Но догматически безошибочность Папы в вопросах веры и морали определена на 1 Ватиканском, 20 Вселенском Соборе в 4-й главе, озаглавленной "О безошибочном учительстве Римского Первосвященника": "Римский престол всегда верил, постоянный обычай Церкви всегда доказывал, а Вселенские соборы (в особенности те, в коих Восток соединился с Западом в единстве веры и любви) сами исповедывали, что Верховная Власть Учительства включена в Апостольском Первенстве над Вселенской Церковью, которым обладает Римский Первосвященник в качестве преемника Петра, Главы Апостолов...", сказав это собор продолжает:
"мы учим и определяем: Следует признать догматом Божественного Откровения, что: когда Римский Первосвященник говорит "ех саthedra", то есть, исполняя служение пастыря и учителя всех христиан, своею верховною апостольскою властью определяет учение в области веры и нравов, обязательное для всей Церкви: тогда, в силу Божией помощи, обещанной ему в лице блаженного Петра, он обладает той безошибочностью, которой Божественный Искупитель хотел, чтобы Его Церковь была одарена в определениях, касающихся учения о вере и нравственности. Поэтому такие, исходящие от Римского епископа, определения непреложны сами по себе, а не в силу согласия Церкви. Если же кто-либо дерзнет сему определению Нашему противоречить, от чего да сохранит Господь, то да будет анафема".(15).
Из этого догмата следует, что безошибочность Римского Первосвященника ограничена в субъекте, объекте и в способе проявления безошибочности.
А) Субъект безошибочности. Ограничение в субъекте состоит в том, что Папа безошибочен только как Верховный Учитель, он обладает служебной безошибочностью, то есть она соединена с его должностью, как видимого главы Церкви (а не как законодатель, администратор или как частное лицо). Кроме того, определение учения в области веры и нравов должно совершаться свободно, а не под принуждением (например под угрозой смерти или мучений). В таком случае определение является недействительным.
б) Предмет безошибочности. По этому вопросу, что сказано о предмете безошибочности Церкви, тоже относится и к безошибочности Папы. Во-первых, предметом безошибочности являются только вопросы веры и нравственности (морали). Во-вторых, Папа не может выдать никакого догмата, содержание которого отсутствовало бы в Божественном Откровении, ибо на Церковь возложена миссия не продолжение Божественного Откровения, а лишь сохранение и толкование его. В-третьих, безошибочно только такое определение, в котором преподается учение, обязательное для всех верующих.
в) Способ определения безошибочности. Способ в котором выражается безошибочность Папы называется определением "ex catedra".Это слово в переводе с латинского языка означает кресло, трон, столицу. Это выражение берется в переносном значении. Оно означает, что произнесенное "ех cаtеdra" определение, согласно тексту догмата (см. выше) безошибочно. Форма такого определения не установлена: будет ли оно высказано на соборе или в иных условиях зависит от усмотрения Папы. Но необходимо, чтобы при определении было ясно видно, что излагаемая истина взята из Божественного Откровения или непосредственно с ним связана и является окончательным определением, а не советом или пожеланием, кроме того, что излагаемая истина преподается Папой в качестве Верховного Учителя и Пастыря как учение веры и морали для обязательного исполнения членами всей Церкви, как условие спасения. При этом следует сказать, что безошибочным будет суть определения, а не доводы, побочные рассуждения и литературные образы.
Итак, безошибочность Папы:
1) основана на словах Спасителя;
2) связана с кафедрой ап. Петра;
3) является механизмом безошибочности Церкви;
4) независима от какой-либо иной церковной или мирской власти;
5) осуществляется воздействием Духа, независимо от личного достоинства или недостоинства Папы;
6) распространяется лишь на область толкования веры и нравственности;