Чтобы верно понять, кто в Церкви ответственен за безошибочность в вопросах веры и морали надо правильно определить, что такое Церковь и ее структура. Ап. Павел по этому вопросу говорит: "радуюсь за вас... за тело Его (тело Христа), которое есть Церковь" (Кол.1,24); в другом месте Павел говорит: "вы - тело Христово, а порознь - члены. И иных (из вас) Бог поставил в Церкви во-первых Апостолами, во-вторых пророками, в-третьих учителями; далее иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки. (1Кор.12,27-28). В этих текстах ап. Павел совокупность всех верующих называет Телом Христа, а само Тело Христа называет Церковью Его, каждого же верующего называет членом этого Тела. Дальше Павел говорит, что подобно членам человеческого тела, каждый из которых имеет свою функцию (см.1Кор.12-26), так и в Теле Христа - в Его Церкви, каждый член тоже имеет свою функцию, свое назначение служить всему телу в целом. И следовательно, как в человеческом теле руки служат для работы, ноги - для ходьбы, глаза для видения и т.д., а голова руководит всем телом, то есть обладает функцией управления, руководства телом, - так и в Теле Церкви Христовой каждый член этого тела имеет свою функцию, свое назначение. И ап. Павел спрашивает: "Все ли Апостолы? все ли пророки? все ли учителя?..." (1Кор.12,29-30). Очевидно, что не все. Однако известное число членов Церкви являют собой Учительскую Власть Церкви - голову Церкви, которой по аналогии с человеческим телом принадлежит руководство, управление Церковью являющейся Телом Христа. И эта Учительская Власть Церкви состоит из епископата во главе с Папой. Епископы выступают преемниками апостолов, а Папа - преемником Петра. Христос в свое время наделил ап. Петра и других апостолов тремя видами власти в Церкви: учительской, священнической и пастырской.
А. Учительская власть.
"Идите, научите все народы" (Мф.28,19); "Слушающий вас Меня слушает, и отвергающий вас Меня отвергает" (Лк. 10,16); "что вы свяжете на земле, то будет связано на небе, и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе" (Мф.18,18); Правовой основой учительской власти апостолов кроме вышеприведенных слов Христа в Евангелии является суверенная власть Христа, сказавшего: "дана Мне всякая власть на небе и на земле" (Мф.28,18).
- Отсюда вытекает первая особенность Учительской Власти Церкви: исполнение апостолами учительской власти от имени Иисуса носит авторитарный характер. Из этого следует обязанность послушания верующих Учительской Власти апостолов, так как непослушание ей было бы утратой спасения. "Идите... и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет" (Мк.16,15).
- Второй особенностью Учительской Власти является то, что она не автор проповедуемых истин Откровения, а только передает их. Поэтому апостолы и их преемники - епископы должны сохранять, полученное от Христа учение.
- Третьей особенностью Учительской Власти является ее безошибочность в вопросах веры и морали, что было достаточно обосновано выше.
Б. Священническая власть.
Ее Христос передает в следующих цитатах: "научите все народы, крестя их..." (Мф.28,18). "Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся (Ин.20,22). "Сие творите в Мое воспоминание" (Лк.22,19; 1Кор.11,24). Священническая власть дает право освящать и включать в Церковь.
В. Пастырская власть.
Пастырская власть - власть управления. Эта власть дана в текстах: Мф.18,18; и Мф.16,19. Пастырская власть содержит в себе законодательную и судебную (дисциплинарную) власть в религиозных делах.
Тройная власть апостолов должна осуществляться в Церкви до конца мира, то есть по воле Христа должна перейти на законных преемников апостолов - епископов и Папу. Это следует из слов Христа: "Я с вами во все дни до скончания века" (Мф.28,20).
Следовательно, безошибочность Церкви в вопросах научания вере и морали или активная безошибочность Церкви, данная Христом Учительской Власти Церкви, в лице апостолов во главе с ап. Петром должна была сохраниться в Церкви в лице Учительской Власти епископата во главе с Папой. Для правильного понимания функции Учительской Власти епископата и Папы, а также апостолов и ап. Петра, следует обратиться к евангельским текстам.
В Евангелии От Матфея (16,19) Христос говорит, обращаясь только к Петру: "дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах". Обладая главенством в Церкви ап. Петр и папы тем самым являются авторитарными учителями во всей Церкви. Власть вязать и разрешать уделена ап. Петру единолично и неограниченно, а власть ключей распространяется на все, что касается Откровения. И эти права ап. Петра переходят к его преемникам папам.
В Евангелии от Матфея (18,18), Христос говорит уже ко всем апостолам вместе с Петром и уже не дает им власть ключей как Петру, и, следовательно, каждый апостол и совокупность апостолов без ап. Петра не обладают полной безошибочностью в вопросах веры и морали, а только вместе с ап. Петром. И, следовательно, в силу преемства прав епископата от апостолов такие же полномочия распространяются и на послеапостольский апостолат, а привилегия ап. Петра на пап. Такие функции Учительской Власти в Церкви в лице епископата и пап существовали всю церковную историю.