ЕльцинБорис Николаевич (1931-2007) – первый президент России (1991-1999, переизбран на второй срок в июне 1996). За 13 лет работы по специальности прошел все ступеньки служебной иерархии в строительной индустрии: от мастера стройтреста до директора домостроительного комбината. Партийную карьеру начал в 1968 г. В 1985 г. Ельцин стал первым секретарем Московского горкомитета КПСС и кандидатом в члены Политбюро ЦК партии (1986-1988). В Москве Ельцин предпринял энергичные, но зачастую показушные и неумеренно жесткие меры по обновлению партийных комитетов районов столицы. Первый секретарь горкома боролся с привилегиями номенклатуры, посещал трудовые коллективы, находил общий язык с любой аудиторией, несколько раз ездил в трамвае. Эти рекламные картинки показало телевидение, они повышали его личный рейтинг. В 1987 г. на октябрьском пленуме ЦК КПСС Ельцин выступил с речью, содержащей критику члена Политбюро Е.К. Лигачева и требование более решительных реформ, этот факт стал широко известен. Пленум осудил это выступление и отстранил Ельцина от руководства горкомом партии. Позже, на XIX партконференции, Ельцин просил партконференцию принять решение о его политической реабилитации. В марте 1989 г. Ельцин стал народным депутатом СССР, был избран сопредседателем Межрегиональной депутатской группы – первой за многие парламентской оппозиции. 12 июня 1990 г. Съезд народных депутатов по его инициативе принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР. По результатам референдума об учреждении поста президента России прошли выборы, и 12 июня 1991 г. Ельцин был избран президентом РСФСР.
Стал во главе антипутчистских сил в августе 1991 г. 8 декабря 1991 г. подписал соглашение об упразднении СССР и создании Содружества независимых государств (СНГ). Президент России к этому времени сформировал правительство, фактическим руководителем которого стал экономист Е.Т. Гайдар. Конфликт с сопротивляющимся реформам парламентом Ельцин повел до военного разрешения 3-4 октября 1993 г.
16 июня 1996 г. должны были состояться выборы президента России, на которых вновь была выставлена кандидатура действующего президента Ельцина. Руководство России предприняло беспрецедентную атаку средств массовой информации на избирателя, в предвыборную гонку включилась и местная пропрезидентская администрация, проведшая широкомасштабные агитационные акции. Стремясь заручиться поддержкой избирателей, правительство частично погасило долги бюджетникам, вывело войска из Чечни. В итоге Ельцину удалось одержать победу на выборах во втором туре, во многом благодаря поддержке одного из кандидатов – А. Лебедя.
Вторая каденция Б.Н. Ельцина не способствовало улучшению социально-экономических показателей уровня жизни населения. Экономический курс правительства Черномырдина, а затем и С.В. Кириенко, остался без изменений. Осенью в стране прошли забастовки, массовые акции протеста.
В августе 1998 г. разразился дефолт, финансовый кризис, вызванный неспособностью правительства выполнить взятые на себя долговые обязательства.
Ельцин часто менял высшее руководство страны, он без всяких видимых причин сменил одного за другим несколько премьеров: Е.Т.Гайдара сменил В.С.Черномырдин, затем на посту председателя правительства побывали С.В.Кириенко, Е.М.Примаков, С.В.Степашин. Каждая такая смена премьера отзывалось падением курса российской валюты, крахом экономических планов. В сентябре 1999 г. премьером был назначен директор ФСБ В.В. Путин, которого Ельцин назвал своим преемником. 31 декабря 1999 г., после выборов в Государственную Думу, принесшую фактическую победу проправительственному блоку «Единство», Б.Н.Ельцин ушел в отставку.
«Молодые реформаторы» – обозначение группы молодых экономистов-либералов, положивших начало реформированию страны в начале 1990-х гг. Правительством молодых реформаторов сначала называлось правительство Е. Гайдара (1991–92 гг.), затем С. Кириенко (1998 г.). В 1997 г. «молодыми реформаторами» называли вице-премьеров А. Чубайса и Б. Немцова. Часто термин «молодые реформаторы» использовался для противопоставления различных команд в правительстве, например «молодые реформаторы» против «красных директоров».
Экономические реформы 1992–1993 гг. – радикальные экономические преобразования экономики страны в направлении установления рыночных механизмов ее функционирования. В основе лежала концепция свободных рыночных отношений и убеждение, что экономическая свобода станет основой политической демократии: реформаторы полагали, что народ под влиянием рынка должен оформиться в средний класс. В итоге Россия сделала ставку на монетаристские методы перехода к рынку. Они связаны с решительным отказом от государственного контроля над экономикой в пользу рыночного саморегулирования. Отсюда предлагается широкий набор жестких средств для ускоренной либерализации и финансовой стабилизации, т.н. шоковая терапия.
