Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Межмуниципальное сотрудничество



Различные пространственные уровни межмуниципального сотрудничества призваны решать различные задачи городского развития. На локальном уровне межмуниципальное сотрудничество призвано повысить эффективность решения проблем обеспечения безопасности, профилактики употребления наркотиков и экстремизма, культурного развития, обеспечения экологически устойчивого природопользования - за счет объединения усилий соседних муниципальных образований. В условиях глобализации межмуниципальное сотрудничество выходит на национальный и международный уровень, где обретает новое значение: становится важнейшим механизмом инновационного развития городов через обмен опытом, изучение лучших практик муниципального управления.

В плане сотрудничества с ближайшим соседом – Ханты-Мансийским районом - особое значение имеет межмуниципальное хозяйственное сотрудничество, которое может дать реальное наполнение и институциональную основу для агломерационных процессов, которые уже наметились в настоящее время (например, дачное строительство). Сотрудничество с Ханты-Мансийским районом должно вестись по широкому спектру вопросов: регламентация дачного строительства, развитие пригородного транспортного сообщения, решение проблем, связанных с текущей и потенциальной маятниковой миграцией жителей района в город на учебу или работу, получение жителями района ряда услуг (медицинских, образовательных, бытовых и др.) в учреждениях города, совместное решение вопросов охраны окружающей среды и удаления отходов, транспортное строительство.

На национальном и международном уровне на сегодняшний момент городом подписаны документы о сотрудничестве с Няганью, Ригой, Юрмалой, Каменск-Уральским, Нижневартовском и Фрунзенским районом Санкт-Петербурга. Потенциал межмуниципального сотрудничества Ханты-Мансийска здесь значительно шире. В первую очередь, необходимо расширение сотрудничества с другими административными и культурными центрами Урала и Сибири (Салехард, Красноярск, Екатеринбург, Якутск), а также научными центрами (Томск, Тромсё, Новосибирск, Иркутск, Сыктывкар, Апатиты и др.). Это позволило бы существенно усилить приток нового знания и усвоение передового опыта развития города в качестве административного, научного и культурного центра нефтегазового Ханты-Мансийского автономного округа.

Разработка Концепции развития межмуниципального сотрудничества Ханты-Мансийска предусмотрена в числе механизмов реализации Программы.

 

Использование муниципального имущества: процесс или результат?

(анализ основных фондов, находящихся на территории города)

Город Ханты-Мансийск имеет мощный имущественный комплекс, размер которого почти в девять раз превосходит размер его годового бюджета. Структура муниципального имущества включает в себя здания, строения, помещения; сооружения и объекты инженерной инфраструктуры; жилые дома, квартиры и помещения; объекты незавершенного строительства; транспортные средства; земельные участки; акции; другое имущество муниципальной казны (табл. 1.28).

 

Таблица 1.28. -- Состав имущества муниципальной собственности

Вид имущества Количество Балансовая стоимость, млн. руб.
01.01.2011 01.01.2012 01.01.2013 01.01.2011 01.01.2012 01.01.2013
Предприятия и организации - - - -
Здания, строения и нежилые помещения 6 970,0 7 567,0 8 575,0
сооружения и объекты инженерной инфраструктуры 3 034 4 123 14 651,0 16 520,0 17 958,0
жилые дома, жилые помещения 4 035 2 197,0 2270,0 2 296,0
земельные участки 23 191,0 23 274,0 24 210,0
Транспорт 448,0 424,0 509,0
пакеты, акции, доли (паи) 360,0 345,0 384,0
объекты незавершенные строительством 8,0 41,0 68,0
прочее имущество казны 3 769 4 269 4 095 119,0 175,0 255,0
прочее имущество (учитывается справочно)   323 287 338 124   2951,0 3 253,0
Всего 207 973 337 001 351 085 51 276,0 53 567,0 57 508,0

 

В значительной степени это имущество находится в движении, в обороте, чтобы приносить доход городу. Например, 6,5 тысяч объектов муниципальной собственности балансовой стоимостью около 10 млрд. рублей передано в оперативное хозяйственное ведение муниципальным предприятиям, которые созданы/реорганизованы городской властью. В оперативном управлении у муниципальных учреждений и структурных подразделений администрации города находится 336 тысяч крупных и малых объектов муниципальной собственности стоимостью около 7,4 млрд. рублей. Около 8 тысяч объектов стоимостью более 40 млрд. рублей, т.е. основной имущественный комплекс города, закреплен за имуществом казны, значительная часть которого передана по договорам аренды, безвозмездного пользования и на других правах предприятиям, организациям и учреждениям для решения вопросов местного значения. Например, в 2013 году действует 24 договора аренды, по которым различным структурам передано более 4 тысяч квадратных метров нежилых помещений.

Городское имущество принимает и форму акций, долей в уставных капиталах акционерных обществ (в 2012 году их было 13). Управление акциями, принадлежащими муниципальному образованию, осуществляется через представителей, которых назначает Глава города. В наиболее коммерчески ориентированных предприятиях доля города в уставном капитале варьирует от 0,3 до 20% - ОАО «Ханты-Мансийский банк», ООО «Юграавиа», ОАО «Югорская лизинговая компания», ОАО «Хантымансийскавтосервис», ОАО «Хантымансийскинтерспорт», ОАО «Ханты-Мансийское АТП». В менее рентабельных предприятиях, ориентированных в своей деятельности на постоянную бюджетную поддержку, доля города в уставном капитале часто составляет 100%: ОАО «Рыбокомбинат «Ханты-Мансийский», ОАО «ХантымансийскСибторг», ОАО «Книги», ОАО «Агрофирма», ОАО «Югорский торговый комплекс», ОАО «Дом быта «Сибирь», ОАО «Информационно-расчетный центр».

