Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Инвестиционная и инновационная политика: новый облик Ханты-Мансийска



Инвестиционный процесс в городе в середине нулевых годов был исключительно масштабным: объемы до 30-45 млрд. рублей, которые доходили до 10% всех окружных инвестиций, впечатляющие для города, в котором тогда проживало 50 тысяч человек (чуть меньше миллиона инвестиционных рублей на человека в год). Современный уровень инвестиционной активности в городе вдвое ниже (табл. 1.30). Процесс пошел больше вглубь, чем вширь: не на одним махом очерчивание контуров нового города, но на застройку пустот центра, небольших кварталов периферии, на модернизацию горнолыжных подъемников, создание новых малых архитектурных форм и так далее.

 

Таблица 1.30. -- Инвестиционный процесс в Ханты-Мансийске

(по средним и крупным фирмам)

Показатель
Инвестиции в основной капитал, млрд. руб. 14,9 16,8 15,1 17,2 29,5 30,8 46,2 11,9 14,8 15,8 20,6
в т.ч. здания и сооружения             38324,5   7952,7 6695,0 4449,5 10653,8
жилье             2428,5 1562,2 4244,1 2075,0 5946,3
машины, инструмент, инвентарь             4495,8     2019,0 3789,8   3268,4 4026,1
транспорт             673,5 321,7
прочие             297,8 24,7 27,2 79,8 20,7
Инвестиции в основной капитал, % от округа     10,3 9,0 8,0 9,9 8,5 10,1 2,7 3,3 2,6
Объем строительных работ, % от округа     4,4 2,8 3,5 4,2 4,0 3,9 4,1 4,6 5,7
Наличие основных фондов организаций, % от округа     1,7 0,5 3,5 4,0 1,7 5,3 8,2 5,0 5,9

 

Ключевая особенность инвестиционного процесса в Ханты-Мансийске состоит в роли столичного фактора. Именно поэтому основные инвестиции направляются в объекты, которые призваны укреплять столичность города; а это, как правило, непроизводственная сфера. Такова была намеренная политика окружной власти в середине нулевых годов и эта тенденция сохраняется и сегодня.

Потому приоритетными видами деятельности для инвестиционных вложений здесь являются здравоохранение, образование, физическая культура и спорт, жилищное строительство. Поскольку развитие спорта и здравоохранения в городе является прерогативой округа, к ведению города относится инвестирование в развитие жилищного фонда, отдельных социально-культурных объектов и инженерных коммуникаций.

Основную долю в структуре инвестиций по источникам финансирования занимают привлеченные средства – обычно около двух третей, из них три четверти составляют бюджетные средства (прежде всего средства бюджета округа; в других муниципальных образованиях – собственные средства предприятий). Половина инвестиций направляется в строительство новых зданий и сооружений, около четверти на строительство жилья и пятая часть на приобретение машин и оборудования.

Мощный инвестиционный процесс в 2006-2008 годах обеспечил создание на территории города такой концентрации основных фондов, которая имеет минимальный износ среди всех городских округов Югры и по объемам сопоставима с более крупными промышленными городами – Нефтеюганском и Нижневартовском.

Важнейшая современная задача состоит в том, чтобы перенацелить инвестиционную программу города на расшивание основных городских дефицитов и на приоритеты инновационного развития, в усилении которого город остро нуждается. Огрубляя, можно сформулировать три приоритета комфортизации городской среды через инвестиционный процесс: социальная сфера, малый бизнес, университет/городские инновационные площадки.

Ведущим направлением местной инновационной политики стало в последние годы формирование технопарка высоких технологий. Технопарк высоких технологий учрежден в декабре 2008 года как автономное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Основные направления специализации технопарка высоких технологий – математически интенсивные технологии эффективной добычи нефти, современные методы повышения нефтеотдачи; геология, включая сейсмику и ее интерпретацию, геологическое моделирование, промысловая геофизика; переработка и хранение продуктов нефти и газа, нефтехимия; технологии жизнеобеспечения: здравоохранение, информационные и телекоммуникационные технологии, экология, транспорт, энергосбережение. Цель – обеспечение эффективной коммерциализации научно-технических разработок, вовлечение в инновационную деятельность новых малых и средних фирм, молодых ученых, аспирантов, студентов как кадровый резерв для инновационных предприятий.

