Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ГРИМЕР – работник театра – специалист по гриму, помогающий актерам гримироваться.



ГРИМИРОВАТЬ – 1. Накладывать грим на кого-л., что-л. 2. Приукрашивать кого, что-л., скрывая его подлинную сущность.

ГРОТЕСК (фр. grotesque, ит. grotesco причудливый, grotto грот) – художественный жанр, а также прием, в котором художник сознательно прибегает к нарушению жизненных форм и пропорций, для того, чтобы разоблачить двойственность явления, обнажить его уродливость и нелепость, доходящую до пределов ужасного. Художественная природа гротеска требует сближения смешного и трагического, контрастного сочетания реального и фантастического, крайнего преувеличения.

ДВИЖЕНИЕ СЦЕНИЧЕСКОЕ – изменение положения тела или его частей.

ДЕБЮТ – первое или пробное выступление актера на сцене вообще или в данном театре.

ДЕВИЗ – краткое изречение, обычно выражающее руководящую идею поведения или деятельности

ДЕЙСТВИЕ – 1. Средство выражения в актерском искусстве (подобно тому, как звук – средство выражения в музыке, цвет – в живописи, слово – в художественной литературе и т.д.). В актерском искусстве образ воплощается в действиях, совершаемых актером на спектакле, репетиции, концерте. Переживания актера, исполняющего роль, передаются через его действия. Каждое действие определяется его целью, оно выражает процесс внутренней психической жизни человека, но осуществляется телесно, физически, при помощи тех или иных мускульных движений. 2. В драматургии под действием понимается развитие событий. В этом смысле понятие действие связано с фабулой и сюжетом. Насыщенность пьесы действием определяется бурным развитием событий, многократными и резкими изменениями в положении действующих лиц; статичность, бездейственность пьесы – отсутствием таких изменений. Различают внешнее и внутреннее действие. Если стремительное, сложное, а иногда запутанное развитие событий не связано с раскрытием характеров действующих лиц, их сложного духовного мира и не служит созданию значительных по содержанию образов (например, в водевилях, в «комедиях положений»), то действие пьесы называется внешним. Если же в относительно простых событиях (распространенных, обыденных) участвуют сложные и глубокие люди, характеры которых раскрываются в этих событиях, если изменения происходят не столько в положении героев, сколько в их внутреннем мире – в их мировоззрении, убеждениях (например, в психологических драмах, в «комедиях характеров»), то действие пьесы называется внутренним. Внешнее действие связано с внутренним, одно без другого невозможно. 3. Законченная часть пьесы и спектакля (драматического, оперного, балетного). В зависимости от сложности и длительности воплощаемых событий пьеса и спектакль делятся на то или иное число актов или действий. В каждом из них начинается и завершается определенное звено событий пьесы.

ДЕЙСТВИЕ БЕСПРЕДМЕТНОЕ – умение точно воспроизвести физические действия не с реальными предметами, а с «пустышкой» (по выражению К.С. Станиславского), с воображаемым предметом. «Пустышка» – несуществующий, воображаемый, мнимый объект. «Пустышка» сосредоточивает внимание артиста сначала на себе, потом на физических действиях и заставляет следить за ними» ( К.С. Станиславский).

ДЕЙСТВИЕ СЛОВЕСНОЕ (сценическое слово) – основное ведущее средство воздействия на зрителя в драматургическом спектакле. «Это один из моментов процесса речи. Здесь актер воздействует на партнера, увлекая его своими мыслями и желаниями, выраженными в ярких образных видениях. Слушать – означает видеть то, о чем говорят, а говорить – значит рисовать зрительные образы. …Слово для артиста не просто звук, а возбудитель образов» (К.С. Станиславский).

ДЕЙСТВИЕ ФИЗИЧЕСКОЕ –психо-физическое действие. «Физические действия легко и незаметно вводят артистов в самую жизнь роли, в ее чувствования. Они помогают удерживать внимание артиста в области сцены, пьесы, роли, направляют внимание артиста по устойчивой, крепко и верно установленной линии роли» (К.С. Станиславский).

ДЕЙСТВО– древние культовые обряды (празднества, торжества), заключавшие в себе элементы театрального действия. Действом называли массовые представления на революционные и другие темы. Устраивались обычно под открытым небом.

ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО– персонаж (лицо), участвующий в пьесе.

ДЕКЛАМАЦИЯ (лат. declamatio упражнение в красноречии) – искусство произнесения стихов или прозы. В Древнем Риме декламация – упражнение в красноречии, составлявшем один из важных элементов ораторского искусства; во Франции – искусство произнесения речей, а также стихов на сцене. Со временем «декламацией» стала обозначаться ложная ходульная манера речи. К.С. Станиславский считал декламацию одним из грубейших проявлений пустоты и фальши в актерском искусстве. Он применял этот термин для обозначения речи, произносимой актером бойко и уверенно с формальными ухищрениями и претензией на выразительность, но на самом деле без глубокого содержания, без мысли и внутренней цели, вне логики развивающегося на сцене действия.

ДЕКОРАТОР (фр. décoration<лат. decorare украшать) – автор художественного оформления спектакля, а также художник-исполнитель, пишущий декорации по эскизам другого художника.

ДЕКОРАЦИОННОЕ ИСКУССТВО – искусство создания зрительного образа спектакля посредством декораций и костюмов, освещения и постановочной техники. Все эти изобразительные средства воздействия являются органическими компонентами театрального представления, способствуют раскрытию его содержания, сообщают ему определенное эмоциональное звучание. Развитие декорационного искусства тесно связано с развитием театра и драматургии.

ДЕКОРАЦИОННЫЙ ПОДЪЕМ – устройство для подвески мягких и жестких декораций. Состоит из горизонтальной штанги и тросовой системы с противовесом.

ДЕКОРАЦИЯ (лат. decoro украшаю) – оформление сцены, воссоздающее материальную среду, в которой действует актер. Декорация «… являет собой художественный образ места действия и одновременно площадку, представляющую богатые возможности для осуществления на ней сценического действия» (Попов А.Д.). Декорация создается с помощью разнообразных выразительных средств, используемых в современном театре, — живописи, графики, архитектуры, искусства планировки места действия, особой фактуры декорации, освещения, сценической техники, проекции, кино и др. Основные системы декорации: 1) кулисная передвижная, 2) кулисно-арочная подъемная, 3) павильонная, 4) объемная и 5) проекционная. Возникновение, развитие каждой системы декорации и смена ее другой обуславливались конкретными требованиями драматургии, театральной эстетики, соответствующей истории эпохи, а также ростом науки и техники. 2.Что-л. показное, внешне привлекательное, служащее для прикрытия недостатков, непривлекательной сущности чего-л.

ДЖЕНТЛЬМЕН (англ. gentleman) – 1. В Англии мужчина, воспитанный, корректный, строго соблюдающий светские правила и нормы поведения. 2. Воспитанный, вежливый, благородный человек.

