Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Часть 1. Оценка ситуации глазами местного сообщества



АДМИНИСТРАЦИЯ

ГОРОДА ХАНТЫ-МАНСИЙСКА

ПРОЕКТ

КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ГОРОДА ХАНТЫ-МАНСИЙСКА

ДО 2020 ГОДА

Ханты-Мансийск


Авторский коллектив

Руководитель авторского коллектива по разработке комплексной Программы социально-экономического развития города Ханты-Мансийска до 2020 года:

Карминская Т.Д., ректор федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Югорский государственный университет» (далее по тексту - ЮГУ), кандидат технических наук.

 

Члены авторского коллектива по разработке комплексной Программы социально-экономического развития города Ханты-Мансийска до 2020 года:

Лукашенок Т.Р., начальник отдела по обеспечению управления имущественным комплексом ЮГУ, кандидат экономических наук;

Исламутдинов В.Ф., доцент кафедры экономической теории ЮГУ, кандидат экономических наук;

Ковалев В.З., профессор кафедры энергетики ЮГУ, доктор технических наук;

Тей Д.О., доцент кафедры автоматизированных систем обработки информации и управления ЮГУ, кандидат ­­­­­­­технических наук;

Карминский А.А., заместитель начальника управления стратегического развития ЮГУ;

Саркисян И.С., директор Нижневартовского нефтяного техникума – филиала ЮГУ, кандидат педагогических наук.

 

Эксперты по разработке комплексной Программы социально-экономического развития города Ханты-Мансийска до 2020 года:

Пилясов А.Н., директор Центра экономики Севера и Арктики федерального государственного бюджетного научно-исследовательского учреждения «Совет по изучению производительных сил» (далее по тексту - СОПС), доктор географических наук, профессор;

Замятина Н.Ю., старший научный сотрудник Центра экономики Севера и Арктики СОПС, кандидат географических наук;

Гришина И.В, заведующая отделом Инвестиционного обеспечения регионального развития СОПС, доктор экономических наук;

Полынёв А.О., заместитель заведующего отделом СОПС, доктор экономических наук;

Котов А.В., старший научный сотрудник Центра экономики Севера и Арктики СОПС, кандидат экономических наук

Васильева Ж.Б., инженер Центра экономики Севера и Арктики СОПС;

Дохов Р.А., стажер-исследователь Центра экономики Севера и Арктики СОПС.

 

Члены авторского коллектива по разработке проекта «Строительство архео-этнографического комплекса»:

Куриков В.М., советник Председателя Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, доктор экономических наук, профессор, академик РАЕН, заслуженный экономист РФ;

Бессонова Т.Н., старший преподаватель кафедры менеджмента ЮГУ, кандидат экономических наук;

Кондин В.Ю., заведующий сектором музейных программ и проектов БУ ХМАО – Югры «Этнографический музей под открытым небом «Торум Маа».

 

Соавтор проекта «Дорогу - велосипедам»:

Малюгин В.Л., президент Федерации велосипедного спорта ХМАО - Югры, член молодежного парламента при Думе ХМАО – Югры 5 созыва.


Оглавление

Введение. 7

Часть 1. Оценка ситуации глазами местного сообщества. 12

1.1.Анализ социально-экономического положения города за последние годы.. 14

А. Базовые услуги. 15

Б. Городская среда и эстетика места. 29

В. Открытость города и толерантность местного сообщества. 38

Г. Экономическая и физическая безопасность. 40

Д. Лидерство – соучастие власти и местного сообщества в развитии города/соуправлении городом 49

1.2. Анализ действующих мер по улучшению социально-экономического положения Ханты-Мансийска, проводимых органами местного самоуправления и органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.. 58

1.3. Анализ целевых программ, реализуемых на территории города Ханты-Мансийска. 59

1.4. Анализ основных проблем и конкурентных преимуществ города. 73

Часть 2. Определение цели, задач, сроков и этапов реализации Программы.. 78

Часть 3. Система мероприятий программы.. 84

3.1. Оценка мероприятий действующих муниципальных целевых программ.. 84

3.2. Система новых мероприятий (вне существующих муниципальных целевых программ) 125

Задача 1: Удовлетворение базовых потребностей горожан. 130

Краткосрочные проекты.. 130

Долгосрочные проекты.. 137

Задача 2. Облагораживание городской среды.. 139

Краткосрочные проекты.. 139

Долгосрочные проекты.. 150

Задача 3. Обеспечение открытости города и толерантности местного сообщества. 158

Краткосрочные проекты.. 158

Долгосрочные проекты.. 162

Задача 4. Обеспечение экономической и физической безопасности. 163

Краткосрочные проекты.. 163

Долгосрочные проекты.. 165

Задача 5. Обеспечение ответственного лидерства власти и соучастия местного сообщества в управлении развитием города. 166

Краткосрочные проекты.. 166

Долгосрочные проекты.. 175

Часть 4. Ресурсное обеспечение Программы.. 179

Часть 5. Механизм реализации Программы.. 180

Часть 6. Система оценки эффективности Программы.. 182

6.1. О подходах к построению системы индикаторов. 182

6.2. Показатели эффективности. 187

6.3. Оценка социально-экономических последствий реализации мероприятий Программы 230

6.4. Риски реализации Программы.. 232

Приложения. 235

 


Паспорт программы

Наименование целевой программы Комплексная программа социально-экономического развития города Ханты-Мансийска до 2020 года
Правовое обоснование для разработки целевой программы Распоряжение Администрации города Ханты-Мансийска №______ от _________2013 г.
Разработчик целевой программы Югорский государственный университет
Заказчик- координатор целевой программы Управление экономического развития и инвестиций Администрации города Ханты-Мансийска
Заказчик целевой программы Администрация города Ханты-Мансийска
Основные цели и задачи целевой программы Цель Программы социально-экономического развития Ханты-Мансийска – создание города, комфортного для жизни и работы современных и будущих его жителей. Предлагается решение ряда приоритетных задач социального и экономического развития. I. Группа задач по удовлетворению базовых потребностей горожан II. Группа задач по облагораживанию городской среды и эстетике места III. Группа задач в направлении «открытый город» IV. Группа задач по экономической и физической безопасности V. Группа задач по лидерству власти и соуправлению местного сообщества  
Сроки и этапы реализации целевой программы Реализация Программы пройдет в два этапа. На первом этапе (2014-2016 годы) перерабатываются муниципальные программы, принимаются необходимые нормативные правовые акты, трансформируется структура местной власти под новые вызовы местного развития. На втором этапе (2017-2020 годы) экономика города осуществляет разворот в сторону повышения роли инновационных (интенсивных) факторов роста и развития.  
Перечень подпрограмм целевой программы (при наличии) Нет
Основные мероприятия целевой программы Комплексная Программа социально-экономического развития города Ханты-Мансийска до 2020 года учитывает все мероприятий действующих муниципальных программ и включает новые проекты и мероприятия: Разработка и принятие МЦП «Жилье в Ханты-Мансийске» Разработка и принятие МЦП «Комплексное планирование структуры жилищного фонда и охраны архитектурного наследия» Создание единого электронного образовательного пространства города Ханты-Мансийска Проект «Семейное образование» Разработка МЦП «Вариативная система дошкольного образования» "Развитие и внедрение инновационных технологий в строительстве» "Профильная смена в лагерях дневного пребывания" «Глобальный Ханты-Мансийск» (для включения в МЦП "Развитие внутреннего и въездного туризма в Ханты-Мансийске") Разработка регламента функционального использования главных улиц города Конкурс проектов по переустройству зон ветхого жилья Проект «Физкультура рядом с домом» (для включения в МЦП «Развитие физической культуры и массового спорта в городе Ханты-Мансийске на 2011—2013 годы» при условии ее продления на 2014—2016 годы) Проект «Развитие малого предпринимательства в сфере туризма» (для включения в МЦП «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства на территории города Ханты-Мансийска») Улучшение благоустройства и озеленения города Энергоаудит организаций жилищно-коммунального хозяйства (для включения в МЦП «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности и энергобезопасности муниципального образования городской округ город Ханты-Мансийск» на 2014—2016 гг. Разработка и реализация Концепции развития городского потребительского рынка Разработка МЦП "Охрана культурного и природного наследия города Ханты-Мансийска" Проект «Строительство крематория с ритуальным залом» Проект «Дорогу – велосипедам» Проект «Хозяин своей улицы» Разработка концепции и организационное обеспечение проекта «Ханты-Мансийск: кочующий креативный кластер» Проект «Обоснование, разработка дизайн-проекта и строительство тематического туристического парка «Ойл-парк» Строительство архео-этнографического комплекса Разработка и принятие МЦП "Электронный Ханты-Мансийск" Разработка системы мер по развитию направления социального туризма (для инвалидов, детей-сирот и др.) (для включения в МЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в городе Ханты-Мансийске») "Молодежные трудовые отряды" Разработка и принятие МЦП «Национально-культурный центр» Разработка и принятие МЦП "Автомобильный сервис в Ханты-Мансийске" Проект «Системное обучение -- малому бизнесу» (для включения в МЦП «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства на территории города Ханты-Мансийска») Проект «Создание инновационного кластера Разработка концепции межмуниципального сотрудничества Разработка и реализация МЦП повышения эффективности бюджетных расходов и использования фонда муниципального имущества города Ханты-Мансийска Разработка комплекса мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности Ханты-Мансийска Разработка системы стимулирующих мер для муниципальных служащих, координирующих и реализующих городские межведомственные проекты Разработка и реализация системы мероприятий по поощрению взаимодействия структурных подразделений Администрации Ханты-Мансийска с организациями гражданского общества города (общественными объединениями, некоммерческими организациями и др.)
Объемы и источники финансирования целевой программы (всего, в том числе по подпрограммам, годам реализации целевой программы)     Всего 2,104 млрд. руб., в том числе 2014 год – 324,2 млн. руб. 2015 год – 449,6 млн. руб. 2016 год – 436,0 млн. руб. 2017 год – 321,1 млн. руб. 2018 год – 311,1 млн. руб. 2019 год – 151,1 млн. руб. 2020 год - 111,1 млн. руб.
Ожидаемые конечные результаты реализации целевой программы Увеличение числа созданных рабочих мест в 2020 году по отношению к 2012 году на 28% Рост реальной заработной платы в 2020 году по отношению к 2012 году на 28% Увеличение количества малых и средних предприятий в 2020 году по отношению к 2012 году на 50% Темпы прироста инвестиций к уровню 2009 года в постоянных ценах на 10% в 2020 году Удельный вес инновационных производств – рост в четыре раза в 2012-2020 годы

Введение

Комплексная Программа социально-экономического развития города Ханты-Мансийска до 2020 года разрабатывается как звено в системе целеполагающих документов муниципального планирования: принятой Стратегии социально-экономического развития города Ханты-Мансийска до 2020 года; Генерального плана развития города, который в настоящий момент находится в процессе корректировки и подготовки новой редакции; муниципальных программ по приоритетным направлениям текущего экономического и социального развития Ханты-Мансийска.

Данная Программа разрабатывается в период благоприятной динамики городского развития. Рост численности населения за 2012 год составил беспрецедентные 6% (на 1 января 2013 года в городе проживает 90133 человека): за год население увеличилось более чем на пять тысяч, при этом миграция обеспечила почти четырехтысячный прирост населения (максимальный за последние четыре года и один из сильнейших за последние десять лет). Как свидетельствует мировой опыт, когда города успешны, они обычно растут очень быстро.

Энергичное и предприимчивое трудоспособное население соседних муниципальных районов округа, регионов Уральского федерального округа, республик Татарстан, Башкортостан, городов Москвы и Санкт-Петербурга, других городов и регионов России, приезжает в Ханты-Мансийск потому, что столица округа динамично развивается. Число экономически активного населения за последний год увеличилось на 1,5%; уровень регистрируемой безработицы сократился до 92 человек (годом ранее 230 человек); рост среднедушевых доходов населения города опережает инфляцию (6,5% за 2012 год, на 1 января 2013 года составил 42778 рублей). Исключительно быстро растет предпринимательское сообщество города: в Ханты-Мансийске сейчас более 5300 мелких фирм (в том числе 2220 малых и микропредприятий, 3115 индивидуальных предприятий).

В периоды позитивного социально-экономического развития обычно у власти стимулов к переменам не возникает. Однако как раз для Ханты-Мансийска они жизненно необходимы. Стоит задача преодолеть сложившиеся стереотипы и вывести окружную столицу на траекторию инновационного развития, которая базируется на новых (внутренних) факторах экономического роста - творческой, предпринимательской энергии местного сообщества, информационных технологиях, интеллектуальном сервисе городских малых и средних фирм, университетской промышленности и стартапах.

Данная Программа ориентирована на решение этой сверхзадачи. На основе анализа текущей ситуации в социально-экономическом развитии Ханты-Мансийска, ключевых проблем и противоречий, в ней предложен механизм концентрации ресурсов и координации усилий основных субъектов экономики окружной столицы на фундаменте конкретных интеграционных проектов (как инвестиционных, так и организационных).

Программа учитывает принятые документы стратегического планирования федерального, регионального и муниципального уровня: Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года; Стратегию инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года; Стратегию социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года; Схему развития и размещения производительных сил Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года; Стратегию социально-экономического развития города Ханты-Мансийска до 2020 года; Генеральный план города Ханты-Мансийска на расчетный срок до 2027 года (последние изменения внесены в 2008 году, в настоящий момент готовится новая редакция документа).

История Ханты-Мансийска начинается с 1931 года, когда был образован национальный округ и развернулось строительство его центра – поселка Остяко-Вогульска, переименованного в 1940 году в рабочий поселок Ханты-Мансийск. В 1950 году он получил статус города-окружного центра. В период бурного нефтегазового освоения тюменского Севера 1960-1980-х годов Ханты-Мансийск оказался в стороне от крупнейших месторождений в восточной части округа и строящихся новых железных дорог. В эти десятилетия он как бы законсервировался в своем облике «сельского» города – номинальной столицы автономного округа Тюменской области.

Перемены стали происходить с начала 1990-х годов, когда Ханты-Мансийский автономный округ получил статус нового субъекта Российской Федерации и стал нуждаться в подлинной, а не декоративной столице. Период 1993-2000 годов в развитии города можно расценивать как подготовительный, переходный накануне последующих радикальных преобразований облика и развития Ханты-Мансийска. Размеренный, инерционный характер развития окружного центра в это время подтверждает слабый прирост численности населения: около пяти тысяч человек за восемь лет (с 36 тыс.чел. в 1993 году до 41 тыс. чел. в 2000 году). Это меньше, чем прирост за один 2012 год.

Исследователи уральского Института экономики РАН в 1990-е годы отмечали необходимость укрепления столичных функций Ханты-Мансийска как важную проблему устойчивого развития округа и предлагали конкретные направления: предоставление широкого спектра социальных услуг для соседних муниципальных районов - после создания единой автодорожной сети округа; закрепление роли города как центра зимних видов спорта международного и федерального значения; становление как центра освоения новых природных активов (нефтегазовых месторождений и лесных ресурсов) в бассейне Оби; постепенное превращение Ханты-Мансийска в научный и образовательный центр для всего округа; усиление экономических и гуманитарных связей округа с соседними регионами в результате строительства широтных транзитных автомобильных и железнодорожных магистралей и превращение Ханты-Мансийска в крупный центр межрегионального значения.

Реализация всех обозначенных направлений потребует десятилетий. Однако первые шаги по укреплению функций Ханты-Мансийска как региональной столицы начали реализовываться уже в 1990-е годы. Важнейшая задача состояла в том, чтобы изменить парадоксальное периферийное экономико-географическое положение Ханты-Мансийска в самом округе: не может город выполнять роль центра, если находится в состоянии инфраструктурной изоляции в своем собственном регионе! Строительство современного аэропорта, вхождение в единую систему электро- и газоснабжения уральских и западно-сибирских городов, начатое в эти годы сооружение общеокружной широтной автотранспортной магистрали были нацелены обеспечить интеграцию Ханты-Мансийска в основную инфраструктурную сеть округа, области, страны. Столичные функции укреплялись и за счет появления в городе новых финансовых, банковских, образовательных, исследовательских учреждений - подразделений крупных федеральных институтов.

В результате заделов, созданных в первое десятилетие преобразований, в последующие нулевые годы развитие Ханты-Мансийска происходило уже в совершенно другой динамике. С 2001 году практически ежегодно в городе проводятся спортивные соревнования, культурные и политические мероприятия международного уровня: чемпионаты мира по биатлону, шахматам, по лыжным гонкам, международные фестивали кинодебютов, экологические, телевизионные фестивали, саммит Россия-ЕС и др.

После завершения строительства моста через Иртыш в 2004 году в районе Ханты-Мансийска, открытия дороги Ханты-Мансийск-Нягань в 2005 году окружной центр получил жизненно необходимые для полноценной реализации столичных функций связи с крупнейшими городами округа и - потенциально - после завершения строительства дорожных участков широтной магистрали Томск - Нижневартовск - Сургут - Ханты - Мансийск - Серов - Пермь в соседних регионах, наземные связи с соседними региональными центрами. Абсолютно неслучайно с 2006 года, после завершения строительства общеокружной широтной автодороги, существенно вырос приток мигрантов в город.

Другим важным событием, осознание значимости которого для укрепления столичных функций города пришло лишь спустя десятилетие, стало создание нового Югорского государственного университета в 2001 году. С этого момента Ханты-Мансийск, как и десятки других, ранее периферийных, городов Западной Европы, стал постепенно получать дивиденды от присутствия в городе собственной образовательной «фабрики», от растущей экономической роли университета на местном рынке труда. Но самое главное - город стал получать ренту от усиливающегося присутствия квалифицированных, образованных кадров в постоянно расширяющемся спектре специальностей и компетенций.

