Правда, в начале истории Церкви папы пользуются своей верховной властью не так часто и выразительно, как в более поздние времена. Это позволяет некоторым православным полемистам утверждать, что папы вначале мыслили по православному. Получается так, что в первые века самим папам якобы было не известно учение о их главенстве в Церкви. На самом же деле редкое пользование со стороны римских епископов своим главенством во Вселенской Церкви объясняется другими причинами, а именно:
- Неразвитостью в древние времена путей сообщения, что затрудняло общение между Церквями. Поэтому римские папы свою верховную власть проявляли только в самых важных вопросах.
- Великая ревность в вере первых христиан способствовала их правоверности и высокой моральной дисциплине, что делало вмешательство пап излишним и ненужным.
- Отдаленность тех древних времен от нас, многочисленные гонения на христиан способствовали гибели многих исторических документов, которые могли бы свидетельствовать о главенстве пап в жизни Вселенской Церкви. И все же имеются достаточные доказательства главенства римских епископов. приведем же их.
А) Свидетельства о главенстве пап в Церкви со стороны самих пап.
В конце 1 века Папа св. Климент I пишет послание Коринфской общине в связи с возникшими в ней беспорядками. Он предписывает зачинщикам беспорядков подчиниться священникам: "Если не будете послушны тому, что И. Христос сказал через нас, то знайте, что подвергнитесь большой опасности. Мы же будем свободны от греха". И дальше: "Сделаете нам радость, если будете послушны написанному нами через Духа Святого, вырвете несправедливый гнев: мы выслали мужей, которые будут свидетелями между вами и нами" - Послание к Коринфянам гл. 59 (1,7). Следовательно, римский епископ считает себя в праве и даже обязанным под условием греха вмешиваться в дела чужой Церкви, в то время, когда в Ефесе еще жил ап. Иоанн, бывший ближе к Коринфу, чем св. Климент I. Притом, Папа выступает не в роли посредника, но судьи и высылает своих послов, должных прекратить конфликт. Коринфяне же не воспротивились Папе, не обвинили его в гордости и во вмешательстве не в свои дела, а приняли его послание с благоговением и оно потом долго читалось в Коринфской Церкви наряду с апостольскими посланиями. Этот факт указывает на главенство Римского епископа над Коринфской общиной.
Во 2-ом веке греческие Церкви обращаются к Папе Виктору I (189-198) с вопросом о введении в Церкви одновременного празднования Пасхи. Папа высылает Церквям послания отмечать Пасху в соответствии с практикой Римской Церкви, угрожая за непослушание карами. Указания Папы были приняты всеми Церквями, кроме Ефеской, которая выслала Папе оправдательное письмо. Эти отношения между римским епископом и греческими Церквями свидетельствуют о том, что уже тогда папам было свойственно сознание их главенства в христианском мире (1,7).
В 3 веке папы осуждают ереси и заблуждения не только в римской епархии, но и в отдаленных Церквях. Так, Папа Зеферин (203-220) отлучает от Церкви монтанистов; Папа Стефан (257-260) осуждает африканский обычай перекрещивать еретиков; Папа Дионисий (261-272), до которого дошли сведения о ложном учении другого Дионисия - архиепископа Александрийского, предписывает тому прислать оправдания и тот повинуется римскому епископу (1,7).
В 4-ом веке главенство римского епископа выражается уже в разрешении догматических споров. Критерием истинности в них считается позиция Папы, вследствие чего спорящие стороны обращаются за решением в Рим. Ариане стараются склонить на свою сторону пап Юлия и Либерия (4 век) по делу Нестора, осужденного и отлученного Папой от Церкви. Евтихий апеллирует, по своем осуждении константинопольским синодом, к Папе Льву Великому (5 век), который подтверждает приговор и в послании к Флавию решает о судьбах монофизитства. Император Юстиниан в споре о "Трех расколах" старается перетянуть на свою сторону Папу Вигилия. Епископы, лишенные своих должностей, ищут защиту в Риме. Например Марцел из Анкары, Афанасий, Петр из Александрии и т.д. (7).
Папские легаты от имени пап руководят вселенскими соборами и акты этих соборов утверждаются папами. Наконец, папы не только фактически осуществляли главенство во Вселенской Церкви, но и теоретически признавали свое главенство в руководящих посланиях к епископам, синодам и соборам (1,7). Мы не будем приводить здесь высказываний на эту тему всех римских епископов, ограничимся лишь заявлением Папы Льва I (440-461). Так Лев I говорит: "Среди самих апостолов при равенстве почета была разница во власти, и если избрание было равно для всех, то первенство над другими было дано лишь одному. Отсюда произошло различие епископов... Забота о Вселенской Церкви передается одному престолу Петра , и никто не может отделиться от вождя своего" (Посл. к Анастасию, Минь, т.54,стр.676) (1).
В других своих сочинениях Лев I продолжает: "Однако Он (Христос) не забросил охрану своего стада, и от Его главной и вечной власти и мы (то есть сам Папа) получили обильный дар апостольского могущества... как вечно в Христе то, что исповедал Петр (то есть Божество), так вечно и в Петре то, что учредил Христос" (3-е слово в годовщину вступления на престол. Минь. Патрология лат.,т.54, стр.145-146).
В другом Слове Лев I продолжает: "Та крепость, которую получил Петр, Христом-скалой, соделанной тоже камнем, перешла и на его преемников, и везде, где обнаруживается какая-либо крепость, в этом, без сомнения, проявляется сила пастыря... Кто бы был столь невежественен или столь завистлив, чтобы, почитая славу блаж. Петра, уверял вместе с тем, что есть какая-нибудь область Церкви, не управляемая его (Петра) заботливостью". "Хотя все частные пастыри властвуют над своими стадами с особою заботливостью... но мы только одни (то есть папы) должны разделять заботу со всеми ими, и управление каждого из них есть часть нашего труда" (4-е Слово в годовщину, Минь. т.54,стр. 155,153) (1).
Поэтому к собравшимся в Риме епископам св. Лев обращается с речью: "В лице моего недостоинства следует усматривать того, следует почитать того, в ком пребывает попечение над всеми пастырями со вверенными им стадами (то есть Петра), и чье достоинство не исчезает даже в недостойном наследнике" (1-е Слово в годовщину поставления, Минь,т.4,5 стр.143-144) (1) .
Одним словом, по учению св. Льва, Петр был поставлен над всеми апостолами; через него последние получили свою власть от Христа, и его главенство не кончилось с его смертью, но пребывает в лице его наследников - римских епископов. Из позднейших пап приведем еще слова Григория Двоеслова: "всем читающим Евангелие известно, что словом Господним вверено св. Петру, князю апостолов, попечение над всей Церковью". И, считая себя преемником верховного апостола, тот же Папа добавляет: "моя честь - честь вселенской Церкви; моя честь - сила и твердость братьев моих" (Посл. к имп. Маврикию. Минь, Пат.лат.т.77,стр.745) (1).
Так думали и так говорили все папы от начала существования Церкви и до настоящего времени. Если же придерживаться мнения некоторых православных полемистов, что римские папы присвоили себе главенство над Церковью по своей гордости, а вначале было не так, то как же объяснить, что сама православная Церковь называет святыми пап, исповедывавших свое главенство? Так, согласно православного церковного календаря, за 1980 г. святыми почитаются следующие папы: