Предприятие в процессе хозяйственной деятельности выступает не только в качестве покупателя товарно-материальных ценностей, но и в качестве продавца производимой продукции или оказываемых услуг. В этом случае возникают расчеты с покупателями (заказчиками). Возможны два основных варианта расчетов:
1) оплата за реально выполненные работы и поставленные товары;
2) авансовые платежи (предоплата) за предстоящие поставки и еще невыполненные работы.
Соответственно, оправдательными документами для первого вида платежей являются счета (приложение 23), товарные накладные, акты выполненных работ либо оказанных услуг (приложение 24), акты о приемке выполненных работ и др. Оправдательными документами для выплаты авансов служат договора.
При продаже товаров покупателю выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг).
Учет расчетов с покупателями за отгруженную продукцию (работы, услуги) организация отражает на синтетическом счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» На данном счете формируется информация о задолженности покупателей и заказчиков за проданную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги, право на которые перешло к покупателям или заказчикам согласно договорам купли-продажи или поставки. На этом счете отражаются также суммы полученных авансов от покупателей[17, стр. 80-81].
К этому синтетическому счету открывается несколько субсчетов по видам расчетов. Аналитический учет ведется в хронологическом порядке покаждому покупателю или заказчику.
По мере отгрузки продукции или оказании услуг и предъявления к оплате расчетных документов, в которых величина выручки от их реализации (по договорной цене с налогом на добавленную стоимость) отражается:
Д-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» К-т 90 «Продажи», субсчет «Выручка», 91 «Прочие доходы и расходы».
Погашение задолженности покупателями и заказчиками (оплата расчетно-платежных документов) отражается:
Д-т 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета» К-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
Организации могут получать авансы (предварительную оплату) под поставку материальных ценностей либо под выполнение работ или при частичной оплате продукции и услуг, производимых для заказчиков. На счетах бухгалтерского учета это отражается записью:
Д-т 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета» К-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Авансы полученные».
Начисление НДС с сумм выручки от продажи и авансовых платежей:
Д-т 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Авансы полученные»
К-т 68 «Расчеты по налогам и сборам».
При зачете сумм ранее полученных авансов при предъявлении покупателям (заказчикам) счетов за полностью произведенные работы, проданные изделия:
Д-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Авансы полученные» К-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
Если расчеты производятся при совершении товарообменной операции (по договорам мены), то по соглашению сторон может производиться взаимный зачет задолженностей Такая операция может отражаться:
Д-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» К-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
При оформлении отсрочки платежа векселем полученным на счетах бухгалтерского учета эти операции отражаются:
Д-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Векселя полученные»
К-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» - (если задолженность была показана ранее на этом счете) или
К-т 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы»[12, стр. 193-195].
Если векселедержатель получает деньги и причитающиеся проценты по векселю, то это отражается в бухгалтерском учете следующим образом:
Д-т 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета» К-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» - на общую сумму; К-т 91 «Прочие доходы и расходы» - на величину процентов.
Оборотно-сальдовая ведомость по счету 62, обороты счета 62 МАУ «СОЦ «Атлант» представлены в (приложении 25,26)