роль в начинании и поддержке пробуждения". (Tonbandaufzeichnung eines Vortrages von J. Wimber, Jan. 1990).
Это возвещенное Риком Джоунером и Джоном Уимбером пророческое движение началось в конце 80-х годов в Канзас-Сити (США), достигло Великобритании и с 1990 г. проникло в харизматические круги Германии.
После того как в 70-е годы на переднем плане стояло говорение и пение на языках, в 80-е годы ударение делалось в основном на темы "исцеление", "покой в Духе", "освобождающее служение" и т. п. Особенно в этом усердствовали такие деятели, как Джон Уимбер, Петер Вагнер, Рейнгард Боннке и другие. С 1990 г. на передний план выступают так называемые "пророческие дары".
Фридрих Ашоф, председатель "Духовного обновления общин в евангелической церкви", по поводу этого писал так: "Нам не нужно смотреть на это движение, как на модные волны, которые накатываются на берега нашего духовного ландшафта; мы должны видеть в нем восстановление того, что было в прошлом, чтобы христиане могли с большей силой совершать свое служение в мире". (F. Aschoff in "Gemeinde-Erneuerung", Hamburg, Heft 39, S. 5).
Прежде чем я перейду к подробностям, мне хочется кратко описать развитие движения "Школы пророков Канзас-Сити", обратив при этом особое внимание на Пола Кейна, которого считают патриархом "пророческого движения".
Пол Кейн
Перед рождением Пола в 1929 г. в предместье Далласа (США) его мать заболела туберкулезом и раком. Ее, как неизлечимо больную, выписали домой. В своем горе она дала обещание посвятить ребенка Господу и на своем смертном одре пережила "сверхъестественное явление божественного Ангела", который дал ей такое обетование: "Дочь, мужайся, ибо ты будешь жить, не умрешь. Плод твоего чрева будет мальчик, которого я хочу помазать и благословить, чтобы он, как апостол Павел, проповедовал мое Евангелие. Твой сын должен быть назван Павлом". ("Charisma", Dusseldorf, Heft 76, S. 4).
Вскоре последовало исцеление, и врачи открыто говорили об этом, как о явном чуде.
В возрасте семи лет Пол Кейн пережил обращение, а год спустя в конце богослужения в баптистской церкви, которую он в то время посещал, он якобы в первый раз услышал, как Бог назвал его по имени и сообщил ему, что он будет проповедовать великому множеству людей Евангелие, сопровождаемое исцелениями.
Еще будучи ребенком, Пол начал проповедовать и уже в то время начал получать "точные откровения".
Когда ему было 14 лет, он вел регулярные радиопередачи и проводил богослужения с исцелениями в маленькой палатке. Рассказывают, что Пол Кейн в числе первых начал снимать на кинопленку свои "богослужения с проявлениями чудес", а затем показывал их по телевидению.
В 50-е годы он работал вместе с Уильямом Брэнхэмом, которого и сегодня называет "величайшим пророком XX века", хотя Брэнхэм отвергает триединство Бога и к тому же учит, что Авель был зачат от Адама, а Каин в тот же день зачат от дьявола и "вследствие этого все человечество осквернено". ("Das gesprochene Wort durch William Branham", Krefeld, Nr. 9, S. 12).
Интересно, что жизнь и служение Пола Кейна имеет поразительно много параллелей с жизнью Уильяма Брэнхэма.
В 1950 г. Полу явился Иисус, когда он ехал на своем "Линкольне". Иисус сказал ему, что Он ревнует о Своей Невесте, и приказал Полу до конца жизни оставаться безбрачным.
Эммануил Малих рассказывает, что в 1957 г. Пол Кейн, путешествуя по Европе, посетил Германию и каждый день проповедовал в Карлсруэ перед примерно 30 000 слушателей, причем в один вечер 1500 человек отдали свою жизнь Иисусу. ("Der Auftrag", Hurlach, Heft 45, S. 35).
Затем Бог вывел его из-под света рамп широкой общественности и доверил ему одну сельскую общину. Бог сказал ему, что на время ставит его в сторону, пока "выступит новый вид мужей Божьих", которые будут характеризоваться как "армия Иоиля".
