Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Общественный/личный транспорт и улично-дорожная сеть



Ведущим фактором, который мощно и властно воздействует на состояние всей транспортной системы города, является бурное развитие личных средств транспорта. В этом нет новизны Ханты-Мансийска. Однако яркая особенность города состоит в активном развитии дорожного строительства в округе в последние 15 лет (в том числе и сезонных дорог – зимников), что обеспечило жителям возможность исключительной мобильности, которой ранее они были лишены: возможности путешествий на автомашинах в южные, западные и восточные районы округа и другие российские регионы по федеральным трассам Ханты – Мансийск – Нефтеюганск – Тюмень – Омск и далее на восток и Ханты – Мансийск – Нягань – Советский – Екатеринбург и далее на запад.

Развитие личного автомобильного транспорта горожан повлияло абсолютно на все параметры местной транспортной системы. В результате межтранспортной конкуренции понизилось значение всех других видов пассажирского транспорта (табл. 1.9.). Изменились дачные предпочтения горожан – от участков в заречной части к участкам вдоль трассы на Нягань, куда легко и всегда можно добраться на автомобиле.

Тотальная автомобилизация горожан повлияла на организацию внутригородского пространства, на создание новых гаражей и стоянок. Пока обширные городские пространства, организованные развязки и окружная дорога позволяют передвигаться по городу на автомобилях без пробок. Но, как отмечено в Стратегии социально-экономического развития города до 2030 года, «уже проявляются негативные тенденции ввиду диспропорции между уровнем автомобилизации и темпами дорожного строительства, ввиду снижения доли общественного транспорта в пассажирских перемещениях, отсутствия системного подхода при организации парковок, пробелы в местной законодательной базе в области управления городской транспортной системой, проблем в решении имущественных вопросов и разграничении прав собственности». Качество обслуживания автотранспорта в городе не удовлетворяет потребности бизнеса и населения. В будущем необходимо создание новой городской инфраструктуры мобильности, принятие смелых решений по разгрузке магистральной сети, развитие услуг автотранспортного сервиса. Иначе дорожно-транспортная ситуация в городе может ухудшиться, что приведет к снижению комфорта проживания и работы в Ханты-Мансийске для всех групп населения.

 

Таблица 1.9. -- Динамика перевозок пассажиров, тыс. чел.[2]

 

Виды транспорта
Автотранспорт 10818,4 12561,9 12151,3 10993,9 9416,4
Удельный вес,% 95,1 95,8 97,0 96,8 96,2 94,0
Авиатранспорт 147,6 157,1 107,7 116,2 125,7
Удельный вес,% 1,3 1,2 0,9 0,9 1,1 2,8
Водный транспорт 405,7 397,0 263,5 285,9 307,5 327,4
Удельный вес,% 3,6 3,0 2,1 2,3 2,7 3,3
Итого по городу 11371,7 13116,0 12522,5 12416,1 11427,1 10020,8
Всего,% 100,0 100,0 100,0 100,0 100 100

 

Внутри города развитие общественного транспорта стабилизировалось на уровне начала нулевых годов. Многие горожане пользуются услугами частных предприятий, которые ежедневно перевозят до тысячи и более человек, потому что тарифы в общественном транспорте и на «маршрутках» практически сравнялись, однако на маршрутках возможно выполнение комфортного условия остановки по требованию. Популярность общественного транспорта среди горожан падает также и по причине того, что нет полноценной увязки транспортных маршрутов с основными местами посадки и высадки пассажиров, с уже существующими и проектируемыми надземными и подземными пешеходными переходами.

Один из красивейших аэропортов Сибири и Дальнего Востока в Ханты-Мансийске имеет возможность обслуживать свыше 300 авиапассажиров в час. Для удобства пассажиров аэровокзал оснащен двумя телескопическими трапами, лифтами, эскалаторами, специальными помещениями для матери и ребенка, кафе, просторными залами ожидания и отправки пассажиров, газетными киосками. Аэродром оборудован инструментальной системой посадки, необходимыми средствами воздушной и наземной электросвязи. Как отмечено в Стратегии социально-экономического развития города до 2020 года, «для увеличения потока авиапассажиров и приема международных воздушных судов необходимо увеличение взлетно-посадочной полосы».

 

Бытовые услуги

Бытовые услуги являются частью более общей группы личных платных услуг, которые оказывают различные учреждения и фирмы сообществу города. Понятно, что чем более диверсифицирован их спектр, чем более полно они удовлетворяют постоянно развивающиеся потребности горожан, тем в большей степени комфортно те себя ощущают в Ханты-Мансийске. Пока же многие жители жалуются на то, что для городского сектора личных услуг характерно их оказание по высоким ценам при низком качестве – что можно расценить как следствие опережающего рост предложение роста спроса со стороны увеличивающегося населения города.

