Творческий процесс всегда связан с болью художника, с его любовью и ненавистью. Режиссер, прежде всего человек, и его окружают и волнуют те же жизненные явления, что и любого другого человека. Но как художник, он видит и осмысливает жизненные явления, которые волнуют его как гражданина. Явления жизни, о которых он хотел бы высказаться, не дают ему покоя, он мучительно начинает искать драматургический материал, в котором мог бы поделиться своими мыслями со зрителями.
Мировоззрение художника формируется той средой, в которой он живет, и все усилия его связаны с жизнью общества.
Рождение замысла пьесы у драматурга связано с миром накопленных им впечатлений, которые сами просятся на бумагу. Писатель больше молчать не может, его переполняют чувства любви и ненависти, восхищения и порицания, уважения и презрения к тем или иным сторонам действительности, которыми он и насыщает всю ткань пьесы, что, собственно, и делает ее художественным произведением. И вот режиссер знакомится с такой пьесой. Материал затронул общественные, гражданские, нравственные чувства режиссера. Пьеса его взволновала: состояние драматурга передалось режиссеру! Он ощутил органическое соединение мира пьесы и духа времени связь между пьесой, даже, если она написана автором давно, и современностью, дающую ему возможность делиться своими чувствами. И это верный признак актуальности пьесы, ее востребованности зрителем. Еще раз хочется подчеркнуть, что актуальной может быть не только пьеса, написанная современным автором. Пьеса, написанная, талантливым автором даже под пылью веков может быть созвучна современной жизни. Разве не актуальны, спектакли поставлены по пьесам Чехова, Шекспира, Гоголя? Созданные по канонам классической драматургии они, продолжают привлекать зрителей, поскольку не только ставят вопросы, но и дают на них ответы. Именно поэтому, современные режиссеры продолжают обращаться к пьесам Шекспира и Островского, Мольера и Гоголя, Чехова и Шоу, Горького и Брехта,
Исходным в творчестве режиссера стал, таким образом, отклик материала пьесы на его гражданское и художественное чувство. И теперь можно быть уверенным, что воображение, духовные силы режиссера в работе над будущим спектаклем не будут холодными, формальными. А плодотворным будет только тот материал, который стучится в наше сердце и только он может дать творческий результат.
Проблема, волнующая автора, делает произведение современным. Почему же одно произведение оставляет нас равнодушными, а другое — волнует, делает богаче? Потому что в одном случае произведение рассказывает о жизни необходимое, существенное, пробуждая нашу совесть, гражданское чувство, а в другом — оно не затрагивает наш внутренний мир, и мы остаемся равнодушными. Вот почему режиссер должен обладать особым слухом и чутьем к художественным и гражданским возможностям пьесы.
Выбор пьесы для постановки определяет, таким образом, не только эстетическое чувство, но, и прежде всего, гражданская позиция режиссера. Когда Ю.П. Любимов, при выборе произведения для постановки, остановился на повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…», то, видимо, почувствовал, какие возможности гражданского разговора таит это произведение.
А.Д. Попов писал, что если художник не возгорелся великой радостью за человека или страшным гневом против всего, что уродует жизнь людей, то не возникает и волнующего произведения искусства, ибо сам он остался холоден, создавая его. Великая радость и страшный гнев – это то, что роднит природу творчества режиссера и драматурга, то, что объединяет их как художников.
Итак, пьеса выбрана. В ней автор раскрывает жизнь как художник и гражданин. Режиссер остановился на этой пьесе, исходя из собственных художественных и гражданских потребностей. Она его взволновала. Он еще, может быть, не до конца понимает чем, но чувства драматурга уже передались режиссеру. Они вызвали ассоциации (может быть, отличные от ассоциаций автора), установили связь между пьесой и современностью. Режиссер решает ставить эту пьесу. В его воображении начинают мелькать художественно-образные видения, связанные с проблемой, затронувшей и автора, и его самого. Творческий процесс режиссера начался.
Однако практическому осуществлению постановки спектакля предшествует важнейший этап исследования пьесы, выбранной режиссером.