В конце 2011 года была утверждена разработанная годом ранее Стратегия социально-экономического развития города Ханты-Мансийска до 2020 года, которая является для настоящей Программы документом, задающим основные реперные точки и ориентиры (цели, задачи, приоритеты, этапы). Данный документ знаменует завершение одного этапа развития города и начало качественно нового.

В 2011 году в Ханты-Мансийске была внедрена новая модель организации структуры органов местного самоуправления. Теперь главой администрации города («сити-менеджером») является не выбранный, а назначенный на эту должность по контракту на два и более года, но не более срока полномочий городской думы.

В этот же год была проведена реорганизация структурных подразделений администрации города. Для разграничения полномочий в двух проблемных сферах современного городского развития - градостроительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве - прежний департамент градостроительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства был преобразован в департамент градостроительства и архитектуры и департамент городского хозяйства. Для укрепления экономической роли системы муниципального образования в развитии окружной столицы был повышен статус структурного подразделения местной власти, ответственного за данное направление работы. Усиление экономической составляющей в работе новой местной власти подтвердилось и реорганизацией прежнего Комитета по экономике и прогнозированию – теперь два самостоятельных органа - ответственное за выработку экономической стратегии Управление экономического развития и инвестиций и занятое более рутинной, процедурной работой Управление муниципального заказа. Признание необходимости в большей открытости местной власти и тесной координации со всеми субъектами местной экономики отразилось в создании двух новых подразделений - управление общественных связей и управление информатизации.

Ответить на вызовы нового ответственного этапа развития города и призвана данная Программа. На фоне программ социально-экономического развития десятков других региональных столиц особенность данного документа состоит в его обращенности не к местной власти, а к местному сообществу жителей города. Именно поэтому в нашем документе акцент сделан не на диверсификации местной экономики, как это принято в современных Программах (Стратегических планах) городов - региональных центров, - а на увеличение комфортности города для жизни и работы его жителей. Другая особенность состоит в приоритете интеграционных, междисциплинарных подходов и проектов, способных обеспечить возрастающую отдачу на сложении усилий малого и среднего бизнеса, некоммерческих организаций, структур муниципальной и окружной власти.

Для города, экономика которого формируется энергией тысяч предпринимателей из среднего, малого и индивидуального бизнеса; многочисленными чиновниками из структур местной, региональной и федеральной власти; университетом и местными колледжами - только партнерский подход и сложение усилий власти, бизнеса, некоммерческих структур и гражданского общества - способны обеспечить подлинный прорыв.

Успех движения в реализации программных целей и задач развития города тесно связан с преодолением нескольких принципиальных заблуждений по поводу современного развития Ханты-Мансийска. Первым следует назвать переоценку роли реального (промышленного) сектора экономики, являющегося – как написано в документах муниципальной власти – «основным ресурсом для повышения благосостояния населения, его занятости, формирования бюджетных доходов и решения социальных проблем».

На самом деле экономическая роль промышленных предприятий в современном развитии Ханты-Мансийска не столь значительна и имеет тенденцию к дальнейшему уменьшению: доля промышленности в общем объеме местного выпуска и занятости в последние 20 лет уменьшалась, а доля сектора услуг - росла. Промышленные и агропромышленные предприятия и производственные объекты (нефтебаза, птицефабрика и т.д.) по экологическим соображениям выносятся из селитебной зоны города на территорию соседнего Ханты-Мансийского района. С 2009 года перестала учитываться в городской экономике деятельность нефтедобывающих предприятий: объемы добычи нефти теперь регистрируются там, где они фактически добываются, т.е. в Ханты-Мансийском районе, а не там, где зарегистрировано нефтедобывающее предприятие.

В этом нет специфики Ханты-Мансийска. В развитых странах эпоха крупного промышленного города постепенно уходит. Новая промышленность возникает в сельской местности, небольших городах вблизи метрополитенских ареалов и почти никогда – в городских агломерациях, столичных и университетских центрах. Поэтому неразумно делать ставку в будущем развитии Ханты-Мансийска исключительно на промышленный сектор. Видимо, он сохранится в немногочисленных современных видах экономической деятельности (обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды). Вот почему и предложения генерального плана города по передислокации наиболее крупных промышленных объектов в производственную зону в юго-восточной и северо-западной части города целесообразно сформулировать более радикально: вынос большинства действующих промышленных объектов за черту города, в Ханты-Мансийский район.

Сказанное не означает, что проекты развития новой, в том числе наукоемкой, промышленности не нужны городу (например, производство строительных блоков и материалов, реконструкция рыбоперерабатывающих предприятий и др.) Конечно, нет. Эти производства создадут немногочисленные, но высокооплачиваемые рабочие места, которые в виде налога на доходы с физических лиц пополнят городской бюджет, сгенерируют каскад положительных эффектов в городской экономике через мультипликатор расходов работников этих фирм.

Однако акценты усилий власти должны быть нацелены на повышение интеллектуальности местной экономики: направляться в научные и образовательные структуры и институты, генераторы нового знания и квалифицированных кадров, наукоемкий бизнес (неважно, в промышленности или в сервисе).

Другое крупное заблуждение в понимании основных драйверов современного развития Ханты-Мансийска связано со взаимной недооценкой научно-образовательного комплекса своей экономической роли в развитии города, с одной стороны; с другой стороны, местной властью - экономического потенциала научно-образовательных учреждений в городском развитии. Для уверенного развития Ханты-Мансийска ему остро необходим «новый контракт» между городской властью, всем городским сообществом и научно-образовательными центрами.

Югорский государственный университет, Югорский НИИ информационных технологий, Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж и другие научно-образовательные учреждения, накопили в последнее десятилетие интересный опыт создания новых институтов, подготовки специалистов новых компетенций, творческого экспериментирования для большего соответствия современным вызовам городского рынка труда – поучительного для структур и институтов муниципальной власти Ханты-Мансийска. Например, Югорский государственный университет имеет развитые международные связи (которые не имеет город[1]), является членом Международной ассоциации университетов и колледжей арктического региона, реализует 22 действующих соглашения с университетами и научно-образовательными центрами десяти стран, участвует в семи крупных международных проектах по программам Европейской комиссии, ЮНЕСКО, Министерства образования, науки и новых технологий Германии (BMBF), Канадского агентства международного развития (CIDA).

Создание в 2001 году федерального Югорского государственного университета стало значительным этапом развития города. Абсолютно неслучайно бурный рост населения окружной столицы начался именно после создания университета. Последние годы в структуре временных жителей города увеличивается доля студентов очной формы обучения университета (раньше – вахтовых строительных и промышленных рабочих).

Энергия динамичного городского развития непосредственно связана с плотной застройкой центральных районов города, в которых жива чересполосица, а не строгое функциональное зонирование, обеспечивающие культурное и интеллектуальное разнообразие, среду интенсивной коммуникации, важные для успеха городского инновационного процесса (например, венчурный капитал всегда размещается поблизости от опекаемых фирм).

Столичность Ханты-Мансийска должна быть увязана с интересами творческого, интеллектуального роста и развития города. Ведь для Ханты-Мансийска важна столичность не сама по себе, а во имя комфортного проживания горожан и привлекательности города для внешних мигрантов.

Вопрос стоит так: как прагматически использовать столичную структуру городской занятости, в которой повышена роль финансового сектора, государственного и муниципального управления, коммуникационных отраслей (транспорта и связи), здравоохранения, чтобы укрепить инновационный вектор городского развития? Талантливые люди кластеризуются вокруг власти, органов муниципального и регионального управления. Это хорошая новость для города. Ханты-Мансийск является лидером среди городов Тюменской области по потреблению услуг сотовой связи (по числу зарегистрированных номеров на душу населения). Это опять хорошая новость для города. Без столичных функций, видимо, это было бы невозможно. Но как из этих отдельных конкурентных преимуществ получить новое системное качество развития в виде добавленной стоимости и новых рабочих мест на инновациях, творчестве, интеллекте?

Ханты-Мансийск создавался на водных путях, в ближнем междуречье Иртыша и Оби. И для агроиндустриальной эры это было абсолютно естественно. Сегодня речной транспорт проигрывает по скорости и маневренности наземному и воздушному. Современный город, чтобы крепить свои конкурентные преимущества, должен обладать удобным аэропортом. Вот почему ханты-мансийский аэропорт для города означает больше, чем просто рядовой инфраструктурный объект местной транспортной системы. Это эффективный шлюз во внешний мир. Молодость, современная планировка местного аэропорта - важнейшее конкурентное преимущество города перед Тюменью, другими уральскими и сибирскими региональными столицами со старыми советскими аэропортами. Поэтому все предложения по его переносу в северную часть города «для обеспечения необходимого нормативного расстояния между аэропортом и жилой застройкой» нужно рассматривать очень осторожно, понимая, что любые перемены здесь крайне чувствительны для городского развития и опасны замедлением экономического роста.

Отсутствие крупных хозяйственных предприятий, которые способны стать градообразующими для Ханты-Мансийска, воспринимается многими местными управленцами как его недостаток. Однако современные зарубежные работы по городскому развитию свидетельствуют, что города, в экономике которых доминируют малые и средние фирмы, как правило, растут быстрее, чем города с доминирующими крупными предприятиями. Ханты-Мансийск сегодня – это тысячи частных работодателей, которые привлекают людей на работу в свои фирмы, создают новые рабочие места – активнее и быстрее, чем муниципальные и региональные органы управления. Мир независимых городских предпринимателей, облагороженный университетским знанием и столичными управленческими возможностями, способен стать мощным драйвером развития Ханты-Мансийска в предстоящие десятилетия. Муниципальной власти нужно признать главенствующую роль малого бизнеса в местной экономике как благо, а не как тормоз для развития. Реалии городского развития последних лет показывают, как некоторые малые фирмы в результате успешного роста постепенно переходят в разряд средних и начинают работать не только на городском, но и внешних рынках (например, ООО «Строительно-промышленный комбинат»).

Так сложилось, что Ханты-Мансийск расположен внутри очень проблемного по многим социальным и экономическим параметрам Ханты-Мансийского района. Поэтому развитие города обязательно должно рассматриваться в увязке с позитивными и негативными эффектами этого соседства. Многие собственные параметры развития окружной столицы были бы абсолютно другими, если бы она была расположена, например, в Нижневартовском, Сургутском или Нефтеюганском районах.

Ханты-Мансийск имеет положительный миграционный прирост, который составляет 800 – 2 000 человек в год. Город является привлекательным для мигрантов в силу высокой заработной платы, достаточной социальной обеспеченностью. При этом, мигранты играют важную (стимулирующую) роль в развитии Ханты-Мансийска.

 

Часть 1. Оценка ситуации глазами местного сообщества

 

Основная идея документа - создание города, комфортного для жизни. Это означает, что вся пирамида потребностей рядового горожанина в Ханты-Мансийске удовлетворяется полноценно и полнокровно.

В группе потребностей жителя города мы выделили базовые – потребность в образовании, медицинских услугах, доступном жилье, общественном транспорте; потребность в благоприятной городской природной и культурно разнообразной среде; потребность в открытом и терпимом местном городском сообществе; потребность ощущать себя экономически и физически безопасно в городе; наконец, возможность иметь эффективных лидеров и быть вовлеченным (соучаствовать) с ними в развитии (управлении) города. Привычные нам отраслевые направления городской экономики работают на удовлетворение различных групп потребностей жителя города. Важен не обособленный успех власти на конкретном «отраслевом фронте», но то, в какой степени он способствует удовлетворению потребностей горожанина в услугах со стороны города.

А демографическая ситуация при таком подходе выступает как внешнее заданное условие. Потому что от того, кто слагает местное городское сообщество, зависит спектр основных потребностей и изменения в их структуре.

За межпереписной период с 9 октября 2002 года по 14 октября 2010 года темп роста населения города Ханты-Мансийска составил 1,47 (прирост на 47%). Для крупных городов округа это беспрецедентные значения: за тот же период численность населения Нефтеюганска увеличилась на 14%, Сургута на 8%, Нижневартовска на 5%.

Несмотря на то, что Ханты-Мансийск имеет наиболее высокие показатели рождаемости среди крупных городов округа, основной прирост населения был обеспечен за счет миграции: в отдельные годы сальдо миграции превосходило естественный прирост в шесть раз. Неслучайно город устойчиво имеет первые места по коэффициентам миграционного прироста среди муниципальных образований округа. Основной вклад в объемы миграционного оборота вносит межрегиональная, затем внутрирегиональная (в пределах Тюменской области) и затем международная миграция – прежде всего со странами СНГ. Предельная ситуация, когда почти каждый десятый житель города вовлечен в миграционные процессы (напомним, что при уровне в 25% популяция считается проточной), оказывает в эти годы давление на всю демографическую динамику и атмосферу в местном сообществе.

Помимо прибывших в город на постоянное место жительство, его ключевая особенность состоит в значительных объемах потока временно прибывающих сюда на сезонную работу или учебу в колледжах и университете. Ежегодно количество временно прибывающих в город в два-четыре раза превосходит поток прибывающих на постоянное место жительства.

Активный рост численности населения Ханты-Мансийска, наблюдаемый с нулевых годов, в полтора раза увеличил долю города в населении округа. Это означает, что пакет социальных мер местной и окружной власти, реализованный в Ханты-Мансийске, поведение бизнеса (адресная поддержка социально уязвимых категорий граждан, устойчивый рост реальных доходов населения) сработали на увеличение сравнительной привлекательности города в округе.

Рост населения сопровождался изменением гендерной структуры: с 2007 года и в возрастающей степени по годам женщины стали доминировать в местном сообществе. Городской брачный рынок из рынка невест превратился в рынок женихов (которых меньше и потому именно у них есть больше возможностей выбора).

А среди безработных устойчиво преобладают мужчины. Городская экономика предлагает для численно все более доминирующих женщин больший выбор приемлемых рабочих мест, что приводит к преобладанию женщин в структуре прибывающих мигрантов трудоспособного возраста, что еще более увеличивает их отрыв по численности от мужчин. Процесс идет с самоусилением.

Абсолютные показатели рождаемости увеличились в два раза с начала 2000-х годов (табл. 1.1.). Значительный рост рождаемости на фоне растущего гендерного дисбаланса сигнализирует о проблеме матерей-одиночек, матерей, отказавшихся от своих детей и детей-сирот. Данные муниципальной статистики подтверждают этот вывод: нагрузка на городские органы опеки в последние годы постоянно растет.

 

Таблица 1.1. -- Демографическая динамика Ханты-Мансийска, на 1.01.

 

 
Численность населения города, тыс. чел. 41,3 54,0 55,7 57,3 59,6 63,2 67,8 71,8 75,9 79,4 85,0 90,1
% в округе 2,9 3,8 3,8 3,9 4,0 4,2 4,5 4,7 4,9 5,2 5,4 5,7
Мужчины, тыс. чел. 20,6   27,4 28,0 28,7 29,8 31,5 33,6 35,6 37,7 38,1 41,0 43,5
Женщины, тыс. чел. 20,7 26,9 27,7 28,6 29,8 31,7 34,1 36,2 38,2 41,3 44,0 46,6
Родилось, чел.  
из них мертво-рожденных  
Умерло, чел.  
Естественный прирост 453 496 575 656 804 923 1123 1107 1251  
Число родившихся на 1000 чел. 19,1 16,2 16,9 17,6 17,4 17,8 18,8 19,6 20,5 18,3 20,5  
Число умерших на 1000 чел. 12,2 10,5 8,9 9,1 7,8 7,8 7,3 6,7 6,4 5,8 6,2  
Естественный прирост на 1000 чел. 6,9 5,7 8,0 8,5 9,6 10,0 11,5 12,9 14,1 12,5 14,3  
Прибыло, чел.  
Выбыло, чел.  
Миграционный прирост 1121 1797 3023 4328 3900 3341 2500 1051 3853  
Кроме того, временно прибывшие, чел.    
Численность пенсионеров, тыс. чел. 13,4 14,0 14,5 15,0 15,5 16,1 16,7 17,5 18,6 19,5 20,4  

 

Гендерный дисбаланс по-разному проявляется в разных демографических группах. В группе 20-29 лет женщины существенно доминируют. В группе 30- 54 лет доминируют мужчины. А в пенсионных возрастах старше 55 лет резко доминируют женщины.

Обращает на себя внимание значительное для центрального города с развитой сетью медицинских учреждений число мертворожденных детей. Пиковые годы по числу прибывших мигрантов одновременно являются и годами превышений по числу мертворожденных детей.

Абсолютные показатели смертности в последнее десятилетие колебались вокруг показателя в 500 человек. Коэффициент общей смертности (на 1000 чел.) за этот же период ввиду роста численности населения и изменения гендерного дисбаланса - от доминирования сравнительно раньше и чаще умирающих мужчин (например, известная российская сверхсмертность мужчин трудоспособного возраста) в сторону более долгоживущих женщин - снизился почти в два раза: в начале нулевых годов он был выше, чем в крупных нефтегородах Югры, теперь сопоставим с ними. Стабилизация абсолютного уровня смертности на фоне роста числа пенсионеров означает успехи здравоохранения и рост средней продолжительности жизни в Ханты-Мансийске.

За счет активного миграционного притока и быстрого общего роста численности населения доля пенсионеров – при общем численном их увеличении – теперь меньше, чем десять лет назад (в начале нулевых годов 26%, теперь 24,5%). Это означает, что черты молодости местного сообщества, которые символизирует развитие нового Югорского государственного университета, подтверждаются и статистически.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.