Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Решение и его реализация (воплощение)



 

Решение. Что это такое? Это существование в театральном плане смысла, идейного существа спектакля. Решением может быть психофизическое действие, пластический рисунок, повторение приема, контраст действия, среды и т.д. Найти решение – значит, найти то, что играть в пьесе, сцене, роли и, как главное, найти то, что должно удивить зрителя значительным содержанием впервые раскрытого противоречия.

А.Д. Дикий решение формулировал кратким вопросом: «Чем будем удивлять?».

Режиссерское решение пьесы распространяется на все без исключения сцены и эпизоды спектакля, как логические выводы из взятого в основу противоречия. Верное решение А.Д. Дикий сравнивал с верно взятым направлением в начале построения режиссерской композиции. Он говорил, что если ошибаешься на полградуса, в исходном направлении… на большом расстоянии удалишься от цели на километр. Поэтому он требовал в решениях «абсолютной логики». Отсюда его формула: «Искусство режиссуры – есть искусство логики». Но это – логика, в которой строго последовательно реализуется парадоксальное жизненное противоречие, найденное режиссером в основном конфликте пьесы. Оно значительно, потому, что вызывает множество самых разных ассоциаций. Тогда то, что знакомо зрителю в окружающей его действительности, он видит в многозначном концентрате событий сюжета и в художественных образах действующих лиц.

«Смысл режиссерского решения, — говорил Г.А. Товстоногов, — состоит в том, чтобы найти единственную, непосредственную связь между существом «идеального» замысла и способом его реализации, найти путь, образно выразить самое существо содержания пьесы и убедить зрителя в правильности вашей идейной позиции через точное сценическое решение, через его реализацию в актере. Важно не уйти в мир рассуждений по поводу пьесы, а увидеть ее в пространстве, во времени, в беспредельно развивающемся действии, столкновении характеров, в определенных темпо-ритмах. Для любого произведения важно найти единственное решение, свойственное данному произведению, данному жанру, данному автору». Решение можно показать, осуществить в спектакле, а рассказ о нем всегда приблизителен.

Приведем пример одного из режиссерских решений Б. Брехта. В последней картине спектакля « Мамаша Кураж и ее дети» совершает героический поступок единственная из оставшихся в живых детей маркитантки – Катрин. Кураж приходит к месту гибели дочери, когда все уже кончено. Безрассудное единоборство человека с войной завершается закономерно трагическим финалом: мать потеряла всех своих детей, среди которых затеяла рискованную войну с войной. Кураж достает деньги, чтобы крестьяне похоронили Катрин, поскольку сама Кураж торопится, боится отстать от войска. И вот, в момент такого горя, Кураж отсчитывает деньги, внимательно выбирая монету: как бы не передать! Казалось бы, в такой ситуации матери уже не до денег. Да, матерям вообще, но не Кураж. До последней минуты в ней борется чувство материнства с духом торгашества, причем последний побеждает.

Конечно, все подобного рода краткие характеристики решений не дают о них полных представлений, да их и нельзя, по сути дела, рассматривать вне связи каждой сцены с общей композицией спектакля. Каждое осуществленное решение – явление искусства, и потому в нем дороже всего своеобразие.

Решение – это то, что обнаруживает, взрывает идейный смысл, содержание спектакля.

Режиссеру необходимо помнить, что в режиссерском решении необходим неожиданный прием, но при этом важно, чтобы этот прием не выходил из природы данного конкретного произведения, из его существа.

Рассказывает Г.А. Товстоногов: «В одном из старых спектаклей была сцена-символ. Герой в душной тесной комнате хочет застрелиться, подставляет револьвер к виску, но вот идет к окну, распахивает его, и в комнату врывается свет, чистый воздух – «жизнь победила смерть»… Этот символ явно придуман, он умозрителен. Второй пример из старого фильма « Мадлен Руж » о жизни Тулуз-Лотрека. Он тоже решает покончить с собой. Он безногий, от него ушла любимая… Он открывает газовую колонку. Садится… Ждет… Перед ним мольберт с незаконченной картиной. Неожиданно он увидел недостаток этой картины, понял, как его исправить и начал работать. Он все больше увлекается, стремясь добиться результата. Он уже давно забыл о своем первом намерении – о самоубийстве. Чувствуется, что ему жарко, душно. Он машинально толкнул и растворил окно. Вот режиссерское решение: аллегория – творчество вернуло человеку жизнь».

Главной фигурой в реализации решения спектакля является актер. Поэтому огромное внимание режиссер должен придавать работе с исполнителем.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.