Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Советский Союз в межвоенный период



Новая экономическая политика большевиков (НЭП) – политика советской власти, направленная на активизацию хозяйственной системы Советской России, допущение частной предпринимательской инициативы во второстепенных секторах экономики при сохранении государственного контроля за всей экономикой. Организационные меры сводились к системе государственных главков – все предприятия одной отрасли промышленности подчинялись единому центральному органу управления – главному комитету (главку).

Переход от «военного коммунизма» к НЭПу был провозглашен Х съездом Российской коммунистической партии в марте 1921. Первоначальная идея перехода была сформулирована в работах В.И.Ленина 1921–1923 гг. Концепция НЭПа включала идеи об использовании товарно-денежных отношений, всех форм собственности – государственной, кооперативной, частной, смешанной, хозрасчета. Предлагалось временно отступить от достигнутых «военно-коммунистических» завоеваний, сделать шаг назад с тем, чтобы набраться сил для скачка к социализму.

На X съезде РКП (б) принимаются решения об изменении политики: в частности, продразверстка заменяется на продналог (собирался исходя из реальной доли посевных площадей и был меньше примерно в два раза). Разрешалась свободная торговля излишками, то есть того, что оставалось после изъятия продналога.

Изначально рамки нэповских преобразований определились руководством партии тем, в какой мере реформы укрепляли ее монополию на власть. Основные меры, проведенные в рамках НЭПа: продразверстка заменена продовольственным налогом, затем последовали новые меры, призванные заинтересовать широкие социальные слои в результатах своей хозяйственной деятельности. Легализовалась свободная торговля, частные лица получили право заниматься кустарными промыслами и открывать промышленные предприятия с числом рабочих до ста. Мелкие национализированные предприятия возвращались прежним владельцам. В 1922 г. было признано право на аренду земли и использование наемного труда; отменена система трудовых повинностей и трудовых мобилизаций. Натуральная оплата труда заменена денежной, был учрежден новый государственный банк и восстановлена система банков.

Государство оставило за собой предприятия тяжелой промышленности, добычу приоритетных видов сырья, внешнюю торговлю. Стремясь не допустить чрезмерной концентрации капитала у частных лиц, государство использовало налоговый гнет, осуществляющийся посредством финансовых органов. Что касается, например, концессий, то они также ставились под контроль советского государственного аппарата, трудового законодательства.

В результате государство, даже после частичной денационализации имело в своем распоряжении самый мощный сектор народного хозяйства, «командные высоты в экономике».

Все эти изменения правящая партия проводила, не отказываясь от своих идеологических воззрений и командных методов руководства социально-политическими и экономическими процессами. «Военный коммунизм» сдавал свои позиции постепенно.

Однако уже на раннем этапе НЭПа (1921–1923) признание роли рынка сочеталось с мерами по его ограничению. Многие руководители коммунистической партии отнеслось к НЭПу как к «неизбежному злу», опасаясь, что он приведет к реставрации капитализма. У многих большевиков сохранялись «военно-коммунистические» иллюзии о том, что уничтожение частной собственности, торговли, денег, равенство в распределении материальных благ ведут к коммунизму, а НЭП есть измена коммунизму. Но другая часть партийцев – среднее звено – с энтузиазмом отдались предпринимательской Деятельности, стремились уйти с административно-партийных должностей на хозяйственные.

Допущение рыночных механизмов, приведшее к восстановлению экономики, позволило политическому режиму укрепиться. Однако принципиальная несовместимость его с сущностью НЭПа неизбежно вела к отторжению идеи НЭПа. Здесь цели верхов и низов совпадали, хотя и по разным мотивам. Верхи учитывали политическую стратегическую цель власти. У большинства кадрового состава партии сохранилась приверженность «военно-коммунистическим» взглядам, усвоенным в годы гражданской войны. Поэтому делалось все, чтобы не позволить НЭПу выйти за пределы, опасные для этой цели. Низы были недовольны тем, что в новой хозяйственной системе они опять оказались неудачниками.

Охваченные боязнью НЭПа, верхи принимали меры по его дискредитации. Официальная пропаганда всячески третировала частника, в общественном сознании формировался образ «нэпмана» как эксплуататора, классового врага. С середины 1920-х гг. меры по сдерживанию развития НЭПа сменились курсом на его свертывание. Демонтаж НЭПа начался с мер по налоговому удушению частного сектора. В конце 1920-х гг., посчитав, что эта политика перестала служить социализму, руководство страны ее отменило.

Результаты НЭПа.Говоря о результатах новой экономической политики, можно отметить, что они способствовали стабилизации экономики, росту производственных показателей. Уже осенью 1922 года прекратился голод. К середине 20-х годов предприятия легкой и тяжелой промышленности в основном восстановили довоенный объем производства. Улучшились экономические показатели и в деревне: после отмены продразверстки и замены ее продналогом, который был много ниже первой, у крестьянина появились стимулы к труду. При этом сказалось и дополнительное наделение землей по декрету «О земле». Разрешение мелкого частного предпринимательства и частной торговли позволили сравнительно быстро оживить мелкую промышленность и наполнить полки магазинов товарами повседневного спроса.

В рамках нэпа Советской власти удалось добиться отдельных успехов. Но по мере восстановления возвращались старые проблемы экономики России, ее структурные диспропорции и противоречия. Если дореволюционная Россия не входила в число передовых экономически развитых государств, то в 20-е годы ее отставание еще усугубилось. Страна стала еще более аграрной, чем была, ее индустриальное развитие напрямую зависело от состояния сельского хозяйства. Ни промышленность, ни сельское хозяйство не создали для себя рынков расширенного производства. Деревня не могла удовлетворить потребностей промышленности и города в товарной сельскохозяйственной продукции, приобретя полунатуральный характер. В свою очередь, нужды индустриализации требовали иной ориентации производства, чем деревенский спрос. Товарный обмен между деревней и городом оказался нарушенным. Первому нечего было дать за товарные излишки и крестьяне стали оставлять их в своем хозяйстве. Во второй половине 20-х годов установленные планы хлебозаготовок оказались проваленными.