ДИАЛОГ ДРАМАТИЧЕСКИЙ (греч. dialox разговор) – основная и важнейшая форма драматической речи, представляющая собой художественный образ жизненного диалога. От диалога в эпосе и лирике драматический диалог отличается обязательной действенностью, что обусловлено самой эстетической природой драмы. В ходе драматического диалога каждый из собеседников (или один из них) стремится подчинить другого своей воле, утвердить в его сознании определенные мысли, чувства или заставить предпринять определенные поступки.

ДИАПАЗОН –широта (объем) способностей, знаний, интересов, деятельности актера (режиссера).

ДИДАКТИКА в искусстве (гр. didaktikos поучающий) – назидательность, нравоучительность как элемент, как одна из сторон художественного произведения. В некоторых жанрах дидактика выступает естественным и даже обязательным, организующим (например, в басне) началом. Однако, чаще под дидактикой (точнее – дидактичностью) понимается излишнее морализаторство, плоское иллюстрирование авторских известных истин и тезисов, прямолинейное навязывания авторских идей и выводов. Эти особенности, как правило, негативно сказываются на художественно-эстетических достоинствах произведения, снижают полноту эмоционального восприятия. Дидактика является обычно результатом ложного понимания отношений искусства и действительности, нередко — осознанным приемом для воспитания в духе определенных идей – эстетических, общественно-политических, религиозных.

ДИКЦИЯ (латинского dictio произнесение речи) – произношение, манера выговаривать слова. Одна из важных сторон культуры речи. Особенно большое значение дикция имеет в искусстве театра.

ДИЛЕТАНТИЗМ В ИСКУССТВЕ(ит. dilettante — любитель, работающий над чем-то ради удовольствия) — более или менее постоянное занятие каким-либо из видов художественного творчества без спе­циальной подготовки (образования). Дилетантизм ассоциируется с любитель­ством и обычно противостоит профессионализму. Тем не менее, в термин дилетантизм (чаще — дилетантство) не следует вкладывать только негативный смысл: дилетант может быть глубоким знатоком дела и создавать талантливые произведения (равно как профессионал — бездарные). Дилетантами называют также лиц, оценивающих произведения искусства не по профессиональным, а общезначимым, «внекатегорийным» меркам.

ДИОРАМА В ТЕАТРЕ(греч. dia сквозь и orama вид, зрелище) – 1. Часть декорационного оформления спектакля: изображение, написанное анилиновыми красками на тонком материале (полотно или бязь) и рассчитанное на просвет (источники света располагаются за диорамой). Диорама была изобретена в 1822 году французским художником-декоратором Л. Лагером. 2. Совокупность живописного фона (написанного клеевыми красками на холсте) вместе с предметным планом (бутафория). Диорамная декорация – распространенный в ХХ веке способ оформления спектакля, при котором объемные строения первых планов постепенно переходят в плоскостное живописное изображение.

ДИПЛОМНЫЙ СПЕКТАКЛЬ(дипломная постановка) – 1. Спектакль, поставленный студентом-выпускником театрального учебного заведения в качестве экзаменационной работы для получения диплома со званием режиссера. Выпускники-режиссеры направляются для постановки своих дипломных спектаклей в профессиональные и народные театры. 2) Спектакль, в котором все роли (или часть их) исполняются студентами-выпускниками на право получения диплома с квалификацией актера. В дипломном спектакле могут участвовать и выпускники по другим сценическим специальностям (театральные художники, художники-бутафоры и т.д.).

ДИРИЖЕР (фр. diriger управлять) – 1. Лицо, управляющее оркестром, хором, оперным или балетным спектаклем. 2.Глава. Руководитель, организатор чего-л.

ДИРИЖИРОВАТЬ – 1. Руководить оркестром, хором, при исполнении музыкального произведения. 2. Руководить кем, чем-л., направлять чью-л. деятельность.

ДИФИРАМБ (греч. dithyrambos) – 1. В древнегреческой поэзии – восторженное драматизированное песнопение в честь бога Диониса; позднее – хвалебное лирическое стихотворение, близкое к оде. 2. Преувеличенная, восторженная похвала.

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ПРОСТРАНСТВО --театральное пространство, в котором зрительская и сценическая части разделены портальной стеной.

ДРАМА (древнегр. drama действие, действо) – 1.Род литературного произведения в диалогической форме, предназначенного для сценического воплощения. Иногда драмой называют также литературное произведение, имеющее форму диалога, но не предназначенное автором для сценического воплощения – «драма для чтения». Специфику драмы составляют сюжетность, конфликтность действия и его членение на сценические эпизоды, сплошная цепь высказываний персонажей, отсутствие повествовательного начала. Драматические конфликты, отображающие конкретно-исторические и общечеловеческие противоречия, воплощаются в поведении и поступках героев, и, прежде всего, в диалогах и монологах. Текст драмы ориентирован на зрелищную выразительность (мимика, жест, движение) и на звучание; он согласуется также с возможностями сценического времени, пространства и театральной техники (с построением мизансцен). Литературная драма, реализуемая режиссером и актером, должна обладать сценичностью. Ведущие жанры драмы: трагедия, комедия, драма (как жанр), трагикомедия. 2. Один из ведущих жанров драматургии начиная с эпохи Просвещения. Изображает преимущественно частную жизнь человека в его остроконфликтных, но, в отличие от трагедии, не безысходных отношениях с обществом и с собой.

ДРАМАТУРГ – писатель, автор пьес, написанных для театра.

ДРАМАТУРГИЯ (гр. dramatourgia) – 1. Совокупность драматических произведений какого-л. писателя, народа, эпохи (драматургия А.Н.Островского, современная немецкая драматургия); 2. Сюжетно-композиционная основа отдельного театрального или кинематографического произведения: «драматургия спектакля», «драматургия фильма».

ДРАМАТИЗИРОВАТЬ — 1. Придать (придавать) какому-л. произведению драматическую форму. 2. Усилить (усиливать) драматизм, напряженность чего-л.

ДРАМАТИЧЕСКИЙ —Напыщенный, деланный.

ДУХОВНЫЙ — относящийся к умственной деятельности, к области духа.

ДУША – внутренний психический мир человека, его переживания, настроения, чувства и т.п.

ДУШЕВНЫЙ – связанный с внутренним духовным миром человека, его психическим состоянием.

ДУБЛЕР – (фр. doubleur удваивать) – второй исполнитель роли, играющий обычно в очередь с первым. Кроме практических соображений (возможность иметь в резерве актера на случай болезни основного исполнителя данной роли, регулировать занятость членов труппы, организовывать параллельные спектакли и т.п.), система дублерства носит порой характер художественного соревнования на более яркое и своеобразное толкование образа.

ДУЭТ(ит.duetto <duo два) - 1. Музыкальное произведение для 2-х инструментов или двух голосов с самостоятельными партиями у каждого; ансамбль из 2-х исполнителей (певцов или музыкантов). 2. Участники парного спортивного или эстрадного выступления.

ЕДИНСТВО ВРЕМЕНИ, МЕСТА И ДЕЙСТВИЯ –закон построения драмы классицизма.

«ЕСЛИ БЫ» (или «Магическое, творческое, если бы») – специальное выражение, введенное К.С. Станиславским в театральную педагогику, режиссуру и работу актера; прием для нахождения «подлинного, продуктивного и целесообразного действия», а вслед за ним и переживания в учебном этюде, сцене, роли. « «Если бы» является для артистов рычагом, переводящим нас из действительности в мир, в котором только и может совершаться творчество». Актер создает в своем воображении те или иные обстоятельства внешней среды (окружающие его в настоящий момент или окружавшие его в прошлом – «предлагаемые обстоятельства») и ставит перед собой вопрос: что бы я стал сегодня, здесь, сейчас делать, какие бы я действия совершал, если бы эти обстоятельства (или какое-то одно из них) были не вымыслом воображения, а подлинной реальностью. Жизненный опыт, логика, натренированное воображение, эмоциональная память, внимание и воля подсказывают ему ответ. Если актер искренен, то он точно знает, что ему в данном этюде, данной сцене нужно делать: он может с полной непосредственностью действовать так, как если бы он находился в воображаемых (в действительности в данный момент отсутствующих) обстоятельствах.

ЖАНР (фр. genre род) – вид произведений литературы и искусства. Жанр объединяет группу произведений, общих по поэтической структуре. Эстетически близкие между собой жанры образуют род литературы (например, драматургию). Основные жанры драматургии – трагедия, драма, комедия; в свою очередь, они подразделяются на более дробные жанры, например, комедии делятся на водевиль, комедию-памфлет, комедию-пародию, сатирическую комедию, лирическую комедию и т.д.

ЖЕСТ(фр. geste) – 1.Телодвижение (преимущественно, движение рукой), сопровождающее речь или заменяющее ее. Жест является одним из важнейших выразительных средств в театре. В искусстве драматического актера жест является либо бессловесным действием, либо дополнением к словесному действию (когда человек объясняет что-нибудь, он обычно жестикулирует, в исключительных случаях объясняется одними жестами без слов или одними словами без жестов). В склонности человека к скупости жестов или к их изобилию, в отборе применяемых им жестов в некоторой степени обнаруживаются его воспитание, привычки, темперамент душевное состояние в данный момент и в итоге – характер. 2. Поступок, рассчитанный на внешний эффект.

ЖЕСТИКУЛИРОВАТЬ – делать движения руками.

ЗАГЛАВНЫЙ – заглавие, (название какого-л. произведения – литературного, музыкального и т.д.) Заглавная роль – (партия) Роль, партия персонажа, именем которого названа пьеса, опера.

ЗАИГРЫВАНИЕ – любезничание. Заискивание перед кем-л,. попытки добиться чьего-л. расположения путем уступок, лести.

ЗАВЯЗКА – начало, исходный пункт каких-нибудь действий, событий.

ЗАДАЧА – цель, которую стремится достигнуть актер в процессе своего действия. Всякая цель связана с действием и способом его осуществления – приспособлением.

ЗАЖИМ – мускульное (мышечное) напряжение, мешающее органической жизни актера на сцене.

ЗАКРЫТАЯ СЦЕНА – то же, что и сцена-коробка.

ЗАКУЛИСНЫЙ – 1. Находящийся или происходящий за кулисами. 2. Тайный, скрываемый.

ЗАМЫСЕЛ – начальный этап творческого процесса – исходное представление художника о своем будущем произведении, предварительные наметки о его содержании, сюжете композиции, формах воплощения. Замысел обычно фиксируется в программах, творческих заявках, синопсисах, литературных и художественных набросках, эскизах.

ЗАНАВЕС – 1.Ткань, закрывающая сцену от зрителей, сидящих в зале и поднимающаяся перед началом сценического действия. Занавес подвешивается в виде драпировки с внутренней стороны портальной арки. Назначение занавеса – сделать невидимым процесс перемены обстановки, создать ощущение промежутка во времени между действиями между действиями. Занавесы бывают: поднимающиеся, раздвигающиеся и подбирающиеся по диагонали к углам зеркала сцены. Занавесы расположены за порталом сцены в следующем порядке: противопожарный (железный или асбестовый), основной, или антрактный (подъемный, раздвижной), и иногда специальный занавес для определенного спектакля. 2.Начало или конец какого-л. действия, события.

ЗАРАЖАТЬ – передавать склонность к чему-либо, увлекать кого-либо чем-нибудь. Заставить других подражать в чем-нибудь.

«ЗАСТОЛЬНЫЙ ПЕРИОД» – разбор, анализ пьесы за столом. Определение взаимоотношений действующих лиц, сквозного действия, сверхзадачи и т.д.

ЗАПЕВАЛА – певец, начинающий пение, подхватываемое хором.

ЗВУКООФОРМИТЕЛЬ – 1. Работник спектакля, создающий звуковое (шумовое) оформление спектакля. Звукооформитель является одновременно композитором звукового оформления и конструктором-изобретателем шумовых приборов, режиссером, организатором и дирижером шумовой бригады. Звукооформитель должен обладать тонким вкусом, особым слухом (исключительной слуховой наблюдательностью). 2. Работник театра – участник звукошумовой бригады.

ЗВУЧАНИЕ — Действие по знач. глаг., а также звуки этого действия. Направленность, характер смысл.

ЗВУЧАТЬ – 1. Издавать звуки. 2. Иметь то или иное звучание

ЗЕРКАЛО СЦЕНЫ– отверстие, образуемое портальной аркой сцены.

«ЗЕРНО» – эмоциональная сущность пьесы (роли), ее идеи. «Зерно» – это темперамент спектакля, сверхзадача – это цель, на которую он направлен, а сквозное действие – это путь, по которому идет актер к своей цели» (А.Д. Попов).

ЗОНГ –(англ.song) – злободневная сатирическая песенка, используемая в современных немецких, американских и английских комических операх, обозрениях, музыкальных представлениях.

«ЗОНЫ МОЛЧАНИЯ» – молчание актера во время реплик партнера или в паузах в тексте собственной роли.

ЗРИТЕЛЬ – тот, кто смотрит спектакль.

ИГРА – создание при помощи средств актерской выразительности (речь, жест, движение, мимика) художественного образа на сцене, эстраде, цирковой арене, в кино.

ИГРАТЬ – 1. Забавляться, резвиться, развлекаться. 2. воздействовать на инстинкты, чувства и т.п. для достижения намеченных целей. 3. Кем-чем и с кем-чем. Обращаться с кем, чем, как с игрушкой, забавой.

ИДЕЯ (гр.. idea понятие, представление) – 1. Мысль, общее понятие о предмете или явлении.2. Мысль, замысел. 3.Основная мысль чего-л., определяющая содержание чего-нибудь, напр. драматического произведения.

ИДОЛ (гр.eidōlon образ, подобие) – изображение божества, служащее объектом религиозного поклонения; объект слепого преклонения.

ИЗВЕСТНОСТЬ— слава, широкая популярность.

ИЗМЫ – о новомодных течениях в философии, политике, литературе, искусстве.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ (ИЗОБРАЖЕНИЕ) – воспроизведение средствами искусства внешнего чувственно-конкретного облика явлений действительности. Основанная на изобразительности образность присуща изобразительным искусствам, театру, кино, телевидению, фотоискусству – в них художественно-эстетическая и эмоциональная выразительность достигается только через конкретную «картину», «кадр», «сцену».

ИКОНОГРАФИЯ (гр. eikon изображение и grapho пишу) — описание и систематизация типологических признаков и схем, принятых при воспроизведении каких-либо персонажей или сюжетов, а также совокупности их изображений.

ИЛЛЮЗИЯ(лат. Illusio < illudere обманывать) – 1. Искаженное восприятие действительности; нечто кажущееся. 2.Несбыточная надежда, мечта.

ИМЕНИТЫЙ– 1. Занимающий высокое общественное положение; почтенный, уважаемый 2. Широко известный, знаменитый, прославленный.

ИМИДЖ (англ. image — изображение, «картинка», образ) — целенаправленно формируемый образ (какого-л. лица, явления, предмета), призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-л. в целях популяризации, рекламы и т.п.

ИМИТАЦИЯ(лат. imitatio подражание) – 1. Эстрадный жанр. Номер имитации строится на воспроизведении исполнителем различных явлений природы и быта, звуков, издаваемых музыкальными инструментами (так называемый «человек-оркестр»), голосов животных и птиц, шума поезда и т.п. Имитация этого рода называется также звукоподражанием. 2. Копирование известных людей, их манеры двигаться, держаться, говорить. 3. Прием актерской игры, воспроизводящий внешние черты поведения какого-либо человека (походка пьяного, заикание и т.д.)

ИМИТИРОВАТЬ(лат. imitare) -воспроизводить с возможной точностью, поражать кому — чему-нибудь.

ИМПРЕСАРИО – (итал. imprtsario предпринимать, затевать), частный предприниматель, организатор зрелищных мероприятий или агент какого-л артиста, действующий от его имени, заключающий для него контракты и т.д.

ИМПРОВИЗАЦИЯ В ТЕАТРЕ(фр. improvisation, лат. improvisus неожиданный) – сценическая игра, не обусловленная твердым драматургическим текстом и не подготовленная на репетициях.

ИМПРОВИЗИРОВАТЬ – уметь увлекаться данными обстоятельствами, непосредственно реагировать на них, находить в них свое поведение, фантазировать, сочинять свой текст.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬВ ИСКУССТВЕ– неповторимое своеобразие личности художника, особая форма его бытия и деятельности. Индивидуальность подразумевает самостоятельность мышления, цельность мировосприятия, нестандартное видение реальной жизни – все, что выделяет творца «лица не общим выражением». Творческая индивидуальность, как прочая, имеет мало общего с оригинальничаньем, нарочитым желанием казаться «не таким, как все» (хотя это и встречается в художественной среде). Подлинная оригинальность и глубина, истинный масштаб художника определяется многим – направленностью и силой его таланта, прежде всего. Важно помнить, что первичным условием формирования внутреннего авторского мира, чувства свободы творческого состояния являются неповторимые проявления натуры: без четко выраженной индивидуальности художник немыслим.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДЪЕМ– сценическое устройство, позволяющее поднимать предметы оформления на одном или нескольких канатах.

ИНЖЕНЮ(фр. ingenue наивная) – актерское амплуа в русском дореволюционном театре. Роли простодушных, наивных, обаятельных молодых девушек, глубоко чувствующих, лукаво-озорных, шаловливо-кокетливых, обладающих своеобразным юмором.

ИНСЦЕНИРОВАТЬ (лат. in + на scena сцена) – 1.Придать литературному произведению сценическую форму. 2. Изобразить что-л.с целью ввести в заблуждение.

ИНСЦЕНИРОВКА(от латинского in — на и scaena – сцена) – 1) Переработка повествовательного (прозаического или поэтического) произведения для театра или кино, а также драматическое произведение, получающееся в результате этого. Имеет форму пьесы с логично построенным действием. Инсценируются, как правило, наиболее популярные, имеющие большой успех у читателя произведения. Инсценировка может быть сделана самим писателем, однако чаще всего авторами инсценировки являются другие лица. В том случае, когда инсценировка значительно отличается от подлинника, она является самостоятельной пьесой, написанной «по мотивам» данного произведения. 2. О каких-л. действиях, имеющих видимость правдоподобия, но осуществляемых для обмана общественности и достижения определенных политических целей.

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ПРОСТРАНСТВО– театральное пространство, в котором зрительская и сценическая части слиты в единый пространственный объем.

ИНТЕРЕС – 1. Внимание, возбуждаемое чем- л. 2. Занимательность, значительность. 3. Нужды, потребности.

ИНТЕРМЕДИЯ (лат. intermedius находящийся посреди) – комическая сценка (или отдельно вставные музыкально-хореографические номера), разыгрываемая между действиями пьесы (иногда в тексте пьесы).

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ В ИСКУССТВЕ(лат. interpretatio толкование, объяс­нение) - 1. Трактовка ху­дожником жизненных явлений в русле определенных эстетических задач и в соответствии с ценностно-познавательным подходом к действительности (ав­торская интерпретация характеров, судеб, исторических событий и т.д.). 2. Творческое освоение художественного произведения, связанное с возможностью его избирательного (порой полемического) прочтения. В этом смысле интерпретация ярче всего реализуется в исполнительских искусствах — как трак­товка авторского текста в режиссерском решении, актерской роли, музыкальном исполнении и т.п. 3. В искусствознании, литературно-художественной критике — выяснение и объяснение (толкование) смысла произведения, его художественно-эстетических и психологических особенностей, значения и функций в определенной культурно-исторической ситуации. В основе широкой вариативности интерпретации лежит принципиальная многозначность художественного образа; переосмысление того или иного произведения (оно может быть многократным) зависит от исто­рического момента, уровня развития художественной культуры, системы эстетических взглядов, национальных традиций.

ИНТЕРПРЕТИРОВАТЬ – истолковать (истолковывать), раскрыть (раскрывать) смысл чего-нибудь, объясняя.

ИНТЕРЬЕР (фр. interieur внутренний) – декорация, изображающая замкнутое внутреннее пространство: внутреннее помещение дома, пещеру, железнодорожный вагон, кабину самолета и т.д. Часто интерьер связан с пейзажем, видимым через окна и другие просветы. Иногда декорация может изображать одновременно интерьер и пейзаж.

ИНТОНАЦИЯ (лат. intonare произносить громко, со зна­чением) — средство художественной выразительности, позволяющее пе­редавать те или иные особенности, а также оттенки, нюансы ав­торского текста, мысли. Передача эта осуществляется в основном в исполнительских искусствах — в звуковом (голос, музыка) или пластическом (поза, жест, мимика) виде. Интонация — знак отношения исполнителя к тексту, одно из эффективных средств его интерпретации. Интонация способна выявлять и подчеркивать смыслы не только разные, но подчас и противоположные (особым образом произнесенное «да» может означать «нет»). Интонация как музыкальный термин означает степень точности воспроизведения высоты звука (интонировать - ошибаться, брать не ту ноту).

ИНТРАДА -

ИНТРИГА (фр. intrigue < intricare запутывать) – 1.Скрытые действия неблаговидного характера для достижения какой-л. цели; происки, козни. 2. Соотношение персонажей и обстоятельств, обеспечивающее развитие в художественном произведении.

ИНТРИГА В ДРАМАТУРГИИ(фр. intrigue < латинского intricare запутываю) – способ организации драматического действия при помощи сложных перипетий. Интрига создается сознательными условиями одной из борющихся сторон или возникает в результате случайного стечения обстоятельств. С помощью интриги драматург достигает особой напряженности действия, заинтересовывает зрителя его развитием. Термин «интрига» иногда входит в жанровое обозначение пьес, указывая на доминирующую роль интриги в данной пьесе.

ИНТУИЦИЯ (лат.intueri пристально, внимательно смотреть) – особое чутье, проницательность, догадка, непосредственное познание, основанное на предшествующем опыте или теоретических научных знаниях.

ИПОТЕЗА(гр. upotesix) – жанр античного театра, один из видов мима. По сообщению Плутарха («Пиршественные изыскания»), ипотеза, по сравнению с другой разновидностью мима – пегниями (шутки»), отличалась большей сдержанностью, была менее груба и разнуздана, представления ипотезы более сложны и длительны. По-видимому, ипотеза имела разработанный сюжет и твердый текст, в то время как пегнии могли строиться на свободной импровизации исполнителя. Сюжеты ипотезы часто заимствовались из известных трагедий или комедий и подвергались пародийной переработке.

ИРОНИЯ(гр eironeia притворство, лукавство) – художественный прием, заключающийся в тонком, часто язвительном осмеянии персонажа, явления, обстоятельств. Ирония – насмешка, обычно неявная, скрытая, построенная на иносказаниях, подтексте, образной многозначности, контрастном столкновении видимого и сущего. Наиболее распространенный прием иронии – употребление слова, выражения или понятия в смысле, противоположном их прямому значению.

ИСКУССТВО – 1. Творческое отражение, воспроизведение действительности в образах. 2. Умение, мастерство, знание дела; самое дело, требующее такого умения, мастерства.

ИСКУССТВО АКТЕРА –искусство создания сценических образов; вид исполнительского творчества. Исполняя определенную роль в театральном представлении, актер как бы уподобляет себя лицу, от имени которого он действует в спектакле. Материалом для этого ему служат собственные природные данные: речь, тело, движения, мимика, так же как его эмоциональность, наблюдательность, воображение, память и др. Особенностью искусства актера является то, что процесс актерского творчества в своей конечной стадии всегда совершается на глазах у зрителя в момент спектакля.

ИСКУССТВО ПЕРЕЖИВАНИЯ – способность актера при каждом исполнении роли переживать чувства и мысли создаваемого персонажа, как свои собственные. «Это искусство основано на умении актера «в условиях жизни роли» и в полной аналогии с ней правильно, логично, последовательно по-человечески мыслить, хотеть, стремиться, действовать… Лишь только артист добьется этого, он приблизиться к роли и начнет одинаково с нею чувствовать» К.С. Станиславский).

ИСКУССТВО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ – способность актера демонстрировать на каждом спектакле готовый результат творчества. Актер, переживши однажды или несколько раз роль, в дальнейшем пользуется результатами своего подлинного переживания с помощью техники. «… В этом направлении искусства процесс переживания не является главным моментом творчества, а лишь одним из подготовительных этапов для дальнейшей артистической работы… Артист запоминает не самое чувство, а его видимые внешние результаты… Создав однажды и навсегда наилучшую форму роли, артист учится передавать ее технически, то есть он учится ее представлять» (К.С. Станиславский).

ИСКУССТВОЗНАНИЕ (равноценный термин ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ) система наук, в рамках которых исследуется социально-эстетическая сущность художественной культуры — ее генезис, закономерности развития взаимосвязи с социальной действительностью, весь комплекс проблем связанных с формой и содержанием художественных произведений. Своеобразной подсистемой искусствознания являются «частные» дисциплины, изучающие отдельные виды искусства (литературоведение, театроведение, музыкознание, киноведение и т.д.). Как искусствознание в целом, так и его разделы традиционно делятся на три субдисциплины — историю искусства теорию искусства и художественную критику, каждая из которых отличается своими научными подходами (методами) и понятийным инструментарием.

ИСПОЛНЕНИЕ (ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО) — игровое (пластическое) или звуковое (инструментальное и/или голосовое) воспроизведение художественного произведения, обеспечивающее его восприятие людьми. Художник-исполнитель — обязательный участник и фактический соавтор развернутого во времени творческого процесса, претворяющий сочиненное в зримые и слышимые формы.

ИСПОЛИН – 1. Человек необыкновенно высокого роста и крупного телосложения; великан, гигант. 2. Что-л., имеющее чрезвычайно большие размеры; о человеке в народе, выдающемся в какой-л. области своими достоинствами.

ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ ИСКУССТВА — особая, относительно самостоятельная сфера художественно-творческой деятельности, в которой овеществляются («материализуются») произведения «первичного» творчества — сочинения, зафиксированные в определенной знаковой системе и назначенные для перевода в тот или иной конкретно-художественный материал. К исполнительскому искусству относится творчество деятелей театра и кино — режиссеров и актеров; музыкантов — дирижеров, инструменталистов, вокалистов; артистов балета — хореографов и танцовщиков; работников радио и эстрады — чтецов, артистов разговорного жанра, участников вокально-инструментальных групп. Исполнение, обычно разведенное во времени с исходным сочинением, не просто его «оживляет», но реализует один из возможных вариантов прочтения, потенциально содержащийся в авторском замысле (хотя может не только не совпадать, но и противоречить ему).

ИСТИНА – 1. То, что существует в действительности; то, что правильно отражает действительность, правда. 2. Утверждение, суждение, проверенное практикой, опытом.

ИСХОДНОЕ ПРЕДЛАГАЕМОЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВО – подготавливает почву для возникновения конфликта; обстоятельство, в котором сосредоточена авторская боль; обстоятельство, которое находится за пределами пьесы, искать его следует в среднем круге предлагаемых обстоятельств; оно неизменно на протяжении всей пьесы; свое разрешение находит в главном событии пьесы; конфликтно по отношению к ведущему предлагаемому обстоятельству для всей пьесы.

ИСХОДНОЕ СОБЫТИЕ – начинается за пределами пьесы и заканчивается на глазах у зрителей; оно отражает исходное предлагаемое обстоятельство для всей пьесы и зарождается в его недрах.

ИУДИН ПОЦЕЛУЙ – предательский поступок, лицемерно прикрываемый проявлением любви, дружбы (по евангельскому преданию, Иуда указал стражникам, кто является Иисусом Христом, поцеловав его).

КАБУКИ – вид японского театра. Сложился и получил развитие в 17-18 в.в. Словом кабуки в 16 в. обозначали всякую экстравагантность в одежде, манерах, поведении; оно же применялось к скоморохам, бродячим актерам. Истоки искусства кабуки восходят к представлениям комедиантов – исполнителей небольших сценок, фарсов, в которые входили пляска и пение. С конца 17 в. началось формирование искусства кабуки как высокоразвитого профессионального искусства. Актерская игра строилась на основе «подражания» (мономанэ»), то есть стремления воспроизводить действительность, под которой понимается так же и внутренний мир, состояние человека. Свое завершение искусство кабуки получило во 2-ой половине 18 в. В спектаклях сохранился обязательный для него сказитель-рассказчик, который под аккомпанемент трехструнного сямисэна вел рассказ, актеры же в пантомиме воспроизводили действенные сцены. В театре кабуки сложились амплуа: герой, злодей, молодая девушка, молодой человек, матрона, старик, комик.

КАДР – 1. Отдельный снимок на кино- или фотопленке. 2. Отдельная сцена или эпизод из кинофильма.

КАНОН (гр. kanon норма, образец) — система норм и предписаний, доминирующая в искусстве какого-либо исторического периода или художественного направления. Становление канона означает стандартизацию и закрепление основных структурных особенностей художественного воспроизве­дения и предполагает наличие образцовых, эталонных произведе­ний. Приемы канонизации большей частью связаны с культовым началом; удельный вес канона снижается в историческом движении от древних культур к современному творчеству.

«КАПУСТНИК» — шуточное юмористическое представление. Капустники устраивались в дореволюционные годы для узкого круга приглашенных. В Москве первые капустники в виде закрытых вечеров пародии и шутки организовывались Обществом искусства и литературы. Позднее такие вечера проводились в МХТ. Программы этих капустников состояли из пародийно-сатирических и шуточно-юмористических номеров на различные театральные, а иногда и на общественно-политические злободневные темы. Они отличались творческой выдумкой и жанровым многообразием.

КАРМАНЫ СЦЕНЫ – помещения для сборки декораций и размещения накатных площадок. Из карманов сцены декорации подаются на игровую площадку. Карманы со сценой составляют единое целое. Размещаются за пределами боковых стен ее основной коробки, соединяясь с ней проемом, равным по ширине и высоте самому карману.

КАТАРСИС (гр. katharsis очищение, избавление от недуга) — термин античной эстетики, связанный с особенностями восприя­тия художественного произведения (трагедии) и означающий сильное душевное переживание зрителя — аффект, рождаемый «состраданием и страхом» (Аристотель). Изначальное смысловое значение понятия «катарсис» до конца не проявлено, попытки его уточнения и толкования продолжались на протяжении ряда столетий. Современные трактовки катарсиса в основном лежат в русле психобиологических и психосоциальных раз­работок. В широком употреблении катарсис — высшая точка, пик эмоционально-эстетического переживания, своеобразное потрясение, после которого насту­пает «просветление» — очищение и возвышение чувств.

КВАРТЕТ (ит.quartetto < лат.quartus четвертый) – 1. Музыкальное произведение для четырех инструментов или для четырех голосов; ансамбль из четырех исполнителей (певцов или музыкантов). 2. Группа людей в количестве 4-х человек, выполняющая какое-л. общее задание, работу.

КВИНТЕТ (ит.quintette < лат.quintus) – 1. Музыкальное произведение для 5-ти инструментов или для 5-ти голосов; ансамбль из 5-ти исполнителей (певцов или музыкантов). 2. Группа людей в количестве 5-ти человек, выполняющая какое-л общее задание, общую работу.

КИНОИСКУССТВО, КИНО (гр. kinema движение) — один из новых, «технических» видов искусства, произведения которого — фильмы — создаются на фотодинамической основе, с помощью киносъемки реальных или инсценированных событий, а также сюжетов, воссозданных средствами мультипликации (анимации). Искусство кино в наибольшей мере воплощает синтез искусств — в нем ор­ганично взаимодействуют эстетические свойства литературы, режиссер­ского и операторского мастерства, актерского исполнительства, изобразительного искусства, музыки. Эти особенности определяют максимально широкий диапазон возможностей кино в воспроизведении действительности и выводят его в ряд наиболее безусловных искусств и самых убе­дительных и действенных средств вне художественной информации.

КИНО –1. Театр, в котором на экране показывают фильмы. 2.То же, что кинематография. 3. То же, что фильм.

КИТЧ(нем. Kitsch) 1.Направление в искусстве, основанное на эклектике (смешение стилей) и стилизации. Китч — синоним пошлого клиширо­ванного псевдоискусства, лишенного эстетической ценности и рассчитан­ного на непритязательный, неразвитый вкус. Броские китчевые приемы подчас обретают «респектабельную» оболочку и проникают в средства массовой информации, рекламу, на эстраду и сцену.2. Предмет домашнего обихода, одежды и т.п. безвкусно стилизованный под что-л. 3. Безвкусная массовая продукция, рассчитанная на внешний эффект, дешевка.

КЛАКА (фр. claque) – группа подставных зрителей – клакеров, нанимаемых антрепренером театра или актером для создания искусственного успеха либо провала спектакля (например, при выступлении конкурирующей труппы или актера).

КЛАССИКА (лат. classicus образцовый, первоклассный) – утвердившееся в искусствознании общее название греко-римского античного искусства, а также искусства высокого Возрождения. В более широком смысле — наследие мировой и отечественной культуры, обладающее непреходящей эстетической ценностью, в том числе — совершенные произведения искусства, получившие признание как шедевры.

КЛАССИЦИЗМ (лат. classicus образцовый) – художественный стиль, зародившийся в ряде европейских стран в начале XVII в. Развиваясь на основе рационалистического мировоззрения, классицизм восстанавливал гуманистическую веру в гармоничную природу человека, требуя при этом полного сочетания личных интересов человека с велениями разума и нравственного долга.

КЛИО( гр.Kleiō)в греческой мифологии: одна из 9-ти муз, покровительница истории; изображалась с грифелем и папирусным свитком или со шкатулкой для свитков.

КЛИЧ – громкий зов, призыв к чему-л.

КЛОУНАДА – цирковой жанр, включает в себя комические выступления одного, двух или более артистов – клоунов, построенные на приемах эксцентрики, буффонады, гротеска. Истоки клоунады – в выступлениях народных артистов: в России — скоморохов, во Франции – жонглеров, в Германии – шпильманов, в Польше – франтов и др.

