Разнообразные торговые фирмы укрепляют городское разнообразие, стимулирующее для творческих людей. Разнообразие форм торговли связано с культурным, этническим разнообразием городской среды. Например, в Ханты-Мансийске регулярно проводятся выставки-распродажи московских, курганских, санкт-петербургских и белорусских товаропроизводителей
В окружном центре действуют разные по размеру, по формам собственности и формату предприятия торговли. В конце 2012 года система розничной торговли города включала 429 магазинов, десять торговых комплексов, 60 павильонов, два рынка, четыре предприятия мелкооптовой торговли (табл. 1.16).
В целом по городу норматив по торговым площадям на тысячу жителей превышен в три раза. Однако за общей благополучной картиной насыщенности города торговыми фирмами скрываются значительные внутренние контрасты: в центре города высокая плотность размещения магазинов и торговых комплексов, а на его окраинах нередко нет продовольственных магазинов шаговой доступности и мало даже павильонов и киосков. Поэтому в практику строительства новых многоэтажных жилых домов вводится обязательное размещение на первых или цокольных этажах предприятий торговли.
Таблица 1.16. -- Распределение торговых площадей в г. Ханты-Мансийске
В конце года
Наименование
Количество
Торговая площадь, м2
Всего объектов розничной торговли, в том числе:
73291,5
73030,5
Магазины
в том числе:
новые
с реконструкцией
закрыты за год
38483,3
2889,2
364,0
427,0
42758,3
5027,8
225,6
752,8
Распределение по специализации магазинов
продовольственные
непродовольственные
Торговые комплексы:
Торговая площадь до 1000 м2
Торговая площадь от 1000 до 5000 м2
Торговая площадь от 5000 м2
-
-
26374,0
-
3355,3
23018,7
26374,0
-
3355,3
23018,7
Торговый ряд
1064,0
1064,0
Объекты мелкорозничной торговой сети, в том числе:
павильоны
киоски
другие
Из них:
Продовольственные товары
Непродовольственные товары
1868,2
1798,0
70,2
-
1471,3
396,9
1926,2
1838,0
88,2
1511,3
414,9
Рынки (кол-во/торговых мест)
2/150
2/68
5502,0
908,0
Количество предпринимателей
Количество юридических лиц
Обеспеченность торговой площадью, на 1000 жителей (м2)
801,8
833,8
Оптовые предприятия (кол-во/ площадь м2) в том числе:
продовольственные товары (кол-во/ площадь м2)
непродовольственные товары (кол-во/ площадь м2)
смешанные товары (кол-во/ площадь м2)
924,0
768,0
924,0
768,0
Емкости хранилищ (кол-во/ емкость, тонн)
3/160
3/160
Емкости холодильников (кол-во/ емкость, тонн)
8/580
8/580
Склады (кол-во/ площадь м2)
12410,1
12410,1
Эволюция структурных форм организации городской торговли в последние десять лет привела к тому, что доля крупных и средних предприятий выросла и составляет теперь около четверти в общем товарообороте (табл. 1.17). Постоянно уменьшалась доля государственных и муниципальных торговых предприятий; с другой стороны, росла доля акционерных обществ – как правило, крупных федеральных и местных сетей; а доля частных предприятий и предпринимателей без образования юридического лица оставалась стабильно доминирующей (около 85%).
Таблица 1.17. -- Изменение структуры розничного товарооборота
В городе Ханты-Мансийске
Формы торговли
Товарооборот, всего, млн. руб.
2567,1
3298,4
4268,5
5672,9
7371,99
9549,9
9035,7
11380,0
13114,4
% от окружного
3,4
3,3
3,3
3,3
3,3
3,3
3,8
4,3
5,0
в т.ч. крупные и средние
432,5
631,3
453,5
758,68
971,68
1763,53
1809,0
2734,5
3029,4
доля во всем объеме, %
16,8
19,1
10,6
13,4
13,2
18,5
20,0
24,0
23,1
из всего товарооборота государственные предприятия
107,1
141,9
128,1
149,0
182,5
181,3
-
-
-
доля во всем объеме, %
4,2
4,3
3,0
2,6
2,5
1,9
-
-
-
муниципальные
3,4
4,9
3,95
4,98
6,98
5,9
2,6
2,56
0,8
доля во всем объеме, %
0,1
0,1
0,1
0,1
0,1
-
-
0,1
-
кооперативная
80,1
70,3
85,95
94,4
124,2
140,8
123,2
164,5
231,8
доля во всем объеме, %
3,1
2,1
2,0
1,7
1,7
1,5
1,4
1,4
1,8
акционерных обществ
217,9
251,1
235,5
510,3
658,0
1288,6
1683,2
2127,5
1782,8
доля во всем объеме, %
8,5
7,6
5,5
9,0
8,9
13,5
18,6
18,7
13,6
частных предприятий и предпринимателей
2158,6
2830,2
3815,0
4921,22
6400,314
7933,3
7226,7
9085,44
11099,0
доля во всем объеме, %
84,1
85,9
89,4
86,6
86,8
83,1
80,0
79,8
84,6
Огромную роль в комфортизации городской среды и туристической привлекательности города играет также общая культура обслуживания во всех местах работы с клиентами: на предприятиях общественного питания, в магазинах, салонах связи и т.д. Судя по проведенным опросам, качество и культура обслуживания – одна из актуальных проблем Ханты-Мансийска. Здесь также возможные специальные общегородские программы повышения культуры обслуживания клиентов.