АВТОРИЗОВАННАЯ ИНСЦЕНИРОВКА– пьеса, созданная на материале литературно-художественного произведения нетеатрального жанра (романа, повести, поэмы и пр.) и одобренная автором переработанного сочинения. Авторизованный перевод – перевод драматического произведения (с языка оригинала на другой язык), согласованный с автором оригинала.
АВТОРСКАЯ ИНСЦЕНИРОВКА – пьеса, созданная на материале литературно-художественного произведения нетеатрального жанра (романа, повести, поэмы и пр.) самим автором этого произведения.
АГОН (agwn, от agw — веду) — в древней аттической комедии словесное состязание, спор между двумя главными действующими лицами. В агоне раскрывается основная идейная проблематика произведения. Агон встречается в «Осах» (спор Филоклеона и Вделиклеона) и в «Лягушках» (спор Эсхила и Еврипида) Аристофана и в других произведениях.
АДЕПТ(латин. adeptus достигший) - посвященный в тайны какого-л. учения, секты. 2. Ревностный приверженец какого-л. учения.
АЖУРНАЯ (ПРОРЕЗНАЯ) ДЕКОРАЦИЯ (фр. a jour — сквозной) – один из видов плоской живописной декорации: часть живописной поверхности декорационного холста вырезается и сквозь прорези виден фон, изображающий небо, второй план архитектурной или пейзажной декорации и т.п. Ажурная (прорезная) декорация при подвеске на нескольких планах создает иллюзию пространственного сооружения или глубины пейзажа (особенно при удачном использовании эффектов сценического освещения). Ажурные архитектурные декорации на сцене проектируются и строятся по законам условной сценической перспективы.
АКТ (латин. actus – действие) – 1. Законченная часть драматического произведения или театрального представления. Акт может дробиться на более мелкие части (явления, эпизоды, сцены, картины). 2. В Англии, в так называемом Елизаветинском театре, актом называлась музыка между отдельными частями пьесы.
АКТЕР(фр. acteur, латин. actor исполнитель) - исполнитель ролей в драматических, оперных, балетных, эстрадных, цирковых представлениях и в кино.
АКТЕРСКАЯ ТЕХНИКА – изучение законов сценического поведения актера. Целесообразное, психически обоснованное сценическое поведение актера; система выразительных средств.
АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО – 1. Высокое искусство сценической деятельности артиста. «Создание на сцене «жизни человеческого духа роли», то есть внутренней жизни создаваемого образа, его психологического мира» (К.С. Станиславский). «Стремление актера быть, а не казаться, действовать, а не изображать действие» (А.Д. Попов). 2. Дисциплина (учебный предмет) в театральном вузе.
АМПЛУА (фр. emploi применение, роль) – род ролей, соответствующий сценическим данным актера. В драматическом театре путь развития амплуа – от типизированных персонажей (масок, аллегорий, символов) к индивидуализированным образам находятся в тесной взаимосвязи с состоянием драматургии и актерского искусства. До начала XX века в России были распространены следующие амплуа: мужские – герой - любовник, трагик, комик, простак, резонер, фат; женские – комичная старуха, грандам, травести, инженю, героиня, субретка и др.
АМФИТЕАТР(гр. amphitheatron от греческого зрелище с обеих сторон) – 1. В древнегреческом театре – места для зрителей, расположенные полукругом на склонах холмов. 2. В древнеримской архитектуре – открытое круглое или эллиптическое сооружение для зрелищ, в котором места для зрителей располагались уступами вокруг арены. 3.В современных театральных, концертных залах, цирках и т.п. – места в зрительном зале, расположенные за партером с повышением каждого последующего ряда. По форме их разделяют на круглые, веерные, секторальные.
АНГАЖЕМЕНТ (фр. engagement обязательство, наем) (устаревшее) – приглашение артиста (артистки) или артистического коллектива на известный срок для участия в спектаклях или концертах на определенных условиях.
АНЕКДОТ (гр. anekdotos неизданный) – на профессиональном жаргоне работников кино, ТВ, театра – краткая, сжатая до двух-трех фраз сюжетная схема произведения («герой эмигрировал по ошибке вместо брата…»). Анекдот нередко совпадает с расхожими фабульными клише, ставшими своеобразными иероглифами (бесчисленные варианты «золушки», «полицейский – преступник», «человек, сделавший себя сам» и т.п.).