В то время Пол Кейн получил от Бога такой знак: его мать не умрет, пока он не встретит это "новое поколение духовных руководителей". (Его мать в 1990 г. отметила свой 105-й день рождения!)
Далее сообщается, что за несколько лет до этого Бог напомнил ему, что призвание его жизни не забыто и что в последние дни получит развитие "сильное служение, отмеченное конкретными откровениями". (ebd., S. 35). Новые пророки будут поощрять "верных в стране" готовить "новые мехи" для грядущего пробуждения.
Бог сказал ему, что он должен найти одного евангельского руководителя, который предоставит ему возможность провозглашать свою весть.
Что особенно интересно, в конце 80-х годов, то есть примерно через 30 лет после своего отхода от широко освещаемой деятельности, Пол Кейн отыскал в Анахайме Джона Уимбера именно в тот момент, когда движение "Виноградник", руководимое Уимбером, находилось в отчаянном положении.
Как доказательство истинности своего призвания перед посещением Анахайма Пол объявил, что в день его прибытия в окрестностях Анахайма произойдет землетрясение, а на следующий день после отъезда где-то в мире произойдет сильное землетрясение.
Джон Уимбер позже так рассказывал об этом: "Пол уехал 7 декабря. Землетрясение в Армении произошло 8 декабря. В 3 часа 38 минут утра, т. е. в день прибытия Пола, произошло сильное землетрясение... Я полностью доверяю ему (Полу)". ("Aufbruche", Freundes Brief der Anskar Kirche 3/1990, S. 2).
Эта встреча привела к тому, что Джон Уимбер со всей серьезностью отнесся к призыву Кейна перестать терпеть низкие нравственные стандарты внутри движения. С другой стороны, Кейн нашел в Уимбере человека, который за короткое время сделал его известным всему миру.
В феврале 1990 г. Пол Кейн пророчествовал на конференции в Анахайме перед 9000 слушателей: "Первый толчок (пробуждение) произойдет тогда, когда Джон (Уимбер) в следующий раз посетит Англию". (John Wimber in "Schritte zur Erweckung", Schweiz '91, S. 8).
Когда в июле 1990 г. он вместе с Джоном Уимбером был в Лондоне, он произнес еще более конкретное пророчество: "Так говорит Господь: пробуждение в Англии начнется в октябре 1990 г... В октябре 1990 г. признаки пробуждения станут видимыми". (ebd., S. 9).
В конце 1991 г. Пол Кейн отделился от движения "Виноградник" и стал трудиться под руководством Р. Т. Кендаля в Вестминстерской церкви, в Лондоне. Впоследствии там наблюдались некоторые трудности и путаница, возникшие в связи со служением Боба Джонса и Джона Пола Джексона.
Джон Уимбер также несколько отрезвел, объявил провозглашение своей принадлежности к одной из пророческих школ опрометчивым шагом и отказался от этого плана. ("Rundbrief fur Charismatische Erneuerung in der kath. Kirche", Passau, 4/92, S. 23).
О Поле Кейне свидетельствуют, что он изрекает точные пророчества, часто даже о тех, кого он не знает и раньше не встречал. Как он сам рассказывает, ночью он нередко уединяется в тишине, чтобы получить от Бога "откровения" и "видения", которые затем при случае сообщает тем, кого они касаются.
В 1992 г. на вечерних собраниях, проходивших во время конференции "Пророческое служение и молитва" в Нюрнберге, он, по его собственным словам, изрекал конкретные пророчества об отдельных людях. Эти пророчества он якобы получал в течение дня "у ног Иисуса".
Майк Бикл
Майк Бикл принадлежит к молодому поколению "пророков". В отличие от Пола Кейна, он родился в совершенно нерелигиозной семье: его отец в 50-е годы был мастером спорта по боксу среди непрофессионалов. В 15 лет Майк обратился к Богу, а в 20-летнем возрасте совместно с некоторыми харизматическими лютеранами образовал первую общину, хотя вначале был критически настроен по отношению к некоторым духовным дарам.
Он рассказывает, что где-то восемь-десять лет ежедневно посвящал изучению Библию пять-семь часов; сам он считает себя "человеком написанного Слова", ("Der Auftrag", a.a.O., S. 25) которому вначале было нелегко признать равноценным сказанное "пророческое" слово.
