Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

От замысла к воплощению



 

Рассмотрим, как у режиссера из обрывочных размышлений и видений складывается концепция спектакля, ее практическая реализация, иными словами, проследим путь, который проходит режиссер от замысла к воплощению. Конечно, путь этот сугубо индивидуален и каждый режиссер идет своим собственным путем, но общие принципы подхода от замысла к воплощению для всех одинаковы.

На втором курсе режиссерского отделения для курсового спектакля была выбрана пьеса Ж. Ануя «Антигона».

Размышление режиссера.

… У Софокла проблема – человек и государство. Креон – государственность. Антигона – семейно-родовая традиция.

… Для меня – исследование источников подвига. Что это такое? Как и во имя чего человек совершает, вернее способен совершить подвиг. Природа Подвига.

В «Антигоне» — спор о том, как жить? Имеет ли право человек идти на компромисс с совестью? Разговор о долге. Пьеса – диалог. Диалоги – раунды. Каждый раунд – бой за жизненную позицию.

Меня сегодня волнует социальная и гражданская активность людей, в данном случае студентов. Этим обусловлен выбор «Антигоны». Для учебного процесса – проблема сценического поединка.

… Пьеса – спор. Наивысшая точка – диалог Антигоны и Креона. Здесь до конца раскрывается психология правителя, ложь его «демократии» и сложная связь между его правлением с тем, что пытался утвердить в своем государстве Эдип.

… Антигона гибнет потому, что не согласна говорить и поступать так, как нужно кому-то. Она хочет поступать так, как думает сама. Она не может согласиться на добропорядочную ложь. Она родилась, чтобы нарушить своей смертью добропорядочное правление Креона. Без места Креон – ничто. Он уверен, что правитель — единственный, кто должен знать правду.

… У Ануя персонажи делятся на максималистов-романтиков, созданных для того, чтобы осуществить свой порыв к свободе, и людей компромисса, предназначенных для обыденной жизни. Здесь конфликт между теми, кто сказал обществу «да» и теми, кто сказал «нет», между двумя породами людей. Одни – герои, рожденные для подвига. У них есть только мгновение – ослепительное и грозное. Другие – сытые люди, у которых все есть, все налажено, заведен порядок, они едят сытно, рожают детей, подсчитывают доходы, невзирая на войны и мир. Их трудно представить себе мертвыми.

Героев же легко представить бледными, мертвыми, с раной в сердце.

Для Креона подвиг Антигоны – фарс. В спектакле надо выразить фарсовую сущность здравомыслия Креона. Креон политик — работяга.

… Главное в Антигоне – естество нормальной человеческой личности, которую не подчинить, не подмять под свои каноны Креону.

… Внутренний конфликт Креона – взаимоотношение сильного и умного человека с тем рабством, в которое он сам когда-то добровольно пошел. Возвращение к служебным обязанностям — рок. Издав закон, Креон становится его рабом.

… Трагическим конфликтом спектакля должен стать тот факт, что души Антигоны и Креона несовместимы, разноприродные, и нет силы, способной их примирить.

… Чтобы пойти на смерть, Антигона должна не изменить самой себе. Короткий отрезок жизни Антигоны, проходящий перед нами – постепенный, мучительный, кровавый отказ от всего, что она любит. Но сила ее и сущность в том, что она любящая натура.

… С одной стороны защита полноты бытия (Антигона), с другой сведение прав человека к Табели о рангах (Креон).

…Уродливому миру делячества и мещанских условностей противостоит в пьесе наивное детское, импульсивное. Отсюда символ чистоты – детская лопатка или белое подвенечное платье (так никогда и не надетое).

… Господство мещанского стандарта превращает в банальность самые высокие чувства. Мир взрослых мещан и мир чистых молодых душ.

… Вся власть Креона зиждется на демагогии и устрашении. На подавлении человека. Он и себя подавил, станет ли считаться с чужими жизнями. Креон признает свое нравственное поражение. Он казнит Антигону, ибо убедить ее он не в силах.

