Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

На услуги городской системы образования



Виды услуг 2009/2003
Стоимость 1 дня муниципального детсада, руб. 38,11 98,44 102,8 102,8 128,81 128,81 128,81 3,4
Стоимость 1 платного семестра ССУЗ, руб. 5850,0 10181,5 11461,66 13716,6 16195,0 18655,0 3,2
Стоимость 1 платного семестра ВУЗ (государственного), руб. 14535,5 18506,0 23163,75 32587,5 38829,25 38829,25 2,7

 

Получается нерешаемая задача: для того, чтобы одолеть дефицит мест в детских садах, нужно вводить новые, но для них нужны кадры, которых нет, потому что нет жилья и невозможно никого пригласить из других городов. Отсутствие гибких схем предоставления «маневрового» жилья и здесь тормозит решение проблемы.

Специфическим демпфером дефицита мест в детских садах является опора на сильные стороны столичной экономики города: на его малый бизнес, систему дополнительного образования и среднего профессионального образования. Власти пытаются создать вариативность услуг дошкольного образования, за счет выхода за привычные рамки только детских садов. В нескольких детских дошкольных учреждениях открыты платные группы временного пребывания дошколят (одна часть детей находится с утра до обеда, другая – с обеда до вечера).

Работают индивидуальные предприниматели (няни) по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста. На базе Центра диагностики и консультирования идут занятия по развитию и подготовке детей к школе. Руководители дошкольных образовательных учреждений принимают для прохождения производственной практики студентов автономного учреждения среднего профессионального образования «Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж» с целью привлечения перспективных выпускников на вакантные места в дошкольные образовательные учреждения. В этом же колледже создан центр дошкольного воспитания и обучения.

Проблема дефицита пронизывает и систему среднего общего образования. Прирост мест в школах отстает от прироста численности школьников. В результате около половины всех школьников занимается во вторую смену. В остром дефиците учителя-предметники по математике, физике, химии, иностранным языкам. В городе самый высокий среди муниципальных образований округа процент учителей, имеющих стаж педагогической работы до 5 лет.

Позитивные стороны городской системы образования связаны с традициями работы с одаренными детьми, разнообразными формами дополнительного образования и институтами среднего и высшего специального образования. Каждый третий ученик основной и старшей школы принимает участие в различных этапах всероссийской олимпиады школьников по предметам. С пятого класса по многим предметам проводятся олимпиады, что позволяет уже в раннем школьном возрасте выявлять и дальше пестовать детские таланты - на что настроены и муниципальные целевые программы.

Исключительно разнообразны структуры городского дополнительного образования. Практически все школьники вовлечены в их работу. Явный крен сделан в сторону молодежного спорта (доминируют спортивные клубы, школы олимпийского резерва и спортивного мастерства), для развития детского технического творчества (Детский дом творчества, станция юных техников, юных натуралистов и т.д.) прилагается меньше усилий. Ввиду дефицита свободных площадей в школах, где занятия идут в две смены, курсы дополнительного образования в городе, в основном, проходят в приспособленных помещениях.

Внутри городской системы образования в последние десять лет проявляются две противоположные тенденции: с одной стороны, происходит рост числа дошкольных, общеобразовательных, учреждений дополнительного образования; с другой стороны, в результате укрупнения и формирования образовательных комплексов, сокращения филиалов столичных вузов, происходит уменьшение числа средних специальных и высших учебных заведений.

Профессиональное образование молодежь города может получить в четырех средних и семи высших учебных заведениях. Число студентов очной формы обучения составляет около семи тысяч человек, т.е. это каждый почти каждый двенадцатый житель города.

 

Здравоохранение

По формальным показателям обеспеченности кадрами и объектами здравоохранение города успешно (табл. 1.5). На территории города находятся основные объекты окружного здравоохранения, в муниципальной собственности оставлена только станция скорой помощи. Превышение нормативов обеспеченности объясняется тем, что больничные и амбулаторно - поликлинические учреждения, размещенные на территории города, являются собственностью округа и осуществляют обслуживание не только горожан, но и пациентов Ханты-Мансийского, Кондинского, Березовского, Белоярского, Советского, Октябрьского районов. В целях повышения доступности первичной медико-санитарной помощи населению города открыто пять филиалов амбулаторно-поликлинической службы Окружной клинической больницы, в которых получают медицинскую помощь около 62% от общей численности взрослого населения и около 55% от общей численности детского населения (0-18 лет) города. Вводятся в эксплуатацию новые центры окружной больницы, современно оборудованные, которые позволяют на месте получить высокотехнологичную медицинскую помощь в области онкологии (например, протонно-углеродный комплекс для терапии рака), офтальмологии и по другим направлениям.