КЛУБ(англ. club) - 1. Объединение людей для совместного отдыха, развлечений, для общения связанного с их общими интересами (политическими, научными, художественными, спортивными и т.п.), а также здание, помещение, где встречаются люди, входящие в такое объединение. 2. Небольшая замкнутая группа лиц или государств, обладающих привилегией в какой-л. области, владеющей чем-л.

КНИГА – 1. Произведение печати в виде переплетенных листов бумаги с каким-л. текстом. 2. История чего-л., летопись.

КОЛЛИЗИЯ (лат/ collisio – столкновение, спор) – то же, что и конфликт: столкновение в произведении искусства противоположных сил, стремлений, интересов, взглядов, противоборство между характерами или внутри одного из них, побуждающее персонажи к поступкам. Коллизия служит толчком к действию, определяя собой движение сюжета.

КОЛОСНИКИ –верхняя решетчатая часть сцены-коробки для установки блоков, сценических механизмов и подвески элементов декорации.

КОЛОСНИКОВАЯ СЦЕНА– то же, что и сцена-коробка.

КОЛЬЦЕВАЯ СЦЕНА– сценическая площадка, выполненная в виде подвижного или неподвижного кольца, внутри которого находятся места для зрителей.

КОМЕДИАНТ(ит.cjmmtdiante) –1. В России в XVI-XVII вв. – актер; позже – исполнитель ролей в балаганных представлениях. 2. Притворщик, лицемер.

КОМЕДИЯ (гр.kōmōdia, лат.comoedia) – 1. Драматическое произведение с веселым смешным сюжетом, а также представление его на сцене. Один из основных видов драмы, отличительной особенностью которого является изображение характеров и ситуаций, возбуждающих смех зрителей. В зависимости от содержания жанровые разновидности комедии многообразны – от водевиля, фарса до серьезной, сатирической и гротесковой комедии. 2. Лицемерие, притворство в исполнении кого-л., лицемерное поведение.

КОМЕДИЯ ДЕЛЬ АРТЕ(ит.commedia deĺl arte ) – комедия масок – вид театра, получивший развитие в Италии в середине ХVI- ХVII вв.; спектакли строились на импровизации, буффонаде; широко использовались народные диалекты; постоянные персонажи-маски – Панталоне, Доктор и двое слуг (Дзанни) Бригелла и Арлекин – переходили из одного спектакля в другой.

«КОМЕДИЯ ПЛАЩА И ШПАГИ» (Comedia de capa y espada) – вид испанской драматургии. Характерные признаки этих пьес: изображение конфликтов, порожденных любовью, ревностью, чувством чести; быстрое, динамичное развитие действия; преобладание интриги над разработкой характеров; устойчивость сценических типов и др.

КОМИДИЛЛИОН(гр.komeidullion) – вид легкой комедии или лирической драмы с пением, получивший распространение на новогреческой сцене в 90-х г.г. XIX в. Пьесы эти незатейливы, но яркие образы (слуги, крестьяне) и занимательные сюжеты завоевали комидиллиону популярность среди широкого круга зрителей.

КОМИК(гр. komicox) – 1. (Устаревшее) автор комедий. 2. Театральное амплуа: актер, исполняющий комедийные (комические) роли. 3. Человек, обладающий способностью смешить других.

КОММЕНТАРИЙ(лат.commentarium) – 1. Обычно объяснение, толкование к какому-л тексту. 2. Рассуждения, пояснительные и критические замечания о чем-л.

КОММУНИКАБЕЛЬНЫЙ – человек, с которым легко общаться, иметь дело; общительный.

КОМПЛИМЕНТ(фр.compliment)– 1. Лестное замечание в адрес кого-л, похвала. 2. Поклон артиста по окончании номера и в ответ на вызовы зрителей (преимущественно в цирке).

КОМПРОМАТ – компрометирующий материал.

КОМПОЗИЦИЯ(лат. compositio – соединение, составление). 1. Построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, жанром и во многом определяющее его восприятие. Композиция – важнейший организующий элемент художественной формы, придающий произведению конструктивную цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому, которое обретает «прелесть порядка» (Гораций). По своему содержанию композиция близка таким порядкам, как архитектоника и структура. Они присуща произведениям практически всех видов искусства, однако в разное время и в разных художественных направлениях играла неодинаковую роль – от жесткой, в том числе канонической заданности до значительной размытости, фрагментарности, незавершенности. Композиция – универсальный элемент художественного языка и по-своему проявляется в архитектуре, изобразительном искусстве, кино, музыке, театре. 2. Произведение, включающее различные виды искусства (например, музыкальная композиция) или составленное из разных художественных работ и отрывков одного вида.

КОНСТРУКТИВИЗМ(<лат. constructio построение) — направление в искусстве ХХ в., подменяющее его образность «выявлением конструкции», техницизмом. Конструктивизм развился после первой мировой войны. Отрицая идейно-познавательную роль искусства, выступая с требованиями функциональной, конструктивной «целесообразности», «рациональности» искусства, конструктивисты приходили часто к эстетскому любованию формой в отрыве от содержания. В театре конструктивизм проявился главным образом в декорационном искусстве.

КОНСТРУКЦИЯ В ТЕАТРЕ(лат. constructio построение) – 1. Каркас для объемных частей декорационных установок (стволы деревьев, скалы, колонны, лестницы, архитектурные арки, своды и пр.). 2. Невидимые зрителю постройки, рассчитанные на большую грузоподъемность. 3. Приспособление для передвижения декорационных установок (фурка, накладной, вращающийся круг) и крепления декораций (относки, фермы и т.п.). 4. Рама-поделка, на которую натягивается холст для плоскостных живописных декораций.

КОНТАМИНАЦИЯ(лат. contaminatio соприкосновение) – литературный прием в античной драматургии. Применялся римскими драматургами при переработке греческих комедий. Заключался в дополнении материала комедии мотивами, сценами и персонажами, заимствованными из других комедий.

КОНТЕКСТ (< лат. contextus тесная связь, соединение)– законченная в смысловом отношении часть текста, позволяющая установить значение входящего в него слова или фразы.

КОНТЕНТ–АНАЛИЗ – Метод выявления и оценки содержательных характеристик текста посредством анализа частоты употребления, какого- л. понятия или темы на протяжении значительного времени, например, в средствах массовой информации.

КОНТРАМАРКА (фр. contremarque, от contre – здесь означает «добавочный» и marque – значок) – 1. пропуск (записка), выдаваемый администратором театра, цирка, концертного зала отдельным лицам на право бесплатного посещения представления. 2. Талон, выдаваемый зрителю, временно покидающему театр, на право возвращения в театр без повторного предъявления билета.

КОНТРДЕЙСТВИЕ — действие, направленное против другого действия.

КОНФЕРАНС (фр. conférencie) – эстрадный жанр; выступление на сцене, связанное с объявлением и комментированием (обычно комедийного характера) номеров эстрадного представления, концерта, а также текст такого выступления.