Объем оказываемых платных услуг расширяется в городе исключительно динамично, чему способствует рост платежеспособного спроса, рост размера рынка города (это со стороны спроса), развитие малого предпринимательства (со стороны предложения), а также фактор столичного экономико-географического положения, который стимулирует как спрос, так и предложение этих услуг. С 2003 по 2012 годы размер оказываемых платных услуг увеличился в пять раз – в округе за тот же период примерно в три раза. В 2012 году общий объем платных услуг в Ханты-Мансийске составил более 5 млрд. руб. По подушевым показателям предоставляемых платных услуг столица устойчиво удерживает место в первой пятерке городских муниципальных образований округа.

В структуре платных услуг можно обособить базовые; услуги, связанные с городской средой, эстетикой места жительства; и услуги, связанные с чертами открытости местного сообщества. В каждой группе услуг, в свою очередь, можно выделить обязательные, которые горожанин обречен платить, и добровольные, по которым всегда есть бесплатная альтернатива.

На базовые услуги жители города, как и округа, тратят около двух третей всех денежных расходов на платные услуги (табл. 1.10). В этой группе доминируют услуги по оплате жилья (в округе коммунальные услуги). За последние десять лет их доля в платных услугах населения выросла более чем в два раза в городе, в округе осталась неизменной. Доля расходов на жилье в структуре платных услуг сегодня в городе примерно в два раза выше, чем в округе. Все эти факты могут быть косвенным свидетельством недостаточной эффективности управляющих компаний и других структур, занятых обслуживанием жилых домов в Ханты-Мансийске.

Доля коммунального сервиса в структуре платных услуг и в городе и в округе мало изменялась в последние десять лет. Здесь горожанин расходует сравнительно меньше, чем житель округа. Аналогичная ситуация и по транспортным услугам, что можно расценить как результат отсутствия железной дороги в окружной столице (здесь просто меньше выбор платных транспортных средств и потому и меньше расходы на него) и большую опору на личный, а не общественный транспорт жителей города. По доле бытовых услуг показатели для города и для округа сопоставимы (более 6%).

Подгруппу добровольных базовых услуг формируют услуги в системе образования и медицины. Эти доли мало изменились в последние десять лет. В сфере платного образования расходы в городе и округе сопоставимы, а по услугам платной медицины доля округа выше примерно в два раза, что может означать большую возможность для жителей Ханты-Мансийска получать услуги бесплатной медицины (видимо, прямое следствие столичного фактора).

Следующая группа услуг, связанная с городской средой и ее характеристиками, образована услугами физической культуры и спорта, культуры, туризма. Все они являются результатом добровольного выбора жителя, не имеют обязательного характера. Поэтому их доля во всех платных услугах относительно невелика и составляет около 4%. Доля платных услуг учреждений физической культуры и спорта выросла за десять лет и в городе, и в округе; в Ханты-Мансийске она выше, что является прямым результатом столичных функций и большей насыщенности спортивными объектами, чем любого другого крупного города Югры.

 

 

Таблица 1.10. -- Структура платных услуг по городу, %

(в скобках приведены значения для округа)

 

Виды услуг
Всего, млрд. руб. 1,1 1,9 2,4 2,3 2,9 3,4 3,7 4,4 4,9 5,4
Всего, %
Базовые
Жилищные услуги 9,0 (11,5) 8,0 8,2 27,2 24,2 21,5 21,9 19,5 (10,8) 19,1 18,9
Коммунальные услуги 18,5 (24,6) 15,2 15,7 17,9 16,4 19,1 19,9 19,0 (22,6) 18,8 18,7
Транспортные услуги 15,7 (23,7) 20,7 19,2 12,1 15,2 16,8 15,7 14,5 (19,5) 14,5 14,0
Бытовые услуги 7,8 (6,4) 4,8 4,3 6,7 6,8 6,8 6,9 6,4 (6,3) 6,5 6,3
Услуги в системе образования 5,4 (6,0) 7,2 7,2 6,9 6,6 6,5 6,6 5,9 (6,2) 6,1 6,3
Медицинские услуги 1,1 (4,6) 2,0 2,3 3,1 2,9 2,8 2,9 2,7 (4,3) 2,4 2,5
Среда, эстетика места
Услуги физической культуры и спорта 0,5 (0,4) 0,3 0,3 0,7 1,4 1,5 1,6 1,7 (0,7) 2,4 2,3
Услуги гостиниц 1,1 (3,3) 9,8 10,9              
Услуги учреждений культуры 0,5 (1,0) 0,5 0,4 0,8 0,8 1,4 1,3 1,2 (0,6) 1,1 1,1
Туристические услуги 0,2 (0,3) 0,3 0,3 0,4 0,3 0,4 1,0 1,0 (0,7) 0,9 0,9
Открытость
Услуги связи 24,2 (15,3) 19,3 19,2 22,8 23,6 22,1 21,6 27,7 (23,9) 28,4 28,2
Услуги правового характера 0,4 (0,5) 0,5 0,6 0,4 0,2 0,2 0,2 0,2 (0,4) 0,2 0,2
Санаторно-оздоровительные услуги 0,1                  
Ветеринарные услуги 0,1                  
Прочие виды платных услуг - 11,4 11,7 1,0 1,6 0,9 0,4 0,2 0,7 0,6

 

Значительно выросла (в округе снизилась) в последние десять лет доля платных услуг учреждений культуры, что стало результатом ежегодного проведения международных и национальных фестивалей в столице Югры. И конечно, и для округа, и для города характерен рост доли расходов на туризм; но в городе этот рост был более сильным.