 

Таблица 1.5. -- Развитие системы здравоохранения в городе Ханты-Мансийске

 

Показатель
Число врачей всего
На 10 тыс. чел. 117,2 116,3 108,6 110,1 153,1 145,1 146,3 146,7 147,5 140,9 129,2
Число медсестер всего
На 10 тыс. чел. 278,6 263,0 241,7 228,6 286,0 279,7 266,3 268,2 269,6 245,9 224,8
Число больниц
Число коек на 10 тыс. чел. 287,2 185,8 175,4 155,2 148,7 143,3 129,2 122,3 120,9 118,0 110,2 113,5
Число поликлиник
Мощность посещений на 10 тыс. чел. 447,2 395,7 419,5 383,1 372,4 374,3 344,0 322,9 330,4 331,1 294,2

 

Однако как можно судить по результатам социологических опросов и нашего анкетирования, местное сообщество считает состояние медицинского обслуживания проблемным: характерны длительное ожидание стационарного лечения, долгие очереди на прием к врачу в поликлинику, в дефиците многие узкие специалисты. Другие проблемы связаны с получением медицинской помощи мигрантами: обусловлено тем, что многие из них не встают на регистрационный учет, либо не имеют полиса медицинского страхования. Не всегда есть кадры для работы на новом дорогостоящем оборудовании. Здесь опять возможность решить кадровую проблему лимитирует дефицит детских садов и социального жилья в городе.

 

Коммунальные услуги

Наряду с жильем, образованием, здравоохранением, коммунальные услуги - хотя жители города порой и не осознают это в явном виде - обеспечивают комфортные условия проживания, чувство защищенности в своем доме. Ввиду своей высокой дисперсности, низкой плотности населения, Ханты-Мансийск имеет встроенные проблемы при модернизации своего прежнего, квазисельского жилищно-коммунального хозяйства. Если следовать централизованным решениям в благоустройстве жилья, как это было принято в городах в советское время и к чему город ввиду своего сельского происхождения не слишком был склонен, то нужно тянуть коммунальные сети на большие расстояния, а это дорого. Для перехода на более современные и более адекватные планировке города децентрализованные схемы (например, крышные котельные), нужна смелость и доступный набор новых технологических решений. А самым разумным правилом будет сочетание в разных видах коммунальных услуг разных решений по критериям максимальной экономической эффективности именно для специфических условий застройки Ханты-Мансийска.

По основным результатным критериям (благоустройству жилья, уровню коммунальных тарифов, собираемости платежей, доле убыточных предприятий) жилищно-коммунальный комплекс Ханты-Мансийска проигрывает крупным городам округа. Лишь по новым формам управления многоквартирными домами окружная столица занимает первые места в округе.

Здесь исключительно низкий для региональной столицы уровень централизации водоотведения (канализации): лишь три четверти жилья (табл. 1.6), и за последние десять лет этот уровень снизился. Стоит задача поэтапного перевода индивидуальной жилой застройки на централизованную систему канализации. Централизованное отопление, ванны/душ, нормальное горячее водоснабжение имеет менее 80% жилья.

 

Таблица 1.6. -- Динамика уровня благоустройства жилья г. Ханты-Мансийска, %

 

Виды благоустройства
Водопровод 81,4 87,1 90,6 83,9 92,8 93,4 83,4 85,1 85,2
Канализация 86,7 90,2 83,7 92,8 93,4 71,8 73,1 73,2
Центральное отопление 83,5 89,2 92,7 85,4 96,12 96,87 87,4 78,2 78,2
Ванны и душ 71,5 77,2 80,7 73,8 82,14 87,4 76,6 79,0 79,0
Горячее водоснабжение 39,1 44,8 48,3 49,9 52,5 54,9 57,7 61,2 61,4
газ 82,2 87,9 91,4 73,7 76,4 76,8 72,2 72,2
Напольные электроплиты 14,8 20,5 16,1 22,8 23,1 15,2 16,0

 

Жилищно-коммунальный комплекс играет в городской экономике важную роль: здесь работает около 3,5 тысяч человек, в десятках организаций разного размера от почти 900 человек (Дирекция по эксплуатации служебных зданий) до мелких фирм размером менее десяти человек (табл. 1.7).

