- Св. Игнатий (+107), епископ Антиохийский говорит, что Христос одарил свою Церковь "неисказимостью", то есть, что она не подлежит порче, а тем самым заблуждаемости" (Ep.ad Eph.,гл.17). (8).
- Иреней (+202), епископ Лиона (Франция), в противоположность еретикам, приписывает Церкви обладание истиной: "Ибо где Церковь, там же и Дух Божий, а где Дух Божий там и Церковь и всякая благодать; Дух же Святой - это истина" (Против еретиков 3,24.1). Он же пишет, что Апостолы - это "основание Церкви", заложенное Христом. Мы же обязаны слушать их законных преемников, хранящих учение и вместе с посвящением получивших несомненный дар в безошибочном определении истины - "charizma veritatis certum" (там же 4,21;26). Нет истины вне апостольского учения, нет апостольского учения вне Церкви, нет Церкви вне епископского преемства. Св. Дух утверждает Церковь; если учение Церкви постоянно и неизменно, то это происходит потому, что Дух Божий обновляет его как драгоценное благо, сохраняемое в прекрасном сосуде, а Дух обновляет и самый сосуд" (там же 3,24.1). (8).
- Климент Александрийский (около +215) подчеркивает значение Церкви как хранительницы и наставницы истины в сравнении с ересями, которые, будучи лишены истины, колеблемы и изменчивы подобно ветру. "Христос - это Жених Церкви, а мы - дети противящиеся верам глупых ересей, мы противимся научающим нас иначе, чем отцы наши, и становимся совершенными, если принадлежим Церкви во главе со Христом" (Педагог.1,5). О Церкви, как о возлюбленной Бога, он говорит: "Возлюбленная, которою является Церковь, должна быть чистой и свободной от противоречащих истине мыслей, а также неприкасаемой и не искажаемой атакующими извне теориями; я имею здесь ввиду сторонников ереси, склоняющих ее к измене всемогущему Богу, единственному ее Возлюбленному" (Stromata 3,12). Следовательно, в сравнении с ересями Церковь законная, непорочная и вечная возлюбленная Бога. Церковь - это истина, а ересь - это непостоянная и изменчивая как ветер теория. (8).
- Тертулиан (+240) пишет: "разве можно предположить, чтобы Христос допустил, чтобы тем, кого Он поставил наставниками человечества из области веры было что-либо неизвестно... Разве можно допустить, чтобы Дух Святой, посланный Христом в качестве наставника истины, не позаботился о Церкви? Разве мог бы Он наместник Христа пренебречь своей обязанностью и позволить, чтобы Церковь верила по своему усмотрению и веру понимала иначе, чем Он учил посредством апостолов?" (Praescr.22.28). (8).
- Ориген (род. 185) писал: "Церковь обладает истинной верой. Еретики лишь называются христианами; кичатся знанием какой-либо истины, не известной членам Церкви; в действительности же они воры и блудники; воры, обкрадывающие церковные сосуды; блудники, пачкающие своими заблуждениями чистые и почитаемые догматы Церкви" (Comment. in om 1,19;2,11). В случае сомнения, - пишет Ориген, - каждый должен соглашаться с поставленными учителями Церкви. Как ученики обращаются к своему Божественному наставнику и спрашивают Его, так и мы должны поступать подобным образом; в вопросах веры нам следует искать совета и ответа на возникающие у нас вопросы у тех, кого Бог поставил в Церкви учителями. (Comment. in Matth.13,15). Ориген напоминает нам также, чтобы мы не внимали тем, которые не видят в Церкви Христа; Церковь же полна истинного света, есть столпом и утверждением истины" (там же scr.n.46).(8).
- Св. Киприан (+258) пишет: "Текущая в Церкви чистая, спасительная и святая вода не может быть испорченной и лживой, как и Церковь сама чиста и непорочна" (Ер.73,8). Он имел ввиду чистоту и непорочность учения, ибо уклонения от истины, по его мнению, является постыдным делом, согласно слов св. Писания: "отвергнувши скрытные постыдные дела... не искажая слова Божия, а открывая истину" и т.д. (2Кор.4,2). (8).
- Св. Амвросий, епископ Милана (+397) пишет, что Церковь, построенная на апостольском камне остается нерушимой и основывается постоянно на непоколебимом фундаменте (Ер.2,1).(8).
- Подобным образом выражаются и св. Августин (+430), что Церковь обладает истиной и заблуждаться не может, ссылаясь при этом на места из Св. Писания: Мф.16,18 и 1Тим.3,15.