29 марта 1994 г. в Нью-Йорке видные евангелические христиане и католики подписали и опубликовали заявление, которое сразу же вызвало как восторг, так и замешательство. Дэйв Хант, известный эксперт по вопросам религии и автор многочисленных книг, пишет по поводу этого события: "Этот документ ставит Реформацию с ног на голову и причиняет делу Христову неизмеримый вред... я считаю, что по крайней мере за последние тысячу лет ничто не нанесло Евангелию более сокрушительный удар, чем этот документ..." ("The Berean Call", Oregon May 1994, S. 1).
В этом заявлении евангелические христиане извиняются за то, что в прошлом евангелизировали католиков в католических странах, и вместе с католиками призывают взаимно признавать друг друга христианами и не заниматься "вербовкой".
Заявление было переведено на испанский, португальский, польский и русский языки, чтобы распространить его в Латинской Америке и Восточной Европе.
"Наивность или ловушка?" - так гласил заголовок одного из сообщений на эту тему, и выяснением этого важного вопроса мы хотим заняться на последующих страницах.
Это заявление, похоже, представляет собой кульминационный момент длившихся на протяжении многих лет переговоров между видными представителями евангелических христиан и католиков. Если евангелические христиане серьезно воспримут этот документ и будут претворять его в жизнь, от чего да сохранит их Бог, то Ватикан и Том Форрест могут уже не беспокоиться об уменьшении числа своих членов в Латинской Америке, на Филиппинах и в странах Восточной Европы.
Вывод Патрика Джонстона ("Молитва за мир"), что некоторые страны Латинской Америки могут стать в основном протестантскими, если тенденции последних лет не изменятся, также нужно будет положить под сукно. Тысячи миссионеров должны будут покинуть католические страны и искать себе новые места для труда там, где католики находятся в меньшинстве.
К числу подписавших двадцатипятистраничное заявление принадлежат и такие известные евангелические христиане, как бывший советник президента США Чарлз Колсон, основатель миссионерского общества "Крестовый поход за Христа" Билл Брайт, известный телевизионный проповедник Пэт Робертсон, теолог и писатель Джеймс Паккер, а также писатель Ос Гуннес.
Документ озаглавлен: "Евангелические христиане и католики совместно: христианское миссионерское служение в третьем тысячелетии".
Во вступительной части подписавшиеся представляют себя как евангелических протестантов и римских католиков, которые "через молитву, исследования и обсуждения пришли к единому убеждению, касающемуся христианской веры и миссионерской работы". Они подчеркивают, что заявление не носит официального характера, обязательного для различных обществ, однако имеет намерение "со всей ответственностью обратиться к этим обществам".
Далее следует такое признание: "Мы, евангелические христиане и католики, совместно исповедуем наш грех против единства, которое Христос имел в виду для всех Своих учеников. Один Христос и одна миссия включают многих христиан, особенно православных христиан Востока и тех протестантов, которых обычно не причисляют к евангелическим христианам".
Затем делается интересное обобщение: "В мировом христианстве есть две общности, которые наиболее упорно трудятся на ниве проповеди Евангелия и чьи ряды стремительно растут,- это евангелические христиане и католики. Во многих частях света для взаимоотношений между ними характерны, как правило, более конфронтация, чем сотрудничество, более антипатия, чем любовь, более подозрительность, чем доверие, более пропаганда и невежество, чем уважение к истине. В этом отношении вызывают тревогу страны Латинской Америки. Подобные ситуации все чаще возникают в Восточной Европе, а также нередко встречаются в нашей стране".
На страницах нашей книги невозможно подробно передать и обстоятельно прокомментировать это заявление, однако я хочу попытаться подчеркнуть основные моменты и на них остановиться.
Прежде всего, подписавшие заявление засвидетельствовали, что стремятся как к единству, так и к истине. При этом, как мы увидим, большое различие между евангелическими христианами и католиками не было проигнорировано или, как не имеющее значения, положено под сукно. "Мы отвергаем всякую видимость согласия, приобретенного за счет истины. Наше совместное решение основано на необходимости повиноваться Божественной истине, открытой нам в Слове Божьем - Священном Писании, и вере в обещание, что Святой Дух будет вести нас..."
Общие взгляды
Также заметно стремление обеих сторон к евангелизации, причем создается впечатление, что обе группы имеют одинаковые понятия в том, что касается евангелизации и миссионерской деятельности. "Мы полны решимости разработать возможности совместного служения и свидетельства с тем, чтобы успешно осуществлять миссионерское поручение Христа".
Обе группы видят угрозу со стороны языческих религий и мировоззрений, сознают всеобщий моральный упадок и чувствуют себя обязанными противопоставить этому совместное христианское свидетельство. "Как в прошлые времена, так и сегодня и в будущем миссионерская деятельность христиан, направленная на все человечество, будет встречать сильное противодействие. В некоторых странах миссионеры сталкиваются с набирающими силу религиозными течениями, которые крайне враждебно относятся к христианским ценностям. Тем, кто отстаивает свободу вероисповедания и проповедует Слово Божье, следует обратить особое внимание на ислам, который во многих случаях запрещает свидетельствовать об Иисусе Христе... В то же время в наших так называемых развитых странах широко распространившаяся секуляризация стремительным образом превращается в моральный, интеллектуальный и духовный нигилизм, отрицающий не только Того, Кто есть Истина, но и саму истину..."