Предпосылки свертывания НЭПа. На почве экономических неурядиц обозначился раскол внутри правящей элиты. Одними из первых критиков нэп стали представители рабочей оппозиции, связанные с государственным сектором экономики (рабочие Ленинграда). Они выступили с критикой партии, забывшей, по их словам, о своей основной задачи – развитии крупной промышленности. Постепенно в руководстве партией созревает идея необходимости радикальных перемен в экономике страны. Часть партийной элиты видела выход из создавшегося положения в реконструкции нэп, проведении «сверхиндустриализации», развитии тяжелой промышленности в целях удержания подступов к мировой революции.

Стоит отметить, что новая экономическая политика изначально рассматривалась лишь как временная мера, отступление, а не линия, рассчитанная на длительный срок. Еще Ленин в последние годы жизни предупреждал, что в связи с переходом к нэпу, на основе свободы торговли будет происходить возрождение мелкой буржуазия и капитализма, что фактически может аннулировать достижения революции. Представители левого крыла в партии в середине 20-х годов констатировали, что экономика СССР в результате проводимых мер все больше интегрируется в мировое хозяйство и тем самым превращается в госкапиталистическую. Если учесть, что по экономическим показателям, уровню промышленного производства в конце 20-х годов СССР уступал ведущим странам Запада в 5–10 раз, становится очевидным, что дальнейшее развитие экономики в рамках НЭП, грозило бы превращению Советского Союза во второстепенную державу. Советский Союз находился в положении догоняющего, отстающего (аутсайдера). В этой «гонке за лидером» нельзя было, по мнению партийного руководства, допускать ошибок, действовать наверняка. Кризис, разразившийся на Западе в 1929 году, укрепил уверенность политической элиты СССР в том, что рыночная экономическая модель непредсказуема, нестабильна, поэтому нужен другой подход к экономическому развитию страны.

Факторы международного положения сыграли большую роль в выборе модели экономического развития страны. В конце 20-х годов уже мало кто сомневался, что мировой революции в ближайшее время не произойдет, а молодая советская республика окажется в атмосфере капиталистического окружения под давлением быстро растущей военной угрозы. Курс на мировую революцию, первоначальный революционный романтизм сменяется установкой на прагматизм – линией на построение «социализма в отдельно взятой стране».

На первые роли в руководстве партией и страной выдвигается группа прагматиков во главе со Сталиным, сконцентрировавшая в своих руках огромную власть, взявшая под контроль партийный аппарат и номенклатуру. Партийный аппарат постепенно вытесняет со своих постов оппозицию, выдвинув идею о необходимости в кратчайший исторический срок догнать и перегнать передовые капиталистические страны. XV съезд ВКП (б) в 1927 г. принимает пятилетний план развития народного хозяйства. В основу плана были заложены высокие темпы индустриализации, наступление на частно-капиталистические элементы города и деревни путем значительного повышения налоговых ставок и усиление кооперирования деревни. Для успешного противостояния капиталистическому лагерю требовалось создание сильной экономической базы. Необходимо было создать мощную промышленность, в первую очередь, тяжелую, связанную с производством вооружения. В результате, в конце 20-х годов партийным руководством был взят курс на индустриализацию страны, усиление планово-директивного строительства социализма, «свертывание нэпа».

 

Индустриализация в России и СССР – процесс создания крупного машинного производства и наращивания промышленного потенциала; начавшись в ходе промышленного переворота во 2-й пол. XIX в., охватила преимущественно угледобычу и машиностроение. В СССР проводилась с к. 1920-х на основе приоритета тяжёлой индустрии, при низком уровне жизни населения, финансирование проходило на основе выкачивания средств из сельского хозяйства, использовались командно-силовые методы.

XVI партийная конференция (апрель 1929 г.), а затем и V съезд Советов утвердили после неоднократных пересмотров в сторону повышения «оптимальный вариант» пятилетнего плана. Этот план предусматривал рост промышленной продукции на 136%, производительности труда на 110%, снижение себестоимости промышленной продукции на 35%. По плану приоритет отдавался тяжелой промышленности, которая получала 78% всех капиталовложений.

Опорными точками, основной базой проводимой индустриализации страны должны были стать старые промышленные районы. Предполагалось, что они будут фундаментом наращивания индустриальной мощи страны, на них распространялась система приоритетов в распределении сырья, оборудования, рабочей силы (Центрально-промышленный район, Ленинградская область, Донецко-Криворожский район Украины и Урал).

Экономическая политика была направлена на усиление роли директивного планирования, развертывания грандиозных массовых кампаний, направленных на ускорение темпов социалистического строительства. План индустриализации предусматривал изменение техники и способов производства в направлении развития энергетических мощностей, расширение массового производства, перенесение в экономику страны передовой американской и европейской технологии, рационализацию, научную организацию труда.

На практике данная политика вылилась в осуществление активного строительства новых промышленных объектов на фоне усиления режима экономии, добровольно-принудительного распространения займов индустриализации, установления карточного снабжения населения городов и рабочих поселков. Партийное руководство развертывает массовое социалистическое соревнование на фабриках, заводах, на транспорте, в строительстве и т. д. В связи с переходом к директивному централизованному планированию происходит преобразование всей системы управления народным хозяйством. На базе производственных синдикатов создаются производственные объединения, подчинившие производство централизованному регламентированию. На производстве вводилось единоначалие, руководители предприятий напрямую делались ответственными за выполнение плана. Сами руководители предприятий, строек назначались теперь по особому номенклатурному списку в централизованном порядке.