В удаленных от центра новых районах города необходимо строительство воскресных школ и храмов различных конфессий.

Как можно судить по динамике и соотношению с округом доли расходов на услуги связи, сообщество Ханты-Мансийска более открыто, более активно общается с внешним миром и между собой. Отрыв городского сообщества от округа носит устойчивый характер на протяжении десятилетия.

Бытовые услуги формируют около 6% всех платных услуг. Но здесь работает более 350 городских фирм, более полутора тысяч занятых. Соотношение видов бытовых услуг в общих расходах отражает сложившиеся в данном местном сообществе потребности – производное от системы ценностей, демографической структуры, образа жизни. Например, рост мобильности населения города привел к росту расходов на автосервис (сегодня более четверти всех трат на бытовые услуги - но в округе выше).

Второе место занимают расходы на стрижку (около четверти и существенно, многократно выше, чем в округе). Значительны расходы на ремонт и пошив одежды, бытовой электроники (табл. 1.11). Число предприятий в этой группе бытового сервиса постоянно растет (табл. 1.12).

Местному сообществу фирмы бытового сервиса (в 2011 году их было в городе уже более десятка) предлагают новые виды услуг по пошиву штор, интерьерному дизайну, изготовлению, установке и ремонту мебели, резке стекла, ремонту стеклопакетов, клининговые услуги (уборка помещений, мойка окон, чистка ковровых покрытий, мебели и т.д.), изготовлению багетных рамок, установке индивидуальных и коллективных телеантенн, счетчиков учета коммунальных услуг (воды, тепла, газа, электроэнергии) и др.

 

 

Таблица 1.11. -- Структура бытовых услуг в городе, %

(в скобках приведены значения для округа)

Виды услуг
Всего, млн. руб. 38,3 58,4 67,7 49,3 78,5          
pемонт и техобслуживание тpанспоpтных сpедств 9,9 (30,8) 25,5 24,1 15,8 14,8         (36,8) 26,8 27,4
паpикмахеpских 29,5 (6,7) 20,0 20,0 21,4 22,7       (8,8) 24,8 24,6
бань и душевых 10,0 (3,2) 9,2 10,6 21,3 17,1       (5,2)    
Pемонт и пошив одежды 9,8 (4,5) 10,9 9,7 6,2 15,2       (4,3) 9,4 11,2
фотогpафий 10,6 (3,4) 8,4 8,4 10,3 8,3       (2,9)    
пpачечных 5,3 (0,8) 4,6 4,6 8,2 5,8       (0,9)    
химчистки 4,8 (1,1) 4,6 4,6 3,1 2,2       (0,9)    
ритуальные 6,9 (3,6) 3,4 3,7 0,4 0,5       (4,8)    
pемонт телерадиоаппара-туры, бытовых машин и приборов, ремонт и изготовление металлоизделий 1,4 (7,9) 1,6 1,4 1,2 5,7       (5,6)   7,9
Прочие 11,8 11,8 12,9 12,1 7,7          

 

В последние годы в развитии бытовых услуг в городе проявились три новые тенденции. В местах массовой плотной жилой застройки появляются центры комплексного обслуживания населения (ремонт обуви, ремонт одежды, ремонт металлоизделий, изготовление ключей, фотолаборатории и др.).

Наметилась тенденция слияния бытовых услуг и услуг розничной торговли. Компании, основным видом деятельности которых является реализация тканей, жалюзи, фурнитуры, одновременно оказывают услуги по индивидуальному изготовлению штор, портьер, их установке и дизайну (аналогичные процессы проявляются в фирмах, реализующих мебель). Наблюдается тесная взаимосвязь между процессами развития отраслей экономики города и сферой бытовых услуг. Например, рост объемов потребительского автокредитования приводит к увеличению предложения на рынке услуг по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств.

Таблица 1.12. -- Динамика развития фирм бытового сервиса

 

Показатели
Число объектов бытового обслуживания населения, оказывающих услуги всего    
Техническое обслуживание и ремонт автомототранспорт- ных средств
услуги парикмахерских  
Число кресел в парикмахерских  
услуги бань и душевых  
Единовременная вместимость бань и душевых  
Ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов
Ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи
Ремонт, окраска и пошив обуви
Услуги фотоателье, фото- и кинолабораторий
химическая чистка и крашение
Установленная мощность в 8-часовую смену организаций химчистки и крашения, килограммов вещей  
Изготовление и ремонт мебели -
услуги прачечных
Установленная мощность в 8-часовую смену прачечных, килограммов сухого белья  
Ремонт и строительство жилья и других построек          
ритуальные услуги  
ремонт ювелирных изделий, часов и изготовление ключей
прочие услуги (ломбард, резка стекла, выделка меха, багетная мастерская, прокат, изготовление окон)    
Число приемных пунктов бытового обслуживания населения, принимающих заказы от населения на оказание услуг      
В т.ч. ремонт и пошив швейных меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи      
Изготовление и ремонт мебели      

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.