- Св. Киприан еп. Карфагена (3 век) в своем сочинении "О Единстве Церкви" главную причину Церковного раскола видит в том, что люди забыли завет Христа о первенстве ап. Петра среди других апостолов. "Конечно, и прочие апостолы были то же, что и Петр, имели равное с ним достоинство и власть (в пастырском служении, то есть к совершению таинств и управлению епархией), однако же всякое начинание происходит от единства и Петру дается первенство (в правах, необходимых для сохранения единства Церкви), чтобы показалось единство Церкви и единство кафедры... Кто не соблюдает этого единства, может ли думать, что у него есть вера? Кто сопротивляется Церкви, кто отделяется от престола Петра, на котором основана Церковь, может ли полагать, что он еще в Церкви?" (О единстве Церкви гл.4. Творения св. Киприана, Киев, 1879 г., том 2 стр.172-173) (1). И чтобы никто не подумал, что сказанное относится только к простым верующим, а не к духовенству, св. Киприан уточняет: "Это единство надо крепко поддерживать и отстаивать нам, особенно епископам, председательствующим в Церкви, дабы показать, что и самое епископство (в Церкви) одно и нераздельно" (там же гл.5 стр.173). "Один есть Бог и один Христос и Церковь одна, и кафедра, основанная по слову Господа на камне - одна. Нельзя ставить другого алтаря и нового священства там, где есть один алтарь и одно священство" (Послание к пастве о 5 свящ. раскольниках., Том 1, стр.124,послание 34) (1).
О высоком мнении св. Киприана, относительно веры римского епископства говорится в его послании к Папе Корнилию, в котором св. Киприан негодует на новициан, дерзнувших обращаться по своему делу к кафедре Петра и той главной Церкви, от которой изошло священническое единство... не помышляя, что это те римляне, вера которых похвалена проповедующим апостолом (Павлом) и к которым вероломство не может иметь доступа" (посл. к Корнилию 47,т.1, стр.208). Таким образом, Киприан учит: на Петре основана Церковь; кафедра Петра - средоточие единства Церкви, его начало и источник; римская Церковь недоступна вероломству; кто отделяется от нее, тот уже вне Церкви, и Бог не отец ему. И это писалось в 3-ем столетии!
- Св. Оптат, еп. милевитанский в Африке (4 век) для доказательства своей правоты перед донатистами и что те не принадлежат к истинной Церкви ссылается на св. Петра и папство. "Итак, - пишет он к еретику Пармениану, - ты не можешь отрицать и знаешь об этом, что прежде всего дан Петру в Риме епископский престол, на котором восседал глава всех апостолов Петр, отчего и получил название камня: чтобы в этой одной кафедре сохранилось единство всех... так, чтобы тот, кто против этой единственной кафедры поставит другую, считался раскольником и грешником" (Против донатистов кн.2, гл.2, Минь, том 11, стр.947) (1).
- Св. Августин высоко оценивал авторитет римского епископа. Так при утверждении решений двух соборов относительно ереси пелагианства он пишет: "Оттуда (из Рима) пришли уже бумаги, дело кончено, дай Бог, чтобы кончилось и заблуждение" (Слово 131, п.10, Минь, т.38,стр.734). Рим сказал - дело кончено! Так считал св. Августин. Следовательно, он признавал главенство Папы над другими поместными Церквями, в противном случае он такого бы не сказал.
- Св. Иероним - современник св. Августина, считает мнение Римского епископа критерием истины. Так, когда на Антиохийский патриарший престол претендовали сразу три патриарха и неизвестно было, кого из них считать законным, св. Иероним спрашивает об этом Папу Дамаса: "Мелетий, Виталий и Павлин (3 претендента на Антиохийский престол) говорят, что единомудрствуют с тобой: мог бы поверить тому, если бы говорил кто-нибудь один. Итак, я заклинаю блаженство твое... чтобы ты уведомил меня... с кем я должен иметь общение в вере" (Прот. Иовиниана кн.1, Творения блаж. Иеронима, Киев, 1880 г., часть 4, стр. 1 71). В другой раз Иероним просит Папу разрешить его сомнения в богословском вопросе. Он пишет: "Я соединяюсь с блаженством твоим, то есть с кафедрою Петровою. Я знаю, что на этом камне создана Церковь. Кто вне этого дома (Церкви) будет вкушать агнца, тот чужд священного сонма. Кто не будет в ковчеге Ноя, тот погибнет в разливе потопа" (там же. Посл. 15 к Папе Дамасу, ч.1, стр.44-45).
Таким образом, святые Киприан, Оптат, Августин, Иероним признавали главенство римских епископов и учили необходимости повиновения им. Правда, это были отцы западной Церкви, но по признанию самих же православных полемистов в период жизни этих учителей Церкви и Восточная и Западная Церкви составляли одну Церковь и веровали одинаково, сами же эти учителя признаются и почитаются православной Церковью как святые. (1).