Говоря об экономических итогах индустриализации, можно отметить, что советскому руководству в целом удалось преодолеть абсолютное отставание от государств Западной Европы по производству основных видов индустриальной продукции. В конце 30-х годов (в отличие от предшествующего десятилетия и дореволюционного времени) производство электроэнергии, топлива, чугуна, стали, цемента в нашей стране превосходило соответствующие показатели Англии, Франции и Германии. По абсолютному объему промышленной продукции Советский Союз уступал только США. Появляется ряд современных отраслей, таких, как авиационная и автомобильная промышленность, тракторостроение и комбайностроение, производство танков и многое другое, ранее практически отсутствовавших в нашей стране до поворота к форсированной индустриализации. Руководство страной осуществляло огромные капиталовложения в промышленность, опираясь при этом исключительно на внутренние источники накопления. Форсированная индустриализация, по сталинскому плану, изначально должна была производиться путем «перекачки средств» из деревни в город. Сам процесс расширения промышленного производства был невозможен без регулярного снабжения рабочих продуктами питания, однако хлебный кризис 1927–1928 годов поставил под угрозу план форсированной индустриализации и снабжение города продуктами. В этой ситуации правительством был взят курс на производственное кооперирование сельского хозяйства и наступление на кулачество.

Представляя социалистическое общество в виде «единой фабрики», подчиненной и подконтрольной советскому обществу, Сталин и его сторонники стремились как можно быстрее вовлечь в цехи этой фабрики все население. Причем в деревне это решено было осуществить путем сплошной коллективизации, которая начала осуществляться с осени 1929 года.

Основным социальным последствием индустриализации, а также и коллективизации, стало складывание массового многомиллионного ядра индустриальных рабочих. Общая численность рабочих выросла с 8–9 млн. в 1928 г. до 23–24 млн. в 1940 г. С другой стороны, существенно сократилась занятость в сельском хозяйстве: с 80% в 1928 г. до 54% в 1940 г. Высвободившееся население (15–20 млн. чел.) перешло в промышленность.

Политика форсированной индустриализации погрузила страну в состояние всеобщей, как на войне, мобилизации и напряжения. Выбор форсированной стратегии предполагал резкое ослабление, если не полное устранение товарно-денежных механизмов регулирования экономики и абсолютное преобладание административно-хозяйственной системы. Такой вариант экономического развития способствовал нарастанию тоталитарных начал в политической системе советского общества, резко усиливал необходимость в широком применении административно-командных форм политической организации.

 

Коллективизация –политика ВКП (б) по изменению характера сельскохозяйственного производства и социальной структуры села в 1930-е гг.Считается, что коллективизация была вызвана кризисом хлебозаготовок 1928-1929 гг. Политика коллективизации предполагала отмену аренды земли, запрет наемного труда, конфискацию у зажиточных крестьян (кулаков) средств производства, хозяйственных и жилых построек, предприятий по переработке сельхозпродукции. Именно в колхозах сталинское руководство видело тот производственно – распределительный механизм, который позволял осуществлять распределение средств и снабжать города и армию хлебом, не создавая угрозы экономических и политических потрясений.

Средства производства и имущество передавались в неделимые фонды колхозов в качестве взносов за бедняков и батраков, за исключением той части, которая шла в погашение долгов кулацких хозяйств государству. При этом часть кулачества предполагалось арестовать и репрессировать как политических преступников, другую часть выслать вместе с семьями в северные и отдаленные районы страны, третью – расселить в пределах района на специально отводимые для них за пределами колхозных массивов земли.

Такие меры, естественно, встретили массовое сопротивление крестьянства. Антиколхозные выступления, прочие акты неповиновения со стороны кулачества, середняков и части бедноты были подавлены посредством применения жесточайших мер насилия. Сталинское руководство раскулачило и репрессировало примерно 900 тыс. хозяйств. 250 тыс. хозяйств «самораскулачились», то есть распродали или бросили свое имущество и бежали из сел, деревень, станиц.

Политикой коллективизации к 1932 г. было создано 211,1 тыс. колхозов (61,5% крестьянских хозяйств). Примерно к 1937–1938 г. сплошная коллективизация страны была завершена. Руководство страной применяло по отношению к колхозникам методы «кнута и пряника». С одной стороны, партийно-государственный аппарат проводит жесточайшие репрессивные меры, расправы с противниками хлебозаготовительных реквизиций, с другой стороны пытается создать у колхозников факторы заинтересованности в результатах своего труда путем введения системы хлебозакупок, разрешив им создавать личное подсобное хозяйство. Крестьянам также было позволено продавать свою продукцию на рынке. Таким образом, партии и государству удалось на какое-то время найти компромисс с крестьянством.

Созданное крупное коллективное производство продемонстрировало ряд экономических и социальных преимуществ. За годы коллективизации было построено свыше 5000 машинно-тракторных станций (МТС), которые обеспечили деревню сельскохозяйственной техникой: тракторами, комбайнами и другими машинами. Производительность труда с 1928 по 1940 гг. увеличилась на 71%.

Изменилась структура посевных площадей в сторону увеличения производства технических культур (сахарной свеклы, хлопка, картофеля, подсолнечника), необходимых для промышленно развитой страны. В стране производилось минимально достаточное количество хлеба, превышавшее его производство до коллективизации.