АНОНС (фр. annonce публичное оповещение, объявление) – предварительное объявление о спектакле. В XVII-XVIII в.в., преимущественно во французском театре, анонс представлял собой краткое обращение со сцены к публике перед началом спектакля (и отдельных его актов) с сообщением о предстоящем показе, о действующих лицах, исполнителях; по окончании представления — о значении развязки и пр.; одновременно рекламировались последующие спектакли театра. В настоящее время анонсом называется предварительная, без подробных сведений афиша, объявляющая о спектакле, выступлении, концерте и т.п.
АНСАМБЛЬ (фр. ensemble, буквально – единство, созвучие, согласованность) – в театральном искусстве – стройность и согласованность игры актеров. Ансамбль служит раскрытию замысла сценического произведения, осуществлению стилевого единства спектакля. В ансамбле проявляется особая природа театрального действия как искусства синтетического и коллективного. Наличие в спектакле ансамбля определяется умением каждого актера сочетать свой замысел и сценические задачи с задачами других актеров, добиться гармоничности, согласованности исполнения, поддерживать на сцене общий тон, ритм и настроение. Ансамбль возникает в результате длительной работы актеров в одном коллективе или принадлежности их к одной художественной школе.
АНТИЦИПАЦИЯ (лат. anticipatio упреждаю, предвосхищаю) – в художественной деятельности – умение предугадать, распознать будущие события. То же, что и предвидение.
АНТИЧНЫЙ ТЕАТР – понятие, объединяющее древнегреческий театр, развивавшийся под его влиянием театр некоторых стран Ближнего Востока (входивших в круг так называемой эллинистической культуры) и театр Древнего Рима. В период развития Античного театра (VI в до н.э. – IV-V в.в. н.э.) в Европе впервые было создано подлинное театральное искусство, возникли первые образцы постоянных театральных сооружений, театральных машин и декорационного оформления спектакля. Опыт и традиции Античного театра оказали огромное влияние на теорию и практику европейского театра нового времени.
АНТРАКТ(фр. entracte, от entre – между и acte – действие) – 1. Перерыв между актами спектакля или отделениями концерта, циркового представления. Служит для отдыха исполнителей и зрителей, а также для перемены декораций. 2. Музыкальная пьеса, являющаяся вступлением к одному из действий (кроме 1-го) оперного или драматического спектакля (антракт в опере «Кармен», антракт из музыки Чайковского к пьесе «Снегурочка» и т.п.). Исполняется обычно после перерыва, непосредственно перед поднятием занавеса.
АНТРЕ – [фр. entree вход, вступление, выход (на сцену)] – 1. В средневековой Европе – торжественное вступление, выход в пиршественный или бальный зал костюмированных персонажей. Антре во Франции, Италии, Испании явились прообразами балета, а также интрады в инструментальной танцевальной сюите. 2. В XVII-XVII в.в. – выход одной или нескольких групп танцовщиков (с четным числом участников), представлявших, посредством танца и пантомимы часть действия балета, комедии-балета, оперы-балета. 3. В балете XIX-XX в.в. – вступительная часть развернутого па-де-де, общий выход танцовщицы и танцовщика. 4. Клоунский номер, обычно комическая разговорная сценка или пантомима. Первое время антре называли всякое появление клоунов на манеже. Антре связано с выступлениями клоунов амплуа Августа.
АНТРЕПРИЗА(фр. entreprise, от entreprendre – предпринимать) – предприятие, созданное и возглавляемое частным предпринимателем – антрепренером.
АНШЛАГ (нем. anschlag афиша, объявление) – специальное объявление («все билеты проданы»), вывешиваемое в необходимых случаях у кассы театра. Понятие «аншлаг» тождественно понятию «полный сбор».
АПАРТ (фр. a part, итальянский a parte в сторону) – монологи или реплики, направленные в публику (считается, что присутствующие на сцене их не услышат).
АПЛОДИРОВАТЬ – одобрять или приветствовать аплодисментами.