Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

АРХИТЕКТУРНАЯ СЦЕНА – название, данное сцене, построенной Ж.Копо в театре «Вье Коломбье».



АРЬЕРСЦЕНА(фр. arriere сзади) – замкнутое с трех сторон пространство, примыкающее к задней части основной сцены. Служит для размещения накатных площадок и для увеличения глубины сценического пространства. Являясь продолжением основной сцены, служит резервным помещением для установки декораций, которые и создают иллюзию пространства большой глубины. В современных театральных зданиях на арьерсцене размещаются фурки или вращающийся накатный круг, с заранее установленными декорациями. Верх арьерсцены оборудуется колосниками с декорационными подъемами и световой аппаратурой. Под полом размещают склады навесных декораций – огнестойкие сейфы.

АССОЦИАЦИЯ(<лат. associatio объединять, увязывать). Применительно к искусству – способ достижения художественной выразительности, основанный на психологическом эффекте «узнавания», сравнения, проецирования художественного образа, ситуаций, ощущений и т.п. на собственные представления, хранящиеся в памяти (в том числе, полученные из других произведений искусства) или закрепленные в культурно-историческом опыте.

АТМОСФЕРА СЦЕНИЧЕСКАЯ (гр. atmos пар+сфера) – преобладающий характер эмоциональной жизни актера в окружающих его условиях: обстановка, время, место, настроение, в которых происходит сценическое действие. «Воздух времени и места», по выражению Д.А. Попова.

АУРА (гр. aura веяние, дуновение) – слаборазличимая светящаяся оболочка, окружающая тело человека, отражающая во вне напряженную деятельность его души и духа (в современном понимании аура сравнима со сверхчувствительным зрительным восприятием энергетического поля человека). В искусстве изображалась в виде нимба, ореола. В переносном смысле аура – обычно хорошо ощущаемая, но трудно определимая атмосфера особого эмоционального подъема, особой значимости, которая окружает подлинные, уникальные произведения искусства.

АФИША (фр. affiche объявление, от afficher вывешивать) – вид рекламы, оповещения (как правило – печатные) о спектаклях и других художественных или увеселительных мероприятиях. Афиши вывешиваются у входов в театры и другие зрелищные предприятия, на улицах, площадях и т.п.

БАЛАГАН (перс. балахане верхняя комната, балкон) – 1. уст. Временная легкая постройка для театральных, цирковых или эстрадных представлений. Первоначально для них приспосабливались торговые помещения, выстраиваемые в дни ярмарок, — балаганы (отсюда и название). Позднее стали сооружаться специальные здания. Балаганы строились из досок, крыша делалась из брезента или мешковины (шапито). Внутри балаган имел сцену и зрительный зал, разделенный на первые, вторые места и так называемый «загон», где публика стояла 2. Театральное зрелище, преимущественно комического характера на ярмарках и народных гуляньях Балаганы известны в России с середины XVIII в.. 3. Нечто несерьезное, шутовское, грубовато-пошлое.

БАЛКОН (ит. balcone < лат. balcus балка) –1. Выступающая на верхних этажах здания площадка с ограждением. 2. Верхний или средний ярус в зрительном зале.

БАРАБАН ГОРИЗОНТА –катушка, на которую наматывается полотно сценического горизонта..

БАРАБАННЫЙ КРУГ – поворотный круг сцены, с встроенными в него подъемно-опускными площадками. Как правило, вращающаяся конструкция круга имеет два-три этажа.

БАТЛЕЙКА –народный кукольный театр в Белоруссии (XVI- начало XX вв.). Близок украинскому вертепу, русскому театру Петрушки.

БАШНИ ПОРТАЛЬНЫЕ – часть игровой портальной арки сцены. Представляет собой жесткую металлическую или деревянную конструкцию, которая может двигаться параллельно архитектурному порталу, если необходимо сократить ширину игрового портала. На современных портальных башнях монтируется большое количество осветительной аппаратуры и пульты управления помощника режиссера, осветителя, машиниста сцены. Башни портальные со стороны зрительного зала закрываются нейтральными или специфическими драпировками, деталями оформления.

БЕЗДЕКОРАЦИОННАЯ СЦЕНА –неглубокая сцена закрытого типа, имеющая просторную авансцену, которая является основной игровой площадкой; глубинная часть предназначена для декорационного фона..

БЕЗОБРАЗНОЕ – эстетическая категория, противоположная прекрасному, традиционно связанная с художественной характеристикой зла, отрицательных сторон личности, негативных явлений природной и общественной жизни (черты, патологичности, уродства, бездуховности, мертвечины и т.п.). Существует, однако, и традиция (особенно явная в XX в.) эстетизировать безобразное, наделять его универсально значимыми свойствами.

БЕЛЬТРАММ, Бальтрамм де Гаджан (Beltramm; Baltramm de Gaggian), — персонаж импровизационного народного театра комедии дель арте, созданный в XVI в. актером Н. Барбьери; тип глупого, неловкого и невежественного крестьянина, часто некстати вступающего в разговор. В литературной комедии этот персонаж превратился в образ глуповатого, но добродушного и почтительного слуги.

БЕЛЬЭТАЖ(фр. bel красивый) – 1. Второй, главный (обычно с более высокими комнатами) этаж здания (дворца, особняка). 2. Первый ярус балконов в зрительном зале над партером и амфитеатром.

БЕНЕФИС(фр. benefise прибыль, польза) – 1. Спектакль или концерт в пользу одного или нескольких артистов, работников театра. 2.Спектакль в честь одного из его участников как выражение признания заслуг, мастерства артиста.

БЕНЕФИСНАЯ РОЛЬ –роль в пьесе, не обязательно центральная, но написанная автором так, что дает возможность актеру блеснуть самыми яркими гранями своего таланта, оказаться в центре внимания публики.

БЕНЕФИЦИАНТ –артист (или работник театра), в пользу или в честь которого устраивается бенефис.

БЕСКУЛИСНАЯ СЦЕНА –сцена, не требующая маскировки своих боковых пространств кулисами. Пространство формируется тремя стенами нейтрального характера или стационарным сценическим горизонтом. Эффект Б.С. достигается также значительным увеличением сцены по отношению к ширине портала.

БЕСПОРТАЛЬНАЯ СЦЕНА -сцена-коробка, ширина портального отверстия которой полностью совпадает с шириной зрительного зала в зоне первых рядов.

БИОМЕХАНИКА(греческий biox — жизнь и mhcanikg — искусство построения машин) в театре – введенная В. Э. Мейерхольдом система тренажа актера: совокупность приемов и навыков (гимнастических, пластических, акробатических), с помощью которых актер получает возможность сознательно, точно, целесообразно и естественно управлять механизмом движений своего тела.

БОЛЬШАЯ ОПЕРА – 1. Многоактная опера (из 3-5 актов), обычно серьезного, не комедийного) характера (опера-драма, опера-трагедия, опера-легенда и т.д.). 2. Жанр музыкального театра – монументальная, романтически красочная опера на исторический сюжет, сочетающая героический пафос, приподнятость чувств, драматизм с внешней декоративностью, нагромождением сценических эффектов. В Больших операх широко используются крупные исполнительские составы, включая хор, балет, мощный оркестр.

БОМОЛОХ (гр. bwmolocox — кривляка, скоморох; буквально – попрошайка) – тип шута в античной комедии. Бомолох смешил зрителей глупыми выходками или, прикидываясь простаком, способствовал осмеянию других персонажей. Большое распространение получил в древней аттической комедии.

«БРОДВЕЙСКИЕ ТЕАТРЫ» (Broadway Theatres) – американские театры, расположенные на Бродвее (улица в Нью-Йорке). Тип современного «Бродвейского театра» сформировался в конце XIX и начале XX в.в. Находившиеся на Бродвее и прилегающих к нему улицах театральные помещения арендовались антрепренерами («менеджерами для показа драматических спектаклей и музыкальных комедий. «Бродвейские театры» не имеют постоянных трупп, режиссера, репертуара. Театры эти ставят новые постановки с обязательным участием «звезд». Труппы комплектуются для исполнения одной пьесы, которая показывается ежедневно до тех пор, пока она делает сборы. Если спектакль неудачный и сборов нет, труппа распускается.

БУРИМЕ (фр. bouts rimes рифмованные концы) – эстрадный жанр. Произошел из игры, состоящей в составлении стихов (обычно шуточных) на неожиданные и не связанные между собой внутренним смыслом рифмы (иногда указывается тема).

БУРЛЕСК, БУРЛЕСКА (фр. burlesque < итальянский burla шутка) – 1. Пародийно-возвышенный, героико-комический стиль. 2. Инструментальная музыкальная пьеса причудливого, шутливого, грубовато-комического характера. 3. Небольшая шуточная, пародийная опера, близкая к водевилю.

БУРЛЕТТА(ит. burletta, от burla шутка) – термин, применявшийся в Англии в 1-ой половине XIX века к спектаклям, сочетавшим элементы оперы, бурлеска и пантомимы. В бурлетте текст сопровождался музыкой или заменялся пантомимической игрой

БУТАФОР– первоначально в итальянском театре работник сцены, который находился за кулисами и подавал артистам необходимые по действию предметы – оружие, цветы, книги, письма и т.д. В современном театре – работник сцены, изготовляющий различные предметы бутафории (скульптуру, мебель, посуду и т.д.), а в небольших театрах и обставляющий ими сцену для спектакля.

БУТАФОРИЯ(ит. buttafuori, букв. выбрасываемый вон) – поддельные предметы – скульптура, мебель, посуда, украшения, детали костюма и т.д., употребляемые в театральных спектаклях взамен настоящих вещей. Предметы бутафории не являются обычно точной копией оригиналов, отличаются от них как по материалу (изготовляются главным образом из картона, папье-маше, дерева, жести и холста), так и по форме, размерам и окраске, обусловленными характером спектакля и специфическими требованиями сцены. Предметы бутафории должны отличаться прочностью, простотой и дешевизной.

БУФФ (ит. buffa шутка) – термин, применяемый для обозначения актеров, пользующихся приемами буффонады. Буфф означает обычно введение в ткань пьесы элементов скоморошества, шутовства или циркового представления.

БУФФОН(ит. buffon) актер, пользующийся приемами шутовства, буффонады.

БУФФОНАДА (ит. buffonata паясничество, шутовство) – резко преувеличенный, грубый комизм, одно из проявлений гротеска в искусстве. Бытует в основном в театре, на эстраде, в цирке.

БЮРО РЕЖИССЕРОВ – русская театральная организация. Выбиралась на всероссийском съезде режиссеров. Бюро режиссеров определяло права и обязанности режиссеров, рассматривало конфликты, возникавшие в различных театрах.

ВАРЬЕТЕ (фр. variété разнообразие, смесь) – вид театра, в представлениях которого сочетаются различные жанры театрального, музыкального, эстрадного и циркового искусства.

ВВОД – включение нового исполнителя в готовый, иногда давно идущий спектакль.

ВДОХНОВЕНИЕ – высший подъем духовных и физических сил художника в процессе создания произведения искусства. В моменты вдохновения предельно актуализируются творческие возможности автора, его талант и мастерство, которые сопрягаются с его духовными потенциями, жизненным опытом и знаниями. Существует точка зрения на вдохновение как на факт иррационально-мистический, непознаваемый, с жизненной конкретикой не связанный («наитие свыше»).

ВЕДУЩЕЕ ПРЕДЛАГАЕМОЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВО для всей пьесы возникает на глазах у зрителей; оно формирует основное событие пьесы; движет сюжет пьесы; конфликтно по отношению к исходному предлагаемому обстоятельству для всей пьесы. При столкновении исходного предлагаемого обстоятельства (ИПО) с ведущим предлагаемым обстоятельством (ВПО) начинается борьба по сквозному действию. Два обстоятельства ИПО и ВПО определяют борьбу в пьесе.

ВЕРТЕП – 1. Большой ящик с марионетками – место кукольных представлений на библейские и комические сюжеты. 2. Украинский кукольный народный театр. Был распространен в XVIII– XIX в.в. Близок к русскому Петрушке и белорусской батлейке, пользовался большой любовью народа. Вертеп представлял собой деревянный ящик в виде небольшого домика около двух метров высоты и около метра ширины. Ящик («скрынька») состоял из двух ярусов в полу которых имелись прорези. Куклы прикреплялись к проволоке, заканчивающейся деревяшкой. Вертепщик, стоящий за ящиком, приводил в движение кукол, водя их по прорезям и говорил текст, изменяя голос соответственно характеру каждого персонажа.

ВЕРХНЯЯ СЦЕНА – часть сценического пространства. Находится над игровой площадкой (между первой рабочей галереей и крышей). Состоит из двух частей: а) надколосникового пространства, где помещаются площадка для верхних блоков подъемного устройства и крыша с поддерживающей ее конструкцией; б) пространства от колосников до первых боковых рабочих галерей; эта часть верхней сцены имеет систему подъемов с противовесами (калкаши и грузы) и направляющих (шпунты), а также боковые рабочие галереи, переходные мостики, полетные устройства, механизмы для горизонтов и панорам.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ – взаимная связь людей, предметов, явлений, понятий; согласованность действий.

ВЗАИМООТНОШЕНИЕ – взаимные отношения двух или нескольких лиц.

В'ИДЕНИЕ – образное мышление актера (режиссера). Осознание актером, режиссером произведения, его идейно-художественной структуры в образном, сценическом воплощении.

ВИДЫ ИСКУССТВА –наиболее крупные классификационные группы исторически сложившихся форм художественно-творческой деятельности, различающиеся неповторимой спецификой и особым художественным языком. В наши дни это: архитектура (зодчество), декоративно-прикладное искусство, изобразительное искусство (в его пределах в качестве подвидов или родов различают живопись, графику, скульптуру), кинематограф, литература, музыка, театр, хореография (искусство танца), эстрада, цирк. Существует тенденция относить к самостоятельным видам искусства художественную фотографию и дизайн, отчасти телеискусство.

ВИРТУОЗ (ит. virtuoso < лат. virtus – доблесть, талант) – исполнитель, в совершенстве владеющий техникой своего искусства. Виртуозность как высшая ступень мастерства позволяет свободно и полно пользоваться средствами художественной выразительности.

ВКУС ЭСТЕТИЧЕСКИЙ — способность человека к различению, пониманию и оценке эстетических явлений в различных сферах жизни и искусства, умение отличать прекрасное от безобразного, уродливого, трагическое от комического и т.д. Первичная психологическая основа проявления вкуса — чувство удовлетворения или не­удовлетворения («нравится — не нравится»). По отношению к оценке произведений искусства конкретизируется как художественный вкус и имеет много градаций — по развитости, широте, тонкости и т.п. Эти качества преимущественно воспитуемы, они разви­ваются и шлифуются в ходе культурно-художественной практики.

ВНИМАНИЕ СЦЕНИЧЕСКОЕ – сосредоточенность мысли на каком-либо объекте на сцене или вне сцены.

ВНУТРЕННИЙ МОНОЛОГ – внутренняя речь, не произнесенная вслух, мысли действующего лица.

ВОДЕВИЛЬ(фр. vaudeville) – 1.Уличная городская песенка во Франции ХVI в. Название «водевиль» происходит от реки Вир в Нормандии, где жил в XVв. народный поэт- песенник О. Баслен. 2.Пьеса легкого комедийного характера, обычно – одноактная, в которой диалог и драматическое действие, построенное на занимательной интриге, на анекдотическом сюжете, сочетаются с музыкой, песенкой-куплетом, танцем. 3.Заключительная песенка в водевиле, комической опере или комедии, обычно выражающая мораль пьесы.

ВОЗВЫШЕННОЕ— эстетическая категория, арактеризующая мас­штабность, внутреннюю значимость, величие явлений, событий, чувств и поступков. В отличие от прекрасного, которое соразмерно человеку и «освоено» им, В. выражает превосходство объекта по отношению к воспринимающей личности и выходит за рамки обыденного. Ис­точником В. могут стать грандиозные явления природы, перелом­ные моменты общественного развития, значительные историче­ские коллизии и т.п. Возвышенно одухотворенная деятельность че­ловека проявляется, как пр., в особых, исключительных случаях.

ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс — фр. Renaissance, ит. Rinascimento; термин подразумевает возвращение к античному наследию, его «новую жизнь») — культурно-историческая эпоха меж­ду Средневековьем и Новым временем, ярко проявившаяся во всей Европе и многих странах Востока. Первые ростки возрождения связаны с итальянским искусством и относятся к рубежу XIII-XIV вв.; целостно-последовательное развитие эпохи длилось до конца XVI в. — в нем различаются периоды Раннего (XV в.), Высокого (конец XV — первая треть XVI в.) и Позднего возрождения. Исходная ориентация возрождения на греко-римские культурные традиции не стала, однако, опреде­ляющей: деятельность мыслителей и художников возрождения, совпавшая с периодом возникновения и становления буржуазных отноше­ний, утвердила новое представление о человеке как самоценном, творчески активном и свободном существе, породила веру в ра­зумное, гармоничное устройство мира, чувство исторического оп­тимизма связала с идеей прогресса. Соответствующие духу вре­мени принципы гуманизма, рационализма и историзма стали идей­ной основой возрождения, определили содержание и формы его художественной культуры. С ренессансным восприятием человека как личности, независимой от предопределении судьбы, от высших небесных сил, но тесно связанной с реальными об­стоятельствами жизни, многие исследователи связывают возникновение реализма в искусстве.

ВОЗОБНОВЛЕНИЕ спектакля – постановка пьесы, давно не шедшей в данном театре. Иногда возобновление имеет целью только реставрацию спектакля, то есть показ пьесы в традиционном исполнении и оформлении. Такое возобновление требует обычно только обновления или легкой доделки некоторых частей декораций, сравнительно небольшого количества репетиций и т.д. Чаще возобновление спектакля предполагает не только реставрацию, но и значительное обновление старого спектакля (капитальное возобновление), часто изготовление специального оформления, введение новых исполнителей, иногда изменение прежней трактовки образов.

ВОКАЛИЗ (фр. vocalise, от лат. vocalis – гласный) – упражнение или этюд для голоса без текста. Исполняется на гласную и предназначается для развития выразительности голоса и исполнительской техники певца.

ВООБРАЖАТЬ, ВООБРАЗИТЬ – 1. Представить себе мысленно что-либо, кого-либо. 2. Составить преувеличенное мнение.

ВООБРАЖЕНИЕ – способность человека воссоздавать в памяти образы прежнего (пережитого) опыта и сочетать или претворять их в новые образы. Высшей формой активного воображения является творческое воображение, играющее огромную роль в искусстве. Существенной особенностью творческого художественного воображения является способность создать на основе переработки прежних представлений новый, целостный образ, умение осветить и раскрыть новые, еще не изведанные, связи вещей и явлений.

ВОПЛОТИТЬ – выразить в конкретном, вещественном образе.

ВОПЛОЩЕНИЕ, в эстетике, — осуществление творческого замысла художника, когда сложившиеся в его воображении образы реализуются в произведение искусства. В мастерстве актера воплощение – умение преобразиться и создать сценический образ подчас весьма далекий от физического облика и характера исполнителя.

ВОСПРИНИМАТЬ, ВОСПРИНЯТЬ – понять и усвоить.

ВОСПРИЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ — процесс приема, преобразо­вания и переживания художественно-эстетической информации, который обеспечивает прочтение объекта художественной деятельности как цельного художественного образа и эстетической ценности. Восприятие художественное пред­полагает эмоциональное соучастие и сотворчество воспринимаю­щего. Высшим эмоциональным моментом восприятия считается катарсис.

ВПЕЧАТЛЕНИЕ – 1. След, оставленный в сознании, в душевной жизни чем-нибудь пережитым, воспринятым. 2. Мнение, оценка, сложившаяся после знакомства, соприкосновения с кем — чем-нибудь.