В 1982 г. Майк Бикл вместе с другими основал общину Канзас-Сити, к которой вскоре стали присоединяться люди, наделенные "пророческим служением". Благодаря связи с Полом Кейном, который совершал служение в этой общине, она вскоре стала известна в США как "пророческая церковь" со "Школой пророков Канзас-Сити". К этой церкви принадлежали также Боб Джонс и Джон Пол Джексон.
По свидетельству Майка Бикла, в 1982 г. он испытал необыкновенное посещение Божье, во время которого ясно слышал голос Божий: "Я, Господь, хочу при жизни одного поколения изменить внешний вид и понятия христианства во всем мире". (Mike Bickle auf dem Nurnberger Kongre? 1993).
В 1988 г. Майк Бикл сопровождал Джона Уимбера в поездке по Шотландии. В результате нередко подвергавшаяся острой общественной критике община Канзас-Сити присоединилась к движению "Виноградник", руководимому Джоном Уимбером. С того времени она стала называться "Общиной виноградника", на мероприятия которой приходят до трех тысяч посетителей.
Между тем Майк Бикл в результате совместной работы с Полом Кейном и Джоном Уимбером становится одним из известных ораторов на конференциях. В основном он говорит на такие темы, как молитва, пробуждение, духовная борьба и пророческое служение.
Бикл свидетельствует, что трижды в бодрствующем состоянии слышал голос Божий, а также его посещали Ангелы. В 1993 г. во время проведения семинара на конгрессе в Нюрнберге он почувствовал жжение в области желудка и его руки стали горячими. Для него это было знаком, что сейчас Дух Святой начнет действовать на участников семинара, как огонь.
Примечательно, что доклады Майка Бикла, несмотря на не очень стройное их изложение, существенно более глубокие, чем у других представителей "третьей волны". Он ясно подчеркивает необходимость освящения, что привлекает тех слушателей, которые были бы разочарованы поверхностными, рассчитанными на внешний эффект докладами.
Короткая выдержка из его вступительного доклада 3 сентября 1992 г. в Нюрнберге ясно показывает это: "Я думаю, мы не можем игнорировать силу Духа Святого в мировом пророческом служении. Церковь последнего времени будет изобиловать снами и видениями, которые согласуются с написанным Словом Божьим. Мы отвергаем всякое откровение, которое не почитает написанное Слово Божье, не возвеличивает Личность Господа Иисуса и не приводит людей к стремлению вести жизнь веры и послушания и быть готовыми учиться и принимать обличения... Бог изольет Своего Духа на все народы так, как еще никогда не бывало. Многие христиане уже знают об этом, другим это еще не известно... Многие искренние дети Божьи из-за непонимания испытывают искушение противостоять этому движению. Я могу понять их, так как несколько лет жил в той части Тела Христова, где именно такое положение. Я знаю, что многие из них любят Иисуса Христа так же, как и те, кто идет на пророческие конференции. У них честное сердце, только они не понимают некоторых вещей..." ("Der Auftrag", a.a.O., S. 24).
Рик Джоунер
Рик Джоунер стал известен в Германии благодаря своим докладам на конференциях по пророчеству, а также благодаря своим двум книгам "Два дерева в раю" и "Ангелы, жатва и кончина века".
Согласно его собственному свидетельству, он стал верующим в 1971 г. и впоследствии получил способность предвидеть события, которым предстояло совершиться в будущем. Он пишет об этом: "У меня появилась способность, глядя на людей, узнавать подробности их жизни - например, проблемы, которые они переживают в данный момент, или их духовное призвание. Я знал, что эти способности - библейские дары слова знания и пророчества". (Rick Joyner, a.a.O., S. 7).
После нескольких лет служения Рик понял, что его отношение к Господу, а также само его служение стало поверхностным. И в 1980 г. он решил отказаться от служения до тех пор, пока в нем не возрастет "искренняя и чистая любовь к Христу".
Пилот по профессии, он вскоре устроился в одну из авиакомпаний, где у него было много времени для изучения Библии и молитвы.
С 1982 г. он занялся предпринимательской деятельностью и, по собственному признанию, вел плотской образ жизни.
