Инвестиционный процесс в городе в середине нулевых годов был исключительно масштабным: объемы до 30-45 млрд. рублей, которые доходили до 10% всех окружных инвестиций, впечатляющие для города, в котором тогда проживало 50 тысяч человек (чуть меньше миллиона инвестиционных рублей на человека в год). Современный уровень инвестиционной активности в городе вдвое ниже (табл. 1.30). Процесс пошел больше вглубь, чем вширь: не на одним махом очерчивание контуров нового города, но на застройку пустот центра, небольших кварталов периферии, на модернизацию горнолыжных подъемников, создание новых малых архитектурных форм и так далее.
Таблица 1.30. -- Инвестиционный процесс в Ханты-Мансийске
(по средним и крупным фирмам)
Показатель
Инвестиции в основной капитал, млрд. руб.
14,9
16,8
15,1
17,2
29,5
30,8
46,2
11,9
14,8
15,8
20,6
в т.ч. здания и сооружения
38324,5
7952,7
6695,0
4449,5
10653,8
жилье
2428,5
1562,2
4244,1
2075,0
5946,3
машины, инструмент, инвентарь
4495,8
2019,0
3789,8
3268,4
4026,1
транспорт
673,5
321,7
прочие
297,8
24,7
27,2
79,8
20,7
Инвестиции в основной капитал, % от округа
10,3
9,0
8,0
9,9
8,5
10,1
2,7
3,3
2,6
Объем строительных работ, % от округа
4,4
2,8
3,5
4,2
4,0
3,9
4,1
4,6
5,7
Наличие основных фондов организаций, % от округа
1,7
0,5
3,5
4,0
1,7
5,3
8,2
5,0
5,9
Ключевая особенность инвестиционного процесса в Ханты-Мансийске состоит в роли столичного фактора. Именно поэтому основные инвестиции направляются в объекты, которые призваны укреплять столичность города; а это, как правило, непроизводственная сфера. Такова была намеренная политика окружной власти в середине нулевых годов и эта тенденция сохраняется и сегодня.
Потому приоритетными видами деятельности для инвестиционных вложений здесь являются здравоохранение, образование, физическая культура и спорт, жилищное строительство. Поскольку развитие спорта и здравоохранения в городе является прерогативой округа, к ведению города относится инвестирование в развитие жилищного фонда, отдельных социально-культурных объектов и инженерных коммуникаций.
Основную долю в структуре инвестиций по источникам финансирования занимают привлеченные средства – обычно около двух третей, из них три четверти составляют бюджетные средства (прежде всего средства бюджета округа; в других муниципальных образованиях – собственные средства предприятий). Половина инвестиций направляется в строительство новых зданий и сооружений, около четверти на строительство жилья и пятая часть на приобретение машин и оборудования.
Мощный инвестиционный процесс в 2006-2008 годах обеспечил создание на территории города такой концентрации основных фондов, которая имеет минимальный износ среди всех городских округов Югры и по объемам сопоставима с более крупными промышленными городами – Нефтеюганском и Нижневартовском.
Важнейшая современная задача состоит в том, чтобы перенацелить инвестиционную программу города на расшивание основных городских дефицитов и на приоритеты инновационного развития, в усилении которого город остро нуждается. Огрубляя, можно сформулировать три приоритета комфортизации городской среды через инвестиционный процесс: социальная сфера, малый бизнес, университет/городские инновационные площадки.
Ведущим направлением местной инновационной политики стало в последние годы формирование технопарка высоких технологий. Технопарк высоких технологий учрежден в декабре 2008 года как автономное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Основные направления специализации технопарка высоких технологий – математически интенсивные технологии эффективной добычи нефти, современные методы повышения нефтеотдачи; геология, включая сейсмику и ее интерпретацию, геологическое моделирование, промысловая геофизика; переработка и хранение продуктов нефти и газа, нефтехимия; технологии жизнеобеспечения: здравоохранение, информационные и телекоммуникационные технологии, экология, транспорт, энергосбережение. Цель – обеспечение эффективной коммерциализации научно-технических разработок, вовлечение в инновационную деятельность новых малых и средних фирм, молодых ученых, аспирантов, студентов как кадровый резерв для инновационных предприятий.