 

Кулаки (кулачество) – используемое в лит. название зажиточного слоя российской дерев­ни конца XIX – нач. XX в. Существование кулачества связывалось с использованием как соб­ственного, так и наемного труда односельчан. Неслучайно «кулак» – синоним к словам «мироед», «выжига» и др. К кон. XIX в. было распространено представление о кулаках как о «крепышах», мужицкой аристократии. Как социальный тип оно возникли в недрах крепостного хозяйства, в ходе разложения мелкотоварного производства. Данный тип окончательно сложился после 1861 г.

Удельный вес кулачества в структуре села определялся по-разному. Споры об этом шли еще до 1917 г. Трудность заключалась в определении рубежа состоятельности крестьян, выявлении среднего, промежуточного, высокого уровней. Одни авторы считали, что к средне-состоятельным следует относить крестьян, имевших от 8 до 9 десятин земли (беднейшими признава­лись крестьяне, имевшие до 3 десятин). Отсчет кулаков начинался с 10 дес. Другие отрицали такой подход, призывали поднять планку. Третьи предлагали иные квалификационные критерии. В советской литературе также не было единства, выявились разные трактовки понятий «середняк», «бедняк», «кулак». А. И. Гинзбург относил к середнякам тех крестьян, которые имели не менее 5 дес. земли на семью, Л. Б. Белявская и П. Н. Першин – 10 дес. (соответственно за этими показателями следовали кулаки, имевшие существенно большую земельную площадь). Сложности выявились в региональном измерении кулачества.

В нач. XX в. кулаки составляли примерно пятую часть крестьянских дворов. Их хозяйства игра­ли существенную роль в развитии товарного производства.

В ходе Гражданской войны число хозяйств кулачество сократилось втрое. С сер. 1920-х гг. кулацкие хозяйства подвергались экспроприации и были уничтожены в ходе «сплошной коллективизации» путем т.н. раскулачивания.

 

Тоталитаризм – политический режим, в котором осуществляется полный контроль и жесткая регламентация со стороны государства всех сфер жизнедеятельности общества и жизни каждого человека, обеспечивающаяся преимущественно силовыми средствами, в том числе и средствами вооруженного насилия.

К основным признакам тоталитарного режима относятся:

1) верховенство государства, носящее тотальный характер. Государство не просто вмешивается в экономическую, политическую, социальную, духовную, семейно-бытовую жизнь общества, оно стремится полностью подчинить, огосударствить любые проявления жизни;

2) сосредоточение всей полноты государственной политической власти в руках вождя партии, влекущее фактическое отстранение населения и рядовых членов партии от участия в формировании и деятельности государственных органов;

3) монополия на власть единственной массовой партии, сращивание партийного и государственного аппарата;

4) господство в обществе одной всесильной государственной идеологии, поддерживающей в массах убежденность в справедливости данной системы власти и правильности избранного пути;

5) централизованная система контроля и управления экономикой;

6) полное бесправие человека. Политические свободы и права зафиксированы формально, но реально отсутствуют;

7) существует строгая цензура над всеми средствами массовой информации и издательской деятельностью. Запрещено критиковать представителей власти, государственную идеологию, положительно отзываться о жизни государств с иными политическими режимами;

8) полиция и спецслужбы наряду с функциями обеспечения правопорядка выполняют функции карательных органов и выступают в качестве инструмента массовых репрессий;

9) подавление любой оппозиции и инакомыслия посредством систематического и массового террора, в основу которого положено как физическое, так и духовное насилие;

10) подавление личности, обезличивание человека, превращение его в однотипный винтик партийно-государственной машины. Государство стремится к полной трансформации человека в соответствии с принятой в нем идеологией.

Предпосылки формирования тоталитаризма в СССР.В качестве основных факторов, способствовавших формированию тоталитарного режима в нашей стране, можно выделить экономические, политические и социокультурные. Форсированное экономическое развитие вело к ужесточению политического режима в стране. Выбор форсированной стратегии предполагал резкое ослабление, если не полное уничтожение товарно-денежных механизмов регулирования экономики при абсолютном преобладании административно-хозяйственной системы. Плановой, производственной, технической дисциплины в хозяйстве, лишенном рычагов экономического интереса, легче всего было добиться, опираясь на политический аппарат, государственную санкцию, административное принуждение. В результате, в политической сфере возобладали те же формы неукоснительного подчинения директиве, на которой строилась система хозяйствования.

Усиления тоталитарных начал политической системы требовал также весьма низкий уровень материального благосостояния подавляющей части общества, сопровождавший форсированный вариант индустриализации, попытки преодоления экономической отсталости. Одного энтузиазма, убежденности передовых слоев общества было недостаточно для того, чтобы в течение четверти века мирного времени удерживать жизненный стандарт миллионов людей на уровне, который обычно существует в течение коротких промежутков времени, в годы войны и общественных катастроф. Энтузиазм, в этой ситуации, нужно было подкреплять иными факторами, в первую очередь, организационно-политическими, регулированием мер труда и потребления (суровые наказания за кражу общественного имущества, за прогулы и опоздания на работу, ограничения передвижения и т. д.). Необходимость принятия этих мер, естественно, никак не благоприятствовала демократизации политической жизни.

