Рамки этой книги, а также уровень моей компетенции не позволяют подробно рассмотреть здесь данную тему. Поэтому я ограничусь передачей некоторых наблюдений и заострю внимание на некоторых тенденциях.
Как "пророческое движение", так и "ведение духовной брани", а также связанное с ним движение "Иисус-марши" едва ли мыслимы без музыки.
Между тем даже среди евангельских христиан наблюдается прямо-таки бум на так называемую "музыку поклонения", так как "богослужения поклонения" стали практиковаться и в неотмеченных харизматическими чертами церквах.
Но фактически почти все современные "песни поклонения" - харизматического происхождения.
О важности "хвалебной музыки" в этом движении писал Роджер Форстер еще в 1987 г.: "Мы находимся не на прогулке, но самым серьезным образом пытаемся произвести действительную перемену в невидимом мире. Мы достигнем этого с помощью хвалебной музыки и праздничных маршей, совместно с нашим Христом, Который всегда дает нам торжествовать" (2Кор.2:14). ("Marsch fur Jesus", a.a.O., S. 47).
Таким образом, хвалебная музыка рассматривается как средство совершения "перемен в невидимом мире".
С другой стороны, музыка сознательно используется для того, чтобы возбуждать людей: "...Чтобы придать шествию аспект торжественности, наши марши наполнены своего рода карнавальной атмосферой. Некоторые из нас наряжаются, как клоуны, другие одеваются в одежду ярких цветов; мы несем с собой воздушные шары и красочные транспаранты. И конечно же, нет недостатка в радостной, окрыляющей музыке - все это для того, чтобы прославить великую любовь Божью к нашему миру". (ebd., S. 168-169).
Как сильно музыка способна воздействовать на чувства людей, можно судить по церковному конгрессу в Нюрнберге в 1993 г. Музыкальная группа под руководством Грэма Кендрика и Томаса ван Дюрена смогла создать легкую карнавальную атмосферу, когда примерно 4000 участников начали танцевать. Несколько минут спустя вся эта масса людей в благоговении молилась, так как начинала звучать нежная и проникновенная музыка.
Уже на Первом церковном конгрессе в 1991 г. было отмечено, что харизматическое движение находит доступ в нехаризматические круги именно благодаря своим песням и музыке.
Особенно активно в этой области работает МСОМ, и то обстоятельство, что сегодня едва ли найдется сборник песен, в котором не было бы песен харизматического движения, и в особенности песен МСОМ,- неоспоримый факт.
Так что нет ничего удивительного в том, что посредством этих песен харизматические понятия медленно, но уверенно проникают в церкви и влияют на теологию этих церквей.
Мартин Воллан очень правильно пишет: "...Новые песни Лютера приводили его врагов в большую ярость, чем проповеди. Его недруги хорошо понимали, что догматика, которая поется, скорее воспринимается народом, чем та, которая просто проповедуется. Таким образом, мы в нашем сборнике песен имеем дело с учением, которое поется. Выбор песен производился теологически образованными людьми, и решающим критерием отбора было содержание в них чистого учения о Боге, о Царстве Божьем и о Церкви". (Werkstattheft Lobpreis, GGE, Hamburg 1994, S. 56).
Если духовные песни могут быть названы "догматикой, которая поется", то понятно, почему теология харизматического движения, по сути, нашла доступ во все христианские круги. И можно лишь удивляться наивности некоторых ответственных служителей, которые считают новые песни харизматического движения безобидными.
Весьма интересен в этом смысле отрывок из интервью, взятого Питером Ашофом у Кевина Проша и Мартина Бюльманна и опубликованного в журнале "Обновление церкви". Здесь ясно видно, какое место занимает музыка в харизматическом движении.
Кевин Прош из Анахайма (США) является руководителем "Виноградника поклонения" и известен "новыми акцентами в поклонении". ("Geistliche Erneuerung", a.a.O., Nr. 47/93, S. 12).
Мартин Бюльманн - руководитель "Басилеи" в Берне, одного из харизматических движений под эгидой евангелической церкви; он вместе с Джоном Уимбером проводил конференции в Берне. "П.А.: Кевин, я слышал много инструментальной музыки в твоем исполнении. У тебя есть в этой области особые переживания? Кевин Прош: Я заметил, что определенные действия Святого Духа происходят лишь тогда, когда я играю в сопровождении ударного инструмента, т.е. не пою. Часто это действует, как пророчество, касающееся людских сердец. В Австралии мы были свидетелями многих исцелений и чудес. Одна женщина, которая 21 год назад повредила позвоночник, снова начала ходить. В Англии мы многократно были свидетелями того, как в тот момент, когда мы начинали играть, люди вскрикивали, потому что освобождались от бесов. П.А. Порой кажется, что при обсуждении темы о поклонении возникает конфликт поколений. Идет ли при этом речь только о разных формах или также и о содержании? Мартин Бюльманн: По сути, речь идет о том, что то новое, что мы видим, гораздо больше того, что мы переживали десять лет назад - я имею в виду явное присутствие Божье в той мере, в какой мы не видели его в последние пятьдесят лет. Но когда речь заходит о стиле и громкости, начинается конфликт поколений. Послевоенное поколение совершенно иначе воспринимает музыку. Рок-н-ролл дал миру язык, который понимают все. Бог хочет использовать этот язык, чтобы возвестить народам спасение".