Источниками доходов от использования муниципального имущества являются арендная плата, дивиденды по акциям, отчисления от прибыли муниципальных предприятий (табл. 1.29). В последние годы эти доходы составляли более 100 млн. рублей.

Для того чтобы оценить, много это или мало для городского имущественного комплекса размером почти в 60 млрд. рублей, необходимо провести специальное исследование. Однако даже без него по косвенным признакам, которые признают в ответах на анкетные опросы и представители Департамента муниципальной собственности города, - в последние пять лет муниципальное имущество никогда не выступало как залог при осуществлении кредитных и финансовых сделок города, в последние пять лет ни одна научная или проектная организация не была привлечена для консультаций по поводу вопросов, связанных с управлением и использованием муниципальной собственности – можно сделать вывод, что существуют значительные резервы для повышения эффективности использования городского имущества. Даже по отдельно взятым критериям оценки работы с муниципальной собственностью - например, тот факт, что Ханты-Мансийск занимает последние места среди муниципалитетов округа по постановке на кадастровый учет земельных участков, на которых расположены многоквартирные жилые здания в городской собственности, - можно увидеть многочисленные проблемы города в деле распоряжения своим имуществом в интересах граждан.

 

Таблица 1.29. -- Динамика доходов от использования муниципальной собственности города Ханты-Мансийска, тыс. руб.

 

Вид дохода 2009 г. 2010 г.
Доходы от использования муниципального имущества, всего
В том числе        
Доходы от аренды земельных участков государственная собственность на которые не разграничена    
Доходы от продажи земельных участков государственная собственность на которые не разграничена    
Доходы от сдачи в аренду муниципального имущества    
Доходы от приватизации муниципального имущества
Доходы от и мены квартир 6 189    
Доходы от продажи земельных участков находящихся в собственности городских округов    
Доходы от аренды земельных участков находящихся в собственности городских округов    
Дебиторская задолженность прошлых лет    
Доходы от возмещения ущерба при возникновении страховых случаев    
Доходы от перечисления части прибыли муниципальных предприятий
Проценты, полученные от предоставления бюджетных кредитов за счет средств городских округов    
Дивиденды по акциям, принадлежащим городским округам
Прочие поступления от денежных взысканий (госпошлина)    

 

При этом нужно четко признать, что понимание, что такое эффективное использования муниципального имущества у городской власти и у местного сообщества абсолютно разное. Для власти важнейшим критерием эффективного использования объектов муниципальной собственности является позитивная динамика доходов: их увеличение от сдачи имущества в аренду, от перечисления части прибыли муниципальных предприятий, от приватизации муниципального имущества, за счет дивидендов по акциям, которые принадлежат городу и т.д.

Но ожидания местного сообщества абсолютно другие! Жители хотят, чтобы муниципальная собственность работала на решение ключевых проблем городской жизни, чтобы помогала ей стать комфортнее, чтобы смягчала жесткие дефициты в ключевых направлениях – в удобном и благоустроенном жилье, в местах в детских садах и общеобразовательных школах. Оборот муниципального имущества должен работать не столько на принесение доходов в бюджет города (сегодня абсолютно несоразмерного с размером городского имущественного комплекса), но на стимулирование развития малого бизнеса, который задыхается от дефицита офисных площадей и оборудованных производственных площадок.

Если оценивать современную имущественную политику города по этим критериям, то нужно признать, что ее необходимо полностью перестроить. Сегодня она абсолютно оторвана от решения ключевых проблем городского сообщества, не помогает городу стать комфортным для жизни.

Ханты-мансийский парадокс состоит в том, что городские власти имеют в своих руках мощный инструмент воздействия на местную экономику дефицитов, но реально им не пользуются. Все обороты муниципального имущества должны работать на то, чтобы дефициты городской экономики, исключительно болезненные для местного сообщества, постепенно разрешались. Имущественная политика города должна развернуться лицом к важнейшим городским проблемам. И тем самым обеспечить комфортизацию городской среды для горожан.

Значительные усилия, направленные на решение технических процедурных вопросов, связанных с оценкой, инвентаризацией, аудитом, страхованием городского имущества, чем заняты работники Департамента муниципальной собственности и созданные при нем 11 совещательных комиссий, усилия по созданию АИС «Имущественный комплекс» для систематизации сведений о земельных участках и других объектах муниципальной собственности, подмяли важнейшую задачу – чтобы городская собственность работала на развитие, на разрешение дефицитов, на укрепление малого бизнеса города. Однако весь смысл и пафос технических процедур только в том и состоит, чтобы обеспечить эффективную работу в оборотах, в трансформациях, в переходах муниципальной собственности. И инструменты использования ее как залогового обеспечения сделок власти, бизнеса являются здесь важнейшей задачей.

Приоритеты должны получить не однократные переводы собственности из одного режима в другой, которые не несут устойчивости и не имеют долгосрочных эффектов для местной экономики, но системное сопряжение оборотов собственности и активности основных субъектов местной экономики: чтобы они могли из оборотов собственности высечь банковские кредиты, офисные площади, консолидированные для квартального жилого строительства земельные участки и т.д.

Между тем именно на этих направлениях и нет прорыва. Годами в городе идут разговоры о сложности перевода федеральных земель вдоль автотрасс в муниципальную собственность, о трудностях передачи муниципальному образованию полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Так вот здесь и нужны правовые усилия и целенаправленная правовая работа. И необходимы не технические совещательные комиссии, а реальные общественные советы, которые обеспечат контроль и соучастие городского сообщества в том, чтобы сделать городскую среду комфортнее для проживания – через работу с объектами муниципальной собственности.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.