В правительственной программе углубления реформ (1992) приоритет в государственной политике отдавался изменению отношений собственности. Предполагалось, что доля госсектора в производстве должна составить не более 40%; в торговле – не более 10 %; доля кредитов, выдаваемых частным фирмам, – не менее 70 %; доля частных инвестиций в фонде накопления – не менее 70 %.
В программу реформ, в основном осуществленных в 1992 г., вошли следующие мероприятия правительства России: 1) введение свободных цен; 2) либерализация торговли; 3) широкая приватизация государственных предприятий, жилья. Политика приватизации занимала центральное место в процессе изменения отношений собственности. Программа первого российского правительства ставила следующие ключевые ее цели: формирование широкого слоя частных собственников и повышение эффективности производства; в лице новых собственников создание мощной социальной базы рыночной экономики и демократического общества.
Однако уже первые результаты реформ оказались плачевными. Драматические последствия, в частности, имел отпуск цен. Идеологи реформ полагали, что цены вырастут в максимум в три раза, однако реально они возросли в 10–12 раз. Рост заработной платы и пенсий не успевал за ростом цен. В итоге большинство населения оказалось за чертой бедности. Обесценились сберегательные вклады. Не оправдались надежды правительства и на широкомасштабную валютную помощь Запада.
Продолжение политики «шоковой терапии» в условиях обнищания населения, разорения предприятий легкой и оборонной промышленности, сельскохозяйственного комплекса привело к формированию массового недовольства курсом реформ исполнительной власти.
Октябрьский кризис 1993 г. – противостояние исполнительной и законодательной власти, вызванные широким недовольством населения проводимыми реформами и намерением исполнительной власти пресечь Думе возможность препятствовать осуществлению выбранного курса.
Радикальные реформы правительства Российской Федерации встретили широкую оппозицию в Верховном Совете.
Парламент страны начинает все более решительно отмежевываться от правительственного курса, выдвигая концепцию большей социальной защищенности в процессе реформ. Съезд стремился вносить поправки в конституцию, которые ограничивали права президента. Наметился серьезный конфликт между законодательной и исполнительной властью, поставивший на повестку дня принципиальную проблему государственного устройства: быть ли России республикой парламентской либо президентской. На VII съезде Народных депутатов большинство депутатов в жесткой форме потребовало отставки правительства и премьера Е.Т. Гайдара. Президент Ельцин был вынужден пойти на компромисс с парламентом. Съезд признал право президента иметь своего премьер-министра, а Ельцин согласился предложить съезду для голосования три кандидатуры на этот пост, по которым съезд провел рейтинговое голосование. Затем президент выбрал из числа поддержанных претендентов кандидатуру опытного министра-хозяйственника В. Черномырдина, который и возглавил правительство на ближайшие шесть лет.
Кадровые замены в правительстве фактически не отразились на характере предпринимаемых им реформ. Принципиальный подход к экономическому развитию оставался прежним: в качестве главной меры по выходу из кризиса рассматривалась финансовая стабилизация и создание стихийного механизма саморегулирования экономики без участия государства. Более быстрыми темпами осуществлялась приватизация мелких и крупных предприятий (более 70 % из них к концу 1994 г. были акционированы). Позитивные результаты деятельности правительства были невелики: рост реальных доходов населения оказался крайне незначительным, стремительно происходила поляризация россиян по материальному положению, уровню доходов.
Углубление экономического кризиса привело к обострению противостояния двух ветвей власти. Весной 1993 г. в стране фактически сложилось двоевластие. Ельцин объявил об «особом порядке» управления страной и назначил всенародный референдум о доверии президенту и его проекту конституции. В свою очередь, IX съезд народных депутатов, собравшийся в марте, попытался отрешить президента от должности. Но большинство депутатов высказалось за доверие президенту. Итоги проведенного референдума тоже оказались противоречивыми: с одной стороны, большинство участвовавших в референдуме (58 %) высказалось за доверие Б. Ельцину и социально-экономической политике правительства, с другой стороны, население одновременно выступило против долгосрочных выборов президента и народных депутатов. Результаты референдума были оценены обеими сторонами как безусловная победа, что не позволило достигнуть желаемой политической стабилизации.
Апогеем противостояния правительства и парламента стала осень 1993 г. Указом от 21 сентября 1993 г. Ельцин прекратил полномочия народных депутатов и назначил выборы на 12 декабря. Что было антиконституционным шагом. Верховный Совет не подчинился его решению, объявил о смещении Ельцина с поста президента и возложил президентские обязанности на вице-президента А.В. Руцкого. Началась блокада здания Верховного Совета, в Москву были введены войска. 4 октября правительственные войска расстреляли из танков здание Верховного Совета, в ходе штурма было убито большое число защитников парламента, это решило исход противостояния. Впоследствии даже ярые сторонники Ельцина постарались забыть эти события, которые стали черным пятном в новейшей истории России.
Используя сложившуюся ситуацию, президент назначил выборы законодательных органов и утверждение новой конституции на 12 декабря 1993 г. Политическая система российского общества подверглась резким изменениям: к концу 1993 г. в стране была завершена ликвидация системы Советов народных депутатов. Чрезвычайно широкими полномочиями, согласно новой конституции, наделялся президент российской федерации. Фактически Российская Федерация становилась президентской республикой: президент получил право назначать главу правительства, распускать государственную думу и объявлять новые выборы.
Парламентские выборы, состоявшиеся 12 декабря 1993 г., явились показателем кризиса доверия населения к исполнительной власти страны: ни одна из партий, поддерживающих президента, не набрала более 15 % от общего числа избирателей. Главной неожиданностью стал успех Либерально-демократической партии (ЛДПР), во главе с В. Жириновским, набравшей около 25 % голосов.
Финансовые кризисы 1990-х гг. в России. После начала реформ экономика страны периодически переживала состояния резкого изменения курса национальной валюты и скачки уровня цен. Первым явлением этого ряда была т.н. «Павловская» реформа (по имени премьер-министра В. Павлова) по отказу от государственного регулирования цен как средству борьбы с дефицитом (2 апреля 1991 г.), которая носила конфискационный характер и официально была направлена против коррупции. В январе 1992 г. с либерализации цен начались экономические реформы, имевшие целью введение принципов рыночной экономики. За несколько дней в стране многократно возросли цены на продовольствие и товары первой необходимости, разорилось огромное число предприятий, а вклады граждан в государственных банках обесценились и превратились в бумажки. Разрыв между объемом производимого в стране и ввозимого из-за рубежа спровоцировал обвал курса рубля 22 сентября 1992 г., когда за день доллар вырос сразу на 35,5 руб. до 241,0 руб. Гиперинфляция вызвала денежную реформу 1992-1993 гг., ее целью было создание новой национальной денежной системы в связи с образованием Российской Федерации после распада СССР в 1992 г. Она не обеспечила упорядочение и укрепление денежной системы в стране. Так, законодательный запрет вводить другие денежные единицы и выпускать суррогаты денег на практике не соблюдался. «Черный вторник» 11 октября 1994 г. – обвальное падение рубля по отношению к доллару. За один день на Московской международной валютной бирже курс доллара вырос с 2833 до 3926 рублей за доллар. В докладе, который был подготовлен специальной комиссией, говорилось, что основной причиной обвала является «раскоординированность, несвоевременность, а порой и некомпетентность решений и действий федеральных органов власти». Председатель ЦБ В. Геращенко и и.о. министра финансов С. Дубинин отправлены в отставку.
Экономическая реформа, ограничившаяся либерализацией цен и приватизацией ряда государственных предприятий, принесла противоречивые результаты. С одной стороны, появился рынок сырья, товаров и ценных бумаг, возникли и начали развиваться банковская и биржевая системы. С другой стороны, произошел резкий спад производства во всех секторах экономики, резко выросли цены на товары и услуги, уровень жизни населения значительно снизился.
«Дефолт» 1998 г. – отказ государства погашать ГКО (государственные краткосрочные обязательства), начиная с 18 августа 1998 г., которые до этого пользовались исключительной популярность из-за высокой ликвидности и доходности. Банки и компании держали свои активы в ГКО, отказ государства от своих обязательств вызвал скачок курса доллара в 4,5 раза, привел к краху многочисленных мелких и средних предприятий и уничтожению народившегося было среднего класса. Почти полностью был разрушен банковский сектор.
Аналогичные ситуации сложились в тот период и в других странах – Аргентине, Мексике, Индонезии, Бирме. Там это сопровождалось социальными потрясениями. Но в России реакция общества на «дефолт» оказалась как всегда парадоксальной: вместо социального взрыва произошло оздоровление экономики. Прекратились забастовки и акции гражданского неповиновения на рельсах, зато резко увеличилось заполнение театров и концертных залов. Уже в следующем году экономическую ситуацию удалось стабилизировать. Этому способствовало повышение цен на нефть на мировых рынках, позволившее постепенно начать выплаты по внешнему долгу. Огражденная от конкуренции импорта высокой стоимостью доллара стала развиваться национальная промышленность. Восстановление уровня жизни, если судить по спросу на вычислительную технику, электронику, элитные пищевые продукты, по посещаемости кафе и дорогих ресторанов, произошло удивительно быстро.