О происхождении и негативном влиянии рок-музыки написано и сказано много (см. У. Баумер: "Рок-музыка - революция XX века"). Однако утверждение, что не Слово Божье или проповедь Слова Божьего, а музыка, и именно рок-музыка, является средством, посредством которого Бог возвещает людям Свое спасение, показывает, как далеко определенная часть христианства отошла от принципов Нового Завета.
Если многие разделяют эту точку зрения, то надо привыкнуть к тому, что, возможно, в новых харизматических движениях мероприятия с рок-музыкой произведут особое "действие Святого Духа".
4. "Евангелизация 2000"
Католическая инициатива в поддержку всемирной декады евангелизации как ответ на призыв Папы Иоанна Павла II к "новой евангелизации" в связи с 2000 годом.
Католическая инициатива "Евангелизация 2000" является результатом "охватывающего весь мир видения", которое "Бог положил на сердце" ("C-Magazin", Ravensburg, Nr. 1/89, S. 1) Тому Форресту.
Двигателем и инициатором этого движения стал человек, который охотно остается на заднем плане: католический коммерсант Пит Дерксен, голландский миллиардер и основатель "Центральных парков". О нем еще будет идти речь в главе "Люмен 2000".
Суть "видения" в том, что Иисусу Христу ко дню Его рождения 25 декабря 2000 г. следует вручить подарок: в большинстве своем евангелизированный мир.
25 декабря 2000 г. по спутниковому телевидению Папа должен будет говорить к пяти миллиардам человек и затем преподнести этот "рождественский подарок". "2000-й год станет ОСОБЫМ ПАМЯТНЫМ ГОДОМ в истории христианства. Рассматривать эту дату как очередной "юбилейный год" было бы трагическим расточительством духовной возможности, равной которой уже не будет в ближайшие тысячу лет. Рождество 2000 г. представляет собой дарованный Богом случай сделать нечто великое для Иисуса и всего человечества... Он поручил нам содействовать выполнению этой задачи, и нам не нужно гадать, на что надеется Он в ожидании Своего особого, двухтысячного, дня рождения. Он хотел бы видеть, что мы стремимся привести к Нему весь мир (Мф.28:19; Рим.14:9)! Идея "Евангелизации 2000" - приложить всесторонние усилия католиков, чтобы приобрести мир для Христа! Если в это включится вся семья, если вся Церковь станет активной - тогда будет возможно вручить Иисусу Христу этот рождественский подарок, который Он желает иметь и который Он заслужил. Разве можем мы думать о том, чтобы передать Ему нечто меньшее? ...Мы, католики, гордимся тем, что обладаем всем содержанием веры и явными признаками того, что являемся истинной Церковью. Однако католики подвержены большой опасности почить на лаврах. Самодовольство на основе нашего католического величия и длительной истории легко может привести к опасности сделать гораздо меньше того, что нужно сделать..." (Informationsschrift "Evangelisierung 2000", Rom, S. 6-9).
Чтобы достигнуть этой цели, все христиане должны вдохновиться этой задачей и все 850 миллионов католиков должны совместно включиться в работу по достижению этой цели.
Итак, "Евангелизация 2000" - это реакция на призыв Папы Иоанна Павла II к "новой евангелизации" в ожидании 2000 года и провозглашение Папой "десятилетия евангелизации" с 25 декабря 1990 г. по 25 декабря 2000 г.
Папа призывает
В прошедшие годы Папа направил в различные места призывы к "десятилетию евангелизации": Призыв: "Смотрите в будущее с чувством долга по отношению к "новой евангелизации", которая нова по своим методам и формам выражения". (Гаити, 1983) Ко всей Церкви: "Когда мы говорим, что Церковь католическая, мы имеем в виду, что она миссионерская и апостольская Церковь. Если у нее отсутствуют эти качества, она не может быть истинной Церковью". (Чили, 1987) К епископам: "Хотя 2000 год еще далеко, подготовка к нему должна совершаться уже теперь. Все верующие должны внести свой вклад в этот праздник". (США, 1988) К христианам других церквей: "Накануне третьего тысячелетия как никогда важно, чтобы христиане совместно возвещали Евангелие". (Экуменическая встреча в Норвегии, 1989) Двойная евангелизация: "Из моих апостольских посещений всех континентов я сделал вывод, что именно сегодня Евангелие будет возвещаться в мире как никогда раньше. Сознавая это, Церковь стоит перед двойной задачей: евангелизацией мира и новой евангелизацией своих собственных верующих". (Италия, 1987) Упование на Марию: "Будем с полным упованием просить Марию ходатайствовать перед ее Сыном о том, чтобы Церковь испытала новый миссионерский подъем для юбилейного 2000 года и для начала третьего тысячелетия христианской веры". (Рим, 1988) (ebd., S. 14).
К инициативам "Евангелизации" относятся также некоторые проекты, которые поддерживают ее и могут быть представлены следующим образом: