Аарон, брат Моисея,- один из первых людей, кого Библия называет пророком. Поручение, которое он получил, объясняет, в чем заключается служение пророка: он является "возвестителем", или "глашатаем", другого. Аарон был пророком, или глашатаем, Моисея, в то время как Моисей был пророком, или глашатаем, Бога. "Ты будешь ему говорить и влагать слова в уста его, а Я буду при устах твоих и при устах его и буду учить вас, что вам делать; и будет говорить он вместо тебя к народу; итак, он будет твоими устами, а ты будешь ему вместо Бога" (Исх.4:15-16). "Но Господь сказал Моисею: смотри, Я поставил тебя Богом фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком: ты будешь говорить все, что Я повелю тебе, а Аарон, брат твой, будет говорить фараону, чтобы он отпустил сынов Израилевых из земли своей" (Исх.7:1-2).
Пророки Божьи были обязаны передавать ничто иное, как только слова Божьи. "...Ибо ко всем, к кому пошлю тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь" (Иер.1:7).
К числу известных пророков Божьих относились Моисей, Самуил, Нафан, Илия, Елисей, Михей, Исаия, Иеремия, Иона и др. Они должны были не только предвозвещать грядущие события, но и обращаться к совести как всего народа Божьего, так и отдельных личностей, предостерегая их от греха и неверных решений.
В некоторых местах Писания пророки названы прозорливцами (1Цар.9:9; 1Пар.9:22). Это указывает на то, что они не только говорили по поручению Божьему, но получали откровения о грядущих событиях и опасностях.
Некоторые пророки совершали в основном служение стражей. Они должны были предупреждать отдельных людей, а также весь народ о грозящей опасности. "Сын человеческий! Я поставил тебя стражем дому Израилеву, и ты будешь слушать слово из уст Моих и будешь вразумлять их от Меня" (Иез.3:17). "Когда Я скажу беззаконнику: "беззаконник! ты смертью умрешь", а ты не будешь ничего говорить, чтобы предостеречь беззаконника от пути его,- то беззаконник тот умрет за грех свой, но кровь его взыщу от руки твоей" (Иез.33:8).
Будучи стражем, пророк нес чрезвычайную ответственность, так как легкомысленное служение могло повлечь гибель народа.
Некоторые пророки названы также "мужами Божьими", как, например, безымянный пророк в 3 Царств 13, а также Моисей, Илия и Елисей в различных местах Писания.
Таким образом, задача пророка в Ветхом Завете состояла в следующем:
- говорить вместо Бога;
- иметь ясность в отношении будущих событий и опасностей;
- быть стражем и предостерегать от всякого рода врагов и грехов.
Быть пророком - нелегкое дело. Жизнь пророков не была долгой. Многие из них терпели гонения, узы, некоторых предводители народа Божьего убили.
Защищаясь перед синедрионом, Стефан закончил свою проповедь об истории Израиля следующими словами: "Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы" (Деян.7:52).
Пророк Божий должен быть готовым к непониманию и ненависти, к издевательствам и насмешкам. Пророки часто были одинокими, отверженными и разочаровавшимися в жизни людьми.
Иеремия проклял день своего рождения, так как не мог больше переносить насмешек и издевательств, которыми народ Божий встречал передаваемую им весть (Иер.20).
Илия, которому царица Иезавель вынесла смертный приговор, устал от жизни и просил себе смерти (3Цар.19).
Подобно Михею, их часто окружало множество лжепророков, которые нередко прилагали громадные усилия, чтобы заставить Божьих пророков следовать своему направлению. История Михея (3Цар.22), а также "человека Божьего" из 3 Царств 13 - яркие иллюстрации тех искушений, подкупов и угроз, с какими приходилось сталкиваться пророкам.
В противоположность казенным, оплачиваемым пророкам, которые говорили в угоду вождям народа Божьего и уже в то время имели понятия о "позитивном мышлении" и "позитивном исповедании", отличительной чертой истинного пророка было то, что его весть в большинстве случаев содержала болезненные и неприятные предостережения.
Поэтому нечестивый царь Ахав старался держаться как можно дальше от пророка Михея: "...я не люблю его, ибо он не пророчествует о мне доброго, а только худое..." (3Цар.22:8).
В отличие от обеспеченных в материальном отношении государственных пророков, пророки Божьи жили очень скромно, а иногда и в большой бедности. К примеру, маленькая горница, кровать, стул, стол и светильник - вот вся обстановка, которую предоставила в распоряжение пророка Елисея состоятельная сонамитянка (4Цар.4:10).
В отличие от современного "пророка" Кеннета Хейгена, никому из этих пророков Бог не обещал: "Я сделаю тебя богатым!"
Они сознавали свою великую ответственность и остерегались говорить именем Господним то, что Он не повелевал им: "Но пророка, который дерзнет говорить Моим именем то, чего Я не повелел ему говорить, и который будет говорить именем богов иных, такого пророка предайте смерти. И если скажешь в сердце твоем: "как мы узнаем слово, которое не Господь говорил?" Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей,- не бойся его" (Втор.18:20-22).
Таким образом, внешние признаки Божьих пророков следующие:
- они часто выступали против общественного мнения;
- их проповедь в большинстве случаев представляла собой неприятный призыв к покаянию;
- как правило, народ Божий презирал, ненавидел и убивал их;
- они жили скромно, часто в бедности;
- они ориентировались только на слово Божье;
- они сознавали свою великую ответственность.
Признаки лжепророков
В Иеремии 23 приводится верная и впечатляющая характеристика ложных пророков, которая применима ко всем временам:
- они делают вид, что говорят именем Господним, а сами пророчествуют именем Ваала (ст.13-17);
- они говорят не слова Господни, но "мечты сердца своего" (ст.16);
- они говорят "положительно": "...не придет на вас беда" (ст.17);
- они говорят и пророчествуют без поручения (ст.21);
- они пророчествуют ложь, ссылаясь на свои сны (ст.25);
- своими снами они доводят народ до забвения имени Божьего и Его слова (ст.27);
- они обольщают народ Божий своими обманами (ст.32).
Приговор Божий этим пророкам: "Посему вот, Я - на пророков, говорит Господь, которые крадут слова Мои друг у друга. Вот, Я - на пророков, говорит Господь, которые действуют своим языком, а говорят: "Он сказал". Вот, Я - на пророков ложных снов, говорит Господь, которые рассказывают их и вводят народ Мой в заблуждение своими обманами и обольщением, тогда как Я не посылал их и не повелевал им и они никакой пользы не приносят народу сему, говорит Господь" (ст.30-32).