Счастье, которое предлагает Антигоне Креон, для нее позорно. И она отвергает его. С точки зрения здравого смысла поступок Антигоны безрассуден. Для нее или все, или ничего. И она выбирает смерть.

Напомним фабулу пьесы.

Наследники престола Фив, сыновья Эдипа, Этеокл и Поленик убили друг друга, не поделив царский венец. Креон, принявший власть, отказывает в погребении Полиника, обвинив его в предательстве родного города. Несмотря на приказ, Антигона совершает над телом брата прощальный обряд – погребение. За нарушение приказа она приговаривается к смерти. Ее возлюбленный Гемон разделяет участь невесты, он сын Креона и Эвридики. Царица Эвридика, узнав о смерти сына, убивает себя.

В связи с возникшими мыслями по поводу «Антигоны», часть из которых была приведена, выше в воображении стали возникать отдельные разнородные видения тех или иных сцен, событий, сценографических моментов, словом, заработало воображение.

То что, возникло в воображении:

… Круглая площадка выдается в зал. В середине большой серый ковер, в центре которого красный круг для борьбы.

Фрагменты античных колонн или одна колонна, меняющая по ходу действия свое место. Она может разбираться на куски, в разобранном виде колонна может превращаться в различные предметы, например в сиденье.

Большая греческая амфора.

… Шумы – звуки мчащихся автомобилей. Визг тормозов. Это начало. Далее, перед концом – взрыв (столкновение машин). Скрежет железа, взрыв, тишина. Издали приближение «скорой помощи» с сиреной. Приехала скорая помощь и в самом конце опять тишина.

… Антигона во время ссоры с Исменой (сестрой) срывает с нее ожерелье. Та собирает бусинки. А ведь разговор идет о казни сестры. На этом строить всю сцену. (Исмена собирает и ведет всю сцену). Антигона прекращает спор и презрительно наблюдает за сестрой. Последнюю бусинку Антигона находит сама и вручает сестре, затем завершающая реплика Антигоны: «Иди спать…».

… Антигона не может вынести установленный Креоном порядок. Он для Исмены.

… Сцена Антигоны и стражника. Утром Антигону должны казнить. И вдруг она рассмеялась, – неужели никто не узнает про ее, жертву и все опять будет по-старому. В финале сцены опять всплеск страстей и все заканчивается. В этой сцене внешне никакого движения, внутри – вулкан чувств и мыслей. Или состояние прострации?

Финал. Антигона – ощущение страха, одиночества. Потом обрадовалась: рядом стражник, живой человек. Сейчас она попросит его передать последнее письмо Гемону. За это – золотое кольцо. Стражник, ищет, куда его спрятать и затем глотает. Он ведет Антигону на цепи, как собачонку, затем прикрепляет за какой-то крюк. Вся сцена со стражником – она на цепи.

Антигоне надо с кем-то говорить, иначе можно сойти с ума, т.к. перед ней – смерть, а она совсем юная. А стражник при этом что-то жует, может быть, орехи. Вместе с тем он обезумел от страха и жадности – куда спрятать золотое кольцо – в ботинок, мундир,… и, наконец, глотает.

… За Антигоной пришли. Она растерялась, стала всовывать стражнику письмо (предсмертное для Гемона), он закричал на нее и отвернулся. Ограбил и предал…

Уходя, Антигона повернулась к нему и во взгляде ненависть, лицо искажено улыбкой. Быстро закрыв лицо руками, вышла.

Ограбил беззащитную.

… Музыка. На сцене трагедия, а в музыке свет, пастораль. Рихтер играет Шуберта.

… Прожектора видны зрителю, направлены на круг где будет борьба. В финале резко изменить музыкальное сопровождение.

… Входит хор. Он одет в белые хитоны. Антигона в черном платье. Или наоборот.

… Первый выход Антигоны. Выход на цыпочках, босиком, держа сандалии в руках.

… Креон слышит донесения за спиной. Слуги, но без них он не может. Стражник в сцене с Креоном умирает от беспамятства. Креон передергивается от брезгливости.