В 1987 г. Господь призвал его возвратиться на служение, указав, что, если он не возвратится, его призвание будет отдано другому. Джоунер принял этот призыв и в ответ на приглашение одного из известных пасторов, стал проповедником в его церкви. На следующее утро после первой проповеди в этой церкви, он, находясь в своем кабинете, почувствовал "вызывающее чувство благоговения присутствие Господа" и получил пророческое откровение о настоящем состоянии Церкви Иисуса и о грядущих событиях.
Сам Джоунер так описывает это откровение: "Часть откровения передавалась мне в форме открытых видений. Это зримые внешние видения, как будто смотришь на киноэкран". (ebd., S. 9-10).
Далее он сообщает, что вдруг узнал о деталях будущих событий. Бог сказал ему, что в нем Он в один день сможет достичь того, для чего с другими Ему, возможно, понадобились бы многие годы. Иногда он вел "словесные беседы с Господом" и в течение трех дней получал откровения.
Позже он опубликовал полученные откровения в книге "Ангелы, жатва и кончина века".
Рик Джоунер совершает служение пастора и руководит издательством "Утренняя звезда" в Шарлотте, Северная Каролина (США). Говорят, что его пророческое служение особым образом касается национального и международного общественного развития. Действительно, он опубликовал конкретные откровения о Германии и других странах мира. Позже мы рассмотрим их более подробно.
Известно, что даже журнал "Уол стрит" собирает пророческие публикации Рика Джоунера.
Примечательно, что в своих пророческих высказываниях Джоунер часто цитирует Библию, особенно Ветхий Завет, и подчеркивает необходимость освящения. "Нам необходимо возвратиться к первой любви и решительно повернуться лицом к библейскому христианству". (ebd., S. 197). "Нам необходимо с большей любовью относиться к Нему и через Него - друг к другу. Господь наказажет духовную гордость и возвеличивание людей, отдельных истин или дел; скоро они станут пониматься, как "чуждый огонь" (ср. Лев. 10,1)". (ebd., S. 188).
Эти короткие выдержки показывают, что верные Библии консервативные христиане могут положительно воспринимать используемый в них язык.
Вполне вероятно, что именно эти представители "третьей волны" способны убедить тех, кто до сих пор еще был настроен скептически.
"Пророческое движение" и его учение о пророчестве
Так как "пророческое движение" еще молодо, у него нет единого, твердо установленного учения о том, что такое пророчество и что сегодня можно считать пророческим высказыванием.
Поэтому я прежде всего ссылаюсь на сочинения Фр. Ашофа и других авторов, чьи статьи были опубликованы в журнале "Пророчество", а также на материалы конференции "Пробуждение" в Берне с участием Джона Уимбера, Пола Кейна, Джона Уайта и Майка Бикла и на записи докладов, которые делали Пол Кейн, Майк Бикл и Рик Джоунер в Германии.
Вышел также первый обстоятельный труд, освещающий эту тему: "Дар пророчества" Уэйна Градэма с предисловием Майка Бикла на немецком языке. Джон Уимбер и Ф. Ф. Брюс рекомендуют его как своего рода руководство к теме "Пророчество".
Говоря о "пророчестве" Фр. Ашоф дал основополагающее определение: "Пророчество - это актуализация и конкретизация вечно истинного слова Божьего в нашей ситуации". ("Der Auftrag", a.a.O., S. 28).
Под этим "вечно истинным словом Божьим" понимается не только написанное Слово Божье, которое мы имеем в своем распоряжении и которое наделено Божественным авторитетом, но и пророческие изречения, полученные посредством внушения.
Здесь исходят из того, что у нас и сегодня есть апостолы и пророки, которые передают внушенные им слова и образы. "Иногда Бог говорит Своим служителям так, что они слышат голос. В таком случае речь совершенно однозначно идет о Его собственных словах, которые могут быть переданы со стопроцентной точностью". ("Schritte zur Erweckung", Schweiz '91, S. 30). "Если верно сказанное в Послании к Ефесянам, что Церковь утверждена на основании апостолов и пророков, то в Церкви должен быть пробужден пророческий элемент". ("Der Auftrag", a.a.O., S. 28).
Так нужно понимать и высказывание Фр. Ашофа в Нюрнберге: "Пророческое слово, сказанное через людей, имеет бульшую актуальность, чем написанное Слово".
