Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

КУЛИСНАЯ МАШИНА – приспособление для перемещения жестких кулис и других элементов декорационного оформления спектакля параллельно портальной стене сцены.



КУЛИСНАЯ СЦЕНА- то же, что и сцена-коробка.

КУЛИСНО-АРОЧНАЯ СИСТЕМА ОФОРМЛЕНИЯ СПЕКТАКЛЯ - способ оформления спектакля, возникший в театре барокко. Основан на применении живописных кулис и падуг. Каждый план кулис и примыкающая к нему падуга образуют своеобразную арку.

КУЛИСЫ (фр. ч. coulisse, от couler – скользить) – 1.Плоские части театральной декорации (мягкие и натянутые на рамы), располагаемые по бокам сцены параллельно или под углом к рампе. Кулисы вместе с другими частями декорации составляют художественное оформление спектакля. Вместе с тем они выполняют и технические функции, скрывая от зрителей служебные (боковые) пространства сцены. 2. Театральная актерская среда.

КУЛУАРЫ (фр.couloirs коридоры) – 1. Помещение вне зала заседания (в парламенте, на съезде, в театре и т.п.) 2. О неофициальных разговорах в осведомленных политических, общественных кругах.

КУЛЬМИНАЦИЯ (лат. culminis – высшая точка, вершина) – момент наивысшего напряжения в развитии действия, максимально обостряющий художественную коллизию. В кульминации происходит или намечается перелом, подготавливающий развязку. В значительных по размерам, сложных по структуре произведениях может быть несколько кульминаций.

ЛАКЕЙ(фр. laquais) – 1.Слуга. 2.Раболепствующий приспешник, подхалим.

ЛАЦЦИ(ит. ед. ч. lazzo, от латинского actio действие) – короткие сценки буффонного характера, разнообразные трюки, импровизированные шутки; один из важнейших элементов итальянской комедии дель арте.

ЛЕБЕДКАсценическая – механизм, служащий для натяжки тросов, горизонтального и вертикального перемещения тех или иных элементов перемещения спектакля, приведения в действие различных сценических механизмов и эффектов.

ЛЕГЕНДА(< лат. legenda) – 1. Основанное на устных преданиях, опоэтизированное сказание об историческом или вымышленном лице, событии и т.п. 2. О чем- л. невероятном, о выдумке, вымысле. 3. Вымышленные сведения о разведчике, предопределяющие его поведение, поступки.

ЛЕДИ (англ. lady) — В Англии: жена лорда, а также замужняя женщина аристократического круга. Первая леди. О супруге лица, занимающего высший пост в государстве.

ЛЕЙТМОТИВ (нем. Leitmotiv, буквально - ведущий мотив) – яркий, образный мелодический оборот (иногда целая тема), применяемый в музыке для характеристики какого-либо лица, идеи, явления, переживания и многократно повторяющийся по ходу развития сюжета. Принцип лейтмотива широко используется в опере, балете и других музыкально-драматических сочинениях лейтмотив сопровождает появление герое и упоминание о нем.

ЛИБРЕТТО (ит. libretto, буквально – книжечка) – словесный текст вокального музыкально-драматического произведения, преимущественно сценического (оперы, оперетты, реже – оратории). Является литературной основой оперы. В музыкально-сценическом произведении важнейшее значение имеет идейная сущность либретто, правдивая обрисовка образов и ситуаций, возникающая на основе текста, качество литературного языка.

ЛИРИЧЕСКАЯ ДРАМА (устаревшее) – то же, что и опера. Слово «лирическая» употреблено здесь в значении «поющаяся».

ЛИРИЧЕСКАЯ ТРАГЕДИЯ (tragedie lyrique, также tragedie en musique) – принятое во Франции XVII-XVIII в.в. обозначение большой оперы на мифологический или исторический сюжет. Слово «лирическая» обозначает в данном случае «поющаяся».

ЛИТАВРA(гр.(po)ly много + tayrea барабан) – ударный музыкальный инструмент, состоящий из двух полушарий, обтянутых кожей.

ЛИТЕРАТУРНАЯ ЧАСТЬ ТЕАТРА – отдел в театре, занимающийся формированием репертуара, отбором пьес с точки зрения их идейно-художественного качества. В современном театре литературная часть театра организует творческие связи с драматургами, редактирует совместно с режиссурой принятые к постановке произведения, организует обсуждения пьес и спектаклей.

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ДРАМА – вид средневекового, преимущественно западноевропейского, религиозного представления (IX – XIII в. в.). Входила в состав пасхальной или рождественской церковной службы (литургии) и представляла собой инсценировку отдельных евангельских эпизодов.

ЛИФТОВАЯ СЦЕНА, лифтовая двухэтажная сцена (англ lift поднимать) — одна из разновидностей подъемно-опускной сцены, перемещающаяся по вертикали за стационарной портальной стеной. Представляет собой жесткую конструкцию (из неметаллических ферм или балок), верхняя и нижняя части которой являются самостоятельными сценическими планшетами.

ЛИЦО – 1. Передняя часть головы человека. 2. Индивидуальный облик, отличительные черты кого, чего-л.

ЛОГИКА (гр. logike) — 1. Наука о законах и формах мышления. 2. Ход рассуждений, умозаключений.

ЛОГИКА И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ – один из важных элементов внутреннего самочувствия (см. «сценическое самочувствие»).

ЛЮБИТЕЛЬ (ЛЮБИТЕЛЬНИЦА) – 1. Тот, кто имеет склонность, пристрастие к кому — чему-л. 2. О пристрастии к какой – л. нежелательной, предосудительной деятельности. 3. Тот, кто занимается какой-л. деятельностью непрофессионально, в качестве хобби.

ЛЮБОВНИК –актерское амплуа; роли юношей, молодых мужчин, обладающих красотой, благородством, умом и т.п., любящих или являющихся предметом любви. На ролях любовников строилась любовная интрига пьесы.

ЛЮКИ ПРОВАЛА – сценические устройства, предназначенные для подъема из трюма до уровня планшета сцены отдельных исполнителей спектакля или деталей сценического оформления, а так же для их спуска (провала) с уровня планшета в трюм.

ЛЮК- ПРОВАЛ – небольшая часть планшета, опускающаяся под сцену. Служит для эффекта появления или исчезновения актера.

ЛЮЧКИ ОСВЕТИТЕЛЬНЫЕ – приспособления в планшете сцены, при помощи которых подключается переносная осветительная аппаратура. Лючки осветительные расположены на каждом плане правой и левой сторон сцены. Представляют собой металлические рамки с вмонтированными в них прочными шарнирно — открывающимися металлическими крышками.

МАКЕТ ТЕАТРАЛЬНЫЙ(фр. maquette, ит. macchietta набросок) – модель, воспроизводящая пространственно-декорационное решение спектакля.

МАРИОНЕТКА (фр. Marion, Marionnette – название маленьких фигурок, изображавших деву Марию, в средневековых кукольных мистериях) – театральная кукла, управляемая сверху посредством нитей или металлического прута актером-кукловодом (невропастом), скрытым от зрителей специально задекорированным задником.

МАСКА (позднелат. mascus, masca – личина) – 1. Специальная накладка с вырезами для глаз с каким-либо изображением (лицо, звериная морда, голова мифологического существа и пр.), закрывающая лицо. В масках выступали актеры Древней Греции, Древнего Рима, итальянской комедии дель арте, традиционного театра некоторых народов Азии. В России масками пользовались главным образом скоморохи. В древности маска заменяла актерам грим. 2. Один из старинных символов театра. Трагическая маска и меч (палица), принадлежность Мельпомены, музы трагедии. 2. Притворный вид, видимость чего-л.

МАСКАРАД(фр. mascarade, ит. mascherata). 1. Празднество, бал, участники которого носят маски и особые костюмы (этнографические, исторические, сказочные и пр.). 2. Танцевальные выходы (антре) на придворных балах начала XVII в. (Франция), исполнители которых выступали в масках, носили название балетов – маскарадов. 3. Поведение, имеющее цель скрыть внутреннюю сущность чего-л.; обман, притворство.

МАССОВАЯ СЦЕНА(народная сцена) – сцена с большим количеством участников, изображающих по ходу пьесы «толпу», «народ», «массу».

МАССОВОЕ ДЕЙСТВО – театрализованные зрелища, в которых принимают участие большие массы народа (исполнители и зрители). Массовые действа проводятся обычно под открытым небом – на площадях, улицах, в парках, на стадионах; связаны, как правило, с историческими событиями.

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА; МАССОВАЯ ЛИТЕРАТУРА — разновидность культуры середины ХХ в., стандартизованная в отдельных сферах и воздействующая на все стороны человеческого существования через систему средств массовой информации.

МАСТЕР– Квалифицированный работник, занимающийся каким –л. ремеслом.

МАШИННАЯ ГАЛЕРЕЯ – часть верхней сцены, используемая для управления подъемно-опускными устройствами. Машинная галерея расположена по боковым и задней стенам сцены.

МАЭСТРО(ит. maestro< лат. magister – начальник, учитель) – наименование деятелей различных областей искусства (композиторов, дирижеров, живописцев и др.).

МЕЛОДРАМА (гр. melos песнь + драма) – жанр драматургии; пьеса, отличающаяся острой интригой, преувеличенной эмоциональностью, резким противопоставлением добра и зла, морально-поучительной направленностью.

МЕЛЬПОМЕНА (гр.Melpomenē) – в древнегреческой мифологии одна из 9-ти муз, покровительница трагедии.

МЕНЕДЖЕР (англ.manager < manage управлять) - специалист по организации управления (в производстве и других областях), администратор.

МЕНЕДЖМЕНТ (англ. management управление, организация) – искусство управления интеллектуальными, финансовыми, материальными ресурсами.

МЕНЕСТРЕЛЬ (фр.ménestrel) – 1. В средневековой Франции и Англии: бродячий певец-музыкант, актер, часто также поэт, исполнявший не только свои произведения, но и сочинения других авторов. 2. О современных (обычно эстрадных) певцах.

МЕНТАЛИТЕТ (фр.mentalité) – склад ума, умонастроение, мировосприятие.

МЕТОД ФИЗИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ – в творческой системе К.С. Станиславского метод работы режиссера над спектаклей и актера над ролью. Метод физических действий помогает установить органическое единство между жизненной природой актера и его поведением на сцене в качестве персонажа пьесы.

МЕЦЕНАТ (по имени римского государственного деятеля Мецената (Мaесenas, Maecenatis), прославившегося широким покровительством поэтаи и художникам) – покровительствующий развитию искусства, науки, культуры, оказывающий финансовую поддержку

МЕЧТА – 1. Что-л., созданное воображением, фантазией. 2. Предмет желаний, стремлений.

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА – драматический жанр, возникший в странах Западной Европы в XVIII в. Выражая интересы созревающего третьего сословия (буржуазии), мещанская драма складывалась в борьбе с дворянской идеологией.

МИЗАНСЦЕНА(фр. mise en scene размещение на сцене) – расположение актеров на сцене в определенных сочетаниях друг с другом и с окружающей вещественной средой в тот или иной момент спектакля. Назначение мизансцены – через внешние сочетания человеческих фигур на сцене выражать их внутренние соотношения и действия.

МИЗАНСЦЕНА ТЕЛА – Положение тела (поза) актера в каждый момент его действия на сцене.

МИЗАНСЦЕНИРОВАТЬ – 1. Размещать на сцене актеров в заданной сценической обстановке. 2. Находить, строить, показывать мизансцены, то есть раскрывать пластически внутреннюю жизнь действующих лиц.

МИМ(гр. mimox подражатель, подражание) – 1. Особый вид представлений в античном театре, короткие сценки бытового или сатирического содержания. 2. Актер или актриса – исполнители мима. Сведения о них содержаться в текстах древних авторов и надписях.

МИМИКА (гр. mimikox подражательный) – выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека – радости, грусти, гнева и т.п.

МИНИАТЮРА(фр. miniature) – жанр «малых форм», небольшое произведение театрального, эстрадного или циркового искусства (короткая пьеса-шутка, водевиль, интермедия, разговорная, хореографическая или музыкальная сценка, эстрадный рассказ, клоунская сцена и т.п.).

МИРАКЛЬ (фр. miracle< лат. miraculum чудо) – жанр средневековой религиозно-назидательной стихотворной драмы, сюжет которой основан на «чуде», совершаемом святым или евой Марией.

МИСТЕРИЯ(гр. mystērion таинство, тайна) – жанр, западноевропейского средневекового религиозного театра XIV-XVI в.в.; в своем возникновении был подготовлен развитием литургической драмы. Содержание мистерии составляли сюжеты Библии и Евангелия; сцены религиозного характера чередовались с интермедиями, вставными комедийно-бытовыми эпизодами.

МИФ (гр.mythos сказание, предание) – 1. Древнее народное сказание о богах и легендарных героях, о происхождении мира и жизни на земле. 2. Что-л. фантастическое, неправдоподобное, нереальное, вымысел, выдумка.

МНОГОЦЕЛЕВОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО – пространство, предназначенное для демонстрации спектаклей, концертов, выставок, спортивных выступлений и т.п.

МОДА (фр.mode < лат.modus мера, образ, правило) — совокупность привычек и вкусов, господствующих в определенной общественной среде в определенное время.

МОЛЧАНИЕ – отсутствие речи, разговора.

МОМЕНТАЛИСТ – эстрадный артист, выступающий с исполнением зарисовок. Этот жанр зародился в среде парижских художников, рисовавших monos один, единственный + драма) – драматическое произведение портреты на улицах. В дальнейшем перешел в цирк. Моменталисты рисовали на вертящихся досках мольбертов двумя руками, ртом, ногами и даже стоя на голове.

МОНИТОРИНГ – всестороннее обследование, постоянный контроль над чем-л., наблюдение за чем-л.

МОНОДРАМА (гр., исполняемое одним актером. Монодрама являлась, по существу, архаической, доэсхиловской греческой трагедией (Фреспис, Фриних), в которой один актер изображал различные персонажи, меняя костюм и маску. Монодрамой называют также пьесы, строящиеся в виде монолога одного действующего лица.

МОНОЛОГ (гр.monologos < гр. monos один + logos речь)– в драматическом произведении, пространное обращение одного действующего лица к другому или к группе персонажей, размышления героя вслух в моменты, когда он остается один, иногда речь персонажа, непосредственно адресованная к зрителю. Монолог позволяет исполнителю раскрыть душевную жизнь персонажа, выявить противоречия его мировоззрения, сложность характера.

МОНТИРОВОЧНАЯ РЕПЕТИЦИЯ (от французского monter поднимать) – предварительная проверка всех элементов декорационного оформления спектакля, постановки. Во время монтировочной репетиции производится сборка декораций пьесы по актам в соответствии с авторским эскизом и техническим макетом; разрабатываются способы и средства для быстрой смены декораций; уточняется размещение предметов оформления спектакля, проверяются механизмы для получения сценических эффектов, художественного освещения декораций.

МОНТИРОВОЧНАЯ ЧАСТЬ СПЕКТАКЛЯ – группа цехов театра, осуществляющих техническое обслуживание сцены во время репетиций и спектаклей. Монтировочная часть спектакля устанавливает и переставляет декорации, мебель, бутафорию и реквизит, освещает сцену, производит все световые, технические и звукошумовые эффекты.

МУЗА (гр.musa) – 1. В древнегреческой мифологии: каждая из 9-ти богинь, покровительниц наук и искусства. Две из них - Мельпомена и Талия - являются символами сценического искусства. 2. Творческое вдохновения, его источник, олицетворяемые обычно в образе женщины, богини; творчество поэта, художника, музыканта и т.д. с его особенностями.

МУЗЫКА (гр.musikē скусство муз) – 1. Искусство, отражающее действительность в звуковых художественных образах. 2. Гармоническое, приятное для слуха звучание чего-л. (отражающее какой-то смысл.).

МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМА – 1. Одно из ранних названий оперы в Италии (drama in musica, drama per la musica). 2. Драматическое произведение, в котором существенно важное место занимает музыка (вокальная и инструментальная), определяющая в значительной мере драматургическую структуру произведения. 3. Термин «Музыкальная драма» применяют также для жанрового обозначения оперы драматического характера, в отличие от оперы комической (музыкальной комедии), эпической, сказочной и т.п.

МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМЕДИЯ – термин, применяемый к оперетте, иногда к другим видам музыкально-сценических произведений комедийного плана (комическая опера, зингшпиль и т.п.).

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЭКСЦЕНТРИКА – цирковой или эстрадный жанр, в котором музыкальные произведения исполняются трюковыми приемами на обычных или на специальных (эксцентрических) музыкальных инструментах (колокольчиках, бубенцах, пиле, метле с натянутой на нее струной и бычьим пузырем в качестве резонатора и др.). В музыкальной эксцентрике используются для извлечения звуков различные предметы (сковородки, «дрова», камни и т.п.), подобранные в определенной тональности.

МЫСЛЬ – 1. То же, что мышление. 2. То, что явилось в результате размышления, идея. 3. Убеждения, взгляды.

МЫШЦА – орган тела у человека и животного, состоящий из мышечной ткани, способный сокращаться.

МЭТР(фр.maitre) – учитель, наставник; человек, достигший в своей профессии уровня мастерства и опыта, которые позволяют ему учить других.

МЮЗИКЛ (англ. musical) – музыкально-сценическое произведение, в котором используются различные средства эстрадной и бытовой музыки, драматического, хореографического и оперного искусств. Жанр сформировался в США в 1920-30-х гг., расцвет наступил в1940-70-х гг.

НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ –умение ярко, образно воспринимать и оценивать явления, факты окружающей жизни, отбирать и перерабатывать впечатления.

НАБЛЮДАТЬ – внимательно рассматривать кого — что-либо, слушать, следить за кем — чем-либо. Изучать, исследовать.

НАКАТНАЯ ПЛОЩАДКА– платформа, перемещающаяся на катках по планшету сцены. Предназначена для подачи декораций на игровую площадку.

НАКЛАДНОЙ КРУГ– вращающийся круг, накладываемый поверх планшета сцены.

НАМЕК – 1. Слово или выражение, в котором мысль высказана неясно, не полностью и может быть понятна лишь по догадке. 2. Слабое подобие чего-л.

НАПРЯЖЕНИЕ – действие и состояние по значению глагола «напрягать». Сосредоточение сил, внимания при выполнении, осуществлении чего-нибудь.

НАРОДНЫЙ ТЕАТР – 1. Театр, созданный непосредственно самим народом, бытующий в широких массах и формах, органически связанных с устным народным творчеством. 2. Народный театр – театр, деятельность которого адресована широкому зрителю.

НАСТРОЙ – душевное состояние, настроение

НАТУРАЛИЗМ(лат. naturalis – природный, естественный) – направление в западноевропейском искусстве и литературе, сформировавшееся во второй половине 19 века во Франции. Натурализм возник на базе общедемократического движения против буржуазного строя в период начавшегося упадка капитализма. На раннем этапе развития натурализма его приверженцы выдвигали прогрессивные требования демократизации искусства, правдивого, достоверного воспроизведения действительности, освещения разнообразных сторон жизни, деятельности людей различных социальных слоев.

НЕЙТРАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО– пустое помещение, преобразовываемое в театральное пространство согласно художественному замыслу конкретного спектакля.

НОВАЯ АТТИЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ – поздний вид литературной комедии в Древней Греции. Термин введен еще античной наукой для обозначения завершающего этапа в развитии древнегреческой комедии (последняя четверть 3 в. до н.э.). На характере новой аттической комедии резко сказались изменения, происшедший в жизни древнегреческих полисов в связи с утратой независимости и подчинением македонскому господству.

НОВАТОР (<лат. novator обновитель) – человек, предлагающий и осуществляющий новые прогрессивные идеи, принципы, приемы в какой-л. области деятельности

НОМЕР – 1. Отдельно исполняемая часть представления, концерта и т.п. 2. Какой-л. неожиданный, странный поступок, ловкая проделка.

НОСТАЛЬГИЯ (гр.nostos возвращение домой + algos страдание, боль)– 1. Тоска по родине, по родному дому. 2. Тоска по прошлому, любовь к прошлому.

НОТА (лат. nota знак, замечание) – 1. Графическое изображение музыкального звука, а также сам звук. 2. Оттенок, тон речи, выражающий какое-л. чувство.

НУЛЕВОЙ ПЛАН СЦЕНЫ– условная зона, пролегающая по всей ширине сцены. Передней границей нулевого плана сцены служит красная линия сцены.

ОБАЯНИЕ – очарование, притягательная сила.

ОБЛАДАТЬ – иметь в собственности, в наличии; отличаться какими-либо характерными чертами, качествами, свойствами.

ОБОРУДОВАНИЕ СЦЕНЫ (механическое оборудование сцены). Современное театральное здание состоит из двух основных частей – сцены и зрительного зала. Обе части отделены друг от друга капитальной, так называемой портальной, стеной. Общение между стеной и зрительным залом происходит через специальный проем в портальной стене, называемый портальным отверстием или портальной аркой. К оборудованию портальной арки относятся следующие механизмы и приспособления: «арлекин», «козырек» противопожарного занавеса с подвешенным к нему на ферме-дороге раздвижным антрактным занавесом, противопожарный занавес, подъемно-опускной занавес, портальная падуга и портальные кулисы.

ОБРАЗ – 1. Внешний вид, облик. 2. То, что рисуется, представляется внутреннему взору, воображению кого-л. 3. Характер, склад, направление чего-л.

ОБРАЗОВАНИЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ – профессиональная подготовка к театральной деятельности; воспитание в специальных учебных заведениях актеров, режиссеров, театральных художников, театроведов, работников постановочной части.

ОБСТАНОВКА – 1. Совокупность предметов различного назначения, которыми обставляются жилые и нежилые помещения; меблировка. 2. Совокупность условий, обстоятельств, в которых что-л. происходит.

ОБЩЕНИЕ СЦЕНИЧЕСКОЕ – взаимодействие, взаимовлияние действующих лиц в спектакле.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОСМОТР – показ нового спектакля театральной общественности. Общественный просмотр организуется непосредственно театром или Домом актера Всероссийского театрального общества (в республиках – местными театральными обществами), а также Центральным домом работников искусств.

ОБЪЕКТ ВНИМАНИЯ – идея, мысль, явление, предмет, лицо, на которые направлена деятельность актера в каждый данный момент спектакля.

ОБЫГРАТЬ – 1. Одержать над кем-л. верх в игре. 2. Использовать для сценической игры, вовлечь в ход сценического действия, сосредоточивая внимание над чем-л. 3. Использовать в своих целях для создания большего впечатления.

ОВАЦИЯ(< лат. ovatio ликование) – бурные аплодисменты, рукоплескания, восторженные знаки одобрен6ия.

ОГНЕЗАЩИТНЫЙ ЗАНАВЕС –несгораемый занавес, перекрывающий портальное отверстие сцены.

ОДА (гр. ōdē песня) – 1. В. древней аттической комедии песня хора, занимающая строго определенной место в структуре парабасы. Вместе с антодой, эпирремой и антэпирремой образует 2-ю часть парабасы. Ода содержала культовые обращения к богам или насмешки над отдельными гражданами. Ее метрическое построение отличалось сложностью и разнообразием и воспроизводилось в антоде – песне 2-го полухория.2. В поэзии классицизма – стихотворение в честь какого-л. важного события, лица или на особо значительную тему, выдержанное в торжественном, возвышенном тоне.3. Музыкально оркестрово-хоровое произведение торжественного характера, воспевающее какое-л. значительное событие или подвиг.

ОДЕОН(гр. ōdēion< ōdē песня) - круглое здание для музыкальных представлений и состязаний певцов в Древней Греции; в новейшее время – название некоторых театральных зданийв различных странах.

ОДЕЖДА СЦЕНЫ – система специальных драпировок, обрамляющих игровое пространство сцены.

ОДНОПРОСТРАНСТВЕННЫЙ ТЕАТР– театральное пространство, в котором зрительный зал и сцена не разделены.

ОННАГАТА(ояма) – актерское амплуа в японских театрах Кабуки и Симпа, амплуа актеров-мужчин, исполняющих женские роли.

ОПЕРА (ит. opera, буквально сочинение, произведение, от лат. opera труд, изделие) – синтетическое художественное произведение, содержание которого воплощается средствами музыкальной драматургии в сценических музыкально-поэтических образах. Опера органически соединяет в едином театральном действии вокальную и инструментальную музыку, драматургию, изобразительные искусства, нередко и хореографию при ведущем значении музыки. Особенность оперы заключается в том, что ее действующие лица не говорят, а поют.

ОПЕРА-БАЛЕТ (фр. opera-ballet) – жанр оперы, в котором балетные сцены занимают такое же место, как и вокальные. Характерен для французского музыкального театра конца XVII и XVIII в.в.

ОПЕРА-БУФФА (ит. opera buffa комическая опера) – жанр итальянской оперы, бытовая комическая опера. Сформировался в XVIII в. на основе комических и пародийных сценок-интермедий, которыми перемежалось действие оперы-сериа.

ОПЕРА-ДРАМА (< гр.drama действие) – опера драматического содержания. Среди разновидностей оперы-драмы – народная музыкальная драма, лирическая драма, социально-психологическая драма, героическая драма.

ОПЕРА - КОМИК(фр. opera comique комическая опера) – жанр французского музыкального театра. Сформировался в XVIII в. из ярмарочных комедий с песенками; выражал идеалы «третьего сословия». Для оперы комик было характерно сочетание музыкальных номеров с разговорными диалогами.

ОПЕРА-ЛЕГЕНДА – большая (серьезная) опера на сюжет, заимствованный из национальной легенды. Жанр характерен для романтического музыкального театра, но встречался и позднее.

ОПЕРА-СЕМИСЕРИА (ит. opera semiseria, буквально – полусерьезная опера) – жанр оперы, сложившийся в конце XVIII – начале XIX в.в.; бытовая мелодрама, сочетавшая драматический и комедийные элементы.

ОПЕРА-СЕРИА(ит. opera seria – серьезная опера) – жанр итальянской оперы. Сложился в XVII в. в творчестве композиторов неаполитанской оперной школы и получил особое распространение в XVIII в. Характерные черты жанра – легендарно-исторический или историко-мифологический сюжет, изображение высоких страстей, преобладание сольных номеров, особенно арий.

«ОПЕРА СПАСЕНИЯ» — жанр французской оперы периода французской буржуазной революции конца XVIII в. «Опера спасения» сблизила традиционные ветви французской оперы 18 в. – лирическую трагедию и опера комик, и сыграла значительную роль в развитии реализма в оперном искусстве. «Опера спасения» была проникнута идеями борьбы с тиранией, самопожертвования, преданности высокому долгу, насыщены тревожными драматическими ситуациями, бурными эмоциями.

ОПЕРА-ТРАГЕДИЯ(ит. opera +гр.tragoidia) – большая опера трагического содержания, например, лирико-психологическая «Отелло» Верди, «Пиковая дама».

ОПЕРЕТОЧНЫЙ – 1. Относящийся к оперетте (оперетта–музыкально-драматическое произведение – часто с комедийными элементами, — в котором пение чередуется с танцами и диалогами). 2. Такой, что нельзя принимать всерьез, подобный тому, какой бывает в оперетте.

ОПЕРЕТТА (ит. operetta, фр. operette, буквально – маленькая опера) – музыкально-сценическое произведение, в котором драматургическая основа носит комедийный характер, а разговорный диалог органически сочетается с пением, музыкальными и танцевальными эпизодами. По своим жанровым признакам оперетта близка к комической опере, но для оперетты характерно более широкое использование разговорного диалога.

ОПЕРНЫЙ – 1. Относящийся к опере. 2. Такой, как в опере, театральный, напыщенный.

ОПУС(< лат. opus труд, произведение) – 1. Отдельное музыкальное произведение, обозначаемое порядковым номером в ряду других произведений данного композитора 2. Всякое произведение, сочинение.

ОПЫТ – Совокупность практически усвоенных знаний, навыков, умений.

ОРКЕСТР (фр. orchestre площадка перед сценой в древнегреческом театре) 1. Большой коллектив музыкантов, играющих на различных инструментах и совместно исполняющих произедение, написанное для данного инструментального состава, а также совокупность самих музыкальных инструментов, на которых играют участники коллектива; оркестры бывают симфонические, струнные, духовые, народных инструментов и т.п. 2.Об участниках, организаторах какой-л. кампании, действующих весьма слажено.

ОРКЕСТРОВАЯ ЯМА - место перед сценой в театре, где помещаются музыканты.

ОРКЕСТРОВАТЬ – оркестрованный. 1.Изложить (излагать) оркестровое музыкальное произведение в виде партитуры. 2. Переложить (перелагать) для оркестра какое-л. музыкальное произведение. 3. Руководить подготовкой и осуществлением какой-л. политической, пропагандисткой кампании.

ОРНАМЕНТ(лат. ornamentum украшение) – 1. Живописное, графическое или скульптурное украшение из сочетания геометрических, растительных или животных элементов. 2. Об украшающих элементах в речи, в музыкальном произведении.

ОРХЕСТРА (гр.orchēstra центральная часть театра) – основная древнейшая часть театра в Древней Греции. В V в. до н.э. орхестра была местом выступления хора и актеров. Представляла собой круглую площадку с утрамбованным земляным полом.

ОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ЛОЖА– специальное помещение в зрительном зале, оборудованное световой аппаратурой для освещения сцены.

ОСНОВНОЕ СОБЫТИЕ. Вступает в силу ведущее предлагаемое обстоятельство для всей пьесы. В основном событии начинается борьба по сквозному действию.

ОТ А ДО ЗЕТ; ОТ А ДО Я– от начала до конца; все целиком.

ОТКРЫТАЯ СЦЕНА– сценическая площадка, полностью открытая зрительному залу.

ОТРЫВОК – небольшая часть произведения.

ОФОРМЛЕНИЕ СПЕКТАКЛЯ (СЦЕНОГРАФИЯ) – организация всех внешних средств сценической выразительности, придающих спектаклю определенную форму. В оформление спектакля входят: декорация, театральный костюм, грим, бутафория, световое и шумовое оформление; в драматическом спектакле и музыкальное оформление.

ОЦЕНКА – 1. Действие по знач. глаг. Оценить, оценивать. 2. Мнение, суждение о качестве, достоинстве, значении и т. п. кого-, чего-л.

ПАБЛИСИТИ (англ. publicity) – реклама; известность, популярность.

ПАВИЛЬОН– жесткие декорации, изображающие какое-либо помещение.

ПАДУГА – часть сценической декорации. Состоит из полосы холста или другой ткани, подвешенной на штанге к верху сцены, для скрытия верхних пролетов над декорациями, колосников, висящих декораций и т.п.

ПАЛИТРА (фр.palette) – 1. Небольшая дощечка, на которой живописец смешивает краски. 2. Подбор красочных сочетаний, цветовая гамма. 3. Совокупность выразительных средств в творчестве.

ПАЛЬМА ПЕРВЕНСТВА – первое место в достижении чего-л., в овладении чем-л. (от существовавшего в Древней Греции обычая награждать победителя в состязаниях пальмовой ветвью).

ПАМЯТЬ – способность сохранять, воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений.

ПАНОРАМА – 1. Широкий вид какой-л. местности, открывающийся с высоты, с возвышенности. 2. Широкий обзор каких-л. современных явлений, событий, фактов и т.п. в прессе, в кино.

ПАНОРАМНАЯ АВАНСЦЕНА– авансцена, боковые части которой расположены вдоль боковых стен зрительного зала.

ПАНТАЛОНЕ(ит. Pantalone, от Pantaleone — старинного нарицательного названия венецианцев) – персонаж итальянской народной комедии дель арте. Маска панталоне выражала дух народной сатиры, особенно злой и меткой в XVI в., когда итальянская буржуазия, лишенная источников обогащения, оказалась в состоянии упадка.

ПАНТОМИМ(гр. pantomimos — все воспроизводящий подражанием, от panta — все и mimos — подражание) – 1. Танцевальное представление в Древнем Риме, предающее содержание и эмоции жестами и пластикой без слов. 2. Актер – исполнитель пантомимы.

ПАНТОМИМА – вид сценического искусства, в котором основным средством создания художественного образа и раскрытия содержания и идеи драмы является пластическая выразительность человеческого тела, жест, мимика.

ПАРАД(фр. parade) – 1. Торжественный смотр (войск, спортсменов). 2. Выставление на показ, назойливая демонстрация чего-л.

ПАРАФРАГМЫ(гр. parafragma ограда, перегородка) – в античном театре переносные ширмы. Парафрагмы и занавески были декорацией на представлениях фликов. Использовались также пантомимами.

ПАРИКв театре (ит. parrucca) – одно из выразительных средств грима. Применяется главным образом в тех случаях, когда собственные волосы актера не дают возможности сделать необходимую для данной роли прическу.

ПАРНАС(гр. Parnassos) – 1. Высокая гора в Греции, на которой, по представлениям древних греков, обитали Аполлон и музы. 2. уст. Мир поэзии, поэзия; содружество поэтов.

ПАРОД(гр. parodos) – в древнегреческом театре: а) вступительная песнь хора; б) открытый проход на орхестру между амфитеатром и сценой.

ПАРОДИЯ(гр. parōdia, буквально – пение наизнанку) – 1. Литературный жанр; произведение, представляющее собой комическое или сатирическое переосмысление какого-нибудь явления искусства. Темой пародии может быть также определенное общественно-политическое, бытовое или другое событие. Пародия – своеобразное ответвление комедии, сатиры. 2. Сатирическое или комическое подражание кому, чему-л. с целью осмеяния слабых сторон; произведение, сатирически или комически имитирующее другое произведение. 3. Что-л., искажающее образец, представляющееся карикатурным подобием.

ПАРТЕР (фр. parterre, от par по + terre земля) в театральном здании – плоскость пола зрительного зала с местами для зрителей, расположенными рядами параллельно сцене.

ПАРТИТУРА (ит. partitura, буквально разделение, распределение) –1. Полный нотный текст оперы (оперетты, балета), в котором сведены воедино и размещены одна под другой в определенном, установленном порядке все партии оркестра, а также хора и солистов. Партитура – основной музыкальный текст музыкально-сценического произведения, по которому оно исполняется. 2. Совокупность всех партий многоголосного музыкального произведения. 3. Заранее разработанный план, сценарий какой-л. неблаговидной акции, кампании и т. п.

ПАРТНЕР – 1. Актер, выступающий на сцене вместе с другим. 2. Тот, кто принимает участие вместе с кем-л. в какой-л. игре ( на сцене, в спорте, в карты и т.д.), в танце. 3. Компаньон, участник какого-л. политического или торгового союза ( о странах, предприятиях).

ПАСТОРАЛЬ — пастушеская драма (от лат. pastoralis пастушеский) – 1. Жанр придворного театра, возникший в Италии в XVI в. и получивший распространение в западноевропейских станах. Истоки пасторали в эклоге – в литературном жанре сельской поэзии античности и раннего возрождения. Пастораль представляла собой небольшую пьесу, часто вводившуюся в программу придворных празднеств. В ней идиллически изображалась условная сельская жизнь галантных пастухов и пастушек, наделенных чувствами, манерами и языком придворных аристократов.

ПАУЗА(лат. pausa < pauses прекращение) – 1. Перерыв в действии, в речи действующих лиц, как средство речевой и сценической выразительности. 2. В музыке: краткий перерыв в звучании. 3. Перерыв, приостановка в работе, каких-л. действиях.

ПАЯЦ (ит. рagliaccio < рaglia солома) – 1. Комический персонаж старинного народного итальянского театра. Встречается среди персонажей итальянской комедии дель арте XVI – XVII в.в. Неловкий, неотесанный парень, слуга Панталоне, он смешил зрителей проявлением глупости, упрямства, легкомыслия и трусости. 2. Балаганный шут, скоморох, клоун. 3.Человек, который кривляется, ломается.

ПЕВЕЦ – 1.Тот, кто умеет петь; артист, занимающийся пением. 2. Поэт. 3. Тот, кто воспевает, прославляет кого, что-л. в литературе, живописи, музыке.

ПЕДАЛИРОВАНИЕ – 1. Нажимание на педали, использование педалей. 2. Выделение, подчеркивание чего-л.

ПЕН-КЛУБ – международный литературный клуб, объединяющий писателей.

«ПЕНСИОНЕР»(фр. pensionnaire) – название актеров театра «Комеди Франсез» (Париж). Члены труппы этого театра, получающего правительственную субсидию, но являющегося обществом на паевых началах, делятся на «пенсионеров» и «сосьетеров». Пенсионеры как бы состоят на службе у сосьетеров и получают жалование независимо от суммы доходов театра. Их набирают из провинциальных или частных парижских театров или из числа окончивших театральную школу.

ПЕРЕВОПЛОЩАТЬСЯ (ПЕРЕВОПЛОТИТЬСЯ) – принять новый вид, образ, заданный автором, создать характер нового человека средствами актерского искусства; найти в себе нужные для роли качества.

ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ В ТЕАТРЕ – способность актера действовать на сцене в образе другого человека (того персонажа, которого он изображает в данной пьесе). Перевоплощение – творческая основа, главная отличительная особенность искусства актера. Голос, пластика, дикция, темперамент являются средствами, развивающими технику сценического перевоплощения, способствуют созданию образа.

ПЕРЕДВИЖНОЙ ГОРИЗОНТ– сценический горизонт, в целях хранения наматывающийся на специальный барабан.

ПЕРЕДЕЛКА – приспособление иностранных пьес к особенностям быта той страны, для которой предназначается переработанный текст, путем перенесения места действия, изменения имен действующих лиц и пр.

ПЕРЕЖИВАНИЕ в актерском искусстве – способность актера при каждом исполнении роли переживать чувства и мысли изображаемого персонажа, как свои собственные. Термин «переживание» подчеркивает непосредственность творческого процесса актера, подлинность его жизни на сцене в предлагаемых автором обстоятельствах.

ПЕРЛ (фр. perle) – 1. Жемчужина. 2. Лучший образец, наиболее яркое выражение, проявление чего-л. 3. О ком, о чем-л. редком, выдающемся по своим отрицательным качествам.

ПЕРСОНА (лат. persona) – личность, особа.

ПЕРСОНАЖ (фр. personage < лат. persona – личность, лицо) – действующее лицо пьесы, романа, сценария и других художественных произведений.

ПЕРСПЕКТИВА – «Расчетливое гармоничное соотношение и распределение частей при охвате всего целого пьесы и роли». (К.С. Станиславский).1. Искусство изображать на плоскости трехмерное пространство. 2. Вид, картина природы с какого – л. отдаленного пункта наблюдения, видимая даль. 3. Будущее, ожидаемое, виды на будущее.

ПЕРСПЕКТИВА АКТЕРА – распределение выразительных средств, которыми пользуется актер, с учетом охвата целой роли. «Вторая перспектива – это перспектива актера, по которой он должен расположить свои силы художника, чтобы как можно лучше сыграть роль. Актер распределяет свои силы по пьесе, себя в роли, выразительные средства и краски максимально разумно, расчетливо, умело» (К.С. Станиславский).

ПЕРСПЕКТИВА РОЛИ – развитие действия в роли по направлению к конечной цели — к сверхзадаче. «Нужен простор, перспектива, далекая, манящая к себе цель. Этой манящей к себе целью, вдохновляющей режиссера, является сверхзадача спектакля» (К.С. Станиславский).

ПЕРСПЕКТИВНАЯ ДЕКОРАЦИЯ – декорация, выполненная в соответствии с законами перспективного сокращения истинных размеров. Используется для иллюзорного углубления игрового пространства.

ПЕРФОМАНС – театральное представление (обычно экспериментального характера) игра, исполнение.

ПЕСНЯ – 1. Стихотворное произведение, предназначенное для пения. 2. Об убеждениях, взглядах, часто повторяемых высказываниях кого-л. Та же песня, эта же песня, старая песня, новая песня, другая песня; петь старую песню, заводить ту же песню, петь иные песни; Из песни слова не выкинешь;. лебединая песня (песнь); песенка (песня) спета.

ПЕТРУШКА – главный персонах русских народных кукольных представлений. По техническому устройству вид верховой куклы. Пьесы с участием петрушки входили в репертуар скоморохов.

ПИРУЭТ (фр.pirouette)– 1. Полный круговой поворот всем телом на носке одной ноги (в танце). 2. О резком повороте, неожиданном скачке (в поведении, в ходе мысли и т.п.).

ПЛАН РЕЖИССЕРСКО-ПОСТАНОВОЧНЫЙ – краткая программа, схема, по которой работает режиссер-постановщик спектакля.

ПЛАН СЦЕНЫ(лат. planum плоскость) – условный участок сценической площадки, расположенный параллельно рампе. Сцена разделяется на несколько планов. План, расположенный первым от портальной арки называется нулевым, далее следуют первый, второй и т.д.

ПЛАНШЕТ в театре (фр. planchette доска, мн.ч. сцена) – пол сцены. Планшет бывает горизонтальный и покатый, с уклоном от арьерсцены к рампе.

ПЛАСТИКА (гр. plastich скульптура) – в танце, сценическом искусстве общая гармония, согласованность движений и жестов. Пластика основана на согласованном и оправданном положении всех частей тела, при котором неподвижность ощущается как один из моментов прерванного движения.

ПЛАСТИЧЕСКИЕ ДЕКОРАЦИИ– объемные декорации, установленные на планшете сцены.

ПЛОЩАДНОЙ ТЕАТР – термин, применяемый к различным видам народных театральных представлений, происходивших на площадях и улицах под открытым небом (например, средневековая мистерия, фарс, итальянская комедия дель арте, русские скоморохи и т.д.).

ПОВОРОТНЫЙ КРУГсцены – вращающаяся часть сценической площадки. Поворотный круг позволяет осуществлять быструю смену картин на сцене, создать реальное ощущение непрерывности сценического действия. Вращение поворотного круга может непосредственно влиять на смену темпов и общий ритм спектакля.

ПОДЗОР – первая падуга сцены. Подзором также называют декоративную ткань, перекрывающую в ярусных залах верхнюю часть зеркала сцены.

ПОДПЕВАЛА – 1. Тот, кто подпевает. 2. Тот, кто угодливо поддерживает кого-л. из низких, беспринципных соображений.

ПОДТЕКСТ в театральном искусстве– комплекс мыслей и чувств, содержащихся в тексте, произносимом персонажами пьесы. Подтекст раскрывается актерами не только в словах, но и в паузах, во внутренних, не произносимых вслух монологах.

ПОДЪЕМНО-ОПУСКНАЯ ПЛОЩАДКА– часть планшета сцены, поднимающаяся над ним на заданную высоту и опускающаяся на сцену, в трюм.

ПОДЪЕМНО-ОПУСКНАЯ СЦЕНА –сцена с подъемно-опускным планшетом.

ПОДЪЕМНО-ОПУСКНОЙ ПЛАН –подъемно-опускная площадка, занимающая целиком один из планов сцены.

ПОЗА – 1. Положение, принимаемое человеческим телом (см. «мизансцена тела»). 2. Рисовка, притворство, неискреннее поведение.

ПОКАЗУХА –что-либо показное; действия, рассчитанные на внешний эффект, на то, чтобы произвести благоприятное впечатление.

ПОЛИШИНЕЛЬ (фр. polichinelle, < ит. pulcinella) – комический персонаж французского народного театра. Появился на сцене ярмарочного театра в конце XVI в. В различных пьесах сохранял традиционный облик горбуна, веселого задиры и насмешника; секрет полишинеля – секрет, который давно всем известен.

ПОП-АРТ (англ. pop art < popular art популярное, общедоступное искусство) – Модернистское направление в искусстве, рассчитанное на популярность, использующее в живописи и скульптуре элементы техники, рекламы, муляжа, произвольные комбинации отдельных бытовых предметов.

ПОРТАЛ СЦЕНЫ(нем. Portal < лат porta – дверь, ворота) – архитектурная арка, отделяющая сцену от зрительного зала и образующая портальное отверстие, так называемое зеркало сцены. Прообразом портала сцены является сцена римского театра: декоративно оформленная сцена с тремя входами, отделявшая просцениум от внутренней части сценического помещения.

ПОРТАЛЬНАЯ КУЛИСА– кулиса, установленная непосредственно за порталом сцены.

ПОРТАЛЬНАЯ СТЕНА– передняя стена сцены, в которой вырезано портальное отверстие.

ПОРТАЛЬНАЯ СЦЕНА –то же, что и сцена-коробка.

ПОРТРЕТ (фр. portrait) – 1. Изображение какого-л. человека на картине или фотографии. 2. Общая характеристика, характерные черты кого, чего-л.

ПОСТАНОВКА – 1. Творческий процесс создания спектакля (драматического, оперного, балетного), циркового представления, эстрадного обозрения, а также кинофильма. 2. То же, что и спектакль.

ПОХОДКА СЦЕНИЧЕСКАЯ – поступь, манера ходить по сцене.

ПОЧЕРК – 1. Манера писать, характер начертания букв в письме. 2. Та или иная манера творить, создавать, делать что-л.

ПОЭМА – 1. Большое стихотворное лирико-эпическое произведение. 2. Что-л. прекрасное или необыкновенное, сильно воздействующее на чувства и воображение.

ПОЭТ– 1. Автор стихотворных, поэтических произведений. 2. Тот, кто поэтически воспринимает действительность, творчески относиться к своему делу, страстно увлекается им.

ПРАВДА СЦЕНИЧЕСКАЯ —правдивость изображения жизненных явлений в игре актера. «На сцене правдой называют то, чего нет в действительности, но что могло бы случиться… Правда на сцене то, во что мы искренне верим как внутри самих себя, так и в душах наших партнеров. Сценическая правда должна быть по-реальному правдива, но опоэтизирована творческим вымыслом» (К.С. Станиславский).

ПРАЗДНИК – 1. День торжества в честь или в память какого-л. выдающегося события. 2. Веселье, торжество, устраиваемое по какому-л. поводу. 3. Испытываемое от чего-л. наслаждение, приятное, радостное чувство, а так же сам источник наслаждения, радости.

ПРАТИКАБЛЬ (фр. praticable) – 1. Конструктивная часть декорации, состоящая из станков, сходов, лестниц и т.п., скрытых обычно от глаз зрителей живописными элементами декораций. 2. Трехмерная объемная часть декорационной установки, но которой актеры могут сидеть, стоять, ходить. Одновременно пратикабль представляет элемент общего декорационного устройства сцены (например, скала, камень, пень, бугор и т.п.).

«ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА» — специальное выражение, введенное К.С. Станиславским в театральную педагогику, режиссуру и работу актера. Факты, события пьесы, в которых существуют и действуют ее персонажи и которые необходимо отбирать ее режиссеру (актерам) для реализации замысла спектакля. «Предлагаемые обстоятельства – это фабула пьесы, ее факты, события, эпоха, время и место действия, условия жизни, наше актерское и режиссерское понимание пьесы, добавления к ней от себя, мизансцены, постановка, декорации и костюмы художника, бутафория, освещение, шумы и звуки и прочее, что предлагается актерам принять во внимание в их творчестве» (К.С. Станиславский).

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ — 1. Искусство представления (в актерском творчестве), — способность актера демонстрировать на каждом спектакле готовый результат творчества. 2. Театральное зрелище.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.