Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Анализ основных проблем и конкурентных преимуществ города



Всякая формулировка ключевых проблем развития Ханты-Мансийска – это ответственное и одновременно очень субъективное, авторское дело. Потому что от того, как мы видим современное развитие города, зависит и то, какие проблемы мы поднимаем наверх как самые главные. Наш подход состоял в том, чтобы сформулировать максимально общие, сквозные, межотраслевые проблемы социально-экономического развития города, которые невозможно поднять усилиями специалистов только какого-то одного направления, одного «цеха».

Первая крупная проблема текущего развития Ханты-Мансийска связана с многочисленными издержками его бурного роста в последнее десятилетие. Демографические показатели (рождаемости, прибытия мигрантов в город, в целом роста численности населения) опережали динамику развития социальной инфраструктуры, что и привело к многочисленным дефицитам по местам в детских садах, школах, в жилообеспеченности (например, площадь жилого фонда с 2005 года увеличилась более чем на 12%, а жилообеспеченность только на 7% ввиду активного прироста населения). За ростом численности населения не успевал расти городской бюджет, в результате бюджетная обеспеченность одного жителя за последние десять лет в реальных ценах существенно снизилась. Соотношение между динамикой численности населения и динамикой рабочих мест было более сбалансированным: безработица ни разу за последние десять лет не зашкаливала скромные сложившиеся здесь значения.

Из экономической литературы по анализу последствий реализации крупных народнохозяйственных проектов (импакт-анализу) известны типичные болезни бурного экономического роста, связанные с инфляцией – т.е. опережающим другие муниципальные образования округа и городов Тюменской области ростом цен на базовые услуги и продовольственные товары; нарастающим дефицитом и недоступностью основополагающих городских услуг; частыми формами асоциального поведения – к счастью, здесь Ханты-Мансийск почти не имел издержек быстрого роста и современный уровень преступности в городе самый низкий по городскими муниципальным образованиям округа.

Важнейшими и специфическими издержками бурного роста для Ханты-Мансийска стала усиливающаяся фрагментация системы городского управления и снижение ее эффективности. Город, который и так никогда не был консолидированной экономической системой, и был практически собран из отдельных сельских районов усилиями окружной власти в начале 1990-х годов, под влиянием бурного роста еще более рассыпался на отдельные фрагменты. Одним словом, это был хаотичный, слабо управляемый, экстенсивный рост, который усилил врожденные (генетические) недостатки городского управления.

Современные ключевые дефициты городской экономики отражают абсолютно недостаточную плотность застройки, недостаточную «плотность» коммуникации чиновников разных структурных подразделений друг с другом и с местным бизнес-сообществом, недостаточную оперативность во взаимодействии с окружными органами власти по поводу городских проблем. В результате горожанин не имеет того уровня комфорта, который он мог бы иметь в другом городе аналогичной численности, аналогичных бюджетных ресурсов, объемов инвестиций и создаваемого общественного продукта, но более компактном, более «интенсивном» в освоении городского пространства.

Так вот, современный период как раз и характеризуется в явном виде обозначившимися пределами экстенсивного роста города. Например, для решения жилищной проблемы горожан нужны новые объемы жилого строительства, а это требует новых земельных участков, а чтобы обустраивать их на новых территориях иртышской поймы требуется проведение значительных работ по инженерной подготовке, а средствами для этого город не располагает. Как отмечается в Стратегии социально-экономического развития города Ханты-Мансийска до 2030 года: «увеличение объемов жилищного строительства сдерживается ограниченным числом площадок для многоэтажных домов. Это обусловлено прежде всего месторасположением города. Ханты-Мансийск имеет ограниченные возможности территориального развития, так как с одной стороны города расположены Ханты-Мансий­ские холмы, имеющие статус заповедной территории и не подлежащие застройке, а с другой стороны - низинные луга поймы реки Иртыш». Одновременно известно, что в центре города есть резервы земельных участков в частной собственности (деревянные ветхие дома) и окружной собственности, которые могут стать местом нового многоэтажного жилого строительства.

Аналогичная проблема наблюдается по детским садам: рост детского населения вызывает нагрузку на детские сады, но для адекватного ежегодного ввода новых учреждений требуются существенно большие, чем сегодня, объемы инвестиций, которых нет в городском бюджете. Местный рынок реагирует на ситуацию дефицита созданием «подпольных» детских садов, в которых ввиду их нелегальности недостаточное качество услуг и более высокие цены, чем в муниципальных. Ввиду трудностей с официальным разрешением пока легализовать их не удается.