… Главная сцена Антигоны и Креона. Внезапный жест Креона, когда он проводит рукою по коленям Антигоны, говоря, что ей не мешало бы потолстеть, чтобы родить ему здорового внука, передергивает Антигону.

Разговаривая с Антигоной, Креон закуривает и переходит с места на место, переносит с собой черно-коричневую вазу, пока, наконец, не стряхивает в нее пепел.

… Финал – одинокий звук трубы, на этот звук накладывается скрежет жуткой уличной катастрофы. И тишина.

… Алтарь в центре круга – лобное место.

… Хор. Приглушенное мычание постепенно перерастает в мощное звучание. На этом фоне возникают резкие выкрики. Используется пластика, танец, борьба. У хора в руках посохи (а может что-то иное).

В момент решения судьбы Антигоны, хор, бросив посохи, корчится в позах неутешной скорби. Отдельные монологи сцены могут прерываться стенаниями, комментариями хора.

Последний уход Антигоны – распластанные тела членов хора кажутся телами погибших. Ритуал оплакивания (найти в финале место) достигнет апогея. Неподвижные фигуры воскресают, немая смерть переходит в неистовый танец скорби. Когда все заканчивается, участники хора неторопливо снимают с себя темные (или белые) одежды, складывают их по краям сцены. Оставшись в белом, хоревты постепенно оседают на землю, пока не оказываются распростертыми на ней. И по мере того, как содрогающаяся масса хоревтов, одетых в белое, склоняется все ниже, из глубины сцены также медленно поднимается серебристо-золотая фигура Антигоны.

… Есть момент, когда хор хватает посохи, как бы желая расправиться с Креоном.

… А может быть, до половины высоты, сцену, спереди закрывает жесткое полотнище, точно такое же, как задник. Оно не раздвигается. Оно поднимается. Быть может, оно висит слегка под углом к полу. Вначале темнота. Потом этот полу занавес поднимается и открывает голое, залитое слепящим светом пространство сцены, существующее как бы вне времени. Что-то похожее на вспышки молнии. Потом снова темнота, музыка. А на фоне музыки в темноте готовится начало спектакля.

… Антигона – беспрерывное прощание: с кормилицей, сестрой, Гемоном, с детством, с будущим, наконец, с жизнью. Делает она все это трепеща от любви и ужаса.

… Сцена Креона и Гемона. Отец и сын кричат, не слышат друг друга. Креон при этом упорно расставляет разбросанные сиденья, хотя речь идет о жизни и смерти. Для него важнее порядок в доме, порядок в государстве, чем жизнь сына.

… Мальчик (девочка) слуга Креона прислуживает ему, трепеща перед ним, одет в белые гольфы и черную курточку. Огромные голубые глаза. С ужасом наблюдает за всем происходящим, а ему жить. Через весь спектакль – огромные голубые глаза. Они свидетельствуют, они ужасаются, они приговаривают.

… Хор связывает зал со зрителями, объясняя суть проблемы, и предлагает ему (зрителю) принять участие в диспуте.

… Первая встреча сестер. Вчера они договорились, что ночью пойдут вместе хоронить Полиника, но Исмена не пришла. И вот они встретились. Исмена старается скрыть смущение, она нарушила договор. Антигона считает ее предательницей. Долго сидят, упрямо перекидываются отдельными словами. Исмена убеждает сестру бросить затею с похоронами. Сосредоточенность Исмены на бытовом действии – с бусами – самозащита маленького человека от тихо шевелящейся внутри совести.

… Начало сцены со стражниками. Стражник толкает Антигону, она падает, ей очень страшно, одиноко и она с ним заговаривает.

За то, чтобы передать письмо Гемону, Антигона быстро-быстро предлагает стражнику кольцо. Сначала он рассердился. Потом, потрясенный ценностью кольца, дает ей карандаш и бумагу. Она начинает писать, не находит слов, торопится. Сигнал – кто-то идет. Стражник лихорадочно ищет, куда спрятать кольцо.