Становлению тоталитарного режима благоприятствовал и особый тип политической культуры, характерный для российского общества на протяжении всей его истории. Пренебрежительное отношение к закону, праву сочетается в ней с покорностью основной массы населения власти, насильственным характером власти, отсутствием легальной оппозиции, идеализацией населения главы власти и т. д. (подданнический тип политической культуры). Характерный для основной массы общества, данный тип политической культуры воспроизводится и в рамках большевистской партии, формировавшейся в основном за счет выходцев из народа. Идущая от военного коммунизма, «красногвардейской атаки на капитал», переоценка роли насилия в политической борьбе, равнодушие к жестокости ослабляли ощущение моральной обоснованности, оправданности многих политических действий, которые приходилось осуществлять партийному активу. Сталинский режим, в результате, не встретил активного сопротивления внутри самого партийного аппарата. Таким образом, можно заключить, что сочетание экономических, политических, культурных факторов способствовало тому, что в СССР в 30-е годы сформировался тоталитарный режим, система личной диктатуры Сталина.

Решения XVII съезда ВКП (б) значительно усилили роль партийного аппарата: он получил право непосредственно заниматься государственным и хозяйственным управлением, высшее партийное руководство приобрело неограниченную свободу, а рядовых коммунистов обязали строго подчиняться руководящим центрам партийной иерархии. Наряду с исполнительными комитетами Советов в промышленности, сельском хозяйстве, науке, культуре, функционировали партийные комитеты, чья роль на деле становится решающей. В условиях концентрации реальной политической власти в партийных комитетах Советы осуществляли преимущественно хозяйственные и культурно-организаторские функции.

Врастание партии в экономику и государственную сферу с этого времени стало отличительной особенностью советской политической системы. Выстраивалась своеобразная пирамида партийно-государственного управления, вершину которой прочно занимал Сталин как Генеральный секретарь ЦК ВКП (б). Таким образом, первоначально второстепенная должность генерального секретаря превратилась в первостепенную, давая ее обладателю право на верховную власть в стране.

 

 

Социалистический реализм – художественный метод, основанный на социалистической концепции мира и человека; создавались нормы и критерии, диктуемые коммунистической партией, и художник – писатель, скульптор или живописец – должен был творить в соответствии с ними; художник должен был служить своими произведениями строительству социалистического общества.

Литература социалистического реализма являлась инструментом партийной идеологии, была формой пропаганды. Понятие «реализм» в этом контексте означало требование изображения «правды жизни», критерии же правды вытекали не из собственного опыта художника, а определялись партийным взглядом на типичное и достойное.

Идейные основы соцреализма заложены В.И. Лениным: его кредо в этом вопросе изложено в фразах: «Искусство принадлежит народу» и «Литература должна стать партийной». Основоположник социалистического реализма в литературе М. Горький (1868-1936) писал, что писатель должен одновременно выполнять две роли – акушерки (при рождении нового общества) и могильщика (старого загнившего строя). Искусство следовало подчинить цели разоблачения преступлений капитализма и восхвалению социализма, чтобы вдохновлять читателей и зрителей к революции, воспламеняя их умы справедливым гневом. Важной вехой на пути становления соцреализма были произведения, в которых история трактовалась, как беспрерывная классовая борьба во имя установления власти народа (повесть М. Горького «Мать», его же пьеса «Враги»).

Метод социалистического реализма был признан единственно возможным для советских художников в 1930-е гг. Даже такие пролетарские писатели, но работавшие не в русле соцреализма, как Д. Хармс, И. Бабель, Б. Пильняк, были признаны чуждыми. Принципы соцреализма – народность (делать главными героями произведений рабочих и крестьян); партийность (соответствие сюжетов произведений идеологическим нормам партии); конкретность (в соответствии с доктриной исторического материализма о первичности бытия переместить акцент с личностной рефлексии на широкие социальные процессы). Герой литературы 20-30-х гг. – большевик, обладающий сверхчеловеческой железной волей; напр. «Как закалялась сталь» Н. Островского; «Железный поток» А. Серафимовича; «Разгром» А. Фадеева»; «Чапаев» Д. Фурманова.

Основы пролетарского изобразительного искусства были заложены в 1920-е гг. 1. Члены «Ассоциации художников революции» ввели в искусство новые сюжеты: быт Красной Армии, рабочих, крестьянства, деятелей революции и труда. Они считали себя наследниками «передвижников»; шли на фабрики, заводы, в красноармейские казармы, чтобы непосредственно наблюдать жизнь своих персонажей, «зарисовывать» ее. 2. ОСТ (Общество станковистов) объединило молодежь, окончившая первый советский художественный вуз. Они развивали в станковой живописи тематики, отражающей приметы XX в.: индустриальный город, промышленное производство, занятия спортом и др. Эстетический идеал искали в новейших европейских течениях.

 

Политические репрессии 1930 – нач. 1950-х гг. – характерная черта сталинского политического режима; перенос центра властных полномочий на партийные, чрезвычайные и карательные органы; способ решения политических проблем и внутрипартийных разногласий. Связаны с именем И.В. Сталина, фактического руководителя государства в этот период. Ряд историков (С.А. Воронцов) считает, что к репрессиям следует относить только приговоры, выносимые по обвинениям по ст. 58 УК РСФСР 1926 г. Другие исследователи предлагают включать в число акций политического репрессирования раскулачивание и депортации по национальному признаку. Особенного размаха они достигли в 1937–1938 гг. при наркоме НКВД Н.И. Ежове, когда сотни тысяч граждан были расстреляны и отправлены в лагеря ГУЛАГа по обвинениям в совершении политических преступлений. История знает несколько волн репрессий, которые имели место до самой смерти Сталина в марте 1953 г.

Идеологическое обоснование репрессий – уничтожение «классовых врагов» – сформировалась в годы гражданской войны. Новый подход – концепция «усиления классовой борьбы по мере завершения строительства социализма» – был сформулирован Сталиным на пленуме ЦК ВКП(б) в июле 1928 г.

Утверждение власти партийно-государственного аппарата сопровождалось возвышением и укреплением силовых структур государства, его репрессивных органов. Уже в 1929 г. в каждом районе создаются так называемые «тройки», в которые входили первый секретарь райкома партии, председатель райисполкома и представитель Главного политического управления (ГПУ). Они стали осуществлять внесудебное разбирательство виновных, вынося свои собственные приговоры. В 1934 г. на базе ОГПУ образуется Главное управление государственной безопасности, вошедшее в Наркомат внутренних дел (НКВД). При нем учреждается Особое совещание (ОСО), которое на союзном уровне закрепило практику внесудебных приговоров.

Опираясь на мощную систему карательных органов, сталинское руководство в 30-е годы раскручивает маховик репрессий. По мнению ряда современных историков, репрессивная политика на данном периоде преследовала три главные цели: 1) действительное очищение от «разложившихся» от зачастую бесконтрольной власти функционеров; 2) подавление в зародыше ведомственных, местнических, сепаратистских, клановых, оппозиционных настроений, обеспечение безусловной власти центра над периферией; 3) снятие социальной напряженности путем выявления и наказания врагов. Известные сегодня данные о механизме «большого террора» позволяют говорить, что среди многих причин этих акций особое значение имело стремление советского руководства уничтожить потенциальную «пятую колонну» в условиях нараставшей военной угрозы.

В ходе репрессий чисткам подверглись народнохозяйственные, партийные, государственные, военные, научно-технические кадры, представители творческой интеллигенции. Количество заключенных в Советском Союзе в 30-е годы определяется цифрами от 3,5 млн. до 9–10 млн. человек.

Последствия репрессий. С одной стороны нельзя не признать, что данная политика действительно повысила уровень «сплоченности» населения страны, которое смогло затем объединиться перед лицом фашистской агрессии. Но при этом, не учитывая даже морально-этическую сторону процесса (пытки и гибель миллионов людей), трудно отрицать тот факт, что массовые репрессии дезорганизовали жизнь страны. Постоянные аресты среди руководителей предприятий и колхозов привели к падению дисциплины и ответственности на производстве. Образовался огромный дефицит кадровых военных. Само сталинское руководство в 1938 г. отказалось от массовых репрессий, произвело чистку в органах НКВД, однако в основе своей эта карательная машина осталась неприкосновенной.

В результате массовых репрессий закрепилась политическая система, которую называют режимом личной власти Сталина (сталинский тоталитаризм). В ходе репрессий была уничтожена большая часть высших руководителей страны. Им на смену пришло новое поколение руководителей («выдвиженцы террора»), всецело преданное Сталину. Таким образом, принятие принципиально важных решений окончательно перешло в руки Генерального секретаря ВКП (б).

В эволюции сталинского тоталитаризма обычно выделяется четыре этапа. 1. 1923–1934 гг. – процесс становления сталинизма, формирование его основных тенденций. 2. Середина 30-х годов – 1941 г. – реализация сталинской модели развития общества и создание бюрократической основы власти. 3. Период Великой Отечественной войны, 1941 – 1945 гг. – частичное отступление сталинизма, выдвижение на первый план исторической роли народа, рост национального самосознания, ожидание демократических перемен во внутренней жизни страны после победы над фашизмом. 4. 1946 – 1953 гг. – апогей сталинизма, перерастающий в коллапс системы, начало регрессивной эволюции сталинизма.

Во второй половине 50-х годов в ходе реализации решений XX съезда КПСС была осуществлена частичная десталинизация советского общества, однако ряд признаков тоталитаризма сохранился в политической системе вплоть до 80-х годов.

 

Политические процессы 1930-х гг. – судебные процессы над бывшими политическими противниками и специалистами армии и народного хозяйства по сфвбрикованным обвинениям в шпионаже, вредительстве и антисоветской деятельности.

Шахтинское дело (1928) – по обвинению 53 инженеров и руководителей шахт Донбасса в умышленном вредительстве, создании подпольной вредительской организации. 11 человек приговорены к расстрелу.

Дело «Промпартии» (1930) – по обвинению представителей так называемой «буржуазной интеллигенции» в саботаже индустриализации СССР, сотрудничестве с иностранными разведками, подготовке иностранной военной интервенции в СССР.

Дело Трудовой крестьянской партии (дело Чаянова-Кондратьева) (1930) – по обвинению ученых-специалистов в области аграрной экономики в саботаже в области сельского хозяйства и индустриализации.

Дело «Союзного бюро» (1931) – процесс над бывшими меньшевиками, им вменялся саботаж в области планирования хозяйственной деятельности, связь с иностранными разведками.

Дело «ленинградского центра» – после некоторого затишья в политических процессах убийство С.М. Кирова 1 декабря 1934 г. послужило предлогом для новой волны репрессий. Их отличие от предыдущего периода состояло в том, что центр тяжести репрессий начал смещаться к самой партии большевиков. Старым большевикам, тесно связанным с парторганизацией Ленинграда, Л.Б. Каменеву и Г.Е. Зиновьеву предъявлено обвинение в связи с убийством Кирова («зиновьевский след») и руководством «по сути дела замаскированных белогвардейских организаций». Сторонники Каменева и Зиновьева переводились из партийных организаций центра страны в провинции.

Дело группы «рабочей оппозиции» (1935) – обвинение ряда известных партийных деятелей (А. Г. Шляпников и др.), поддержавших в 1921 г. платформу «рабочей оппозиции», в создании «контрреволюционной организации.

«Кремлевское дело» (1935) – обвинение группы служащих правительственных учреждений в Кремле по обвинению в создании террористической группы, готовившей покушения на руководителей государства.

Московские процессы (1936 –1938) – три больших открытых процесса над бывшими высшими деятелями ВКП(б), которые были в 1920-е гг. связаны с троцкистской или правой оппозицией. Обвиняемым, которых судила Военная коллегия Верховного суда СССР, вменялось в вину сотрудничество с западными разведками с целью убийства Сталина и других советских лидеров, роспуска СССР и восстановления капитализма, а также организация вредительства в разных отраслях экономики с той же целью.

Первый Московский процесс (1936) – над членами так называемого «Троцкистско-Зиновьевского Террористического Центра» (Зиновьев, Каменев и др., всего 16 чел.) . Помимо прочих обвинений, им инкриминировалось убийство Кирова, и заговор с целью убийства Сталина.

Второй процесс, дело «Параллельного антисоветского троцкистского центра» (1937) – процесс над Радеком, Пятаковым и Сокольниковым и др. 13 человек были расстреляны, остальные отправлены в лагеря, где вскоре умерли.

Третий процесс (1938) над членами так называемого «Право-троцкистского блока» Бухариным, Рыковым, Раковским, Крестинским и Ягодой – организатором первого московского процесса. Все обвиняемые, кроме трех, были казнены.

Дело антисоветской троцкистской военной организации (1937) – суд над группой высших офицеров РККА, включая М. Тухачевского, по обвинению в подготовке военного переворота.

30 июля 1937 г. был принят приказ НКВД № 00447 «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов», определявший категории лиц, подлежавших репрессиям, с этого начался массовый террор

 

Литвинов Максим Максимович (1876-1951) – советский дипломат, в 1930–1939 гг. – нарком по иностранным делам СССР. В 1941–1946 гг. заместитель Наркома иностранных дел СССР. В 1941–1943 г. – посол СССР в США. С 1946 г. в отставке.

С начала 30-х годов в советской внешней политике произошел существенный поворот, выражавшийся в отходе от восприятия всех «империалистических» государств как реальных врагов, готовых в любую минуту начать войну против СССР. Этот курс был во многом связан с деятельностью нового наркома иностранных дел М. М. Литвинова. Поворот был вызван новой расстановкой политических сил в Европе, связанной с приходом к власти в Германии национал – социалистической партии во главе с А. Гитлером. В конце 1933 г. Народный комиссариат иностранных дел по поручению ЦК ВКП(б) разработал развернутый план создания системы коллективной безопасности в Европе. С этого момента вплоть до августа 1939 г. советская внешняя политика приобретает явную антигерманскую направленность. Ее главным приоритетом становится стремление к союзу с западными державами с целью изоляции потенциальных агрессоров – Германии, Италии и Японии. Литвинов содействовал установлению дипломатических отношений с США, приёму СССР в Лигу Наций, в которой представлял СССР в 1934 –1938 г. Принципиально важно то, что принятие Советского Союза в Лигу Наций состоялось на его собственных условиях: все спорные вопросы (в частности, по поводу долгов царской России) решались в пользу СССР. Этот акт означал формальное возвращение страны в мировое сообщество в ранге великой державы.

Литвинов – один из авторов концепции «системы коллективной безопасности» против растущей угрозы германской агрессии. При нем начинается заключение двусторонних договоров между Советским Союзом и другими европейскими странами. В мае 1935 г. был заключен договор с Францией о взаимной помощи в случае нападения любого агрессора. Подобное взаимное обязательство на деле было малоэффективным, поскольку не подкреплялось никакими военными соглашениями. Вслед за этим аналогичный договор был подписан и с Чехословакией. В 1935 г. СССР резко осудил введение в Германии всеобщей воинской повинности и нападение Италии на Эфиопию. После введения немецких войск в Рейнскую демилитаризованную зону, советское руководство предложило Лиге Наций предпринять коллективные меры для действительного пресечения нарушений международных обязательств, однако эта инициатива осталась без внимания. Лига Наций показала свою полную неспособность воспрепятствовать усилению агрессивных держав. В условиях роста германской угрозы Англия и Франция проводят политику «умиротворения», надеясь обезопасить себя путем сталкивания Германии с Советским Союзом. Двойственность политики западных государств проявилась во время гражданской войны в Испании (1936–1938 гг.). Лига Наций, объявившая о невмешательстве в испанские дела, сквозь пальцы смотрела на фактическое участие в войне Германии и Италии. Вследствие этого, СССР с октября 1936 г. также начинает оказывать поддержку Испанской республике. К концу 30-х годов экспансионистская политика Германии в Европе разворачивается с особой силой. В марте 1938 г. оккупируется Австрия, начинается подготовка к захвату Чехословакии. СССР готов был оказать военную помощь Чехословакии в том случае, если бы Франция также оказала поддержку, а также, если бы Чехословакия пожелала сопротивляться. Однако западные державы фактически предпочли принести в жертву эту страну. 30 сентября 1938 г. в Мюнхене было заключено соглашение между представителями Германии, Италии, Франции и Англии, дающее право немецкой армии оккупировать Судетскую область Чехословакии. Весной 1939 г. немецкие войска захватили и остальную территорию Чехии. Советский Союз оказался во внешнеполитической изоляции.

В мае 1939 г., после того, как выяснилось, что попытки создать систему коллективной безопасности не удались, был отправлен в отставку и заменен на посту Наркома иностранных дел СССР В. М. Молотовым.

 

Пакт Риббентропа-Молотова 1939 г. – договор о ненападении между Германией и СССР, заключенный 23 августа 1939 г. и подписанный министрами иностранных дел: со стороны Советского Союза – В. М. Молотовым, со стороны Германии – И. фон Риббентропом. Кроме открытого текста содержал секретный дополнительный протокол о разграничении сфер территориальных притязаний в Восточной Европе. С момента нападения Германии на Советский Союз 22 июня 1941 г. договор утратил силу.

Договор стал политической неожиданностью для третьих стран. Хотя мог быть прогнозируем, т.к. после «Мюнхенского сговора» доверие к западным державам в СССР значительно снижается. Уже с весны 1939 г. в речах И. Сталина начинают промелькивать заявления о том, что не Германия, а именно Англия и Франция являются большей угрозой для мира в Европе. Неудачные переговоры весны-лета 1939 г. способствовали значительному усилению этих настроений. Советское руководство опасалось, что двойственная позиция Англии и Франции может привести к столкновению СССР и Германии, тогда как они останутся в стороне. Помимо этого большое влияние на советскую внешнюю политику в Европе имела агрессивная политика Японии на Дальнем Востоке. С лета 1938 г. предпринимались военные провокации японских войск на советской границе (крупнейшая из них произошла в августе 1938 г. у озера Хасан). Летом 1939 г. Япония фактически начинает войну против Монголии, в которую вмешиваются советские войска. Военные действия в районе реки Халхин-Гол, продолжавшиеся до конца августа 1939 г. и завершившиеся разгромом японской группировки, показали в то же время, что дальневосточная угроза для СССР весьма реальна. Большое влияние на изменение внешнеполитического курса Советского Союза оказала замена М. Литвинова – сторонника союза с Англией и Францией – на В.М. Молотова, имевшего прогерманскую внешнеполитическую ориентацию. В сложной ситуации, характеризовавшейся нарастанием военной угрозы, советское руководство приняло предложение Германии заключить договор о ненападении. В обстановке полной секретности в августе 1939 г. в Москву прибывает министр иностранных дел нацистской Германии. И. Риббентроп 23 августа 1939 г. между СССР и Германией после непродолжительных переговоров был заключен договор о ненападении. Одновременно с пактом о ненападении был подписан т.н. «секретный протокол», определявший «сферы интересов» обоих сторон в Европе. В нем были определены границы продвижения Германии на Восток. В сферу советских интересов входили прибалтийские государства, Западная Украина и Белоруссия, Бессарабия (Молдавия) и Финляндия. Таким образом, СССР, заключая этот договор, стремился решить две проблемы: с одной стороны, хотя бы на время устранить угрозу большой войны; а с другой – добиться расширения советского влияния в Восточной Европе. Данное компромиссное соглашение являющееся, безусловно, временным, первоначально было выгодно обеим сторонам.

После нападения Германии на Польшу 1 сентября 1939 г. Советский Союз приступил к захвату территорий, «отписанных» ему по секретным соглашениям. 17 сентября 1939 г. советские войска вступили на территорию Западной Украины и Белоруссии, принадлежавших Польше. 28 сентября был подписан договор «О дружбе и границах» с Германией, в котором еще раз уточнялись сферы влияния обеих сторон. Опираясь на эти соглашения, И. Сталин потребовал от прибалтийских государств заключения договоров «о взаимной помощи» и размещения на их территориях советских военных баз. Осенью 1939 г. правительства Литвы, Латвии и Эстонии были вынуждены согласиться с этими требованиями. В следующем году на территорию этих стран были введены советские войска (якобы для обеспечения «безопасности»), а затем установлена Советская власть. Прибалтика входит в состав СССР. Тогда же была возвращена Бессарабия, оккупированная Румынией еще в 1918 г. Однако в вопросе с Финляндией СССР натолкнулся на решительное противодействие. Финляндия отказалась подписать аналогичный договор «о взаимной помощи» и не пошла на обмен территориями, предлагавшийся советской стороной. В результате этого между СССР и Финляндией 30 ноября 1939 г. началась война.

Последующий период (1940 – начало 1941 гг.) характеризуется с одной стороны, стремлением советского руководства оттянуть столкновение с Германией (которое тогда уже многим казалось неизбежным), с другой – наращиванием военно-экономического потенциала СССР. Несмотря на все успехи, достигнутые в этой сфере, к лету 1941 г. Советский Союз не был готов к большой войне с Германией. Опасаясь провокаций, И. Сталин не верил в возможность войны даже тогда, когда она уже стала очевидной.

Таким образом, временный компромисс с Германией, достигнутый путем слома всей внешнеполитической линии Советского Союза 30-х годов, не был достаточно эффективно использован. Стремясь решить свои внешнеполитические задачи, советское руководство в условиях тоталитарной диктатуры, не допускало демократического механизма формирования решений, обсуждения альтернативных вариантов. Эта система не позволила эффективно распорядиться накопленным с большим трудом военным потенциалом и поставила страну и народ на грань гибели.

 

Советско-финская война 1939-1940 гг., или Зимняя война – вооруженный конфликт между СССР и Финляндией. В советской и части российской историографии эта война рассматривалась как отдельный двусторонний локальный конфликт, не являющийся частью Второй мировой войны, так же как и бои на реке Халхин-Гол.

Несмотря на многократное превосходство в силах, Красная Армия долгое время не могла сломить сопротивление финнов. Лишь в феврале 1940 г. ценой больших потерь она смогла прорвать оборонительную линию Маннергейма и выйти на оперативный простор. Война завершилась подписанием Московского мирного договора 12 марта 1940 г., удовлетворившего все территориальные претензии СССР. Однако благодаря этой войне Советский Союз как агрессор был исключен из Лиги Наций и оказался в международной изоляции. Лидеры европейских государств, в том числе и руководство нацистской Германии, убедились, что боеспособность Красной Армии находится на весьма низком уровне.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.