А. Джон Карр (Шотландия), который написал книгу о необходимости откровений и видений, перечисляет различные возможности того, как, по его мнению, Бог хотел бы говорить нам: "У Бога много путей, чтобы говорить нам: посредством Своего написанного Слова, через проповеди и пророчества, через говорение на языках и их истолкование, через слово знания или слово мудрости, через видения, сны и откровения, посредством тихого голоса в нас..." (A.J. Carr: "Er aber zeigte mir...". One Way, Wuppertal 1991, S. 23).
Фридрих Ашоф пишет о четырех видах пророческой речи:
Вдохновение
Это "обычное" пророчество, которого можно ожидать от каждого.
Дар пророчества
Этот дар считается второй ступенью, предполагающей глубокое и близкое знакомство с голосом Божьим.
Пророческое служение
Под ним понимается служение людей, которые часто получают пророческое слово или видения и по реакции слушателей замечают, какой резонанс вызывает их речь.
Пророческая должность
На это, должно быть, были поставлены такие личности, как Исаия, Иеремия и др. пророки Ветхого Завета и Агав в Новом Завете; но и сегодня необходимо готовить людей на эту должность.
Майк Бикл также говорит о различных видах пророческого служения, к примеру, о "начальном виде", когда люди получают определенное впечатление от видений, еще не содержащих в себе много откровений.
В качестве следующей ступени он называет "пророческое дарование", когда кто-то "видит ясные сны или видения, в которых уже содержится определенная мера откровений". ("Der Auftrag", a.a.O., S. 25).
Третья ступень - это служение пророка, которое предполагает высокую степень ясности в откровении, бульшую духовную зрелость пророка и "многолетние занятия с написанным Словом Божьим". "Служение пророка имеет гораздо больший авторитет откровения. Он сообщает тайны сердца, как это делает обычный пророк. Он дает церкви ясное указание, которое Бог подтверждает сверхъестественным образом. В этом откровении есть зрелость, и оно может поправлять и направлять все Тело Христово. Этот род пророчески одаренных людей может также конкретно и властно обращаться к ведущим политикам. Доныне мало тех, кто может делать это". (ebd., S. 26),
Высшую ступень Бикл характеризует как "пророческую должность".
В противоположность Уэйну Градэму, который ясно подчеркивает, что "каждое утверждение, претендующее на то, что оно получено как новое слово Писания, новое слово от Бога, должно быть отброшено как ложное" (Wayne Grudem: "Die Gabe der Prophetie", Immanuel, Nurnberg 1994, S. 238), Бикл говорит: "...верующие, служение которых имеет большое сходство с призванием ветхозаветных пророков. Их служение сопровождается знамениями и чудесами, и они всегда говорят слова Божьи со стопроцентной уверенностью". ("Schritte zur Erweckung", Schweiz '91, S. 32).
Как узнавать "пророка"?
Майк Бикл так описывает отличительные признаки пророков:
- Они обладают опытом, указывающим на то, что они избраны непосредственно Богом (чудесное рождение, посещение Ангелом и т. д.).
- Они в течение долгих лет оказались верными в служении.
- Они испытали отвержение и непонимание.
- Они получают постоянный поток информации в форме откровений - "они чувствуют себя больше дома на небе, чем на земле".
- Их слова имеют большой авторитет, так как они регулярно изрекают "собственные слова Божьи" (т. е. они говорят точные пророческие слова). (ebd., S. 37).
Другие признаки - "предсказания недуховных природных явлений (к примеру, климатических условий, международной политики)" и подтверждение пророчеств "знамениями в природе (к примеру, землетрясениями, ураганами, засухой)". (ebd., S. 37).
Вполне понятно, что Майк Бикл признает пророком Уильяма Брэнхэма, к которому даже некоторые пятидесятники относятся весьма критически. Рекомендуя читателям его биографию, он превозносит его "чрезвычайный успех и авторитет, несмотря на раннее начало служения". (ebd., S. 38).
Поразительно, что как в жизни, так и в дарованиях и служении Уильяма Брэнхэма и Пола Кейна обнаруживается много общего.
Практика "пророчеств" в "пророческом движении"
Обычно говорят о трех областях, присущих исполнению пророческого служения.
Откровение
Бог дает определенную информацию в форме видения, сна, слышимого голоса и т. п.
Истолкование
Получаемое часто в символической форме откровение "истолковывается в Духе Святом".
