Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Звуковое решение спектакля



 

Как и сценография, звуковое оформление спектакля полифункционально. Оно включает в себя:

1) музыку;

2) шумы;

3) тональный (интонационный, тембральный, ритмический) строй актерской речи и может служить цели создания или характеристики:

а) места действия;

б) времени;

в) атмосферы действия;

г) смены времени и места действия;

д) режиссерских акцентов;

е) создания или укрупнения сценических и внесценических событий;

ж) усиления эмоционального звучания сцены;

з) раскрытия отношения театра к изображаемым событиям;

и) напоминания о тех или иных событиях (музыкальная ассоциация);

к) различных эффектов и т.д.

По способу реализации музыкального оформления музыку подразделяют на исполняемую по ходу действия и музыку «от театра», музыку, исполняемую на сцене и за сценой, бытовую, психологическую, условную.

В качестве примера музыкального решения спектакля рассмотрим режиссерские задания С. Юрского композитору О. Каравайчуку в период работы над пьесой М.А. Булгакова «Кабала святош» («Мольер»). Главная тема – тема представления. Это смесь танцевальной музыки и пролога к смертельному номеру в цирке.

Тема нежности. Клавесин. Ее впервые сыграл Шарлатан. Потом с ней связаны отношения Мольера, Арманды и Муаррона. Она имеет мажорный и минорный варианты.

Тема дворца. В ней есть трубная торжественность и вечерняя тишина громадных покоев, где разом бьет множество часов.

Тема Кабалы – гулкость высоченного собора и низкосводчатого подвала. Орган. Далекий хор мальчиков, колокольчики, стук далеких железных дверей.

Тема «мнимого больного». Жуткая и завораживающая в своем однообразии, аккомпанирующем хору актеров, размере. Оперетка в аду.

Нередко у режиссера нет возможности работать с композитором или музыкальным оформителем, ему приходится самому подбирать музыкальный материал, руководствуясь такими принципами:

- избегать использования популярных музыкальных произведений, поскольку они вызывают у зрителей дополнительные реакции-ассоциации, предусмотреть которые практически невозможно;

- прибегать к контрастному использованию музыкальных тем, поскольку эмоциональное воздействие в таком случае значительно сильнее;

- стремиться к стилевому единству музыкального материала.

 

Мизансцена

 

Мизансцена (размещение на сцене) – образно-пластическое выражение события в пространстве и времени спектакля, язык режиссерского искусства.

Жизнь человека состоит из непрерывной цепи событий. Сценическое событие всегда зрелищно. Самые сложные духовные явления выражаются через последовательную цепь конкретных физических действий. Но физическое действие само по себе – еще не мизансцена. Мизансцена – это процесс, который, как и развитие борьбы в целом, имеет свои этапы, «зигзаги», повороты и скачки; это зримый плод режиссерского решения.

По своему значению в развитии действия различают функциональные, психологические (сюжетные, фабульные) и тематические (идейные) мизансцены. Первые носят чисто служебный характер (раздеться, пойти и взять какой-нибудь предмет, налить чай и т.д.); вторые – физическое выражение внутренней жизни действующего лица; третьи выявляют тему и идею произведения. Образность мизансцены возникает вследствие применения пластических метафор, сравнений, аллегорий, гипербол и т.д. (прежде всего это относится к тематической мизансцене).

Воображаемый след, оставляемый персонажем в пространстве спектакля называется магистралью мизансцены. Мизансценическая тенденция персонажа проявляется в его стремлении находить себе постоянное место в пространстве события: одни стремятся к «задворкам», другие «демонстрируют» себя, кто-то обживает пространство сцены, подсматривая и подслушивая, отдельные персонажи всегда статичны и т.д.

Разрабатывая пластическое решение, режиссер, прежде всего, должен определить основные, переломные моменты в развитии пластики спектакля. Такими моментами являются: первая после открытия занавеса мизансцена, завязка, кульминация, развязка и последняя мизансцена. Разработав эти мизансцены, можно перейти к разработке второстепенных событий и т.д., и так до тех пор, пока пластически не будет зафиксирована вся партитура спектакля.

В разделе постановочного плана «Мизансцена» фиксируются только пять основных мизансцен спектакля. Полная партитура подробно описывается в режиссерском экземпляре пьесы. В разделе «Мизансцена» описываются так же основные мизансценические тенденции персонажей.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.