В литературе существуют различные формулировки термина «неопределенность». Наиболее полно эта формулировка раскрыта в книге В.А. Чернова «Анализ коммерческого риска». Неопределенность - это неполное или неточное представление о значениях различных параметров в будущем, порождаемых различными причинами и, прежде всего, неполнотой или неточностью информации об условиях реализации решения, в том числе связанных с ними затратах и результатах. Неопределенность, связанная с возможностью возникновения в ходе реализации решения неблагоприятных ситуаций и последствий, характеризуется понятием риск.
Условия неопределенности, имеющие место при любых видах предпринимательской деятельности, обусловлены тем, что экономические системы в процессе своего функционирования испытывают зависимость от целого ряда причин, которые можно систематизировать в виде схемы неопределенностей, представленной на рисунке 1.2.
Рисунок 1.2 – Схема неопределенностей
По времени возникновения неопределенности распределяются на:
- ретроспективные;
- текущие;
- перспективные.
Необходимость учета фактора времени при оценке экономической эффективности принимаемых решений обусловлена тем, что как эффект, так и затраты могут быть распределены во времени. Равные по величине затраты, по-разному распределенные во времени, обеспечивают неодинаковый полезный результат того или иного вида (экономический, социальный и др.).
По факторам возникновения неопределенности подразделяются на:
- экономические (коммерческие) неопределенности, обусловленные неблагоприятными изменениями в среде экономических объектов или в экономике страны, к ним относятся: неопределенность рыночного спроса, слабая предсказуемость рыночных цен, неопределенность рыночного предложения, недостаточность информации о действиях конкурентов и т.д.;
- политические неопределенности обусловлены изменением политической обстановки, влияющей на предпринимательскую деятельность;
- природная неопределенность описывается совокупностью факторов, среди которых могут быть: климатические, погодные условия, различного рода помехи (атмосферные, электромагнитные и др.);
- неопределенность внешней и внутренней среды. При экономическом анализе предпринимательской деятельности вводятся понятия внешней и внутренней среды. Внутренняя среда включает факторы, обусловленные деятельностью самого предпринимателя и его контактами. Внешняя среда представлена факторами, которые не связаны непосредственно с деятельностью предпринимателя и имеют более широкий социальный, демографический, политический и иной характер;
- неопределенности при наличии конфликтных ситуаций, в качестве которых могут быть: стратегия и тактика лиц, участвующих в том или ином конкурсе, действия конкурентов, ценовая политика олигополистов и т.п.;
- задачи, в которых рассматриваются проблемы несовпадающих интересов и многокритериального выбора оптимальных решений в условиях неопределенности.
С точки зрения вероятности выпадения событий неопределенность можно подразделить на три вида:
- полная неопределенность характеризуется близкой к нулю прогнозируемостью Рi наступления события, что математически выражается соотношением
, (1.4)
где t – время;
tk- конечное время прогнозирования события;
- полная определенность, которой соответствует близкая к единице про-гнозированность событий, т.е.
. (1.5)
Это возможно, прежде всего, в тех случаях, когда при решении задачи в условиях неопределенности задается с какой-то вероятностью оптимальное решение и с заранее известной вероятностью (обычно равной 0,9 - 0,99) находится доверительный прогнозируемый интервал, позволяющий прогнозировать не только свою стратегию на рынке, а и его собственное поведение, тенденции развития и т.п.;
- частичная неопределенность отвечает таким событиям, про-гнозируемость которых лежит в пределах от 0 до 1, что определяется неравенством:
. (1.6)
В условиях объективного существования риска и связанных с ним финансовых, моральных и др. потерь возникает потребность в определенном механизме, который позволил бы наилучшим из возможных способов с точки зрения поставленных предпринимателем (фирмой) целей учитывать риск при принятии и реализации хозяйственной деятельности.