Анализ действующих мер по улучшению социально-экономического положения Ханты-Мансийска, проводимых органами местного самоуправления и органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
Главную оценку мерам окружной и муниципальной власти города ставит местное сообщество. Ведь именно оно в максимальной степени заинтересовано жить в комфортном для жизни и работы городе. Как показывают результаты социологических опросов, главные озабоченности у населения связаны с обеспечением жильем, регулированием земельных отношений, качеством ЖКХ, работой дошкольных учреждений и условиями развития малого бизнеса (рис. 4). А максимальная степень удовлетворенности связана с условиями занятий физической культурой и спортом, состоянием сферы культуры в городе и возможностью чувствовать себя в Ханты-Мансийске в безопасности.
Уровень удовлетворённости работой органов местного самоуправления по решению нижеперечисленных городских проблем:
Рис. 4. Результаты социологического опроса 2012 года
Другой критерий оценки работы органов власти в Ханты-Мансийске – это степень выполнения запланированных к реализации проектов. В этой связи можно проанализировать городские проекты, предусмотренные в Схеме территориального планирования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры 2007 года. Значительная часть приведенных в ней проектов уже реализована: агрофирма в Ханты-Мансийском районе создана; кардиологический, офтальмологический центры окружной больницы построены и начали работать; галерея-мастерская художника Г.С. Райшева открыта; музей под открытым небом Торум Маа реконструирован; Центр ремесел создан; окружной центр медицины катастроф работает. Конечно, реализация большинства из этих проектов осуществлялась преимущественно усилиями окружной власти и за счет ресурсов окружного бюджета. Но и местная власть принимала посильное в этом участие.
Если характеризовать усилия власти по основным блокам потребностей горожан в комфортном городе, следует прежде всего остановиться на усилиях в сфере жилищно-коммунального хозяйства и образования. Новшеством последних пяти лет стало успешное внедрение в городе системы ипотечного кредитования жителей под залог приобретаемого жилья; наведение порядка с предоставлением земельных участков под индивидуальное жилищное строительство; успешная работа более 15 созданных муниципальных бюджетных учреждений в сфере дополнительного образования школьников. Для всех организаций муниципальной бюджетной (социальной) сферы в последние годы характерно постепенное внедрение новых организационно-правовых форм, в том числе механизмов муниципально-частного партнерства, развитие инновационных технологий, модернизация используемого оборудования.
В направлении облагораживания городской среды следует отметить работу муниципального бюджетного учреждения «Культурно - досуговый центр «Октябрь»; усилия местной власти 2012 года по активизации туризма в городе (создано муниципальное бюджетное учреждение «Управление по развитию туризма и внешних связей», МКУ «Информационно туристический центр»); системную работу в сфере городской энергоэффективности (поощрение мер по энергосбережению, энергетические обследования бюджетных предприятий, обучение муниципальных служащих основам энергоменеджмента и др.). В этом же направлении нужно отметить работу по продвижению инвестиционного проекта по строительству многофункционального торгово-развлекательного центра с продовольственным гипермаркетом компании «SPAR», магазинами бытовой техники, электроники, детской одежды, спортивных товаров; по наращиванию присутствия в городе крупных федеральных и региональных торговых сетей.
В блоке открытости города и городской власти необходимо отметить целенаправленные усилия местной власти по углублению (в новых услугах) и расширению Интернет-проникновения во всех существующих сегодня технических формах во имя снятия всех ограничений к развитию широкополосного высокоскоростного Интернета. Для формирования отзывчивого отношения к социально уязвимым группам горожан (дети-сироты, пенсионеры, инвалиды и др.) муниципальная власть создала целевые бюджетные учреждения, адресно сориентированные на эти группы населения, и разработала муниципальные целевые программы.
В блоке экономической и физической безопасности местные власти предпринимали усилия для стимулирования развития городского предпринимательства путем повышения прозрачности системы поддержки малого бизнеса и снижения административного давления на него, масштабного применения специальных налоговых режимов и другими мерами. Значительные (и признаваемые во всем округе) успехи были достигнуты в деле обеспечения личной безопасности граждан. В городе создана целостная система предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, мониторинга правонарушений и их предотвращения.
В направлении обеспечения соучастия горожан в управлении городом можно отметить создание нескольких новых городских общественных советов (например, Совет по инвестиционной политике), конструктивные усилия по повышению роли некоммерческих организаций в социально-экономическом развитии города. Однако постоянного диалога власти и общественных организаций пока сформировать не удалось: взаимодействие обычно приурочено к коротким моментам проведения массовых общественно-политических и культурных мероприятий.