1. Рассмотрите название поэмы с разных точек зрения: как символическое обозначение реалии, как отсылку к евангельской символике, как результат изменения авторского названия («Тринадцатый апостол») и как проекцию на содержательную структуру поэмы.
2. Определите, за счет каких средств создается полифоничность произведения: за счет наличия в тексте «множества» голосов персонажей; за счет внутренней полемики Блока-поэта с лирическим героем; за счет включения в текст непрокомментированных цитат из текстов разных жанров и т.д.
3.Рассмотрите значение слова «вьюга» и других слов, связанных с семантикой «стихия». Какое символическое значение они приобретают в тексте? Обратитесь к мифологическому словарю и определите значение слова «пес» («собака»). Как при этом изменилось восприятие текста поэмы?
Для комментариев последнего вопроса мы обратились к трудам Б.А. Успенского и пришли к следующим выводам.
Слово «пес» как дистантный повтор образует ключевую парадигму текста поэмы «Двенадцать». Образ собаки появляется только в 9 главе поэмы «Двенадцать», что свидетельствует о следующем: девятая глава воспринимается как девять кругов ада (по Данте) и как время очищения души (поминовение усопших на 9-й день). Если мы интерпретируем образ собаки (пса) только с позиции синтаксического и образного параллелизма, то получим аналогию: буржуй - пес (Стоит буржуй на перекрестке… А рядом жмется … поджавши хвост паршивый пес; Стоит буржуй как пес голодный, стоит безмолвный, как вопрос). Параллель распространяется и на более глобальный образ - образ старого мира (И старый мир, как пес безродный, стоит за ним, поджавши хвост). Анафора также способствует усилению параллелизма. Такое буквальное восприятие не вписывается в символистскую систему А. Блока, хотя и на ее примере можно увидеть специфику образа: образ собаки выступает в роли усилителя негативного образа буржуя. «Страдательность» образа буржуя часто не замечают: перекресток, как символ распятия, задает тему Христа и автоматически переводит буржуя в разряд жертвенных персонажей.
Буржуй встречается и в первой главе, но без «сопровождения», все на том же перекрестке, так почему же именно в девятой главе возникает образ собаки?
Можно выдвинуть следующие версии:
1) Образ собаки символизирует не только старый мир, но и его смерть, умирание. Пес Цербер – представитель царства мертвых – преследует буржуя как представителя старого мира, предвещая его скорый конец.
К девятой главе заканчивается история о Катьке, начавшаяся в 6-й главе. Если цифру «6» интерпретировать как обозначение дьявола, то «9» - скрытая дьявольская сущность. Убийство в 6-й, отсутствие раскаяния в 7-й и вселенски характер зла в 8-й перерастают в 9-й в сатанинский апофеоз, заданный еще в 8-й; слова «смертная», «ножиком полосну» (убийство), «выпью кровушку», «упокой, господи, душу рабы твоея», задается кровавая вакханалия, обращенная, в том числе, и на буржуя, но он – жертва. Вот почему пес буквально преследует его, как и весь старый мир.
2) Интерпретируя первые 8 глав как 8 кругов ада, в девятом мы встречаемся с вечным спутником сатаны – собакой. Учитывая заданный в 8-й главе мотив смерти (упокой, господи), образ собаки можно воспринимать, как образ пожирателя души мертвого буржуя или, что тоже вероятно, души мертвой Катьки.
3) В предыдущей версии есть свои плюсы: умершая Катька еще не обрела душевный покой (мытарства души), а так как она представлена в тексте как продажная, то собака пожирает душу грешницы.
4) Пес как метафорическое изображение ада указывает на то, что ад уже наступил здесь, на земле. Революция – это кровь, смерть, ад, но Блок не говорит об этом прямо.
5) Собака (пес) в христианской традиции воспринимается как нечистое животное. Нечистота, оскверненность старого мира (в том числе, и буржуя, как человека и христианина) показана через образ собаки.
6) Акцентируя внимание на наличие шерсти, Блок отсылает нас еще к одному мифу – о Громовержце и змее (псе). Буржуй как змееборец, не в состоянии победить змея (пса), поэтому миф представлен в перевернутом виде: не Громовержец побеждает змея (пса), а пес побеждает Громовержца.
В 12-й главе представлена апокалиптическая картина: пустота, отсутствие людей, и «только нищий пес голодный ковыляет позади». Заметим, пес все время «голодный» и он все время позади. Данный факт можно объяснить следующим:
– полное уничтожение «врагов революции» не удовлетворило пожирателя душ (пса), он успокоится только тогда, когда уничтожит всех (скалит зубы – волк голодный);
– двенадцать человек не имеют будущего, за ними по пятам идет смерть (пес Цербер);
– представитель ада готов забрать души грешников с собой («Старый мир, как пес паршивый, провались – поколочу»);
– появление образа пса задает образ Христа: собака, облаявшая Христа, обречена было лаять вечно: лгущая собака была наказана Богом. Но в тексте поэмы пес не лает на Христа, а искаженное написание имени подтверждает версию, что впереди не истинный Бог, а антихрист. Тогда пес – логичное сопровождение сатаны, обозначение ада и смерти.
Все предложенные версии интерпретации поэмы Блока «Двенадцать» имеют право на существование в силу их мифологической ориентации. Все эти версии могут быть предложены в качестве рабочих, но учащиеся имеют право на выдвижение собственного типа интерпретации, так как символ – явление многозначное.
Если рассматривать поэму А. Блока в контексте всего творчества, т.е. как составляющую идиостиля, то мы обнаружим парадоксальное явление: именно в поэме «Двенадцать» происходит смена приоритетов, смена стилевой доминанты, так как ведущими смыслами становятся «грех», «разрушение», «дьявол» («антихрист»). Изменяется и трактовка женского начала как символического обозначения «Вечной Женственности»: этот образ трансформируется в образ Катьки-падали, что разрушает сложившийся стереотип восприятия А. Блока как певца вечной красоты и Прекрасной Дамы.
Список рекомендуемой литературы
1. Бальмонт К. Избранное: Стихотворения; переводы; статьи. – М., 1980.
2. Басовская Е. Н. Русская литература XX в. – М., 2003.
3. Белый А. Настоящее и будущее русской литературы// Басовская Е.Н. Русская литература XX в. – М., 2003 – с. 80.
4. Бидерман Г. Энциклопедия символов – М., 1996.
5. Блок А. Избранные сочинения – М., 1988.
6. Брюсов В. Ключи тайны// Собрание сочинений в 7 т. – М., 1973-1975 – Т.1.
7. Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках. – М., 1996.
8. Миллер Е. Н. Значение собаки в мифологических верованиях древности// Древности – IV Вып. 3 – М.,1875.
9. Минц З. Г. Поэтика Блока – М., 2000.
10. Турков А. В мире А. Блока// Блок А. Избранные стихотворения – М., 1988 – с. 5-15.
11. Успенский Б. А. Труды по знаковым системам – Тарту, 1971. – Вып. 5.
12. Успенский Б. А. Филологические разыскания в области славянских древностей (Реликты язычества в восточно-славянском культе Н. Мирликийского) – М., 1982.
13. Успенский Б. А. Избранные труды – М., 1994 – т.2.