Применение
"Кому мы передаем откровение, когда и почему? Большинство откровений, полученных зрелыми пророками, никогда не были провозглашены открыто, но сообщались духовным руководителям при личных встречах". ("Der Auftrag", a.a.O., S. 26).
Так как в прошлые годы возникло много неразберихи и путаницы из-за "пророческих изречений", большое значение стали придавать тому, чтобы конкретные "пророчества" сначала излагались старейшинам общин для их проверки; и вообще пророки должны совершать это служение в духе повиновения руководству общин.
Существуют разные формы "пророческих" изречений: "предсказание", "предостережение", "пророческая молитва", "личное пророчество", "пророческое действие" и "пророчески вдохновленное учение".
Обучение "пророчеству"
На семинарах по "пророческой речи" участники учились принимать внутренние образы, правильно их истолковывать и применять. Так, к примеру, на семинаре в Нюрнберге в 1993 г. во время упражнений участникам рекомендовалось закрыть глаза и думать о 4-й главе Откровения. атем Майк Бикл молился: "Приди, Святой Дух, яви Свое рисутствие... я прошу Тебя о слове познания для исцелений... приди, Святой Дух, яви Твой огонь... больше силы, осподь!"
В это время Бикл чувствовал жжение в области желудка и жар, исходящий из его рук. Это было для него знаком, что сейчас Дух Святой начнет действовать, как огонь. Тот из участников, кто тоже чувствовал жжение, должен был встать, так как ему предстояло испытать особое действие Святого Духа.
Затем Бикл объявил, что теперь Святой Дух начнет действовать сильнее и посетит некоторых откровениями.
Над теми, кто встал, молились с возложением рук, а затем они в личных беседах обменивались полученными видениями и впечатлениями, давая им оценку.
Присутствующие там "пророки" заранее объяснили, каким образом Святой Дух будет говорить посредством чувств, физической боли и символических образов, таких как стрела, сеть, ключ, географическая карта и т.п., и как эти символы нужно истолковывать и применять.
Наконец "пророки" открыто демонстрировали свое "пророческое" дарование. Так, Фил Элстен и Джон П. Джексон поочередно просили встать тех, о ком они получили "пророческое слово".
Фил Элстен сначала просил тех, кого это касалось, показать ладони рук, так как Бог посредством этих поднятых рук давал ему пророческие откровения. Затем следовали конкретные высказывания о прошлом, настоящем и будущем этих людей. После краткой беседы с руководителями они могли открыто выразить свое отношение к услышанным пророчествам. Все без исключения подтверждали правильность услышанного и под аплодисменты участников семинара расписывались в этом.
Джексон пророчествовал о присутствующем на семинаре пасторе Г. К. Русте, председателе рабочего кружка "Церковь и харизма" в Союзе евангельских свободных церквей (баптистов). Он сказал, что Бог использует Руста в "апостольском служении", которое окажет влияние на баптистов во всей Германии, и что он получит "новое помазание к учительству" и новое служение во Франции.
В личных беседах со мной люди, которых касались пророчества, подтвердили, что, насколько я мог судить, здесь не было никакой манипуляции и что конкретные высказывания совпадали с их жизнью и опытом. Весьма интересной для меня была беседа с руководящим сотрудником "Крестового похода за Христа", одним из ответственных за организацию конгресса. Он рассказал, что договорился с одним из "пророков" о беседе по некоторым волнующим его вопросам. Когда началась эта беседа, "пророк" спросил, не может ли он пригласить второго "пророка". Тот охотно согласился, и таким образом на эту беседу пришел второй "пророк" (если память мне не изменяет, это был Дж. П. Джексон). Он сказал примерно следующее: "Прежде, чем ты откроешь нам свое сердце, я хочу сказать тебе, что показал мне Господь". Затем он перечислил те вопросы и проблемы, с которыми брат пришел на беседу и о которых до этого никому не говорил.
Примеры личных "пророчеств"
Я приведу только два типичных примера из служения Пола Кейна, которое он совершал на конференции "Пророческое служение и молитва" с 3 по 6 сентября в Нюрнберге.
Эти несколько пространные сообщения представляют собой яркие примеры того, что здесь действуют сверхъестественные силы и способности.
