Основные положения, которые должны учитываться при построении многокритериальных моделей задач принятия решений:
• модель создается исследователем для структуризации и уточнения предпочтений лица, принимающего решения, которое непосредственно участвует в ее разработке;
• модель должна быть логически непротиворечива;
• модель должна содержать описание всех возможных элементов задачи принятия решений и свойства этих элементов;
• модель должна давать возможность использовать реальную информацию о задаче, полученную от экспертов, ЛПР;
• модель должна быть достаточно простой и удобной для анализа и использования ЛПР.
Под критериями понимают такие показатели, которые:
• признаются ЛПР в качестве характеристик степени достижения поставленной цели;
• являются общими и измеримыми для всех допустимых решений;
• характеризуют общую ценность решений таким образом, что у ЛПР имеется стремление получать по ним наиболее предпочтительные оценки (то есть в качестве критериев не следует использовать ограничения).
Набор критериев многокритериальной задачи должен удовлетворять следующим требованиям:
• полнота (использование любых дополнительных критериев не меняет результатов решения, а отбрасывание хотя бы одного из выбранных критериев меняет результат);
• операциональность (каждый критерий должен иметь понятную для ЛПР формулировку, ясный и однозначный смысл, характеризовать определенный аспект решения);
• декомпозируемость (набор критериев должен позволять упрощать оценивание предпочтений путем разбиения первоначально задачи на отдельные более простые подзадачи);
• неизбыточность (разные критерии не должны учитывать один и тот же аспект решения);
• минимальность (аспект решения должен содержать как можно меньшее число критериев);
• измеримость (каждый критерий должен допускать возможность количественной или качественной оценки степени достижения соответствующей цели).
Частные и типичные пробелы в анализе многокритериальных задач принятия решений:
• нет полного списка допустимых вариантов решений;
• нет полного списка критериев, характеризующих качество решений;
• не построены все или некоторые шкалы критериев;
• нет оценок вариантов решений по шкалам критериев;
• нет решающего правила, позволяющего получить требуемое в задаче упорядочение вариантов решения (решающее правило, метод принятия решения, представляет собой принцип сравнения векторных оценок и формирования суждения о предпочтительности одних из них по отношению к другим).
Известно, что возможности человека по переработке многомерной информации очень ограничены, поэтому вероятность ошибочных действий ЛПР достаточно велика. В этой связи возможны два варианта проверки действий ЛПР:
1. Критерий непротиворечивости: в аналогичных ситуациях оценки или сравнения альтернатив руководитель должен принимать одинаковые решения. Этот критерий основан на предположении о существовании у ЛПР определенной, непротиворечивой политики. Однако при всей естественности такого предположения, при всей очевидной его справедливости в реальных ситуациях так бывает не всегда.
2. Критерий транзитивности, который для трех альтернатив А, В, С можно записать так:
1) если А > В, В > С, то А > С (для отношения предпочтения);
2) если А = В, В = С, то А = С (для отношения безразличия).
При нарушении транзитивности возникает замкнутый круг типа А > В, В > С, то С > А и выделить предпочтительный вариант невозможно.
Как и в случае с первым критерием в реальных ситуациях появление нетранзитивности в предпочтениях ЛПР вполне возможно.
Для ЛПР имеет смысл сознательно избегать нарушения указанных критериев.
Как правило, для человека сложными являются задачи с большой нагрузкой на понятийный аппарат; задачи, требующие параллельной обработки многомерной информации; сравнение альтернатив с малыми уровнями различимости; задачи, имеющие значительное число критериев (5-6-7 и больше), значительное число оценок на шкалах критериев (5 и больше), значительное число результирующих классов решений (5-6 и больше).
Характерными в данном случае являются следующие особенности. Для описания ситуаций принятия решения используется естественный язык данной организации: понятия «хуже» и «лучше» для каждого критерия формулируются в виде развернутых словесных определений. При сборе информации используются лишь такие вопросы, для которых заранее была установлена возможность получения надежных, непротиворечивых ответов. На основе опыта и интуиции ЛПР определены общие правила оценки альтернативных вариантов, определен перечень критериев оценивания.
Во многих случаях целесообразно использовать шкалы качественных критериев со словесными оценками градаций качества. При этом можно ввести в рассмотрение достаточно сложные понятия; описать большое число факторов, имеющих отношение к рассматриваемой ситуации; можно учесть неопределенность, связанную с неполным знанием последствий принимаемых решений, и риск, связанный с выбором некоторых альтернатив. Критерии с качественными шкалами, оценки по которым четкие, однозначные, хорошо различимые, являются эффективным средством получения информации от экспертов, повышают достоверность этой информации, так как эксперт рассматривает альтернативные варианты через призму предпочтений ЛПР.
Словесные шкалы оценок соответствуют изменению качества от лучшего к худшему значению, эти шкалы - порядковые. Надо заметить, что использование этих шкал не исключает перехода к количественным оценкам, например, с использованием аппарата размытых, нечетких множеств.
При использовании шкал качественных критериев человек обычно может последовательно и непротиворечиво определять превосходство среди объектов, отличающихся оценками по двум критериям, если по остальным критериям оценки объектов одинаковы и являются либо лучшими, либо худшими (число критериев при этом может достигать 7-8 штук, число оценок по каждому критерию может достигать 5-6 штук). Исходя из этой возможности, можно у ЛПР или эксперта получить ответ на вопрос, какая ситуация хуже при поочередном ухудшении качества по каждому из рассматриваемых критериев. По результатам отчетов можно построить единую шкалу оценок для данной пары критериев. Эту процедуру можно повторить для всех других пар критериев, причем одновременно идет проверка предпочтений на непротиворечивость и транзитивность. Полученная информация представляет собой соответствующие двум ситуациям (сначала лучшие оценки по фиксированным критериям, затем худшие) системы линейных неравенств и равенств, отображающие сравнения падений качества вдоль осей разных критериев. В результате возникает множество доминирующих или несравнимых альтернатив. Если их исключить из множества всех альтернатив, то среди оставшихся можно снова выделить доминирующие или несравнимые и т.д. В итоге получаются группы лучших, средних, худших альтернатив.
Использование формальных методов, экспертных оценок, ЭВМ позволяет ЛПР глубже проанализировать возможные варианты решений, но всегда для принятия качественного решения будет требоваться талант, интуиция, опыт лица, принимающего решение.