 

 

Таблица 1.7. -- Структура организаций, предоставляющих жилищно – коммунальные услуги

Показатели
Число организаций всего
из них на рынке жилищных услуг
на рынке коммунальных услуг

 

Если плата за содержание и ремонт жилья в Ханты-Мансийске близка к среднеокружным параметрам, то плата за водоснабжение, канализацию, горячее водоснабжение, вывоз мусора нередко в полтора раза дороже, чем в среднем по округу (табл. 1.8). Соответственно, в Ханты-Мансийске как нигде очевидна необходимость инновационных, «умных» решений в сфере теплоснабжения, утилизации мусора и др.

 

Таблица 1.8. – Динамика цен за услуги ЖКХ

 

Виды услуг
Оплата жилья, 1 кв.м 13,92 18,53 24,17 24,17 24,17 24,17 24,17
Водоснабжение и канализация с 1чел. 201,5 262,01 363,53 393,24 446,93 454,24 514,72
Вывоз сухого мусора, с 1чел. 13,95 23,70 30,72 30,72 30,72 30,72 56,39
Отопление, с 1 чел. 14,52 17,23 23,81 25,22 28,50 32,18 33,78
Эл.энергия, за 1 квт/час 0,70 0,74 0,80 0,92 1,04 1,19 1,51
Газоснабжение сетевое с чел. 8,6 4,53 7,67 7,67 23,66 29,1 36,85
Газоснабжение в бал.50 л. 226,8 286,44 333,9 333,9 410,55 476,28

 

Самые высокие коммунальные тарифы в городе за водоснабжение и водоотведение. Поэтому начнем характеристику именно с них. Протяженность канализационных сетей города составляет более 100 км. Канализационные очистные сооружения Ханты-Мансийска работают в режиме перегрузки. Резерва мощностей нет. Для дальнейшего роста уровня благоустройства жилого фонда города и роста количества потребителей услуг по водоотведению необходимо наращивание мощностей/ строительство новых очистных сооружений и строить новые сети водоотведения для индивидуального жилого фонда (районы компактного размещения одно – двухэтажных домов постройки 1960-1970-х годов).

Протяженность водопроводных сетей составляет в городе около 140 км. Резерв мощности есть небольшой, около 7%. В структуре потребления воды наибольшую долю занимает население (55%).

Уровень развития водопроводных сетей города, мощности существующего водозабора полностью обеспечивают необходимые объемы подачи артезианской воды, однако в ближайшем будущем, в связи с высокими темпами строительства новых объектов, увеличением численности населения, необходим рост производительности водозабора и водоочистных сооружений.

Водоисточником города являются подземные воды водозабора «Северный» проектной мощностью 16 тыс. м3 /сутки. Исходно вода подземного источника не соответствует нормативным требованиям по содержанию железа, марганца, иона аммония, мутности. Однако проведенная реконструкция станции водоподготовки, совершенствование технологической очистки позволили довести качество воды до нормативного состояния.

Городская система теплоснабжения предельно децентрализована – но не как это было принято в советское время по ведомственному принципу (каждая котельная принадлежит своему ведомству-собственнику), а по территориальному (от застроенных кварталов). Схема децентрализованного теплоснабжения объективно вынуждена ввиду растянутости города и позволяет уменьшить потери при транспортировке тепла.

Теплоснабжение жилья и социальной инфраструктуры осуществляется от 78 котельных, большая часть которых блочно-модульные и работают в автоматическом режиме, значительная часть - это котельные, установленные для теплоснабжения одного здания, крышные. Из общего количества 75 котельных работают на газообразном топливе, три - на мазуте.

В последние годы постоянно растет доля домов, оборудованных приборами учета тепла, воды, энергии. Так, потребление уже около 63% тепловой энергии контролируется квартирными и внутридомовыми счетчиками.

Электроснабжение г. Ханты-Мансийска осуществляется от Тюменской энергосистемы от Сургутской ГРЭС по двум независимым линиям электропередачи. В городе находится 19 распределительных пунктов и 375 трансформаторных подстанций.

Город обеспечивается природным газом от Уренгойского месторождения по отводу от магистрального газопровода. В 23 км от города к северо-востоку сооружена газораспределительная станция (ГРС), понижающая давление в газопроводе. В городе эксплуатируется 218 км газопроводов. Сложившаяся схема газоснабжения города, с большой долей газопроводов среднего давления, обусловлена необходимостью переключения большого количества квартальных и индивидуальных автономных котельных на природный газ, а также ликвидации групповых установок сжиженного газа.

Общее потребление природного газа за последние годы увеличилось более чем в 1,4 раза, в том числе населению в 5,2 раза. Подключение жилых домов к сетям централизованного газоснабжения является одной из приоритетных задач.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.