ВСТАВКА – отдельная часть какой-либо декорации. Вставка включается в декорацию и вынимается из нее по мере надобности. Имеет вид рамки из реек, обшитой холстом или фанерой, окрашенными в соответствующий цвет. Глухая вставка – вставка, приделанная на долгое время, накрепко. Вставка с пролетом – декорационный щит, вставляемый в состав павильона в виде окна или двери.

ВТОРОЙ ПЛАН РОЛИ - внутренний духовный багаж человека, обстоятельства его личной судьбы, жизненные впечатления персонажа пьесы. Это мысли и чувства действующих лиц, проявляемые в их действиях и поступках.

ВЫГОРОДКА – проверка эскиза или макета декорации нового спектакля путем воспроизведения его на сцене в виде макета в натуральную величину. Для проведения выгородки используются декорации идущих или снятых с репертуара пьес, а также имеющиеся в большинстве театров специальные выгородочные ширмы.

ВЫМАРКА В ПЬЕСЕ– часть текста в пьесе, изымаемая режиссером при подготовке спектакля, по соображениям постановочного или другого характера (например, сокращение действующих лиц, длиннот в тексте и т.д.).

ВЫМЫСЕЛ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ— акт художественного творчества, опре­деляющий содержательно-конструктивную сторону художествен­но воспроизводимой реальности — то, что возможно, мыслимо, может происходить в действительности (а также и то, что заве­домо невероятно, фантастично). Вымысел художественный, как правило, опирается на твор­ческое переосмысление (рекомбинацию) реальных явлений, со­бытий, характеров. Основа вымысла художественного — творческое воображение и фантазия. Действенность и убедительность вымысла художественного — не только и не столько в правдоподобии, узнаваемости, сколько в логике художественной мысли, глубине проникновения в суть явлений и характеров.

ВЫПИСКАдля постановки – перечень принадлежностей или материалов (бутафории, костюмов, реквизита и т.д.), необходимых для готовящейся постановки. Выписка составляется помощником режиссера по указаниям режиссера-постановщика и заявкам актеров.

ВЫПУСК СПЕКТАКЛЯ – последний этап работы над спектаклем. В период выпуска спектакля проводятся генеральные репетиции, фиксируется порядок проведения спектакля, проверяется готовность всех элементов оформления, музыкальное и шумовое сопровождение, световые перемены, сценические эффекты, длительность антрактов и т.п.

ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ– способность осуществлять внутренние действия и отношения в условиях роли, то есть способность выражать мысль, чувство, настроение образа.

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЙ – ярко, образно передающий внешние и внутренние качества человека, его стремления и переживания.

ВЫРУБКА СВЕТА – одновременное выключение всех источников света на сцене, кроме дежурного. Применяется при открытом занавесе между картинами спектакля.

ВЫХОД — появление актера на сцене для участия в действии.

ГАРМОНИЯ (гр. harmonia — согласие, стройность, сораз­мерность) — философско-эстетическая категория, означающая оптимальное взаимосоответствие частей внутри целого и соразмерность частей и целого, слияние различных компонентов объекта в художественном единстве. Гармония — одна из наиболее существенных характеристик красоты и прекрасного, основной критерий совершенства.

ГАСТРОЛЬ(нем. Gastrolle < Gast гость и Rolle роль) – выступление приезжего артиста, спектакль приезжей театральной труппы.

ГЕНИАЛЬНОСТЬ (лат. genius, гений-покровитель, добрый дух — античный аналог ангела-хранителя) — наивысшая степень проявления творческих сил человека, его художественного таланта. Гениальность свя­зана с созданием качественно новых, уникальных творений, от­крытием ранее неизвестных путей творчества, произведением и утверждением новых художественно-эстетических ценностей. Исключительность гения — в его радикальном новаторстве, в на­иболее ярком творческом выражении своей эпохи; через него «природа дает искусству правила» (Кант).

ГЕРОЙ (героиня) – 1. Центральный персонаж пьесы. 2. В XVIII -XIX в.в. – исполнитель ведущих ролей в трагедиях. Позднее термин «герой» стал применяться и в отношении ведущих актеров, выступавших в других сценических жанрах (драматический герой, комедийный герой). Получили распространение специфические разновидности термина: герой- любовник, герой-резонер, герой-фат, герой-неврастеник и т.д.