КОНФЕРАНСЬЕ – (фр. conferencier докладчик, лектор) – артист эстрады, объявляющий номера и выступающий перед публикой в промежутках между номерами эстрадного концерта. Поведение Конферансье на сцене и текст его реплик носят обычно комедийный характер. Конферансье комментирует отдельные номера, в какой-то степени объединяет эстрадную программу, стремится придать ей злободневный характер. Конферанс возник на импровизированных любительских дивертисментах, устраивавшихся в 60-е гг. ХIX в. артистической и литературной богемой в парижских кафешантанах и кабаре.

КОНФИДАНТ, КОНФИДАНТКА (фр. confident, confidente), — актерское амплуа в русском театре XVIII-XIX вв. То же, что наперсник, наперсница.

КОНФЛИКТ (лат. conflictus борьба, потрясение) – столкновение сторон, мнений, сил. В искусстве – синоним коллизии.

КОНЦЕПЦИЯ художественная (от латинского conceptio – понимание, система) – образная интерпретация действительности, способ трактовки ее проблем и коллизий; своеобразные ведущий замысел художественного произведения, его сверхзадача, которая может быть выражена латентно, скрыто, и прямо, акцентировано. Художественная концепция отражает мировоззрение и мировосприятие художника, его ценностные ориентации и нравственные установки, в основе которых – общая концепция мира и человека, специфическое понимание отношений между личностью и социумом. Таким образом, художественная концепция позволяет соотносить художественную позицию автора с определенной идейно-творческой платформой, с конкретным творческим методом, который, в свою очередь, определяет многие особенности художественного мышления.

КОНЦЕРТ (ит. сoncerto < лат. concerto – состязаюсь) – публичное выступление артистов по определенной, заранее составленной программе. Виды концерта: музыкальный, литературный, смешанный, эстрадный.

КОНЦЕРТМЕЙСТЕР(нем. Кonzertmeister) – 1. Пианист, помогающий исполнителям (певцам, артистам балета и др.) разучивать их партии и аккомпанирующий им в концертах. 2. Первый скрипач – солист оперного или симфонического оркестра. 3) Музыкант, возглавляющий одну из струнных групп оперного или симфонического оркестра.

КОРИФЕЙ (< гр. Koyphaiox вождь, предводитель) – 1. В древнегреческой трагедии - предводитель хора, вступающий в непосредственный контакт с актерами 2.В русском дореволюционном театре - ведущий артист кордебалета, танцующий в первой линии и исполняющий небольшие танцы 3. В переносном смысле – выдающийся деятель искусства, науки и т.д.

КОРДЕБАЛЕТ(фр.corps de ballet)– артисты балета, исполняющие массовые и групповые танцы.

КОРОБКА СЦЕНЫ– строительная конструкция, формирующая пространство сцены-коробки.

КОРОЛЕВА – 1. Жена или мать короля; правительница монархического государства. 2.Женщина, выделяющаяся своей красотой. 3. Обладательница самых высоких достоинств в чем-л., лучшая среди других ( в какой-л. области). 4. О чем-л. самом лучшем, достойном в ряду однородных явлений, предметов и т.п.

КОРОЛЬ – 1. Титул монарха в некоторых феодальных и буржуазных государствах, а также лицо, носящее этот титул. 2. Монополист, крупный деятель в какой-л. области промышленности или торговли. 3.О том, кто является первым, самым лучшим среди других, кто достиг совершенства в чем-л. 4. О ком-, чем-.л., резко выделяющемся чем-л. в ряду себе подобных, значительно превосходящем их какими- л. качествами.

КОРОНА (лат.corona) – 1. Золотой венец с драгоценными украшениями, являющийся символом власти монарха. 2. Власть монарха; символ власти кого-л. 3. О титуле, звании чемпиона в каком-л. виде спорта.

КОСМЕТИКА (< гр. kosmētikē искусство украшать) – 1. Искусственное придание красоты лицу, телу, поддержание их здорового состояния; средства; препараты, служащие для этой цели. 2. О средствах приукрашивания чего-л. (общественного строя, политики, политических организаций и т.п.), имеющих целью скрыть истинное положение вещей, обмануть общественное мнение.

КОСМОС(гр.kosmos вселенная) – 1. Мир, вселенная. 2. О том, что охватывает все пространство, все сферы чего-л.

КОСТЮМ ТЕАТРАЛЬНЫЙ (фр. costume) – одежда, обувь, головные уборы, украшения и другие предметы, используемые актером для характеристики создаваемого им сценического образа. Необходимое дополнение к театральному костюму – грим и прическа. Театральный костюм помогает актеру найти внешний облик персонажа, раскрыть внутренний мир сценического героя, определяет историческую, социально-экономическую и национальную характеристику среды, в которой происходит действие.

КОСТЮМЕР – работник театра, готовящий к спектаклю костюмы и помогающий актеру одеваться. Костюмер должен обладать знанием всех деталей костюма, реквизита, умением быстро исправить возможные неполадки в костюме.

КОСТЮМЕРНАЯ МАСТЕРСКАЯ –мастерская, где изготовляются театральные костюмы и все детали к ним (обувь, головные уборы, а так же цветы и другие украшения). Костюмерную мастерскую обычно возглавляет художник, который руководит изготовлением костюмов по своим эскизам или по эскизам другого художника, оформляющего спектакль.

КРАСНОРЕЧИВЫЙ – 1. Человек, который умеет хорошо, красиво говорить, обладает красноречием. 2. Ярко и выразительно передающий какие-л чувства, настроение (о взгляде, жестах) 3. Ярко и убедительно свидетельствующий о чем-л., доказывающий, утверждающий что-л.

КРЕДО (< лат.credo верю, верую) – 1. У католиков: краткое изложение догматов католицизма.2. Взгляды, убеждения, основы мировоззрения.

КРИК – 1. Громкий, напряженный звук голоса; очень громкое восклицание. 2. Сильное, бурное проявление какого-л. чувства.

КРИТИКА (< гр. kritikē искусство разбирать, судить) – 1. Обсуждение, разбор чего-л. с целью вынести оценку, выявить недостатки и достоинства. 2. Отрицательное суждение о чем-л., указание недостатков.

КОТУРНЫ (гр.kothornoi, лат. cothurni) – в античном театре род обуви, применявшийся трагическими актерами. Котурны имели очень высокую подошву, что увеличивало рост актера, придавая его облику величие, торжественность, соответствующие характеру трагедии как части религиозного культа.

КРАСНАЯ ЛИНИЯ (Красная черта) – граница между авансценой и нулевым планом сцены. На красной линии опускается противопожарный занавес. Условная черта, проходящая по линии антрактового занавеса. Обозначает начала сцены.

КРУГ СЦЕНИЧЕСКОГО ВНИМАНИЯ –сосредоточенность сценического внимания на том, что происходит в данном конкретном месте на сцене (см. «внимание сценическое»).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.