Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Занятие 3.Смена стилевой доминанты как показатель динамики идиостиля на примере анализа фрагментов поэмы А. Блока «Двенадцать»



1. Рассмотрите название поэмы с разных точек зрения: как символическое обозначение реалии, как отсылку к евангельской символике, как результат изменения авторского названия («Тринадцатый апостол») и как проекцию на содержательную структуру поэмы.

2. Определите, за счет каких средств создается полифоничность произведения: за счет наличия в тексте «множества» голосов персонажей; за счет внутренней полемики Блока-поэта с лирическим героем; за счет включения в текст непрокомментированных цитат из текстов разных жанров и т.д.

3.Рассмотрите значение слова «вьюга» и других слов, связанных с семантикой «стихия». Какое символическое значение они приобретают в тексте? Обратитесь к мифологическому словарю и определите значение слова «пес» («собака»). Как при этом изменилось восприятие текста поэмы?

Для комментариев последнего вопроса мы обратились к трудам Б.А. Успенского и пришли к следующим выводам.

Слово «пес» как дистантный повтор образует ключевую парадигму текста поэмы «Двенадцать». Образ собаки появляется только в 9 главе поэмы «Двенадцать», что свидетельствует о следующем: девятая глава воспринимается как девять кругов ада (по Данте) и как время очищения души (поминовение усопших на 9-й день). Если мы интерпретируем образ собаки (пса) только с позиции синтаксического и образного параллелизма, то получим аналогию: буржуй - пес (Стоит буржуй на перекрестке… А рядом жмется … поджавши хвост паршивый пес; Стоит буржуй как пес голодный, стоит безмолвный, как вопрос). Параллель распространяется и на более глобальный образ - образ старого мира (И старый мир, как пес безродный, стоит за ним, поджавши хвост). Анафора также способствует усилению параллелизма. Такое буквальное восприятие не вписывается в символистскую систему А. Блока, хотя и на ее примере можно увидеть специфику образа: образ собаки выступает в роли усилителя негативного образа буржуя. «Страдательность» образа буржуя часто не замечают: перекресток, как символ распятия, задает тему Христа и автоматически переводит буржуя в разряд жертвенных персонажей.

Буржуй встречается и в первой главе, но без «сопровождения», все на том же перекрестке, так почему же именно в девятой главе возникает образ собаки?

Можно выдвинуть следующие версии:

1) Образ собаки символизирует не только старый мир, но и его смерть, умирание. Пес Цербер – представитель царства мертвых – преследует буржуя как представителя старого мира, предвещая его скорый конец.

К девятой главе заканчивается история о Катьке, начавшаяся в 6-й главе. Если цифру «6» интерпретировать как обозначение дьявола, то «9» - скрытая дьявольская сущность. Убийство в 6-й, отсутствие раскаяния в 7-й и вселенски характер зла в 8-й перерастают в 9-й в сатанинский апофеоз, заданный еще в 8-й; слова «смертная», «ножиком полосну» (убийство), «выпью кровушку», «упокой, господи, душу рабы твоея», задается кровавая вакханалия, обращенная, в том числе, и на буржуя, но он – жертва. Вот почему пес буквально преследует его, как и весь старый мир.

2) Интерпретируя первые 8 глав как 8 кругов ада, в девятом мы встречаемся с вечным спутником сатаны – собакой. Учитывая заданный в 8-й главе мотив смерти (упокой, господи), образ собаки можно воспринимать, как образ пожирателя души мертвого буржуя или, что тоже вероятно, души мертвой Катьки.

3) В предыдущей версии есть свои плюсы: умершая Катька еще не обрела душевный покой (мытарства души), а так как она представлена в тексте как продажная, то собака пожирает душу грешницы.

4) Пес как метафорическое изображение ада указывает на то, что ад уже наступил здесь, на земле. Революция – это кровь, смерть, ад, но Блок не говорит об этом прямо.

5) Собака (пес) в христианской традиции воспринимается как нечистое животное. Нечистота, оскверненность старого мира (в том числе, и буржуя, как человека и христианина) показана через образ собаки.

6) Акцентируя внимание на наличие шерсти, Блок отсылает нас еще к одному мифу – о Громовержце и змее (псе). Буржуй как змееборец, не в состоянии победить змея (пса), поэтому миф представлен в перевернутом виде: не Громовержец побеждает змея (пса), а пес побеждает Громовержца.

В 12-й главе представлена апокалиптическая картина: пустота, отсутствие людей, и «только нищий пес голодный ковыляет позади». Заметим, пес все время «голодный» и он все время позади. Данный факт можно объяснить следующим:

– полное уничтожение «врагов революции» не удовлетворило пожирателя душ (пса), он успокоится только тогда, когда уничтожит всех (скалит зубы – волк голодный);

– двенадцать человек не имеют будущего, за ними по пятам идет смерть (пес Цербер);

– представитель ада готов забрать души грешников с собой («Старый мир, как пес паршивый, провались – поколочу»);

– появление образа пса задает образ Христа: собака, облаявшая Христа, обречена было лаять вечно: лгущая собака была наказана Богом. Но в тексте поэмы пес не лает на Христа, а искаженное написание имени подтверждает версию, что впереди не истинный Бог, а антихрист. Тогда пес – логичное сопровождение сатаны, обозначение ада и смерти.

Все предложенные версии интерпретации поэмы Блока «Двенадцать» имеют право на существование в силу их мифологической ориентации. Все эти версии могут быть предложены в качестве рабочих, но учащиеся имеют право на выдвижение собственного типа интерпретации, так как символ – явление многозначное.

Если рассматривать поэму А. Блока в контексте всего творчества, т.е. как составляющую идиостиля, то мы обнаружим парадоксальное явление: именно в поэме «Двенадцать» происходит смена приоритетов, смена стилевой доминанты, так как ведущими смыслами становятся «грех», «разрушение», «дьявол» («антихрист»). Изменяется и трактовка женского начала как символического обозначения «Вечной Женственности»: этот образ трансформируется в образ Катьки-падали, что разрушает сложившийся стереотип восприятия А. Блока как певца вечной красоты и Прекрасной Дамы.

 

Список рекомендуемой литературы

 

1. Бальмонт К. Избранное: Стихотворения; переводы; статьи. – М., 1980.

2. Басовская Е. Н. Русская литература XX в. – М., 2003.

3. Белый А. Настоящее и будущее русской литературы// Басовская Е.Н. Русская литература XX в. – М., 2003 – с. 80.

4. Бидерман Г. Энциклопедия символов – М., 1996.

5. Блок А. Избранные сочинения – М., 1988.

6. Брюсов В. Ключи тайны// Собрание сочинений в 7 т. – М., 1973-1975 – Т.1.

7. Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках. – М., 1996.

8. Миллер Е. Н. Значение собаки в мифологических верованиях древности// Древности – IV Вып. 3 – М.,1875.

9. Минц З. Г. Поэтика Блока – М., 2000.

10. Турков А. В мире А. Блока// Блок А. Избранные стихотворения – М., 1988 – с. 5-15.

11. Успенский Б. А. Труды по знаковым системам – Тарту, 1971. – Вып. 5.

12. Успенский Б. А. Филологические разыскания в области славянских древностей (Реликты язычества в восточно-славянском культе Н. Мирликийского) – М., 1982.

13. Успенский Б. А. Избранные труды – М., 1994 – т.2.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.