 

Анализ действующих мер по улучшению социально-экономического положения Ханты-Мансийска, проводимых органами местного самоуправления и органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

Главную оценку мерам окружной и муниципальной власти города ставит местное сообщество. Ведь именно оно в максимальной степени заинтересовано жить в комфортном для жизни и работы городе. Как показывают результаты социологических опросов, главные озабоченности у населения связаны с обеспечением жильем, регулированием земельных отношений, качеством ЖКХ, работой дошкольных учреждений и условиями развития малого бизнеса (рис. 4). А максимальная степень удовлетворенности связана с условиями занятий физической культурой и спортом, состоянием сферы культуры в городе и возможностью чувствовать себя в Ханты-Мансийске в безопасности.

 

Уровень удовлетворённости работой органов местного самоуправления по решению нижеперечисленных городских проблем:

 

Рис. 4. Результаты социологического опроса 2012 года

 

Другой критерий оценки работы органов власти в Ханты-Мансийске – это степень выполнения запланированных к реализации проектов. В этой связи можно проанализировать городские проекты, предусмотренные в Схеме территориального планирования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры 2007 года. Значительная часть приведенных в ней проектов уже реализована: агрофирма в Ханты-Мансийском районе создана; кардиологический, офтальмологический центры окружной больницы построены и начали работать; галерея-мастерская художника Г.С. Райшева открыта; музей под открытым небом Торум Маа реконструирован; Центр ремесел создан; окружной центр медицины катастроф работает. Конечно, реализация большинства из этих проектов осуществлялась преимущественно усилиями окружной власти и за счет ресурсов окружного бюджета. Но и местная власть принимала посильное в этом участие.

Если характеризовать усилия власти по основным блокам потребностей горожан в комфортном городе, следует прежде всего остановиться на усилиях в сфере жилищно-коммунального хозяйства и образования. Новшеством последних пяти лет стало успешное внедрение в городе системы ипотечного кредитования жителей под залог приобретаемого жилья; наведение порядка с предоставлением земельных участков под индивидуальное жилищное строительство; успешная работа более 15 созданных муниципальных бюджетных учреждений в сфере дополнительного образования школьников. Для всех организаций муниципальной бюджетной (социальной) сферы в последние годы характерно постепенное внедрение новых организационно-правовых форм, в том числе механизмов муниципально-частного партнерства, развитие инновационных технологий, модернизация используемого оборудования.

В направлении облагораживания городской среды следует отметить работу муниципального бюджетного учреждения «Культурно - досуговый центр «Октябрь»; усилия местной власти 2012 года по активизации туризма в городе (создано муниципальное бюджетное учреждение «Управление по развитию туризма и внешних связей», МКУ «Информационно туристический центр»); системную работу в сфере городской энергоэффективности (поощрение мер по энергосбережению, энергетические обследования бюджетных предприятий, обучение муниципальных служащих основам энергоменеджмента и др.). В этом же направлении нужно отметить работу по продвижению инвестиционного проекта по строительству многофункционального торгово-развлекательного центра с продовольственным гипермаркетом компании «SPAR», магазинами бытовой техники, электроники, детской одежды, спортивных товаров; по наращиванию присутствия в городе крупных федеральных и региональных торговых сетей.

В блоке открытости города и городской власти необходимо отметить целенаправленные усилия местной власти по углублению (в новых услугах) и расширению Интернет-проникновения во всех существующих сегодня технических формах во имя снятия всех ограничений к развитию широкополосного высокоскоростного Интернета. Для формирования отзывчивого отношения к социально уязвимым группам горожан (дети-сироты, пенсионеры, инвалиды и др.) муниципальная власть создала целевые бюджетные учреждения, адресно сориентированные на эти группы населения, и разработала муниципальные целевые программы.

В блоке экономической и физической безопасности местные власти предпринимали усилия для стимулирования развития городского предпринимательства путем повышения прозрачности системы поддержки малого бизнеса и снижения административного давления на него, масштабного применения специальных налоговых режимов и другими мерами. Значительные (и признаваемые во всем округе) успехи были достигнуты в деле обеспечения личной безопасности граждан. В городе создана целостная система предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, мониторинга правонарушений и их предотвращения.

В направлении обеспечения соучастия горожан в управлении городом можно отметить создание нескольких новых городских общественных советов (например, Совет по инвестиционной политике), конструктивные усилия по повышению роли некоммерческих организаций в социально-экономическом развитии города. Однако постоянного диалога власти и общественных организаций пока сформировать не удалось: взаимодействие обычно приурочено к коротким моментам проведения массовых общественно-политических и культурных мероприятий.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.