Решение. Что это такое? Это существование в театральном плане смысла, идейного существа спектакля. Решением может быть психофизическое действие, пластический рисунок, повторение приема, контраст действия, среды и т.д. Найти решение – значит, найти то, что играть в пьесе, сцене, роли и, как главное, найти то, что должно удивить зрителя значительным содержанием впервые раскрытого противоречия.
А.Д. Дикий решение формулировал кратким вопросом: «Чем будем удивлять?».
Режиссерское решение пьесы распространяется на все без исключения сцены и эпизоды спектакля, как логические выводы из взятого в основу противоречия. Верное решение А.Д. Дикий сравнивал с верно взятым направлением в начале построения режиссерской композиции. Он говорил, что если ошибаешься на полградуса, в исходном направлении… на большом расстоянии удалишься от цели на километр. Поэтому он требовал в решениях «абсолютной логики». Отсюда его формула: «Искусство режиссуры – есть искусство логики». Но это – логика, в которой строго последовательно реализуется парадоксальное жизненное противоречие, найденное режиссером в основном конфликте пьесы. Оно значительно, потому, что вызывает множество самых разных ассоциаций. Тогда то, что знакомо зрителю в окружающей его действительности, он видит в многозначном концентрате событий сюжета и в художественных образах действующих лиц.
«Смысл режиссерского решения, — говорил Г.А. Товстоногов, — состоит в том, чтобы найти единственную, непосредственную связь между существом «идеального» замысла и способом его реализации, найти путь, образно выразить самое существо содержания пьесы и убедить зрителя в правильности вашей идейной позиции через точное сценическое решение, через его реализацию в актере. Важно не уйти в мир рассуждений по поводу пьесы, а увидеть ее в пространстве, во времени, в беспредельно развивающемся действии, столкновении характеров, в определенных темпо-ритмах. Для любого произведения важно найти единственное решение, свойственное данному произведению, данному жанру, данному автору». Решение можно показать, осуществить в спектакле, а рассказ о нем всегда приблизителен.
Приведем пример одного из режиссерских решений Б. Брехта. В последней картине спектакля « Мамаша Кураж и ее дети» совершает героический поступок единственная из оставшихся в живых детей маркитантки – Катрин. Кураж приходит к месту гибели дочери, когда все уже кончено. Безрассудное единоборство человека с войной завершается закономерно трагическим финалом: мать потеряла всех своих детей, среди которых затеяла рискованную войну с войной. Кураж достает деньги, чтобы крестьяне похоронили Катрин, поскольку сама Кураж торопится, боится отстать от войска. И вот, в момент такого горя, Кураж отсчитывает деньги, внимательно выбирая монету: как бы не передать! Казалось бы, в такой ситуации матери уже не до денег. Да, матерям вообще, но не Кураж. До последней минуты в ней борется чувство материнства с духом торгашества, причем последний побеждает.
Конечно, все подобного рода краткие характеристики решений не дают о них полных представлений, да их и нельзя, по сути дела, рассматривать вне связи каждой сцены с общей композицией спектакля. Каждое осуществленное решение – явление искусства, и потому в нем дороже всего своеобразие.
Решение – это то, что обнаруживает, взрывает идейный смысл, содержание спектакля.
Режиссеру необходимо помнить, что в режиссерском решении необходим неожиданный прием, но при этом важно, чтобы этот прием не выходил из природы данного конкретного произведения, из его существа.
Рассказывает Г.А. Товстоногов: «В одном из старых спектаклей была сцена-символ. Герой в душной тесной комнате хочет застрелиться, подставляет револьвер к виску, но вот идет к окну, распахивает его, и в комнату врывается свет, чистый воздух – «жизнь победила смерть»… Этот символ явно придуман, он умозрителен. Второй пример из старого фильма « Мадлен Руж » о жизни Тулуз-Лотрека. Он тоже решает покончить с собой. Он безногий, от него ушла любимая… Он открывает газовую колонку. Садится… Ждет… Перед ним мольберт с незаконченной картиной. Неожиданно он увидел недостаток этой картины, понял, как его исправить и начал работать. Он все больше увлекается, стремясь добиться результата. Он уже давно забыл о своем первом намерении – о самоубийстве. Чувствуется, что ему жарко, душно. Он машинально толкнул и растворил окно. Вот режиссерское решение: аллегория – творчество вернуло человеку жизнь».
Главной фигурой в реализации решения спектакля является актер. Поэтому огромное внимание режиссер должен придавать работе с исполнителем.