Получается, что чисто количественный (экстенсивный) ответ на вызов роста численности населения города – в новых объемах строительства жилья, детских садов, школ – упирается в многочисленные ограничения по бюджетным, инвестиционным ресурсам, экологическим факторам. Значит, нужен качественно иной, асимметричный, ответ на вызовы демографического роста (в то числе путем легализации сегодня найденных, но незаконных, неоформленных решений): не один ответ, а серия решений, ориентированная на разные группы очередников; не один бюджетный механизм решения проблемы, а интеграция усилий и сложение ресурсов власти, бизнеса, местного сообщества; не столько расползание города вширь, сколько интенсификация использования пространства в уже заданных границах Ханты-Мансийска. Ведь известно, что в любом городе идет постоянная замена менее интенсивных форм использования пространства на более интенсивные – в этом состоит подспудный интегральный вектор городского развития.

Недостаток системной интеграции усилий основных субъектов местной экономики - при наличии достаточных ресурсов в их руках - есть хроническая болезнь современного развития города и прямое следствие его быстрого роста в последние десять лет. Вот характерный пример, иллюстрирующий эту проблему. Все образовательные учреждения обеспечены доступом в Интернет, однако почти нигде нет локальных внутренних сетей, или каждое подразделение имеет свои собственные разнородные коммуникационные системы, не способные к интеграции в суперсеть всех образовательных учреждений города.

Малый размер городской экономики мешает сложиться подлинной конкуренции на основных городских рынках жилья, труда, многих видов личных услуг. В условиях разогрева рынка от увеличивающегося населения это неизбежно означает неоправданный (низкое качество товара или услуги) рост цен. Но, с другой стороны, и кооперации субъектов экономики во имя общей работы на ликвидацию ключевых дефицитов здесь тоже нет! По этой причине важнейшие субъекты местной экономики, например, Югорский государственный университет, остаются фактически в стороне от процесса местного развития, полноценно и полнокровно не вовлечены в него. Нет координации местной земельной и градостроительной политики.

Вместо конкуренции и кооперации основной чертой ханты-мансийской экономики становится фрагментация ее основных участников (социологические опросы про озабоченности горожан сами по себе, а целевые программы местной власти сами по себе и т.д.). Но это означает повсеместную ее неэффективность, в том числе и в реализации ключевых для города столичных функций. Кому-то нужно выполнить роль сборщика, системного интегратора для этой экономики. Городской экономике нужен не количественный, а качественный рост с одновременной внутренней переструктуризацией.

 

Вторая крупная (интегральная) проблема Ханты-Мансийска связана с его «сельской столичностью» - недореализованными функциями административной столицы округа.Многочисленные современные социальные проблемы города (низкий уровень жилообеспеченности, значительная доля ветхого жилья, недоступность услуг дошкольного образования, перегрузка общеобразовательных учреждений и др.) постыдны именно для столицы - потому что «рядовые» промышленные города округа в такой остроте их не имеют. Длительное существование в качестве квазисельской столицы автономного округа в советское время – при реальном выполнении всех столичных функций Тюменью – законсервировало черты сельской местности в черте города (одноэтажные деревянные дома без удобств городского центра; рассыпанность островов застройки, слабо связанных друг с другом; отсутствие промышленных предприятий – но сегодня это скорее благо, чем недостаток для города).

Полноценной реализации столичных функций мешают внутренние (встроенные) противоречия в действующих муниципальных программах и мероприятиях власти. Например, повышение эффективности работы окружной больницы в городе тормозится даже не оборудованием, а отсутствием квалифицированных кадров, которые невозможно привлечь ввиду отсутствия служебного жилья. И так во многих направлениях динамичное развитие города и повышение его комфортности для горожан тормозится дефицитом жилья для квалифицированных кадров.

Для окружной столицы в городе абсолютно недостаточно представлен сегмент деловых услуг (интеллектуального сервиса для промышленных предприятий округа и города). Не созданы институты побратимства с другими северными городами-столицами. Лишь в последние годы, после завершения строительства автодорог Ханты-Мансийск-Нефтеюганск, Ханты-Мансийск-Нягань, укрепляются интеграционные связи города с другими городами и районами округа.

А те направления, в которых уже реально вызрели столичные функции, например, университетского города, центра высшего и среднего профессионального образования, - ввиду того, что образовательные структуры находятся в федеральной собственности, - не получают укрепления со стороны местной власти.

 

Третья крупная проблема города связана с неоптимальным для города разграничением окружных и муниципальных полномочий, в том числе в вопросах собственности/имущества. И если раньше, когда город развивался в тени округа, его предначертаниями и командами, это было оправданно, то на новом этапе городского развития, когда Ханты-Мансийск выходит из тени для самостоятельного развития в интересах своих жителей, для принятия оперативных решений ему жизненно важны полнокровные права и полномочия (в том числе и переданные государственные от округа).

Современная инертность системы городского управления есть прямой результат того, что длительное время городские власти ничего «за город» не решали: ключи от городского развития находились в округе, у окружных властей. А теперь, когда есть возможность получить новые права и использовать их во благо местного сообщества, срабатывает привычка ничего не решать самостоятельно.

Представляется, что современная городская экономика дефицита по основным потребностям в жилье, детских садах и школах; «клонирование» окружных целевых программ на муниципальном уровне, в программах с тем же названием и логикой построения; парадоксальное нежелание принимать на себя те государственные полномочия, которые округ может передать (что делают власти многих региональных столиц) есть прямое следствие недоразграниченных полномочий округа и города и привычки местной власти переадресовывать решение городских проблем округу. Однако в новых условиях у округа нет ни возможности, ни желания это делать.

Ханты-Мансийску, и местной власти, и местному сообществу, и местному бизнесу, абсолютно необходим «новый контракт города и округа» - формирование принципиально новых отношений между городом и округом, в которых были бы четко определены взаимные обязательства партнеров и исчезла возможность переадресовывать решение проблем между уровнями власти - от чего страдают местные жители, а город становится некомфортным для жизни и бизнеса.

 

Четвертая проблема связана со слабостью городской инновационной инфраструктуры: нет увязки научных исследований, лабораторной базы, квалифицированных кадров и потребностей местной экономики в единой городской инновационной системе.Слабо налажено научно-техническое творчество молодежи. Не развита инновационная деятельность малых и средних компаний. Доля НИОКР в общем объеме финансирования муниципальных программ составляет ничтожную цифру. И если для рядового города все эти изъяны терпимы и допустимы, но для окружного центра они означают одновременную недоработку в столичных функциях.

Благоприятные предпосылки для формирования местной инновационной системы постепенно формируются: создан Югорский государственный университет, с начала 1990-х годов работает НАЦ имени Шпильмана. Эти структуры имеют уникальное узкоспециализированное дорогостоящее оборудование для проведения экологических и геологических исследований. Однако очень слабы связи между ними и предпринимательским сообществом города, между проводимыми научными исследованиями и потребностями отраслей местной экономики.

Вот этой слабостью связей между научными и внедренческими подразделениями в виде малого бизнеса, которые были ахиллесовой пятой советской экономикой и сохранились как изъян в городской экономике, можно объяснить тот факт, что до сих пор в городе нет интеллектуальных центров по приоритетным направлениям социально-экономического развития (строительству, энергетике, деревопереработке, новым видам транспорта и др.), не доведены до внедрения проекты новых технологий в производстве местных строительных материалов.

 

Пятая проблема связана с недостаточностью экономической диверсификации городской экономики, что является прямым результатом неразвитости городского малого бизнеса. В экономике без крупных хозяйственных структур, как экономика Ханты-Мансийска, вопросы ее диверсификации однозначно связываются с развитием малого бизнеса. Здесь в последние годы наблюдается пробуксовка: местные власти поддерживают уже те направления, которые сложились и признаны «правильными» - прежде всего торговые, бытовые, другие платные услуги; строительство; социальное предпринимательство. Потенциал более интеллектуальных видов предпринимательства остается нереализованным. Речь идет о студенческом предпринимательском движении, об университетских спин-офах, о различных формах муниципально-частного партнерства в интересах новых направлений городского развития. Нет интереса в том, чтобы местные предприятия росли, начинали работать на внешних рынках и переходили в разряд средних. Административная инерция власти в отношении к своему бизнесу становится специфическим ханты-мансийским административным барьером для предпринимательства, наряду с другими очень конкретными барьерами в виде сумасшедшего дефицита служебных площадей в собственность или аренду малым фирмам. Нет понимания, что между дефицитом офисных площадей и проблемами слабой диверсификации местной экономики есть прямая связь.

Город имеет и многочисленные конкурентные преимущества, которые делают его таким привлекательным для новых мигрантов и создают условия для постепенного преодоления обозначенных ранее проблем. Это исполняемые им столичные функции; наличие финансово-банковских структур (можно создавать новые центры венчурных финансов); Югорский государственный университет как центр подготовки кадров для местного рынка; более высокая, чем в соседних городах и районах, доля трудоспособного населения, в том числе молодого возраста; экологически более комфортная среда по сравнению с монопрофильными городами округа; насыщенный календарь крупных международных и общероссийских спортивных и культурных событий и многие другие позитивные факторы развития.

Следует назвать и преимущества современного экономико-географического положения в виде равномерной удаленности от всех крупных населенных пунктов округа, а также близости к недавно открытым крупным нефтяным месторождениям, удобные автодорожные выходы на крупные межрегиональные центры Тюмень и Екатеринбург; более благоприятный климат, чем в других крупных городах округа (больше солнечных дней, более высокая среднемесячная температура января и июля).

 


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.