Если признать, что задача Церкви состоит в спасении человечества, то нельзя не согласиться с тем, что успехи в осуществлении этой задачи во многом будут зависеть от степени свободы Церкви в ее апостольской, миссионерской деятельности, а также от благоприятных условий принятия людьми учения о спасении, которые в значительной степени определяются социальными условиями, той духовной и материальной культурой, которой живут люди. Возможно, что Церковь может влиять на создание и сохранение таких благоприятных условий поддержкой соответствующих социальных структур. И такое влияние Церкви будет значительно большим, если Церковь это будет делать со знанием дела, организованно и целеустремленно. А это будет зависеть от степени внутреннего и внешнего единства Церкви. Видимое же, внешнее единство Церкви достигается прежде всего единоначалием в ней. По этому вопросу Владимир Соловьев - русский католик византийско-славянского обряда пишет: "имеет ли Церковь Божия определенную практическую задачу в человеческом мире, для исполнения которой необходимо объединение всех христианских сил под знаменем и властью центрального церковного авторитета? Другими словами, вопрос о том: должна ли Церковь представлять собою на земле деятельное Царство Божие и следовательно быть единой и сосредоточенной, ибо царство разделившееся внутри себя, не устоит, а Церковь по обетованию (обещанию) евангельскому устоит до конца, и врата адовы не одолеют ее?" ("Великий спор и христианская политика"). И Соловьев отвечает (там же), что "В этом вопросе Римская Церковь дает утвердительный ответ". "Земная Церковь не безусловно свободна, раз она подчинена условиям конечного существования, но она должна быть достаточно независима, чтобы иметь возможность непрестанно и деятельно бороться против враждебных ей сил и не дать вратам адовым (силам зла) одолеть ее". ("Россия и Вселенская Церковь"). А такая независимость Церкви достигается единоначалием в ней, наличием у нее международного центра, не подчиненного никакой национальной власти и нахождением этого центра церковной власти в относительно безопасном от враждебных церковной власти сил, каковым является церковное государство Ватикан.
Владимир Соловьев пишет: "Церковь представляет собою не только совершенное единение людей с Богом во Христе; она, кроме того, еще и общественный порядок... основанная на вечной истине, Церковь не только совершенство жизни - в будущем; она... есть еще в настоящем путь, ведущий к совершенству... Человек по необходимости существо общественное и конечная цель, и конечная цель божественного воздействия в человечестве есть создание совершенного вселенского общества" (там же). Но создают такое общество сами люди, направляемые Божественным учением. Для обеспечения же такого направления Божественного учения необходимо соответствующее управление, облеченное божественным авторитетом. Оно должно быть видимым, чтобы все люди могли знать о нем, оно должно быть наднациональным, то есть вселенским, чтобы не задевать ничьих национальных чувств, оно должно быть божественным, чтобы быть безусловно признанным религиозной совестью всякого осведомленного и благонамеренного человека, оно должно быть независимым от враждебных христианству сил. Находящиеся между собой в единогласии христиане должны иметь свой руководящий центр, который бы противостоял раздору среди людей, примирял их и объединял, который бы обличал и осуждал все, что противно Царству Божиему на земле.
И такой центр был определен Христом, сказавшим: "Ты Петр и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее" (Мф.16,18). Следовательно, католическое учение о необходимости единого иерархического центра во вселенской Церкви, то есть единоначалия вытекает из необходимости внешнего (видимого) и внутреннего церковного единства и из необходимости решения Церковью социальных задач, тесно связанных со спасением человечества и построением Царства Божиего на земле.
Главенство ап. Петра.
Как мы уже говорили выше, Христос хотел церковного единства и с этой целью установил в своей Церкви единоначалие, поставив во главе ее ап. Петра. 2-й Ватиканский Собор (1962-65 гг.) по этому вопросу говорит: "Он (Христос) поставил во главе своих апостолов блаженного Петра и в нем заложил постоянное и видимое начало и основание единству веры и общения (ДПЦ п.18).