… Может быть, сделать зрителя свидетелем убийства, заменяя рассказ вестника предсмертным жертвенным танцем?

… Жертвенный танец – уводят Антигону. Она прощается. Может быть прощальный танец Антигоны? Это не прощание с миром, а радость освобождения от мира – мира всеобщего одичания.

… Выход Эвридики. Чтобы быть с сыном, Эвридика разбрасывает хоревтов. Вид мертвого сына заставляет ее сначала застыть в беспредельном горе, а потом, издав протяжный, нечеловеческий вопль над беззащитным телом сына, страдать от скорби.

… На сцене в центре красного круга – ристалища – алтарь. Единая установка – здесь свершаются все убийства, с ним связанны главные моменты жизни Антигоны. Глубина сцены открыта – голубое небо. Хор использует черное траурное покрывало, как бы крыльями скорби, осеняя обреченную на смерть Антигону и другие жертвы.

… В финале у алтаря жертвенника возникают убитые (у них глаза закрыты, они как бы без глаз). По обе стороны алтаря-жертвенника виновники смерти Антигоны – Креон, стражник, судорожно вцепившийся в траурные полотнища, надеясь вымолить прощение. Но каждый пожинает то, что посеял и в этом проявление высшей справедливости, той, которую отстаивают хор и Корифей. Корифей – мудрость и сдержанность в печали. Покрывало может сужаться, словно сдвигая и раздвигая стены, превращаясь как бы в тюрьму, застенок, гроб и т.д.

… Девушка хора под барабанную дробь подносит к лицу Антигоны белую трагическую маску. И через мгновение Антигона бросает вызывающие слова (хору, Креону и т.д.). Антигона отстаивает свое право на поступок. Защищается. Хор отвечает ей потоком предостережений – безмолвным. Одна половина хора простирает руки к Антигоне, другая – словно загораживается от ее слов-ударов.

… Подогнув ноги, как для молитвы, в окружении женщин хора сидит Антигона. Сидит на полу, слегка покачиваясь от горя. И так же покачиваются некоторые хоревты, протянув руки, предостерегают ее, другие склоняются к ее коленям, словно выпрашивая защиты у беззащитной.

... К финалу: по мере того как содрогающаяся масса хоревтов, одетых (в белое или черное), клонится все ниже, из глубины сцены также медленно поднимается серебристо-золотая фигура Антигоны. Она приближается к алтарю-жертвеннику, становится на колени, к ней подходят в смертных одеждах Гемон и Эвридика. Все трое закрывают глаза. Хоревты укрывают алтарь белой стороной покрывала (в спектакле оно с одной стороны белое с другой — черное), остаются одни головы с закрытыми глазами, обращенные в зал. С одной стороны алтаря становятся стражники, с другой – Креон, как виновник смерти Антигоны, Гемона и Эвридики, в глубине стоят хоревты в торжественно-скорбной позе. Музыка кончается. Занавес.

В результате раздумий и видений во время работы над спектаклем сформировалась следующая среда обитания.

Вся сцена затянута серым материалом, в середине которого нашит красный круг, а в его центре установлен алтарь-жертвенник. Он явится главной метафорой спектакля, смысловым ядром, вокруг которого будут строиться опорные мизансцены спектакля, выявляющие его смысл. Задник – бескрайнее голубое небо, прорезанное на высоте двумя фрагментами решеток, за которыми весь спектакль горят свечи. Недалеко от алтаря, на полу, стоит большая греческая ваза, в ней — засохшие растения. По ходу спектакля ваза несет, различные функции: то служит для омовения, то пепельницей для Креона, то предметом роскоши в его дворце. Одна колонна, состоящая из пяти элементов. Эта колонна может менять свое место, за ней можно скрываться, она по ходу действия превращается в сиденье, орудие борьбы, камни и т.д. Прожектора, видимые зрителю, с четырех сторон будут ярко светить, главным образом, ярко на алтарь, создавая душное, замкнутое пространство, в углах будет сумрак, создающий дополнительную атмосферу опасности.

В заключение рассмотрим схему анализа пьесы Ж. Ануя «Антигона».