"Пророчество" о руководителе ходатайственного служения (имеется в виду Бертхольд Бекер, руководитель служения "Ходатайство за Германию") "Я видел в видении одного человека, руководителя, который сидит здесь. Его имя Бертхольд, имя его жены Барбара. У меня есть для тебя слово от Господа - Деяния Апостолов 10,4: "...Молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом". Твои молитвы и молитвы твоих помощников - я вижу одного из них. Он с темными волосами и бородой и носит темные очки; я думаю, его имя Майкл. Правильно? (Имелся в виду Майкл Шифманн, сотрудник Бертхольда Бекера.) Мы незнакомы друг с другом, и я не встречался с этими людьми на данной конференции. Сегодня вечером я могу авторитетно сказать, что Господь говорит тебе. У тебя и твоей жены одинаковое помазание. Это помазание мудрости, как у мужей Иссахара. Те, кто подвизается с тобой в молитве, узнают, что в будущем станет проблемой, и вы будете действовать соответствующим образом. Бог дарует тебе сокровенное помазание для низложения неонацизма и того безумия, которое распространяется в этой прекрасной стране, а также волшебства и зла, увлекающего молодых людей. Господь говорит, что Он действует с тобой особым образом. Я также вижу твое служение и служение тех, кто связан с тобой: одной ногой в Лондоне или Англии, а другой ногой в Германии. Я знаю, что это сказал мне Бог".
Свидетельство Бертхольда Бекера: "Я был готов к тому, что в эти дни Бог в какой-либо форме будет говорить со мной. Собственно, я прибыл в Нюрнберг только на субботу, так как у меня было такое чувство, что я должен быть там со своей женой. Пол Кейн лично не был с нами знаком. Лишь через день после этого пророчества мы коротко переговорили друг с другом. Это пророчество было важным утверждением для участников нашего служения и всех молитвенников в стране. На таком большом форуме оно подчеркнуло важность и авторитет ходатайственного служения за судьбу нашей нации. Собственно говоря, я предпочел бы получить это пророчество не всенародно. Но, кажется, Богу было угодно открыто подчеркнуть это, и не в последнюю очередь потому, что время от времени поднимаются сомнения и дискуссии о ходатайственном служении и его действенности". (ebd., S. 38)
Пророчество о Герхарде Бяли
(Г. Бяли - руководитель "Дома Иисуса" в Дюссельдорфе и издатель журнала "Харизма") "Вчера вечером я видел (в видении) одного человека в светлом полосатом пальто с фотоаппаратом в руках. Я видел его вчера, но его не было здесь. Герхардт, ты здесь? (Г. Бяли дал знать о себе знаком руки.) Это помазанный палец! Я рад, что это видение сегодня осуществляется, так как сегодня здесь больше силы и авторитета, чтобы сообщить тебе это. Господь говорит посредством пророков, и они объявляют, что Он хочет сказать. Я видел темные тучи, которые окружали тебя; однако могучий ветер Святого Духа прогнал их. Сатана прилагал много стараний, чтобы погубить тебя. Господь говорит, что сатана даже установил награду за твою жизнь. Но Господь уплатил великую цену и искупил тебя. Ты будешь иметь бульшую честь и помазание, чем имел до конференции... Тучи подозрений и недоверия рассеяны. Бог дал тебе новые адреса. Ты находишься в Божьей географической воле. Теперь ты будешь чудесным образом иметь тесные отношения с Богом. Ты авторитетный муж для народов. На твою семью было нападение, и оно отражено, Иоанна 14,1-2". (Videoaufzeichnung der "Propheten-Konferenz", Nurnberg '92)
Свидетельство Герхарда Бяли: "Это было удивительно, как слово Господне сбывается пункт за пунктом. Для меня большим утешением стало утверждение, что моя нынешняя работа согласуется с волей Божьей. Я был удивлен, что П. Кейн радовался возможности передать пророческое обращение именно в субботу. В этот вечер он получил более сильное помазание; видимо, это означает, что он мог видеть и формулировать пророчество более ясно". ("Der Auftrag", a.a.O., S. 38).
Также и в личной беседе со мной Г. Бяли подтвердил, что это пророчество в точности соответствует его ситуации. Оно утвердило его в намерении издавать свой журнал "Харизма" на других европейских языках.