ГИМН – 1. Торжественная песня, принятая в качестве символа какого-л. государства или какого-л. межнационального, межгосударственного объединения. 2. Хвалебная песня, музыкальное произведение. 3. Восторженная хвала, славословие.

ГИПЕРТРОФИРОВАННЫЙ –чрезмерно развитый, обладающий в избытке каким-л.качеством, свойством, способностью.

ГИСТРИОН (лат. histrio) – 1. Актер в Древнем Риме. Гистрионы составляли труппу, которая возглавлялась актером, вышедшим из их среды. 2. Народный бродячий актер эпохи раннего средневековья (IX-XIII в.в.).

ГЛАВНОЕ СОБЫТИЕ –событие, в котором сосредоточена авторская мысль «зерно» сверхзадачи. В главном событии находит свое разрешение исходное предлагаемое обстоятельство для всей пьесы.

ГЛАВНЫЙ РЕЖИССЕР– лицо, руководящее всей художественной работой российского театра, определяющее (совместно с директором театра, художественным советом) его репертуарную линию. Главный режиссер осуществляет основные постановки театра, а также принимает и выпускает новые и возобновленные спектакли, поставленные другими режиссерами.

ГЛАШАТАЙ – в старину: лицо, объявляющее народу официальные известия.

ГЛУБИННАЯ СЦЕНА– то же, что и сцена-коробка.

ГНЕВ — чувство сильного негодования, возмущения.

ГОВОРИТЬ – произносить фразы, слова, осуществлять процесс устной речи. Владеть каким-л. языком.

ГОЛОВОКРУЖЕНИЕ – 1. Состояние, при котором утрачивается чувство равновесия и все представляется кружащимся, колеблющимся.

2. Потеря самообладания, утрата здравого смысла, чувства реальности.

ГОЛОС – звуки, возникающие вследствие колебания голосовых связок при разговоре, крике, пении и отличающиеся высотой, характером звучания.

ГОРДИЕВ УЗЕЛ – запутанное сплетение обстоятельств.

ГОРДОСТЬ – чувство собственного достоинства, самоуважения. Чувство удовлетворения от сознания достигнутых успехов, чувство своего превосходства в чем-л.

ГОРИЗОНТ (в театре) – задник больших размеров, перекрывающий заднюю и часть боковых зон сценического пространства. Обычно служит для изображения с помощью специального освещения небесного свода. Горизонт развился из так называемого «воздуха» или «неба» — плоской задней завесы, окрашенной в светло-голубой цвет. Его возникновение относится к восьмидесятым годам ХIХ в. и связано с поисками реалистического отображения явлений природы на сцене. Существуют различные конструкции горизонта: мягкие (матерчатые), жесткие (бетон, штукатурка по сетке рабица, фанера), полужесткие (матерчатые на каркасе). Горизонты бывают неподвижные – встроенные в здание, и подвижные – откатывающиеся (поднимающиеся и скатывающиеся). По форме они подразделяются на прямые – полукруглые в плане или очерченные по сложной кривой, и купольные, являющиеся частью сферы.

ГРАНДАМ (фр. grande-dame знатная дама) – театральное амплуа: актриса на роли немолодых знатных женщин.

ГРИМ (фр. grime, от староитальянского grimo морщинистый) – 1. Искусство изменения внешности актера, преимущественно его лица, при помощи гримировальных красок (так называемого грима), пластических и волосяных наклеек, парика, прически и прочего в соответствии с требованиями исполняемой роли. Работа актера над гримом тесно связана с его работой над образом. Характер грима зависит от художественных особенностей пьесы и ее образов, от замысла актера, режиссерской концепции и стиля оформления спектакля. 2. Специальные косметические средства, а также наклейки, накладки и т.п., применяемые главным образом актерами.

ГРИМАСА – 1. Намеренное или невольное искажение черт лица ( при выражении какого-л. чувства) 2. Уродливое проявление чего-л.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.