1. Основание выбора. Хотелось исследовать социальную и гражданскую активность человека, в частности студента. Способность человека совершить поступок. Имеет ли право человек идти на компромисс? Что такое долг? Хотелось исследовать природу подвига. Для этой цели как нельзя лучше подходила пьеса Ж. Ануя «Антигона». Тем более, что были исполнители на главные роли, и она хорошо расходилась на курсе.

2. Анализ пьесы (литературный)

- проблема – война и мир;

- тема – долг человека;

- идея – предостережение от фашизма

- жанр – трагедия

3.Перевод пьесы в другой вид искусства (спектакль).

1-е событие – «Потрясение» (отвернулся самый близкий человек)

Антигона собирается с силами, кормилица согревает и поддерживает ее.

2-е событие – «Прощание»

Антигона навсегда прощается с Гемоном, он пытается понять Антигону.

3-е событие – «Отказ Антигоны»

Исмена умоляет Антигону.

Антигона отказывает ей

4-е событие – «Тревога» /чрезвычайное положение/

Креон расследует случившиеся.

Стражник спасает свою шкуру.

5-е событие – «Поимка преступника»

Креон расследует.

Антигона защищается.

Стражник выслуживается перед Креоном.

6-е событие – «Поединок»

Креон пытается сломить Антигону, склонить ее к компромиссу. Антигона выдерживает натиск Креона, остается верной себе.

7-е событие – «Отказ Креона»

Гемон спасает Антигону.

Креон остается верным своему решению.

8-е событие – «Бунт народа»

Стражник предупреждает.

Креон принимает меры.

Народ спасает Антигону.

Антигона готовится к казни.

9-е событие – «Ограбление беззащитного»

Антигона доверяется стражнику.

Стражник грабит Антигону.

10-е событие – «Поражение Креона».

Креон сопротивляется ударам судьбы.

Вестник наносит удар Креону.

Хор наносит удар Креону.

Прислужница – служит хозяину.

Примечание во всех событиях хор принимает непосредственное участие.

Режиссерский анализ пьесы (второй этап).

(разрешение идеи режиссера)

- Жанр спектакля – трагический диспут

- Способ существования – страх, трагическая недоверчивость

- Среда обитания – душное, замкнутое пространство, посреди которого лобное место, означенное красным кругом, в центре которого алтарь-жертвенник.

-Атмосфера – сочетание жанра, способа существования и среды, выявленные в данном спектакле и дадут необходимую атмосферу.

5. Решение и его реализация.

Решение есть реализованный замысел спектакля или отдельной сцены. Для данной пьесы это, прежде всего, алтарь-жертвенник, который стал в спектакле символом героизма, предательства, жертвенности, любви, скорби … Он несет основную смысловую нагрузку спектакля. Кроме того, каждая сцена или картина имеет свое решение и, прежде всего, начало, наивысшую точку борьбы по сквозному действию, т.е. кульминацию и финал. Многие примеры такого решения отдельных сцен приведены выше в размышлениях и видениях, возникших в воображении. Далее:

-работа режиссера с актером (исполнителем)

-сквозное действие: оградить от влияния Креона.

Прислужница.

Сверхзадача – добиться расположения Креона

Сквозное действие – угождает

Темпо-ритм спектакля выстраивается как цепь поединков – раундов. По мере развития действия, внутренняя интенсивность жизни каждого героя возрастает и насыщается трагическим содержанием, вплоть до роковой развязки.

6. Композиция спектакля.

Теперь, когда все определено, выверено, прорепетированы все картины, сцены, найдена музыка, усиливающая эмоциональное и смысловое воздействие, пластически выверены все хоровые куски, подчеркивающие через пластику трагический пафос спектакля, словом, когда проделана вся работа с балетмейстером, художником, композитором, режиссер, собирает, связывает и гармонизирует все части и компоненты спектакля в единое целое. Это целое, вбирающее в себя замысел режиссера, игру актера, усилия стенографа, композитора, балетмейстера и создает образ-итог спектакля.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.